или Работа над ошибками
ВСТУПЛЕНИЕ
Любой филолог прекрасно понимает, что невозможно добиться грамотности, если не вести систематической работы над ошибками. На уроках математики учитель вместе с учениками анализирует типичные ошибки, зная, что если не делать этого, то вряд ли его подопечные преуспеют в изучении математики. Между тем на уроках истории ученики допускают никак не меньшее количество всякого рода ошибок, неточностей и несуразностей. Но работа над ошибками — это не только указание на ошибки, но и способ изучения материала, развития логического и исторического мышления. И почему бы эту работу не сделать занимательной? Более того, спровоцировать её? Допустим…, Впрочем, из дальнейшего изложения всё будет и так понятно.
§ 1. Найдите ошибки
Один ученик довольно ловко писал стихи, но историю не знал. Послушайте его опусы и найдите в них исторические ошибки.
Где струится речка Калка
И кустарник у воды,
Там сошлись в сраженье жарком
Войско русских и Орды.
(На самом деле в сраженье жарком сошлись русское и ордынское войска в 1380 г. на Куликовом поле. В сраженье же у Калки, произошедшем в 1223 г. объединенное русско-половецкое войско билось с монгольским войском Чингисхана. Орды тогда еще не было)
И монголам в сечи снова
Был отпор суровый дан.
Будет Дмитрия Донского
Долго помнить Чингисхан.
Навсегда татар изгнали,
Защитив родимый дом.
И палили из пищалей
В честь победы над врагом.
А этот ученик хорошо знал историю, но со стихами у него получалось неважно. Никак не мог подобрать подходящей рифмы. Помогите ему!
— Он знатным князем был, грузинским.
Был генералом храбрым он.
Погиб в бою он…
Зовут его…
(Бородинском. Багратион)
— Здесь защищали каждый дом.
К врагу не ведали пощады.
И наступает перелом
Во всей войне под…
(Сталинградом)
— На съезде, как на корабле
Во время шторма.
Но без прений
Декрет приняли о…
Правительство ж возглавил…
(Земле. Ленин)
— Его боялся сильный враг.
Казался он непобедимым.
Почти три года вел…
Войну с могущественным …
(Спартак. Римом)
А вот еще принесли стихи. Да! Ребята, конечно, любят историю, но вот со знанием у них что-то не очень. Что же они там напутали?
ОРДЕН
Я открыл сегодня карту.
Прочитал: «Тевтонский орден».
Рядышком: «Ливонский орден»
Прочитал я.
Погоди!
Не похож нисколько вроде
На красивый круглый орден,
Тот, что очень смелый воин
Носит на своей груди.
САРАЙ
Мы узнали, что на Волге
Был большой сарай построен.
И представьте: проживали
В нем потомки Чингисхана.
Все мы долго хохотали:
Ведь сарай свиней достоин,
Но никак он не подходит
Для могучего тирана.
ЗАМОК
На картинке нарисован
Огромадный дом из камня.
Башни. Узенькие окна…
Только я понять не мог:
Если дом здесь нарисован,
Почему же написали
Под картинкою замóк?
ЕРМАК
Плыли струги по реке,
Казаки в них удалые.
Показалась вдалеке
Ставка грозного Батыя.
И вскричал тогда Ермак:
«За царя Петра! За мною!»
Дали залп. Напуган враг.
Не поймет он, что такое.
Неужели сам шайтан
Стрелы огненные мечет?
И захвачен вражий стан
Русским воинством под вечер.
Уничтожил атаман
Ханство грозного Батыя.
Берег. Тихий океан.
Это всё теперь Россия.
§ 2. Исторические частушки
А вот еще целая куча или исторических четверостиший, или частушек. Только сколько же здесь ошибок! Всё перепутано! Давайте же поможем им! Расскажем им, в чем они ошиблись, что они напутали.
Что вам сказать о римском папе?
Законодателем был он.
Он длинно звался Хаммурапи,
Он первый дал стране закон.
Константинополь пал. Арабы
Здесь водрузили красный флаг.
Возник перед Европой слабой
Жестокий и могучий враг.
В кровавой битве возле Нейсби
Всё войско Кромвель потерял.
А победить-то мог он, если б
Железнобоким доверял.
Путь папы римского в Каноссу
Великим униженьем был.
Стоял там на снегу он босым,
Чтобы король его простил.
У городка, что звался Канны,
Вступил в сраженье Ганнибал.
Сражались стойко алеманы.
И битву консул проиграл.
Людовик подписал контракт
По настоянью Ватикана
С бургундской девой Жанной д' Арк
О сдаче ею Орлеана.
Собор Покрова на Нерли
Стоит у речки среди бора.
В пределах Киевской земли
Нет грандиознее собора!
О лучшем императоре Нероне
Народ чудесные сказания сложил.
Он пекся о народе и законе
И христианство в Риме разрешил.
Через Индийский океан
Провел он корабли.
Доплыл великий Магеллан
До Индии земли.
Хоть прозван этот царь Тишайший.
Он всю Россию удивил.
Он реформатор величайший,
Окно в Европу прорубил.
В России Александр Третий
Строй уничтожил крепостной.
И за дела большие эти
Его любил народ простой.
Гонорий ненавидел Рим:
И грязь его, и шум, и нравы.
Он сделал Иерусалим
Столицею своей державы.
Объединивший сто племен,
Он был непобедим.
Взял штурмом грозный Стилихон
Столицу мира Рим.
Окинул рать свою Аларих
И поднял меч над головой.
— Веди на персов нас! — орали
Отважно воины его.
С гуситским войском Мартин Лютер
В походы дальние ходил.
С врагами чехов бился люто,
Хоть слеп на оба глаза был.
Став патриархом, сразу Никон
Велел раскольников простить,
Молиться лишь по старым книгам
И двоеперстье утвердить.
И вот нашли большое поле.
Редуты стали возводить.
И приказал Барклай де Толли
Французов здесь остановить.
Три дня сражение гремело.
Сражались русские, как львы.
Французы тоже дрались смело,
Но не сумели взять Москвы.
Недаром помнит вся Россия
Про эти дни Бородина,
Когда от черной вражьей силы
Была Россия спасена.
Премьер-министр Отто Бисмарк
Английским патриотом был.
Он разгромил французов быстро
И Англию объединил.
На Украине Колчака
Деникинцы разбили.
По приговору ВЧК
Его в Москве казнили.
Сразился Цезарь с Ганнибалом
В ущелье узком Фермопил.
Хоть легионов было мало,
Но Цезарь снова победил.
О! Охладите, турки, пыл!
Какие тут уж драки?
Берет Кутузов Измаил
Всего с одной атаки.
Враг по земле российской топал.
Кипела Крымская война.
Врагу не сдался Севастополь.
Венеция побеждена!
Король Италии отныне
Уже ничем не управлял.
Страною правит Муссолини,
Известный в Риме либерал.
Как в году тридцать седьмом
Расцвела акация.
В СССР идет кругом
Коллективизация.
Накормил Хрущев страну —
С хлебом стало туго —
Поднимают целину
За полярным кругом.
До чего же хороши
Вечера в Пекине!
Любит книги Чан Кайши
О Дэн Сяопине.
§ 3. Исправить слово
А теперь очень простое задание! Вы услышите четверостишие. И всего-то нужно вставить последнее слово в нем. Итак…
Вновь победа! Всюду крики.
Город полон ржанья конского.
Встретил Новгород Великий
Александра…(Невского)
Наконец-то победили!
В ставке царской пьют вино.
Шведов русские разбили
У села … (Лесного).
Всё от взрыва зашаталось:
Взрыв в стене пролом пробил.
Войско русское ворвалось
Наконец-то в … (Казань).
За Непрядву перебрались.
Выходил на поле он.
Вы, конечно, догадались:
Это же… (Наполеон).
Какой же мы можем сделать вывод? Конечно же, для того, чтобы писать стихи на исторические темы мало еще владеть рифмой и ритмом, нужно еще и хорошо знать историю.
Предложенный материал можно использовать как фрагментарно на уроках при изучении соответствующей темы и на уроках повторения и обобщения, так и в форме конкурса знатоков истории. Причем оценивается не только указание на ошибку. Ученик должен сформулировать правильный вариант. Еще более высоким баллом оценивается ответ, в котором указывается, почему возникла данная ошибка, чем она вызвана.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.