Вячеслав Матосов
РАЗОЧАРОВАНИЕ ИДЫ
1
Ида первая проснулась в огромной спальне на трёхместной кровати в своём особняке в Париже осенью 1910 года и вспомнила о сегодняшней репетиции "Шехерезады". Она быстро встала, оттолкнула Габриэлe и, не одеваясь, направилась в ванную.
— Габриэле! Кто же я? — выходя из спальни, крикнула Ида, чтобы совершенно разбудить Габриэле.
Габриэле уже давно не спал, а только притворялся спящим. У него была уже готовая фраза для Иды:
— Ты, ты… Hет ты — не Шехерезада! Ты — меч, отсекающий мой разум, а я— Иоанн Креститель, потерявший голову из-за тебя!
Пока Габриэле кричал это, Ида уже закрыла дверь в ванную.
Ромэйн тоже не спала. Она быстро встала с той же кровати, стянула всю простыню и задрапировалась в неё. Затем весело ответила, уходя в свою комнату:
— Нет, вы оба рабы страсти, a я — Амур, оставшийся без стрел!
А Париж уже просыпался, наполняя шумом колёс экипажей широкие бульвары.
После принятия ванны Ида начала приводить себя в порядок с помощью прислуги Адель, приказав мажердому заложить карету.
2
Выйдя из зрительного зала, где проходила репетиция с оркестром, Ида заметила мужчину, который уже не один раз встречался ей здесь.
Последнее время он всегда после репетиции стоял в отдалении в углу, провожал её странным взглядом, как будто хотел пойти за ней, но всегда оставался позади. И она всегда чувствовала спиной его молящий взгляд.
Когда она выходила и садилась в экипаж, он внезапно появился из двери служебного входа театра и быстро пошёл к её карете, по дороге поправляя цилиндр на голове и чёрный шёлковый плащ на плечах.
Но Ида в то время уже подгоняла кучера, оставляя мужчину того позади. Она спешила в мастерскую Валентина Серова, где позировала для большой картины-афиши.
И с каким-то приятным чувством размышляя об этой сегодняшней встрече, она тихо произнесла вслух:
— Неужели бывают такие скромные мужчины? Чёрт возьми! А он нравится мне!
3
Следующий вечер был свободным от репетиции, но она решила зайти в театр, чтобы из любопытства взглянуть на новую танцовщицу, принятую недавно в театральную труппу.
Перед театром она купила у мальчишки-разносчика две бульварные газеты и, остановившись в раздевалке, пробежала глазами критические статьи в её адрес.
О, мондье! Чего только не писали газетчики про неё: "Ида Рубинштейн это — бледное лицо, угловатое и ядовитое очарование". Затем и другие незавидные комплименты. В строках другой газеты проявлялась некоторая похвала в её адрес. Там её называли "героиней модерна" и "красотой, которая губит". Она тут же выбросила газеты в мусорную вазу.
Спектакль уже начался. На сцене в главной партии появилась та новая танцовщица. Ида заметила, что она допустила несколько ошибок по темпу.
Ида в тот момент пыталась понять, почему эту танцовщицу выбрал режиссёр, но ей помешал виконт.
— Я с вами вполне согласен, она не идёт ни в какое сравнение с вами в роли Зобиеды. Только вы можете украсить эту сцену, — шептал ей на ухо виконт Нурелль.
Он часто совсем некстати оказывался близко со своими тремя волосками на лысине и совершенно ей не нравился.
Ида скучающим взглядом посмотрела в ложу напротив. И увидела, что там Габриэле обнимает какую-то даму с голубой вуалью на плечах.
Нет, даром тебе это не пройдёт, подумала она, поднялась с места, вышла из ложи и в корридоре и сделала знак ожидающей её служанке идти на выход. Пока она не придумала, как отомстит ему.
4
На сцене в кабаре "Шапито" уже будоражил всех канкан.
Ида часто заказывала столик справа от сцены и официанты знали её. С того места интересно было наблюдать многих мужчин за столиками, разгорячённых вином и взглядами дам, и которые бурно реагировали на всякое появление танцовщиц на сцене.
В этот момент, как будто, сам композитор Оффенбах незримо дирижировал их настроением.
Со своего места она увидела того самого мужчину, который часто встречался ей после репетиций в театре. Он только что вошёл и искал свободное место с каким-то беспокойным взглядом. И она помахала ему рукой.
Он узнал её, подошёл с удивлением к столику и, садясь напротив, прошептал:
— Благодарю вас мадам Ида. Я побывал на многих ваших спектаклях и, как и все, очарован вашим талантом. Теперь я с вами наконец-то познакомлюсь. Меня зовут Поль.
Идой уже охватило возбуждающее настроение, принесённое исполненным на сцене канканом, и она тут же с улыбкой громко произнесла :
— Почему же только сейчас? Ведь мы могли познакомиться ещё давным давно. Он странно улыбнулся и неторопясь ответил:
— Сейчас я не могу быстро прийти в себя. Я пришёл сюда, чтобы развеять неприятные мысли.
— У вас — неприятные мысли? А я узнала, что мой муж изменил мне. Так давайте вместе отгоним эти мысли и отметим нашу встречу! — радостно воскликнула Ида.
После второго бокала шампанского их руки уже сплелись в таком же вихре, в каком сплелись их чувства друг к другу.
5
Утром они проснулись в постели в его спальне. Приподнявшись на локте, Поль торжественно провозгласил:
— Чуть не забыл! Мой друг пригласил меня сегодня на "пленэр". На "голубое бакбекю", если выразиться точнее. Я приглашаю вас разделить со мной этот день в Булонском саду! Там будут мои друзья, — несколько мужчин и женщин.
— Ну, что ж, я принимаю ваше предложение, — таинственно произнесла Ида.
— Но тогда надо успеть принять ванну. Я попробую управиться сама со своим туалетом. Хотя, нет. Скажите слуге, чтобы он послал кого-нибудь за моей служанкой Адель. Она принесёт мне новое платье и поможет. Я скажу по какому адресу. И тогда я буду готова к пикнику.
6
На краю большой поляны, освещённой ярким солнцем, под раскидистой кроной большого дерева был расстелен большой ковёр, на котором служанки уже расставляли посуду, закуски и бутылки с вином.
Поль с восхищением смотрел на Иду, когда она вышла из экипажа в Булонском саду. Из-под широкой шляпы со страусовым пером выглядывали кончики коричневых волос после стрижки "Гарсон". Платье-халат в японском стиле из шёлка салатного цвета с переливами теней на многочисленных складках от модельера Поля Пуаре облегало её тонкую фигуру. Левая рука её изящно держала белый зонтик от солнца.
Поль проводил Иду до ковра и познакомил её со всеми присутствующими здесь мужчинами и женщинами, но она запомнила немногих из них. Мужчины были все во фраках, а дамы — в праздничных платьях.
К ней игривой походкой подошёл уже не молодой преуспевающий лысый банкир Себастьян. Он нёс в руках пёстро разукрашенную красками трость и голубое кольцо.
И, улыбаясь, предложил:
— Эта игра называется "Серсо". Всё очень просто. Эта изящная трость символизирует шпагу кавалера. Держите это кольцо. Вы должны будете бросить его так, чтобы оно попало на "шпагу" кавалера. Сейчас вашим кавалером осмелюсь быть я.
Он отошёл на небольшое расстояние и, выставив вперёд эту трость, элегантно стал под деревом в позу, напоминающую позу фехтовальщика в бою.
Широко размахнувшись, Ида бросила кольцо, но под действием ветра оно взмыло вверх и повисло на ветке дерева.
И тот же момент Поль радостно подбежал к Иде, обрадовавшись внезапной возможности заслужить похвалу "героини модерна".
Он воздел руки к небу и прокричал:
— Я готов сорвать эту звезду с небес для вас!
И в тот же час сбросил туфли с ног и фрак, бросился к дубу, подпрыгнул и руками ухватился за самый низкий сук. Он обладал немалой силой, проводя достаточно времени на турнике в гимнастическом зале. Раскачавшись, он достал ногами основание нижнего сука. Помогая себе ногами и подтянувшись на обеих руках, он ухватился одной рукой за выше находящийся сук, а затем сумел встать ногами на тот сук, на тонкой веточке которого висело кольцо.
Проведённая бессонная ночь и принятая вчера немалая доза алкоголя не позволяла ему чётко контролировать свои движения сейчас, но он настойчиво продвигался всё ближе и ближе к кольцу.
В это же время Себастьяну пришлось отступить на несколько шагов от того места, где стоял.
Мужчины с интересом наблюдали за действиями Поля, а женщины разделились на две половины. Одна половина их восторженно хлопала в ладоши этому героическому действию, а другая со страхом дружно кричала:
— Будьте осторожны, Поль!
Ида с большим беспокойством наблюдала за действиями Поля. В то же время она почувствовала, что она гордится этим мужчиной.
Но Поль, подгоняемый напряжённым вниманием всех к нему, сохранял равновесие как циркач на проволоке под куполом цирка, широко раскинув руки в стороны. В следующее мгновение он ступил уже на более тонкий сук, который был покрыт скользкой зелёной корой.
И тут он оступился. Раздался хруст и Поль упал вниз. Последовал глухой удар о землю.
Он лежал не шелохнувшись. Его голова как-то неестественно была повёрнута в сторону и из-под неё сочилась кровь.
Все столпились, с ужасом смотря на лежащего без сознания на траве.
Кто-то послал служанку за полицией и за каретой "Скорой помощи". Приехала карета с двумя полицейскими и карета "Скорой помощи". Полицейские обследовали место падения, распросили присутствующих, написали протокол о случившемся.
Один из санитаров записал имя пострадавшего и адрес, спросив об этом Себастьяна. Затем вдвоём с другим санитаром положил Поля на носилки и они увезли в карете в больницу.
Слуги быстро собирали всё то, что было приготовлено для пикника.
Ида очнулась от мыслей о происходящем и попросила кучера отвезти её в ту больницу, куда повезли Поля. Со своей служанкой она поспешила сесть в экипаж, и они последовали за каретой скорой помощи.
7
Они вдвоём сели на деревянную скамью в приёмном покое больницы и погрузились в тревожное ожидание. Через несколько минут из тех же дверей, куда унесли ранее Поля, вышел врач и спросил у Иды, кем она доводится пострадавшему.
Она могла сказать только то, что он был её знакомым. Через небольшую паузу врач сообщил ей, что Поль только что скончался, не приходя в сознание.
Сердце Иды тревожно сжалось. Она не успела ещё сильно привыкнуть к этому мужчине за этот небольшой период общения, но память о проведённой с ним почти безумной ночи, увлекала её в поток скорби о нём.
Он казался ей тем единственным, который отважился действительно полюбить такую богиню сцены, со всеми её развлечениями в окружающей богеме.
Удивительная судьба приковала её к сценической и закулисной жизни без права наслаждаться счастьем в кругу семьи. Она с детства выбрала этот путь и твёрдо шла по нему, не сворачивая.
Тот же кучер отвёз её со служанкой в особняк.
8
Художница Ромэйн ещё не пришла из своей студии, и Ида села на большой кровати, чтобы обдумать случившееся.
Она полностью была погружена в тот сценический мир, который окружал её. Она получала наслаждение от мужчин и от этой художницы, как естественую подачку от природы. Как целительную воду из источника, она черпала новые идеи для постановок на сцене из этого чувственного океана.
А этот мужчина заставил её сдвинуться от обычного удобного положения, которое она занимала в том же океане.
Нет. Она не представляла себя в семье, окружённой детьми и заботами мужа.
Постоянство в любви не было её уделом, а изменить свою жизнь она уже не могла. Она сама себе возвела с огромным трудом тот предъестал, на который помогла ей подняться восторженная парижская публика, упорно занимаясь в балетных студиях в России и в Париже. И скатываться с него не желала.
Но сейчас чувственные наслаждения с Ромэйн и с Габриэле в постели по ночам ей показались ненужным пресыщением в жизни. И она решила расстаться с ними.
Ида встала, медленно вытащила из шкафа личные вещи Ромэйн и положила их в саквояж художницы.
Затем то же самое она сделала с вещами Габриэле, при этом чувствуя какую-то брезгливость и отвращение к ним. При этом она мимолётно отметила для себя, что единственной заслугой Габриэле было то, что он был неплохим автором и написал текст пьесы "Мистерия о мученистве святого Себастьяна", в постановке которой на сцене она играла главную роль.
Затем она села к прикроватному столику и набросала две записки.
Позвав служанку Адель, она дала ей денег, написанную одну записку и приказала:
— Возьми этот саквояж Ромэйн, отвези его в её художественную мастерскую и передай эту записку. Её адрес указан там. Вот — деньги на извозчика.
— А тот саквояж Габриэле отнеси и поставь в прихожей. Когда он придёт, не допускай его ко мне и не приглашай даже в гостиную, а просто отдай ему саквояж.
— Но это всё сделаешь потом. А сейчас спустись к дворнику Жану и скажи, что я дарю ему эту трёхспальную кровать. Пусть сейчас же забирает её и делает с ней, что захочет. А я сейчас лягу отдохнуть на диване в моей личной комнате. Иди.
После ухода Адели Ида пошла в маленькую комнатку рядом со спальней, которую она всегда закрывала на ключ. Открыв дверь ключом, она взяла из стенного шкафчика бутылку с коньяком "Наполеон", налила половину бокала, стоявшего там же, и поставила бутылку на маленький столик, и одним залпом опорожнила бокал.
После чего легла на диван и забылась беспокойным сном.
Вячеслав Матосов. Торонто. Январь 2023.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.