Здравствуйте, дорогие читатели моих статей. Я вернулась к вам после долгого отсутствия если кто-то меня ждал. Сегодня я представляю вашему вниманию свою новую статью, которая входит в цикл «Советы начинающим». Тема моей работы — начинающие критики.
Многие авторы, услышав слово критика, или критик, начинают сердито хмурить брови, стараются как можно быстрее сменить тему, пока разговор не зашел об их произведении. Некоторые и вовсе не желают слышать объективное мнение, отмахиваясь фразами о том, что их произведение идеально-и-не-имеет-никаких-недостатков.
Назревает вопрос: действительно ли критик — такой плохой человек, который всеми своими силами старается навредить автору, доказать ему, что он — ничтожество, которое недостойно ходить по этой земле? Не сложно догадаться, что вопрос о доброте душевной и о здравом смысле тут же отпадает, сводясь к одному единогласному выводу: у критиков нет хороших качеств, они сеют зло и порождают хаос.
А теперь посмотрим на эту проблему с другой стороны:
Вы — начинающий критик, который никоим образом не хочет навредить авторам, а только помочь им. Но под давлением большинства Вы попадаете в разряд «плохие», даже не догадываясь об этом.
Что же делать начинающим критикам в таком случае? Забросить ли это дело, или смириться со всем этим, тихо веря в лучшее?
Давайте разберемся, дадим несколько советов, но для начала узнаем, кто же такой критик:
Критик — профессиональный (или не очень) оценщик, помогающий неспециалисту понять то, что выходит за пределы его компетенции.
Очень часто многие авторы относят к этому слову, как синоним, слово бета, или бета-ридер, но действительно ли эти слова одинаковы по своему значению?
Бета (или Бета-ридер) — тот, кто по просьбе автора (или переводчика) читает текст перед его передачей для публикации (то есть до редактора, корректора или внутреннего рецензента, которые работают с текстом уже по поручению издательства или периодического издания).
Ну, а теперь, когда мы узнали значения нужных нам слов, мы можем дать некоторые советы начинающему критику:
Совет первый: Не стоит браться за работу, если ты не уверен в уровне своей грамотности.
Чаще всего лжекритики появляются именно из-за несоблюдения этого простого правила. Их задача состоит в том, чтобы навредить автору и его читателям, не оказав при этом помощи. Их цель — заставить автора усомниться в себе и на полпути бросить писательство. Именно из-за этого авторы недолюбливают критиков и критику вообще. Но, если ты действительно готов помогать будущим писателям, но не уверен, что твои замечания всегда будут верными, нужно подождать некоторое время и развиваться.
Совет второй: Вычеркни слово "зависть" из своего лексикона.
Не забывай о том, что ты оценщик. Твоя главная и основная задача — это указать автору на его ошибки и разобрать их, выявить недостатки произведения и возможные способы их устранения, а также дать оценку работе. Если твоя задача состоит в том, чтобы лишний раз доказать всем, что произведение плохое, то за это дело браться вообще не стоит.
Совет третий: Не бойся высказывать свое личное мнение по поводу той или иной работы.
Также важно помнить о том что критикам свойственны уверенность, напор, умение убеждать. Если же слова, а затем и предложения, будут набираться дрожащими руками, то и читать твою критику будут соответствующим образом: смеясь, пропуская строчки, а то и вовсе прочитают только конец. Как бы странно это ни звучало, но люди чувствуют твой страх, твою неуверенность в себе, в правильности твоих суждений.
Совет четвертый: Мнение, подкрепленное фактами, — вот формула критики.
Ни для кого не секрет, что большинство авторов (рассмотрим, к примеру, ресурс Книга фанфиков) чаще всего вступают в дискуссии с критиками из-за того, что последним не понравилась их работа. Но не стоит забывать о том, что, как я писала выше, главная и основная задача критика — это указать автору на его ошибки и разобрать их, выявить недостатки произведения и возможные способы их устранения, а также дать оценку работе. Начинающие критики чаще всего обижаются и начинают переходить на личности (или это делают авторы). Чтобы избежать этого, будущим критикам стоит запомнить следующее: от вас требуется высказать свое мнение, подкрепить его фактами и уйти, больше вам там делать нечего.
Подводим итоги.
По-своему обыкновению мы плавно подходим к концу статьи. Что же мы узнали и взяли для себя?
— Не стоит браться за работу, если ты не уверен в уровне своей грамотности;
— Зависть — качество, не присущее критику;
— Не нужно бояться высказывать свое мнение по поводу той или иной работы;
— Мнение, подкрепленное фактами, — вот формула критики. Ничего лишнего.
Надеюсь, что моя статья поможет будущему критику. Развивайтесь, раз-ви-вай-тесь! Удачи!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.