«Недостатки» / Миры Олега и Димы: рецензия / Ижевчанин Юрий
 

«Недостатки»

0.00
 
«Недостатки»
«Недостатки»

Первые отзывы на отзыв заставили написать ещё, чем Олди может не нравиться.

Есть такое понятие: «окно Чейтина». Согласно теореме Чейтина, понятие либо структуру выше некоторой сложности познать и понять невозможно. Эта сложность зависит от познающего субъекта. Из неё есть следствие, касающееся ещё одного измерения человека, соединяющего ёмкость его памяти (как оперативной. так и долговременной) и умение обрабатывать информацию. «Окно Чейтина» — объём информации, который человек может оперативно удержать в голове и сделать из него всего комплексный вывод. Заметим, что человек с абсолютной памятью может обладать маленьким окном Чейтина. Если он не умеет комбинировать несколько утверждений и преобразовывать их. В такой голове не знания, а эрудиция, не база знаний и интеллект, а база данных и в лучшем случае хорошо организованный поиск, позволяющий быстро найти что-то ОДНО, но не связать вместе несколько (порою даже лежащих рядом).

Конечно, для чтения Олди не нужно обладать таким окном, как, например, для китайского классического романа «Троецарствие», где «второстепенный» герой может пропасть на двадцать глав, а затем вновь появиться и продолжать ранее начатые взаимоотношения. Но окно Чейтина должно быть достаточно широким. Несколько упомянутых ранее особенностей неожиданно соединяются и играют. Понять сюжет можно и без этого, но значительная часть его глубины теряется. И в результате остаётся почти прямая линия, создаётся впечатление примитивности.

У примитивно мыслящих людей это впечатление усиливается логичностью поведения героев. В обычных «фэнтези» герой, чтобы подтолкнуть действие, всё время совершает немотивированные идиотские поступки. У Олди он тоже может совершать идиотские поступки, но они полностью мотивированы (и не как у Пелевина: приёмом наркотика, а внутренним миром героя и особенностями окружающей модели мира). Это может создать у многих впечатление предсказуемости поведения героя, и наполовину они будут правы: непредсказуемы в основном аспекты, и в первую очередь системные, его взаимодействия с внешним миром.

Далее, обычно в книгах есть грубейшие неувязки, рассчитанные на твиттерное мышление и узость окна Чейтина читателей (или не рассчитанные на это, а просто автор ляпнул и никто не заметил, даже если была редактура: обычно редакторы работают максимум в пределах одного абзаца). У Олди их нет. Но слишком многие этого даже не заметят.

О смешении понятий. Говорят о богатстве фантазии Олди, но замечают её не там, где она есть. Они красиво находят неожиданный аспект модели мира и, как уже говорилось, безжалостно и последовательно его развивают, но не линейно, а системно и комплексно. И кажется, что они выдумывают на каждом шагу, хотя они просто раскрывают богатство главной находки. Например, в книге «Приют героев» таково дублирование способностей при помощи тени, затем неизбежно мстящее за себя.

И, наконец, скупость и сухость. Да. У них описание одежды и других красивостей лишь в той мере, как нужно для дальнейшего. В «экшене» нет длинного рассусоливания, как махнул один, как отмахнулся другой, да ещё при этом часто с «мыслями» бойцов. Главное, результат. Герой не стремится вылезти наверх всеми силами, а просто (чаще не просто) живёт. Длинных расписываний, как герой тупит при встрече с выходящим за пределы его парадигмы, нет. Он сразу стремится понять, что же мешает справиться с неожиданностью и что же новое появилось, ведёт себя как творец, а не как киборг. Диалоги насыщены, и поэтому опять-таки практически без арабесок (зато часто с неявными ссылками на другие точки сюжета).

Словом, литература не для потребителей и не для орангов с айпадами и твиттером. Полностью выбивающаяся (причём самое коварное: часто не «одёжкой», но вегда сутью) за нынешнюю американско-голливудскую подростковую парадигму. И успех книг Олди — показатель, что ещё не всё растеряли или променяли на бусы из накопленного богатства интеллектуального и духовного мира.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль