ФЕТ. «КОТ ПОЕТ, ГЛАЗА ПРИЩУРЯ…»
Эссе
Это небольшое лирическое стихотворение из трех катренов вроде бы вполне бесхитростное: во дворе бушует буря, а в доме кот уговаривает мальчика, чтобы он перебрался в кроватку спать, мальчик засыпает, а буря продолжает реветь. Такая небольшая поэтическая зарисовочка.
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет-на дворе.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и всё поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
<1842>
Стихотворение «Кот поет, глаза прищуря…», занимающее в композиции цикла «Снега» срединное место (в плане 1892 г. сместившееся к началу цикла), объединяет две контрастные группы, «пучки» мотивов, сквозные для «Снегов»: с одной стороны, бурю, печаль, оцепенение и покой, гармонию, великолепие, красоту.
Фет — не только тонкий поэт-лирик. В меньшей мере обращают внимание на философскую сторону его поэзии, которая, конечно, не звучит так сильно и явственно, как у Тютчева. О Фете сложилось устойчивое мнение как о поэте впечатлений, чувств, лирике-экспрессионисте. Но Фет не только лирик, но и поэт-философ, автор небольших, я бы их назвал поэтических максим, мировоззренческих лирических миниатюр.
И в этом небольшом стихотворении отображается картина мироздания. Она трехчастная. В основе мироздания — природа, хаос, стихия. Здесь это буря во дворе. На верху человек. Здесь мальчик, который заснул на ковре среди разбросанных игрушек. Знакомая любым родителям картинка: ребенок заигрался допоздна и заснул. Игрушки — искусственные создания человеческих рук. Посредником между двумя мирами (медиумами) служат животные, которые сами явления природной стихи и одновременно постоянные спутники людей. Здесь это кот. Сразу вспоминается ученый кот из пролога к пушкинской поэме «Руслан и Людмила», который «сказки говорит» — повествует о мироздании. Животное ближе к природе и лучше воспринимает ее.
Кошка — священное животное у многих народов. Она почиталась, обожествлялась. У древних египтян богиня Бастет имела кошачий облик. Бог Амон-Ра в облике кота вступает в схватку с богом тьмы Апопом. За убийство кошк полагалась смертная казнь. На Руси кошка наделялась сверхъестественными способностями. Кошка может излечить человека. Но может и стать причиной его гибели.
Кошка — очень домашнее животное. Она любит тепло, уют, имеет в доме любимое место, ласкается к домочадцам. Но у кошки независимый характер. Ее не посадишь на цепь и не заставишь жить в конуре. У нее есть устойчивые привычки, симпатии и антипатии. Кошка гуляет сама по себе
Давайте медленно перечитаем стихи поэта.
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет-на дворе.
Вслушаемся в мелодику. Недаром в прошлом поэтов на Руси называли певцами. Красота, звучность, ритмика, напевность — непременные атрибуты истинной поэзии. Настоящий поэт звукописью передает увиденное и прочувствованное, он играет на струнах своей поэтической лиры, подбирая верную тональность.
Начало стихотворения почти пасторальная картинка. «Кот поет, глаза прищуря». Полногласные звуки передают свободное кошачье пение. Внутренняя рифмовка «кот поет» — это песня складная и сладкая. Невольно напрашивается «кот — поэт». «Глаза прищуря» — взрывные, сонорные, шипящие согласные. И переднеязычные гласные. Произнесите их нараспев, не торопясь, и у вас невольно прищурятся глаза. кошачье пение неторопливо, протяжно, без суеты и дерганья.
Мальчик дремлет на ковре…
Нагнетание взрывных ДР, ВР. Мальчик невольно заснул за игрой. Конечно, на полу ему неудобно, неуютно. Разбросанные игрушки впиваются, вдавливаются в его тело. Сон его беспокойный. И кот чувствует эти беспокойные токи, что исходят от мальчика. Поза мальчика неудобна, ему неуютно. Кот же — хранитель домашнего очага, уюта, комфорта. Он начинает будить мальчика. Чтобы тот перебрался в свою мягкую детскую постельку и видел сладкие сны.
Следующие строчки звучат диссонансом. Они контрастируют с картиной домашней гармонии.
Это о стихии, которая бушует за стенами дома:
Во дворе играет буря.
Ветер свищет во дворе.
Ритм подпрыгивающий, резкий и колючий: ДВ — Р — ГР — Р.
Буря играет, и мальчик в доме играет. Но он играет на ковре на ограниченном пространстве. Его игра комнатная, искусственная, которая никого не напугает и никого не страшит. Для бури пространство для игры — это двор, то есть обитаемое пространство. Двором на Руси называли и все земли государства. Бурю ничто не сдерживает и не ограничивает.
И двор снова упоминается в следующей строчке. ДВ — Р. Всё скрипит, скрежещет, рвется.
Буря, как Соловей-разбойник. Ветер свистит во дворе. Это разбойничья разрушительная стихия. Она шутит, играет, свищет. Но то, кто воспримет это за игру, поступит легкомысленно. Кот отправляет ребенка спать. Время — и любая стихия утихнет.
Это грозная и опасная стихия, от которой можно уберечься только за крепкими стенами.
Схема мировосприятия, отраженная в стихотворении
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.