Коллективный сборник лирической поэзии / Козлов Игорь (writercenter.ru)
В этом обзоре не будет критического разбора произведений, я попробую выяснить, какими художественными средствами авторы добиваются того, чтобы читатель лучше понял их мысли, эмоции, ощущения. У каждого поэта своё — особенности рифмовки, сравнения, метафоры, интонация.
Чем важна эта "формальная сторона"? Тем, что она в работах умелых стихотворцев она как раз не формальна, она — суть поэзии (и конкретного стихотворения). Эти художественные средства — часть содержания, если ими пользоваться талантливо.
Рифмы и звукопись. Их роль — быть организующим началом стихотворения, а также — быть эхом, путеводной нитью эвристических находок, неожиданных соответствий и сопоставлений.
Сравнения и метафоры. Иной путь поисков схожестей, странностей, соотнесения того, что вроде бы далеко изначально, но в огромном запутанном мире отзывается, становится в пару...
Стихотворный размер. Каков он? Игрив? Длинен и тягуч? Традиционен и потому не заметен? Необычен, и оттого привлекает внимание?
Итак, начинаю обзор.
Повторно в воды времени вошедший
Сложные размышления и ассоциации. Отсюда и оригинальные рифмы, иногда неточные (превращаю — чаек, вошедший — super magic (!!)) или усечённые (кручу — чувств, марля — крахмальной). Рифма здесь замечательно выполняет свою функцию: искать странные и не очевидные соответствия.
Интересные и яркие образы:
"По мне струят своё движенье воды..."
"… кривые крики чаек,
которые есть отголоски чувств".
Метафоры и сравнения:
"на мясорубке времени кручу..."
"… я у эпохи принимаю роды,
как виноград рождение лозы..."
И вот, по кирпичику, складывается сложное стихотворение о времени, о рождении иных эпох, о бытовых деталях, придающих отвлечённым размышлениям достоверность, цепляющая их к реальности.
"Умчавшимся когда-то к горизонту
пою ноктюрн на грифе проводов
на берегу языческого Понта —
в благоуханье скверов и садов".
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Проза
Здесь любопытны рифмы. Они иногда парадоксальны, нестандартны, и этим подчёркивают шутливую направленность стихотворения:
Прогресса — ни бельмеса
Сфера — химера
Забацай — граций
Но при этом своей необычностью они заставляют размышлять, побуждая вникнуть в замыслы автора.
"Давай же, проза, выжги мозг у нас.
И придави туземцев пантеона.
Пришла пора пришибленности фраз.
Настало время прозы. И бетона!"
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Стихам Марины свойственна метафоричность и особенность написания — без заглавных букв. Это — один из элементов написания текста сплошняком, вообще без знаков препинания. Меньше внимания на внешние особенности написания, больше своей, читательской интонации и интерпретации.
в ладони
Чудесные, певучие рифмы:
"не за понюшку табакa она пропала.
видать звезда её на небе догорела,
она с работы возвращалась и упала,
а может быть чуток не долетела
до своего порога. тонким жалом
вонзился месяц в подреберье. стыло небо,
лазурью нежной по подкладке алой
крыло её раскинулось нелепо."
(Глагольные рифмы, как в первом четверостишии, считаются бедными — но в умелых руках они прекрасны!)
Очень много в стихах автора составных рифм. Вообще, составные рифмы — вещь коварная. Они могут быть чересчур вычурными, неуместно забавными, сложными для произношения — то есть чтобы получалась именно рифма. Зато в них есть яркость, непривычность — и это замечательно. А подводные камни автор, думается, обошёл:
ангелиц и — исполинский
край ли — ройкале
хлеба
В этом стихотворении интересны внутренние рифмы на цезуре (они есть не везде), придающие дополнительную певучесть стихотворению:
"мельник, выпив шардоне, веселится две недели.
и крыла свои раскрыв, улетает высоко.
на небесном полотне светит облако из гжели,
расписные журавли вылетают из него".
"осень золотом полна и печалью человечьей,
плачет моросью она, а у мельника весна".
Ну и россыпь метафор, сравнений, образов, щедрых, как ярмарочное многоцветье;
рассыпается мука белым снегом по заречью, на небесном полотне светит облако из гжели, а она в пылу страстей мечет молнии и гром...
И получается удивительное стихотворение, странная реальность, расписанная яркими красками, нечто невиданное, неожиданное...
"возвращается домой он счастливым спозаранок,
пишет палочкой стихи на просеянной муке.
столько разного всего понамешано в мучице:
в ней таинственная связь, в ней и чувства и судьба,
и конечно страсть его к смуглолицей демонице.
ах, какие из муки получаются хлеба!"
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
чайной розе
Лёгкий двустопный размер, нечасто встречающаяся рифмовка aab — ccb. Лёгкий ритм, символ быстротечной жизни, и грусть этой быстротечности. Размер стихотворения идеально подходит к его смыслу. А несколько прихотливая рифмовка отсылает к изящным стихотворениям и романсам:
"Всё ярче, нежнее,
Для всех, не жалея
Души красоты...
Но снова садовник,
Как алчный любовник
Все срежет цветы".
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Город мой голод
Неравностопные строчки дают стихотворению непринужденность, обращают внимание на то, что важно автору.
Внутренние рифмы, аллитерации. Автор прекрасно играет созвучиями! Странные пугающие смыслы перекликаются, эхом возникая из небытия.
"… и услышал: кричат безысходно суда
проходя над рекой в этой мгле оловянной и злой.
Город мой!"
"Над рекою из стали стаи крыс пролетали
ночью белой, как траур в Китае".
Постмодернистский, апокалиптический город — автору удалось его нарисовать.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Отрывочность, свойственная танка и хокку, уместна для зарисовок. Не рассуждения, а впечатления и готовые образы-формулировки:
"согреть дыханием тушь
......................
в чайном домике
модные красавицы
курят длинные трубки...
..................................
длинный как дождь —
писала Комати".
"созерцая луну
на берегу реки
слушать лиру зимнего дерева"
Даже не будучи знатоком японской культуры, погружаешься в этот мир — цветущих слив и сакур, старинных шляп и кимоно, изысканной поэзии.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Дежавю
Верлибр для многих — разновидность прозы. Но это не так. Ритм в верлибре важен. Если его нет, нет и верлибра. Вот здесь это именно стихотворение, со своим внутренним ритмом, а не разделённая на строчки проза.
"Уже вторую неделю не написано ни одной строчки.
Куда там — поэма?! Хоть бы просто — стихи.
Дождь идёт...
По стеклу хлюпают жирные струи, силуэты размыты,
потекла акварель бытия.
Вроде бы под коньяк получается
нечто даже поэтическое,
а в баре опять подгорели кофейные зёрна".
Дождь, те же ощущения, что были раньше. Та же встреча. Потекла акварель бытия...
Стихотворение определённо сюжетное, но отрывочность описания, образность опять же не превращают его в прозу (каковой бывают многие стихотворения, имеющие классический размер и рифму).
"Я опять, как тогда, напишу много строчек.
Большую поэму. И просто — стихи...
… про дождь, сигареты и кофейные зёрна".
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Я напишу тебе письмо...
"Там будет всё… И лишь не будет
Ни слова обо мне самой"
Что же будет?
"… ясный день осенний,
Неторопливость воскресений,
Калейдоскоп случайных снов.
… шёпот листьев под ногами,
Крыш жестяное оригами,
И игры шаловливых слов".
Это и есть поэзия: без пересказа, без зарифмованных сухих мыслей. И тогда душа автора сумеет достучаться до адресата (и до читателя). И чудо совершится:
Но ты, склонившись над письмом,
(Без всяких там "когда" и "если"
Меня увидишь рядом в кресле
Болтающей о том, о сём..."
Осенняя колыбельная
Здесь все настолько безыскусно — кажется, будто стихи появляются из ничего:
"Тает олово Луны,
Ночь от ночи тает.
Улетают в лето сны,
Собираясь в стаи".
Поэзия простого, но завораживающего ритма и интонации. Невыразимо трогательно.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Ковалевская Александра Викентьевна
Земля и Небо
Интересная рифмовка, не часто встречающаяся, замедляющая ритм стихотворения — abba, длинная строка, пятистопный анапест — как тягучая летняя истома:
"Это заговор зрелых и мудрых антоновских яблок,
Не пропасть бы в разгар предпоследнего жаркого полдня.
Мне не нужно назад, что вчера предлагала, не помня,
Не считая, не меряя — всё отдавала в подарок"
Такой же размер и рифмовка в стихотворении:
Маковеевым днем
"Пышнотелые рыхлые груши вверху обречённо
Предлагают себя ненасытно палящему свету.
Басовитые барды-шмели уходящему лету
Допевают хвалу и пируют в чащобе зелёной".
Прекрасное совпадение стихотворного размера, рифмовки и смысла.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Вишни
Когда стихотворение сюжетное, важно не впасть в пересказ. Автор этого избежал. Рассказ — штрихами, настроение и мысли героев переданы образами — цветущей вишни, сочащегося слезами треугольника письма.
"— С наших вишен уже облетела листва,
Сердце горькую чует беду.
Тихий голос за дверью — А ты не права,
Я ж писал тебе — скоро приду".
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Меня больше нет
Трагичность, потерянность героини стихотворения передаётся необычными образами:
"Я — призрак, тень, сиротка на вокзале,
Подайте мне любви, я очень голодна",
"Я заблудилась в закоулках памяти,
Здесь нет меня, я больше не живу".
И этому веришь.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
И тогда на палубе мечтали...
Рифмы — неожиданны, в них — двойственность жизни, где смешалось родное и чужое (и не понять, что теперь стало родным, а что — чужим):
России — красивы, сына — Филиппинах, меридиане — тумане.
"Позабыты счастье и печали,
Дедом пережитые тогда.
Видно, зря на палубе мечтали
"Мы ещё вернёмся, господа!"
Всё в порядке: дом, семья, наука,
Но тоской неясной охватив,
Всё ещё порой тревожит внука
В детстве им услышанный мотив..."
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Человек одинок. Грустная метафора соломинки зари, описание удаляющихся в какую-то тьму темных листьев — все говорит об этом:
'Ниоткуда никуда
Я иду, давно один.
Удаляются во тьме
Листья тёмные осин'.
Ещё сильнее странности, разорванные связи, крушение всего и вся — в первом стихотворении. Метафоры и сравнения, которые рисуют это состояние (души и мира):
'Ветви сцеплены,
Будто пальцы
Рук, ломающихся
С ветром'...
Да, таков мир одинокого человека:
'И прозрачность,
И зазеркальность'...
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
В этом разборе не было критики как таковой, я не искала неудачи и промахи, только соответствие смысла и формы в стихах авторов сборника. Надеюсь, подобный взгляд тоже окажется полезным.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.