АЛЕКСАНДР ТУТОВ. РЫЦАРЬ, ОТЛОЖИВ МЕЧ, ВЗЯЛСЯ ЗА ПЕРО. / Декопольцев Сергей
 

АЛЕКСАНДР ТУТОВ. РЫЦАРЬ, ОТЛОЖИВ МЕЧ, ВЗЯЛСЯ ЗА ПЕРО.

0.00
 
Декопольцев Сергей
АЛЕКСАНДР ТУТОВ. РЫЦАРЬ, ОТЛОЖИВ МЕЧ, ВЗЯЛСЯ ЗА ПЕРО.
Обложка произведения 'АЛЕКСАНДР ТУТОВ. РЫЦАРЬ, ОТЛОЖИВ МЕЧ, ВЗЯЛСЯ ЗА ПЕРО.'
АЛЕКСАНДР ТУТОВ. РЫЦАРЬ, ОТЛОЖИВ МЕЧ, ВЗЯЛСЯ ЗА ПЕРО...

АЛЕКСАНДР ТУТОВ… РЫЦАРЬ ОТЛОЖИЛ МЕЧ, ЧТОБЫ ВЗЯТЬСЯ ЗА ПЕРО.

 

Небольшая биографическая справка: Тутов Александр Николаевич родился 3 июня1966 г. в г. Коряжме Архангельской области. Окончил Архангельский медицинский институт и Северо-Западную Академию госслужбы при Президенте РФ. Врач-невролог. Участник боевых действий на территории бывшей Югославии. Основатель (а затем — руководитель) клуба исторического фехтования и русских единоборств «Ушкуйник», организатор фестивалей исторического фехтования «Нордкон». Член Союза писателей РФ. А ещё Александр — руководитель областного отделения общественной организации «Народный Собор», Военно-Спортивного Союза Михаила Тимофеевича Калашникова, член правления областной казачьей организации…

 

И при такой бурной общественно-политической деятельности он еще успел стать автором более 20 книг! Фантастика, боевик, военная проза, книги по медицине, литература для детей…

В одной из статей о нём я наткнулся на фразу, что «в Александре… непонятным образом уживаются два или три разных человека.» и что «писать о нём сложно». Не скажу, что задача выявить «главную идею творчества» Александра Тутова показалась мне слишком уж лёгкой. Слишком уж многогранна личность этого человека.

Он — патриот. Патриот не только «родного края», но и патриот своей Отчизны, «болеющий» за судьбу русского народа и желающий для него лучшего будущего. Но кого в наше время, во время украинского кризиса, этим удивишь? Сейчас патриотом величает себя всякий, особенно, если этот всякий — лицо, приближённое, так сказать, «к верхам». Но Александр Тутов говорил о русском патриотизме, когда само слово «русский» было в загоне (помните о глупом словечке «россияне», которое пустил в оборот президент Ельцин?). Сам этот факт говорит о многом.

Писатель-фантаст. Но, как уже говорилось, у него есть и книги, написанные в других жанрах, в том числе — труды по медицине (врач ведь, всё-таки!). Кстати, из врачей получаются превосходные писатели — стоит вспомнить Антона Павловича Чехова и Артура Конан-Дойля.

Главная заслуга Александра, по моему глубокому убеждению, что он возродил в литературе незаслуженно забытый жанр — «рыцарский роман».

 

Наверное, все помнят, как в школе преподаватель литературы рассказывал о Сервантесе и его романе «Дон Кихот»? И как они настоятельно подчеркивали (в тогдашних учебниках всех писателей делили на «прогрессивных» и «реакционных», совсем как сейчас — на «демократов» и «экстремистов»), что «Дон Кихот» ЯВЛЯЕТСЯ ПАРОДИЕЙ НА ТОГДАШНЕЕ УМИРАЮЩЕЕ РЫЦАРСТВО. То бишь Сервантес был «прогрессивным» писателем. Таким оригинальным способом он «боролся против отживающего феодализма за более передовой строй — за капитализм.

Но попробуйте перечитать хотя бы одну главу этого великого романа. Лично я там никаких насмешек над рыцарством не вижу. Дон Кихот и его верный оруженосец здесь явно положительные герои. А вот те крестьяне, горожане, купцы и «продвинутые» аристократы, что смеются и издеваются над ними — типажи, безусловно, отрицательные.

Ведь какие принципы защищают Рыцарь Печального Образа и Санчо? Честность, верность слову, неприятие любой несправедливости. Для них дело жизни — служение Долгу. А Долг свой они видят в борьбе со злом и защите слабых и угнетенных. Они не просят плату, их намерения — бескорыстны (чтобы Санчо не мечтал там о своём «губернаторстве на отдельно взятом острове» — это всего лишь мечты.).

Рыцарь здесь противопоставляется буржуа — трусливым, лживым и подлым.

Здесь, на страницах романа, Сервантес не смеётся — он кричит в полном отчаянии: «Люди! Будьте людьми — вспомните, что отличает вас от животных!»

И не раз потом в мировой литературы будут находиться чудаки-«дон-кихоты», пытающиеся вернуть заблудшее человечество к этим «устаревшим» ценностям. Сэр Вальтер Скотт и сэр Артур Конан-Дойль не просто писали исторические романы — они описывали героев для которых справедливость была выше закона, защита слабых считалась обязанностью, ну, а верность слову… Конан-Дойль, кстати, считал своими главными книгами «Белый Отряд» и «Сэр Найджел», а к саге о Шерлоке Холмсе относился пренебрежительно, но ведь и в образе Холмса явственно проглядывают рыцарские черты. Думаю, не зря британская королева одарила их рыцарским званием — она ведь была большой любительницей литературы, и наверняка всё поняла. Из более современных авторов можно отнести к этой категории Джека Лондона (несмотря на то, что он называл себя социалистом) и Эрнеста Хэмингуэя. А в нашей литературе это безусловно Александр Тутов.

Потому все главные герои его книг являются Рыцарями (именно так — Рыцарями с большой буквы.). И скромный журналист Алёша Митяшин из повести «Баба-Яга», и удалой новгородский ушкуйник Александр Никитович («Ледяное дыхание»), и космодесантник из далёкого-предалёкого будущего Ксан Гривс, и русский доброволец в пылающем Сараево — врач Алексей — все они Рыцари. Но что значит это слово для самого автора? Пусть за него ответит его герой.

Знакомьтесь — Никита Виленов, победитель мирового первенства по историческому фехтованию и главный герой повести «Убей и правь!»:

« В моём представлении рыцарь — это добрый, интеллигентный человек, высоконравственный и физически развитый, способный на героический поступок, сражающийся со Злом не ради самой борьбы, а во имя Добра и не забывающий о Милосердии.»

«…Физически развитый…» А ведь Александр, говорящий устами своего героя прав: почему бы не ввести в учебную программу наших школ военно-спортивные игры вместо почивших в бозе «Зарницы» и «Орлёнка». Организовать военно-спортивные и фехтовальные клубы? Стрелковые секции со стрельбой из боевого оружия? Не хочется, конечно, думать, но если разорив собственную страну, к нам через западную границу хлынет поток отребья из «Правого сектора»? Сможет ли остановить этих нелюдей наша молодёжь, проводящее всё своё свободное время, погрузившись в компьютерные игры, тусуясь в подворотнях и на дискотеках?

Книги Александра Тутова, хотя там зачастую описываются сказочные события, заставляют нас задуматься над словами, вроде бы напрочь исчезнувшими из нашей жизни.

Включите телевизор и попробуйте сосчитать, сколько раз там будут произнесены слова «совесть», «справедливость», «долг», «бескорыстие», «честность» или «правда»? Увы, не только в бесконечных сериалах или ток-шоу вы этого не услышите, но даже (и это гораздо страшнее) в новостях или документально-аналитических передачах дикторы словно забыли о существовании подобных понятий. И результаты подобной политики уже сказываются. На всех каналах есть множество передач типа «из зала суда» или «криминальных новостей». Посмотрите на физиономии изобличенных преступников и попробуйте найти на них хотя бы тень раскаяния. Вы этого не увидите. Наоборот все попавшиеся жулики, взяточники, казнокрады и убийцы будут агрессивно орать в камеру, что ни в чём не виноваты, а во взгляде, чёрном от злобы будет одно: «выпустите меня, гады и дайте дальше творить что я хочу!» Это не реакция человека, это — реакция пойманного хищника, который в ярости грызет прутья клетки, в которую посажен…

Мне, правда, могут возразить, что романов, написанных в жанре «фэнтези» на полках магазинов хоть пруд пруди. Да, видел. Читал. Но вот впечатление о сем чтиве… Как бы это поделикатнее выразиться? Всё вроде бы там есть… И суперкрутые герои, машущие мечом, руками и ногами направо и налево… И экзотические замки — снаружи голый камень, а внутри — Версаль пополам с Эрмитажем… И зеркально сверкающие доспехи. Зловещие маги-колдуны. Ужасные драконы. Прекрасные принцессы — с ног до головы закутанные в драгоценные ткани и усыпанные камнями-самоцветами. Но…

Но вот разговаривают эти герои-принцессы-колдуны-злодеи на теперешнем российском «новоязе» и молодёжном жаргоне. Да и ведут себя соответственно. Одень их в современную одежду, подстриги — и можешь отправлять на современные тусовки (фуршет или презентацию какую), и никто на внимания не обратит. Опять же слова «совесть», «справедливость», «благородство», «верность» эти герои и героини не используют. Потому что не слыхали.

Кстати, о принцессах. Забавно, но в наших советских учебниках Александру Сергеевичу Пушкину пеняли, что он сделал Людмилу слишком похожей на барышню из дворянских гостиных своего времени, а не на степенных древнерусских красавиц. Бедные тогдашние составители учебных пособий! Они бы на теперешних героинь фэнтезийных романов посмотрели! Те и на лошадях скачут, и мечом машут, и по стенам прыгают не хуже мужиков, а бывает даже лучше!

А вот в книгах Александра Тутова принцессы совсем другие. Нет, они тоже могут взять в руки оружие, чтобы любимого защитить, если жизнь припрёт, но всё же главные заботы у них другие. Ждать своего суженного из дальнего похода («за леса, за моря») или ожидать спасителя-избавителя. Заботливо подарить на дальнюю дорогу оберег-талисман. Выйти из дальних покоев и чарующей улыбкой «сразить наповал» сурового воина и покорить его сердце — вот их предназначение. Рыцарское отношение автора проглядывает в портретах женских персонажей — все они мудры и прекрасны. (У Конан-Дойля, строгого приверженца рыцарского кодекса было похожее отношение к прекрасному полу. Как-то он отвесил затрещину родному сыну, в ответ на его замечание в адрес женщины, что она, мол, уродлива. «Запомни, — примирительно сказал суровый отец. — Некрасивых женщин не бывает!)

Это вполне понятно, если вспомнить рыцарский культ Прекрасной Дамы. Подвиги, совершенные в её честь, сложение мадригалов, пение серенад… У Александра даже Баба-Яга — красивая и мудрая женщина средних лет, в молодости покорившая сердце юного богатыря. И столетняя северная колдунья из «Ледяного дыхания» смотрит на посетивших её «яркими, совсем не старческими, глазами» и говорит «молодым, чарующим голосом». Рыцарь всегда ищет идеал в женщины, стоит ли удивляться, что в рыцарском романе все женщины идеальны?

 

Но Александр Тутов пишет не только о приключениях рыцарей и звёздных десантников.

Книга «Русские в Сараево» написана во многом по воспоминаниям самого автора, участника боевых действий. Картины кровавого хаоса, оставляющие впечатление жути своей обыденностью и совсем не бравурный финал — эта повесть знаменует собой новый этап в творчестве Александра, она не похожа ни на одну из его книг, написанных ранее.

…Врач, само предназначение которого — спасать людей, берёт в руки оружие. Бывшие соседи, знакомые и друзья встречаются в бою, воюя по разные стороны линии фронта. Где-то в развалинах засел американский наёмник-снайпер, задача которого: «настрелять» побольше сербов и мусульман (желательно гражданских — стариков, женщин и детей), чтобы европейская общественность возмутилась «жестокостью сербов», и страны НАТО вмешались в конфликт. Рядом с русским врачом Алексеем находится девушка Рада. И хотя она молода и красива, другой вопрос мучает, терзает, не даёт покоя: кто она — сербка, хорватка или боснийка-мусульманка? Друг или враг?..

Я не собираюсь пересказывать всё содержание повести «Русские в Сараево». Скажу одно — читал не отрываясь.

 

Александр до сих пор — практикующий врач. А ещё он ведет бурную общественно-политическую деятельность, готовит цикл передач для городского телевидения. И — пишет новые книги. Его энергии и целеустремлённости можно позавидовать. Общаясь с ним, испытываешь стыд за свою, порой чрезмерную, лень. Хочется пожелать ему дальнейших успехов. Не только в литературе.

P.S. С 23 по 24 августа в Архангельске на острове Кегостров пройдёт Гриновский Фестиваль. Фестиваль посвященный творчеству ещё одного русского писателя «рыцарского жанра» — Александра Грина. Александр Тутов является организатором этого мероприятия, призванного освежить в памяти современников образ его знаменитого тёзки. (Для несведущих поясню, что с ноября 1910 по май 1912 годов в наших краях отбывал ссылку Александр Степанович Гриневский. Позже вся Россия (и не только Россия) будет знать его как Александра Грина, фантаста-романтика. Полтора года ссылки он отбывал вместе с женой — Верой Павловной, с которой они обвенчались в тюрьме, прямо перед отъездом в «места не столь отдалённые». Сначала проживали в деревне Великий Двор, близ города Пинеги, потом Гриневский, по состоянию здоровья, был переведен в Архангельск, и поселён на Кегострове, месте жительства многих ссыльнопоселенцев.)

По моему убеждению, лучшего организатора подобного фестиваля не надо и искать. Внутренне два Александра очень похожи. Оба — писатели-романтики. И у того, и у другого герои сражаются за справедливость, ненавидят подлость, жестокость и малодушие. Чтобы убедиться в этом, загляните в их книги. Думаю, «Алые паруса» или «Бегущая по волнам» и так уже стоят на ваших полках. А книги «другого Александра» — Тутова можно теперь приобрести и у нас в Северодвинске, в магазине «Мир книги».

 

 

 

 

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль