СЕРОЕ НЕБО... СЕРЫЕ ЛЮДИ... СЕРОЕ ВРАНЬЁ! / Декопольцев Сергей
 

СЕРОЕ НЕБО... СЕРЫЕ ЛЮДИ... СЕРОЕ ВРАНЬЁ!

0.00
 
Декопольцев Сергей
СЕРОЕ НЕБО... СЕРЫЕ ЛЮДИ... СЕРОЕ ВРАНЬЁ!
Обложка произведения 'СЕРОЕ НЕБО... СЕРЫЕ ЛЮДИ... СЕРОЕ ВРАНЬЁ!'
СЕРОЕ НЕБО... СЕРЫЕ ЛЮДИ... СЕРОЕ ВРАНЬЁ!

СЕРОЕ НЕБО… СЕРЫЕ ЛЮДИ… СЕРОЕ ВРАНЬЕ!

Рецензия на фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат».

 

«…Иногда мне кажется, что мы сами себе придумали эту эпоху…»

Слова одного из героев фильма — рефлексирующих интеллигентов.

 

…Пересмотрел недавно фильм Германа-младшего «Бумажный солдат». Хотел понять: за что он получил «Серебряного льва» на 65 Венецианском кинофестивале, да еще и премию «Озелло»? Понял.

Вообще-то, господа-европейцы наши русские фильмы не жалуют — это ни для кого не секрет. И не только фильмы. Например, они до сих пор старательно пишут в своих энциклопедиях, что «до сих пор неизвестно — кто первый открыл Антарктиду», что «Маркони является изобретателем радио», и, что «какой-то польский учитель изобрел периодическую таблицу раньше Менделеева, но его, бедного, никто не стал слушать». Русофобия у них в крови. Натура такая. И вдруг…

Ничего не «вдруг»! Именно, в силу своей иррациональной ненависти к русским, они были просто обязаны отметить этот фильм! Ещё бы! Эти «варвары» так гордились своим Юрием Гагариным, а теперь «мужественный и честный режиссер» рассказал всему миру — как это было на самом деле!.. В общем, в полет первого космонавта готовили не русские (кто бы сомневался!) а… грузин. Не иначе — родственник Саакашвили. (Даже — похож.) И запускал, видать, тоже он. Русские же на протяжении всего фильма — только курят, пьют водку и кашляют. Да-да! Назойливый звук кашля сопровождает нас все, без малого, два часа просмотра этого «киношедевра».

Кстати — в этом фильме никогда не появляется солнце, окружающий пейзаж всегда закрыт этаким противным туманом, под ногами героев не то что зеленой травы — асфальта нет. Так, иногда, появляются (для разнообразия) пожухлые листья. А, в основном, все они «чапают» по грязи. Пасмурно, сумрачно и уныло и в день старта первого космонавта (хотя, кто смотрел кинохронику, может подтвердить — светило солнце). Гагарин и его дублер Титов в своих оранжевых космических комбинезонах и ботинках шлёпают по грязи (а как же?!). Правда, очевидцы вспоминали, как с них, буквально, «сдували пылинки», добиваясь полной стерильности.

Просматривая эту муть, я задавался вопросом: понимал ли режиссер, что снимает чепуху, что в реальности все происходило по-другому. И решил: отлично понимал!

Просто «Бумажный солдат» — это, так сказать, манифест «диссидентов-шестидесятников».

Долгие годы в спорах с нами они, раз за разом, были «срезаемы в лёт» убойным аргументом: «А всё-таки мы были в космосе первыми!» Нечего им, ненавистникам советской власти ( а в душе и России) было на это ответить. А теперь ответ есть. А куда бы вы, хари неумытые, полетели без этого «чудесного грузина»? А? (У героя Мираба Нинидзе в фильме фамилия — Покровский, но со своим отцом он говорит по-грузински и постоянно вспоминает детство в Тбилиси). Теперь у «демшизы» появился свой «убойный аргумент».

Странно. А почему в фильме не показали Сергея Павловича Королёва? Почему там не упоминаются Янгель, Челомей, Бабакин, Стечкин, Бармин? Где Черток, Феоктистов и другие их помошники? Где командир отряда Каманин? Нет их. Один непонятный «доктор Покровский» со своей ностальгией по солнечной Грузии. Это к нему идут будущие космонавты со своими вопросами и проблемами. (Посмотрите «сочный» эпизод, в котором доктор Покровский утешает Юру Гагарина после нервного срыва — баюкает на руках и напевает песенку (естественно, по-грузински). Кстати эта сцена — тоже клевета на нашего первого космонавта. После гибели курсанта Бондаренко (сгорел в сурдокамере) не валялся Юрий Алексеевич на грязном полу в обнимку с подушкой, задыхаясь в рыданиях. Не было такого. А тут еще сцена: к жене главного героя (тоже — врачу) подходит молодой лейтенант из будущих космонавтов и кривя губы (тоже плакать собрался) сообщает, что до жути боится предстоящего полета. Что не хочет «быть собачкой» (сиречь — Белкой и Стрелкой). Так и хочется крикнуть: «Да кто тебя заставляет?! Не хочешь — откажись! Вас — двенадцать кандидатов — из четырех тысяч выбирали! Только свистни — желающих толпа сбежится! А ты не хочешь — пиши рапорт! Мигом отчислят. Да и в истребителях такого долго держать не станут! «Полёта он боится…»

Но кричать не стоит. Потому что эта сцена выдумана от начала до конца. Как и сцена с плачущим Гагариным. Врачей все будущие космонавты очень уважали и даже побаивались. Почитайте их воспоминания! Все знали: стоит врачу усомниться в кандидате, и дорога в Космос для того будет закрыта навсегда. От них пытались скрывать мелкие болячки и недомогания — всё по той же причине. А тут: такое «признание»! Да этих плакс мигом бы из Отряда вышибли, вздумай они признаться в своей панике перед предстоящим полётом! Понятно, что страх неизвестности присутствовал — все же живые люди, черт возьми! Но на то он и человек, чтобы страх свой побороть.

В общем, как документ, этот фильм не стоит и ломаного гроша. А вот, как «документ эпохи»… С этим — посложнее. Как я уже сказал — фильм задумывался режиссером как манифест либеральной прозападной интеллигенции. Этот фильм о ней. И главный герой, и его жена Нина (играет Чулпан Хаматова), и их друзья-приятели — все это московские диссиденты-интеллигенты… Это фильм о том, «как бы они запускали Гагарина в космос»… Если бы им позволили. Если бы они захотели. Потому что ехать в далекую, продуваемую ветрами, казахстанскую степь из уютной московской кухни… Нашли дураков! Нет уж! Пускай, всякая «лимита» мотается по полигонам, не спит сутками за кульманами, возится вместе с работягами над непослушными машинами и механизмами, стараясь понять — в чём причина отказа… Нам и на кухне хорошо! Чаёк-коньячок… Песни под гитару… Работа не пыльная — в одном из многочисленных московских НИИ. Правда, платят мало. Потому что, который год, а всё — «младший научный сотрудник»! Обидно. Но «горбатиться», чтобы получить научную степень? Нэма дурных! Нам подайте всё и сразу — мы же «коренная московская интеллигенция»! И платите нам, как на «загнивающем Западе». А мы тогда — посмотрим… Стоит ли…

Разумеется, в своих бедах эти «интеллигенты» винили не себя, любимых. Винили — власть. А когда Советская власть канула в лету, а благополучие так и не настало — стали винить народ. Прям, как тот «дикий барин» у Салтыкова-Щедрина. Дескать хлеб и мясо, что мужики дают — хороши, только вот сами мужики… Как бы без мужиков обойтись?

Диалоги в фильме тоже оставляют тягостное впечатление. Во-первых: реплики звучат невнятно, словно у актеров каша во рту. Во-вторых: сам смысл разговоров. Какая-то шизофрения.

Вот например: «Не грусти, брат, все хорошо будет — меня жена бросила». Или: «Даниил Михайлович! А что вы на меня не смотрите?» — «Ну не смотрю — и всё!»

Или сцена где молодой лейтенант, кандидат в космонавты, жалуется героине Чулпан Хаматовой, что испытывает ужас перед полётом. Она пристально смотрит на него и спрашивает: «Слушай посмотри — у меня сзади на юбке пятен не осталось?»… Демшиза… Ничего больше говорить не хочется.

По сценарию, герой Мираба Нинидзе — пламенный энтузиаст освоения космоса. Он бредит космическими городами. «,… у нас будут станции на Луне. Сначала маленькие, потом…»

Но посмотрите, как он это всё говорит! Сквозь зубы, с потухшими глазами, уставившимися в одну точку. Словно слова сами сопротивляются, не хотят произноситься…

А ведь в ракетных КБ, на Байконуре и в отряде космонавтов тогда энтузиастов хватало! Да, говорили они, мы сейчас плохо живём, товарищи, но скоро построим на Луне города, а на Марсе зацветут яблони!

А этот врач, прикоснувшийся к Большому Делу… Какой из него энтузиаст?

«Я — никчёмный, я — бессмысленный… Скажи мне, Нина, я — талантливый человек?..»

«Небо как небо! Серое просто!»… «Какие-то мы все симпатичные и бессильные…»

Слюнтяй и тряпка — иначе не скажешь! Да такого «персонажа» не только Сергей Павлов ич Королёв, но и фон Браун у себя держать бы не стал! Тот тоже, по воспоминаниям, терпеть не мог рядом с собой нытиков и плакс.

А их «диалоги» с женой? Сцена для дурдома! Каждый талдычит своё, не прислушиваясь к супругу. Чулпан Хаматова, конечно, талантливая актриса — спору нет… Но вот ее героиня в этом фильме… Эдакая супердиссидентка, для которой в нашей жизни ну нет ничего хорошего! Очень показателен эпизод, когда она, приехав к мужу в Казахстан, случайно попадает на место бывшего лагеря. Охрана лагеря ликвидирует его (другие времена!) Отстреливают караульных собак (куда их теперь?), жгут бараки… Несколько «зэчек» не хотят уходить. У старушек вся жизнь прошла в лагере — свобода их страшит, не привыкли. Интересна реакция «матёрой диссидентки». Она набрасывается на молодого лейтенанта чуть ли не с кулаками: «Что вы делаете?!!! Оставьте их здесь — раз они так желают!!!» Радоваться надо, что людей выпускают на свободу, но нет — мы будем злиться, потому что так поступает ненавистное государство!» Воистину, как любят говорить американцы: «Если Северная Дакота проголосует против чумы, то Южная — немедленно выскажется «за»!»

А теперь ещё немного о главном герое — враче-грузине — «организаторе наших космических побед». Прошу понять меня правильно: я очень уважаю героя Отечественной войны 1812 года — генерала Багратиона, Вахтанг Кикабидзе — один из моих любимых актеров и певцов, и я преклоняюсь перед организаторским талантом И.В.Сталина и Л.П.Берия. Но вот, так получилось, что среди конструкторов — создателей космических кораблей и ракет — представителей этого народа не было. Были — русские, украинцы, евреи… Даже немцы были!.. Да-да!.. Отдельно от других КБ работала группа бывших сотрудников фон Брауна, они тоже помогали нам создавать ракетно-космическую мощь. Потом их наградили и вернули на родину. (Чему, кстати, они немало удивлялись, помятуя, какова была судьба «трофейных» специалистов в гитлеровской Германии). Итак — были представители многих национальностей. Вот только грузин не было. Так уж сложилось. Они трудились и приносили пользу Отечеству в других областях. Например, сын Лаврентия Берии — Серго создавал первые в СССР зенитные ракеты. Про систему «Беркут» слышали, надеюсь?

Но вот создатели «Бумажного солдата» решили исправить, так сказать, «историческую несправедливость». Сделать реверанс в сторону Европы, обиженную за Саакашвили. Показать какой умный, красивый, интеллигентный грузин, и какие страшные, грязные, глупые русские. Недаром главного героя любят в фильме аж три русские женщины. Конечно, они предпочитают утонченного тбилисского интеллигента этим вечно пьяным, кашляющим, дымящим вонючими папиросами, недочелов… простите, русским мужчинам!

В общем фильм «демократической интеллигенции» обернулся карикатурой на наше славное прошлое. Да если бы они сняли фильм только «для собственного потребления» — то флаг, как говорится, им в руки! Тревожит-то другое. Молодёжь наша сейчас читает мало, учится через пень-колоду, а документальные фильмы смотреть не хочет — скучно. А вот фильм Германа-младшего она посмотрит. Посмотрит и решит, что всё так и было. Вот — где опасность. Вот где расчёт наших противников. Не зря, ох, не зря они за этот фильм «Серебряного льва» отвалили!

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль