Вячеслав Матосов
СЕКРЕТНАЯ ОПЕРАЦИЯ
1
В купе СВ пассажирского поезда следовавшего в Москву зимой 1970 года сидели два уже немолодых журналиста и вспоминали свои прошедшие годы. Монотонный стук колёс и опорожнённая бутылка коньяка клонили их ко сну, но им нетерпелось рассказать друг другу про случаи из жизни.
И вот один из них, Григорий Иванович, начал свой рассказ:
— Хочется мне рассказать о делах бывшего руководителя нашей страны, Никиты Сергеевича Хрущёва. Тот ещё был "царь". Вернее, о двух разговорах, которые можно назвать интервью и которые касались его дел.
В 1957 году меня послали от газеты "Известия" в город Краснодон для записи рассказов оставшихся в живых "молодогвардейцев". Напомню, что в 1951 году вышла в свет вторая версия романа писателя Фадеева "Молодая гвардия".
Собственно, я сам напросился на эту командировку потому, что мне самому стало интересно, насколько реально изобразил автор романа всю эту борьбу нашей молодёжи с фашистами после критики Сталина.
Да, я побывал в том подвале, где собирались "молодогвардейцы", и говорил с некоторыми из них.
Но особенно мне запомнилась вторая беседа с Валерией Борц. Эта совершенно неофициальная беседа состоялась на улице, — я встретил Валерию по дороге к вокзалу, когда уезжал. Рассказала она мне об одном разговоре Хрущёва с "молодогвардейцами" в Кремле.
Я приготовил черновик своей статьи, который спрятал в ящик стола, а потом по некоторым соображениям написал совершенно другую статью.
Но самое интересное состояло в том, что не так давно я как-то вечером был приглашён к немолодому соседу. По предыдущим разговорам с ним я догадывался, что он — бывший работник спецслужб.
Врачи обнаружили у него рак. Лежа в плохом состоянии в постели, он сообщил, что доживает последние дни и хочет, "как на духу", рассказать мне о своём участии в одной из секретных операций.
Я записал его воспоминания, а затем объединил эти все материалы в рассказ, который после написания тоже спрятал в стол для публикации в лучшие времёна.
Мне так и не пришлось опубликовать этот рассказ, и я сейчас хочу вам его изложить устно, насколько помню.
2
11 мая 1956 года в кабинете Хрущёва за длинным столом сидели пятеро оставшихся в живых "молодогвардейцев" и Александр Александрович Фадеев, автор романа "Молодая гвардия".
В это время белая рубашка с украинским орнаментом придавала Хрущёву какой-то неофициальный вид. Он сам сидел во главе стола.
Роман "Молодая гвардия " был написан о комсомольцах, которые создали подпольную организацию для борьбы против фашистов в захваченном городе Краснодоне в период Великой Отечественной войны в России.
Хрущёв старался настроить всех собравшихся на дружеский тон задушевной беседы.
Но Фадеев находился в очень нервном напряжении. Он оставался под впечатлением вопроса арестованного Ивана Макарьева, бывшего его друга и соратника, — "Ты хотел, чтобы меня арестовали?"
И позже Иван Макарьев сказал ему в лицо:
— Какой же ты негодяй, Александр Александрович!
Да, действительно, Фадеев поставил свою подпись в ордере для ареста Макарьева. В тот момент он считал необходимым это сделать. А теперь его мучила совесть за то, что так поступил.
И поэтому Фадеев ещё оставался в таком состоянии из-за какой-то раздвоенности своей личности.
Валерия Борц начала рассказывать о тех событиях, свидетельницей которых она была, но её в нетерпении прервал Хрущёв:
— Товарищ Фадеев написал про вас, "молодогвардейцев", роман. Описал подробно каждого. И вот я хочу знать ваше мнение, мнение каждого из вас, о действительной роли Третьякевича в провале организации.
Сознание людей нашего Советского государства было морально деформировано фашистскими ордами.
Эта деформация психологически повлияла и на умы советских людей.
Я развенчал культ личности Сталина. А под его-то руководством вы, товарищ Фадеев, написали этот роман.
— Я сам написал этот роман, а он потребовал переделать. Как вы авторитарно разрешаете бывшую ситуацию и рассуждаете, как бывший троцкист! — вдруг вспылил Фадеев, в волнении вскочив со своего места.
Заметно было, что Хрущёв еле сдерживается, чтобы в ответ здесь же ни унизить писателя.
Но атмосфера душевной беседы была потеряна, и Хрущёв объявил о переносе этого собрания на несколько дней.
Как только вышли из кабинета все участвующие в разговоре, Хрущёв снял телефонную трубку:
— Послушай-ка, Иван. Только что тут у меня был очень наглый писатель. Да, да, это — он. Надо его успокоить. Ну, это на твоё усмотрение. Только чтобы всё было чисто. Чтобы и комар носа не подточил. Всё. Выполняй.
3
Сын Миша подошёл к завтраку к двухэтажному дому в дачном месте Переделкино под Москвой с грибами. Он с гордостью приблизился к крыльцу дома, неся на вытянутых руках впереди себя плетёное лукошко, полное больших грибов.
— Ого, сынок, да ты настоящий грибник! Где же ты это набрал их столько? — спросил Фадеев, встречая сына ещё у двери. Писатель только что спустился в столовую после работы над литературным сборником "За тридцать лет".
— А там за полем под берёзами. Я ещё опередил двоих странных мужиков. Они, правда, были с какими-то чемоданчиками и коробкой, — ответил как-то настороженно Миша.
— Ну, почему ты так говоришь — "мужики"? Они были в лаптях?
— Нет, конечно. Я заметил, что они были в каких-то комбинезонах и начищенных до блеска ботинках. Слово "мужики" я, наверное, у соседа Михалыча перенял. У того, кто продаёт нам молоко.
После долгой паузы Фадеев произнёс странную фразу:
— Странно. Хотя, лучше бы они были в лаптях...
— Ну, что ж, давайте завтракать, — подойдя близко и обняв за плечи сына, добавил Фадеев.
После завтрака Фадеев захотел отдохнуть после почти бессонной ночи. Он поднялся наверх в свой кабинет, переоделся в пижаму, сел на кровать и развернулся лицом к открытому окну. Потом закрыл глаза и, опершись сзади на руки, стал думать о тех многих ошибках, которые сделал в своей жизни.
4
В это время двое человек в комбинезонах вышли из леса около дачи. Забора перед дачей не было. Первый открыл быстро чемоданчик, положил внутрь зрительную трубу, которую он до этого нёс в руке, и достал пистолет, на который навинтил глушитель. Засунув пистолет за пояс, он снял ботинки, и, подтягиваясь на ветках, залез на дерево.
Затем произвёл выстрел в окно второго этажа и спустился вниз.
Второй расчехлил узкую складную лестницу, разъединённую на части. Вдвоём они соединили эти части и приставили лестницу к дому. Затем поочерёдно забрались в комнату, где поперёк кровати, раскинув руки, лежал Фадеев с раной в груди.
Вдвоём они положили Фадеева вдоль кровати и наполовину накрыли одеялом. Затем второй достал из чемоданчика белые перчатки, которые тут же одел, и достал старый пистолет "Наган" со следами нагара внутри ствола. Затем он вложил пистолет в руку Фадеева. Гильзу от этого же пистолета бросил на пол рядом с кроватью.
Второй открыл ящик тумбочки рядом с кроватью. Там лежал лист бумаги с письмом, написанным Фадеевым. Прочитав письмо, второй усмехнулся, достал из чемоданчика лист с написанным текстом, заменил им то, что было написано Фадевым, и закрыл ящик, спрятав в чемоданчик письмо, написанное писателем.
Стараясь не шуметь, они спустились вниз, сложили лестницу и отошли на небольшое расстояние. Второй достал ещё один пистолет, зарядил его холостым патроном и произвел громкий выстрел. Затем оба быстро ушли в лес.
5
Сын Миша в столовой слушал концерт классической музыки. Как вдруг ему послышался какой-то шорох. Миша выключил радиоприёмник и прислушался. Нет, это мне показалось, подумал он и продолжил наслаждаться концертом.
Патетическая соната Бетховена не успела закончиться, как откуда-то прогремел выстрел.
Испуганный Миша выскочил из дома, обежал вокруг несколько раз, но ничего подозрительного не нашёл. Он вошёл в дом.
Наверное, где-то началась охота, подумал он. Но здесь не такой густой лес, где бы прятались звери.
Какая-то смутная тревога вдруг прокралась в его сознание и он, выключив радиоприёмник, решил подняться к отцу.
Поднявшись на второй этаж, открыл дверь в спальню отца. И застыл на месте в немом страхе, увидя отца, лежащего неподвижно с раной в груди и с пистолетом в руке.
В его сознании не укладывалось то, что такое мог совершить его отец.
Но он нашёл в себе силы, чтобы подойти к телефону, вызвать "Скорую помощь" и назвать причину смерти. Он догадался также вызвать и милицию. Он знал, что до прихода врача и милиционера нельзя ничего трогать.
Прошло немало времени, прежде чем к даче подъехали "Скорая помощь " и милицейский "воронок".
Пока врач "Скорой помощи " и участковый милиционер осматривали тело и спальню отца, Миша стоял в столовой, совершенно не зная, что делать дальше.
Затем он услышал, как милиционер по радиосвязи из машины вызвал кого-то из следственных органов.
Через несколько минут приехала машина "Волга" со следователем и другими работниками следствия.
Следователь представился, предъявив удостоверение, и тут же потребовал, чтобы врач и участковый милиционер на месте составили медицинское заключение, протокол осмотра комнаты и отдали ему лично в руки. После этого следователь с фотографом и экспертом поднялись в спальню отца.
6
После того, как уехали эти три машины, Миша остался стоять у крыльца дачи, держась за перила и продолжая думать о причине самоубийства отца.
К воротам подошёл сосед Михалыч, и Володя рассказал ему о случившемся. Михалыч застыл на несколько минут в удивлении, а спустя несколько минут произнёс:
— Как же это так? Нет, не мог член коммунистической партии с 1918 года, человек, занимавший такой большой пост, убить себя. Я его хорошо знал. Мы с ним иногда хорошо беседовали "по душам". И это случилось не на почве алкоголизма.
Около дома собрались ещё и другие соседи по даче и стали обсуждать произошедшее.
После смерти писателя вопросы "Как это произошло?" и "Почему это произошло?" занимали в то время умы многих людей, хорошо знавших писателя в течении многих лет. Но как-то странно быстро это забылось.
Вячеслав Матосов. Кфар-Саба. 1995.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.