СЕРОЕ НЕБО… СЕРЫЕ ЛЮДИ… СЕРОЕ ВРАНЬЕ!
Рецензия на фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат».
«…Иногда мне кажется, что мы сами себе придумали эту эпоху…»
Слова одного из героев фильма — рефлексирующих интеллигентов.
…Пересмотрел недавно фильм Германа-младшего «Бумажный солдат». Хотел понять: за что он получил «Серебряного льва» на 65 Венецианском кинофестивале, да еще и премию «Озелло»? Понял.
Вообще-то, господа-европейцы наши русские фильмы не жалуют — это ни для кого не секрет. И не только фильмы. Например, они до сих пор старательно пишут в своих энциклопедиях, что «до сих пор неизвестно — кто первый открыл Антарктиду», что «Маркони является изобретателем радио», и, что «какой-то польский учитель изобрел периодическую таблицу раньше Менделеева, но его, бедного, никто не стал слушать». Русофобия у них в крови. Натура такая. И вдруг…
Ничего не «вдруг»! Именно, в силу своей иррациональной ненависти к русским, они были просто обязаны отметить этот фильм! Ещё бы! Эти «варвары» так гордились своим Юрием Гагариным, а теперь «мужественный и честный режиссер» рассказал всему миру — как это было на самом деле!.. В общем, в полет первого космонавта готовили не русские (кто бы сомневался!) а… грузин. Не иначе — родственник Саакашвили. (Даже — похож.) И запускал, видать, тоже он. Русские же на протяжении всего фильма — только курят, пьют водку и кашляют. Да-да! Назойливый звук кашля сопровождает нас все, без малого, два часа просмотра этого «киношедевра».
Кстати — в этом фильме никогда не появляется солнце, окружающий пейзаж всегда закрыт этаким противным туманом, под ногами героев не то что зеленой травы — асфальта нет. Так, иногда, появляются (для разнообразия) пожухлые листья. А, в основном, все они «чапают» по грязи. Пасмурно, сумрачно и уныло и в день старта первого космонавта (хотя, кто смотрел кинохронику, может подтвердить — светило солнце). Гагарин и его дублер Титов в своих оранжевых космических комбинезонах и ботинках шлёпают по грязи (а как же?!). Правда, очевидцы вспоминали, как с них, буквально, «сдували пылинки», добиваясь полной стерильности.
Просматривая эту муть, я задавался вопросом: понимал ли режиссер, что снимает чепуху, что в реальности все происходило по-другому. И решил: отлично понимал!
Просто «Бумажный солдат» — это, так сказать, манифест «диссидентов-шестидесятников».
Долгие годы в спорах с нами они, раз за разом, были «срезаемы в лёт» убойным аргументом: «А всё-таки мы были в космосе первыми!» Нечего им, ненавистникам советской власти ( а в душе и России) было на это ответить. А теперь ответ есть. А куда бы вы, хари неумытые, полетели без этого «чудесного грузина»? А? (У героя Мираба Нинидзе в фильме фамилия — Покровский, но со своим отцом он говорит по-грузински и постоянно вспоминает детство в Тбилиси). Теперь у «демшизы» появился свой «убойный аргумент».
Странно. А почему в фильме не показали Сергея Павловича Королёва? Почему там не упоминаются Янгель, Челомей, Бабакин, Стечкин, Бармин? Где Черток, Феоктистов и другие их помошники? Где командир отряда Каманин? Нет их. Один непонятный «доктор Покровский» со своей ностальгией по солнечной Грузии. Это к нему идут будущие космонавты со своими вопросами и проблемами. (Посмотрите «сочный» эпизод, в котором доктор Покровский утешает Юру Гагарина после нервного срыва — баюкает на руках и напевает песенку (естественно, по-грузински). Кстати эта сцена — тоже клевета на нашего первого космонавта. После гибели курсанта Бондаренко (сгорел в сурдокамере) не валялся Юрий Алексеевич на грязном полу в обнимку с подушкой, задыхаясь в рыданиях. Не было такого. А тут еще сцена: к жене главного героя (тоже — врачу) подходит молодой лейтенант из будущих космонавтов и кривя губы (тоже плакать собрался) сообщает, что до жути боится предстоящего полета. Что не хочет «быть собачкой» (сиречь — Белкой и Стрелкой). Так и хочется крикнуть: «Да кто тебя заставляет?! Не хочешь — откажись! Вас — двенадцать кандидатов — из четырех тысяч выбирали! Только свистни — желающих толпа сбежится! А ты не хочешь — пиши рапорт! Мигом отчислят. Да и в истребителях такого долго держать не станут! «Полёта он боится…»
Но кричать не стоит. Потому что эта сцена выдумана от начала до конца. Как и сцена с плачущим Гагариным. Врачей все будущие космонавты очень уважали и даже побаивались. Почитайте их воспоминания! Все знали: стоит врачу усомниться в кандидате, и дорога в Космос для того будет закрыта навсегда. От них пытались скрывать мелкие болячки и недомогания — всё по той же причине. А тут: такое «признание»! Да этих плакс мигом бы из Отряда вышибли, вздумай они признаться в своей панике перед предстоящим полётом! Понятно, что страх неизвестности присутствовал — все же живые люди, черт возьми! Но на то он и человек, чтобы страх свой побороть.
В общем, как документ, этот фильм не стоит и ломаного гроша. А вот, как «документ эпохи»… С этим — посложнее. Как я уже сказал — фильм задумывался режиссером как манифест либеральной прозападной интеллигенции. Этот фильм о ней. И главный герой, и его жена Нина (играет Чулпан Хаматова), и их друзья-приятели — все это московские диссиденты-интеллигенты… Это фильм о том, «как бы они запускали Гагарина в космос»… Если бы им позволили. Если бы они захотели. Потому что ехать в далекую, продуваемую ветрами, казахстанскую степь из уютной московской кухни… Нашли дураков! Нет уж! Пускай, всякая «лимита» мотается по полигонам, не спит сутками за кульманами, возится вместе с работягами над непослушными машинами и механизмами, стараясь понять — в чём причина отказа… Нам и на кухне хорошо! Чаёк-коньячок… Песни под гитару… Работа не пыльная — в одном из многочисленных московских НИИ. Правда, платят мало. Потому что, который год, а всё — «младший научный сотрудник»! Обидно. Но «горбатиться», чтобы получить научную степень? Нэма дурных! Нам подайте всё и сразу — мы же «коренная московская интеллигенция»! И платите нам, как на «загнивающем Западе». А мы тогда — посмотрим… Стоит ли…
Разумеется, в своих бедах эти «интеллигенты» винили не себя, любимых. Винили — власть. А когда Советская власть канула в лету, а благополучие так и не настало — стали винить народ. Прям, как тот «дикий барин» у Салтыкова-Щедрина. Дескать хлеб и мясо, что мужики дают — хороши, только вот сами мужики… Как бы без мужиков обойтись?
Диалоги в фильме тоже оставляют тягостное впечатление. Во-первых: реплики звучат невнятно, словно у актеров каша во рту. Во-вторых: сам смысл разговоров. Какая-то шизофрения.
Вот например: «Не грусти, брат, все хорошо будет — меня жена бросила». Или: «Даниил Михайлович! А что вы на меня не смотрите?» — «Ну не смотрю — и всё!»
Или сцена где молодой лейтенант, кандидат в космонавты, жалуется героине Чулпан Хаматовой, что испытывает ужас перед полётом. Она пристально смотрит на него и спрашивает: «Слушай посмотри — у меня сзади на юбке пятен не осталось?»… Демшиза… Ничего больше говорить не хочется.
По сценарию, герой Мираба Нинидзе — пламенный энтузиаст освоения космоса. Он бредит космическими городами. «,… у нас будут станции на Луне. Сначала маленькие, потом…»
Но посмотрите, как он это всё говорит! Сквозь зубы, с потухшими глазами, уставившимися в одну точку. Словно слова сами сопротивляются, не хотят произноситься…
А ведь в ракетных КБ, на Байконуре и в отряде космонавтов тогда энтузиастов хватало! Да, говорили они, мы сейчас плохо живём, товарищи, но скоро построим на Луне города, а на Марсе зацветут яблони!
А этот врач, прикоснувшийся к Большому Делу… Какой из него энтузиаст?
«Я — никчёмный, я — бессмысленный… Скажи мне, Нина, я — талантливый человек?..»
«Небо как небо! Серое просто!»… «Какие-то мы все симпатичные и бессильные…»
Слюнтяй и тряпка — иначе не скажешь! Да такого «персонажа» не только Сергей Павлов ич Королёв, но и фон Браун у себя держать бы не стал! Тот тоже, по воспоминаниям, терпеть не мог рядом с собой нытиков и плакс.
А их «диалоги» с женой? Сцена для дурдома! Каждый талдычит своё, не прислушиваясь к супругу. Чулпан Хаматова, конечно, талантливая актриса — спору нет… Но вот ее героиня в этом фильме… Эдакая супердиссидентка, для которой в нашей жизни ну нет ничего хорошего! Очень показателен эпизод, когда она, приехав к мужу в Казахстан, случайно попадает на место бывшего лагеря. Охрана лагеря ликвидирует его (другие времена!) Отстреливают караульных собак (куда их теперь?), жгут бараки… Несколько «зэчек» не хотят уходить. У старушек вся жизнь прошла в лагере — свобода их страшит, не привыкли. Интересна реакция «матёрой диссидентки». Она набрасывается на молодого лейтенанта чуть ли не с кулаками: «Что вы делаете?!!! Оставьте их здесь — раз они так желают!!!» Радоваться надо, что людей выпускают на свободу, но нет — мы будем злиться, потому что так поступает ненавистное государство!» Воистину, как любят говорить американцы: «Если Северная Дакота проголосует против чумы, то Южная — немедленно выскажется «за»!»
А теперь ещё немного о главном герое — враче-грузине — «организаторе наших космических побед». Прошу понять меня правильно: я очень уважаю героя Отечественной войны 1812 года — генерала Багратиона, Вахтанг Кикабидзе — один из моих любимых актеров и певцов, и я преклоняюсь перед организаторским талантом И.В.Сталина и Л.П.Берия. Но вот, так получилось, что среди конструкторов — создателей космических кораблей и ракет — представителей этого народа не было. Были — русские, украинцы, евреи… Даже немцы были!.. Да-да!.. Отдельно от других КБ работала группа бывших сотрудников фон Брауна, они тоже помогали нам создавать ракетно-космическую мощь. Потом их наградили и вернули на родину. (Чему, кстати, они немало удивлялись, помятуя, какова была судьба «трофейных» специалистов в гитлеровской Германии). Итак — были представители многих национальностей. Вот только грузин не было. Так уж сложилось. Они трудились и приносили пользу Отечеству в других областях. Например, сын Лаврентия Берии — Серго создавал первые в СССР зенитные ракеты. Про систему «Беркут» слышали, надеюсь?
Но вот создатели «Бумажного солдата» решили исправить, так сказать, «историческую несправедливость». Сделать реверанс в сторону Европы, обиженную за Саакашвили. Показать какой умный, красивый, интеллигентный грузин, и какие страшные, грязные, глупые русские. Недаром главного героя любят в фильме аж три русские женщины. Конечно, они предпочитают утонченного тбилисского интеллигента этим вечно пьяным, кашляющим, дымящим вонючими папиросами, недочелов… простите, русским мужчинам!
В общем фильм «демократической интеллигенции» обернулся карикатурой на наше славное прошлое. Да если бы они сняли фильм только «для собственного потребления» — то флаг, как говорится, им в руки! Тревожит-то другое. Молодёжь наша сейчас читает мало, учится через пень-колоду, а документальные фильмы смотреть не хочет — скучно. А вот фильм Германа-младшего она посмотрит. Посмотрит и решит, что всё так и было. Вот — где опасность. Вот где расчёт наших противников. Не зря, ох, не зря они за этот фильм «Серебряного льва» отвалили!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.