Помолимся за родителей / Romgor Roman
 

Помолимся за родителей

0.00
 
Romgor Roman
Помолимся за родителей
Помолимся за родителей

Родословная моей семьи

 

 

Помолимся за родителей,

за всех живых и небожителей.

И в час, когда станет холодать,

из души свечами согреем.

 

Помолимся за родителей,

ангелам нашим, хранителям.

Помолимся, и когда-нибудь

помолятся дети за нас.

 

 

Заранее предупреждаю, что имена вымышленные, по причинам конфиденциальности.

В настоящее время нахожусь в Израиле. Не могу точно осознать, что это исконная моя Родина, однако, можно сказать прижился. Не буду вдаваться в подробности адаптации в стране, в трудности, которые затрагивают большинство репатриантов всех народов мира, в том числе и прибывших из бывшего СССР.

Основная цель моей первой попытки изложить свои мысли, свою боль и тоску на бумаге — осветить свое существование на этом свете (я имею в виду жизнь до настоящего времени: воспоминания своего детства, юношества, зрелого возраста).

Не могу обещать точных дат, по причине отсутствия свидетелей моего появления на этой земле. Однако, по разговорам и записям в книге регистрации новорожденых — дата моего Рождения: октябрь 1941 года.

Судя по году, можно ассоциировать эпоху и положение в мире, когда моей маме, которую

я совсем не помню (но об этом позже), пришлось под бомбежкой, в тесном, душном и сыром вагоне произвести меня на свет божий.

Однако, вернемся к истокам моей фамилии — генеалогическому древу.

Насколько мне известно, истоки начинались на Украине, под Киевом, в районе Умани.

По полученным мне данным от моей дорогой и самой любимой двоюродной сестры. Почему от дорогой: естественно, она моя родственница. Почему любимой: потому что она в свое время, пожертвовала своей учебой в московском институте, взяв академический отпуск: заменила мне скоропостижно скончавшуюся мать в 1945 году.

Немного отвлекся. Так что, мне известны только дедушка и бабушка, которые жили в Умани еще до революции.

Это были тяжелые годы для нации, которую я представляю по наследству.

В то время жили два родных брата. Назовем одного Самуил, а второго — Ефим. У Самуила была большая семья: четверо детей, из которых одна дочка Маня была моей матерью. К большому горю, в первые годы революции, дети остались без родителей.

Со стороны моего отца Самуила у дедушки Ефима было 6-ро детей.

Историю каждой семьи опишу позже, так как у них сложилась катастрофическая судьба.

Так вот, дедушка Ефим взял к себе в дом и приютил, не знаю, насколько это позволяла площадь его дома, всех четверых детей своего брата.

К сожалению, у меня нет дат рождения этих двух братьев-дедушек. Согласно данным генеалогического дерева, дедушка ушел из жизни в 1919 году. Его жена была убита в 1941 году с семьей дочери Зони: она, ее муж и пятеро детей.

Вся история семей этого периода революций и войн, настолько пронизывает каждый твой нерв, что я вынужден остановиться писать с перерывами...

Могу с большим трудом, и не без помощи моей дорогой сестрички Валюши, дай ей Б-г здравия на долгие годы, продолжить эту сагу о фамилии, семье, на фоне которой вся история еврейского народа, в том числе евреев бывшей Российской империи, по крайней мере, в течение обозримого века {с 1905 года}.

Примечание:

Я не писатель, не поэт,

И мне уже немало лет.

А жизнь пыхтит, как паровоз.

Не принимайте меня всерьез.

(Cтихи Ру) Йо-Хо-Хо.

 

Семейная сага или семейная хроника — жанр литературы, предметом которого является изображение жизни нескольких (как правило, от двух до четырех) поколений одного семейства. В русской литературе первым примером жанра принято считать автобиографическую " Семейную хронику".

Не буду приводить примеры этих традиций семейной хроники в русской литературе, т.к. в наш век современной цивилизации и высоких технологий все можно найти и прочитать в Интернете.

Как говорится: хорошо писать — значит рассказать правду.

Кажется, что правду писать проще всего. Ведь гораздо сложнее сначала что-то придумать, придать этому форму и написать. На деле все не так. Написать правду так, чтобы она была интересна и понятна читателю, это так же сложно, как искупать кошку.

Постараюсь воспроизвести хронологию, по крайней мере, со дня рождения моей мамы, которую, к большому сожалению, совершено не помню. Только ее образ, видимо, ассоциированный из переписки с двоюродной сестрой Валюшей, остался у меня на всю оставшуюся мою жизнь.

Весь замысел создания этого рассказа был в голове с давних пор. Все не решался начать, по многим причинам: во-первых, до сих пор не было четких данных о событиях, произошедших 100 лет назад; во-вторых, мое детство было не очень радостным, и вся история семьи трагична.

Было и много хорошего, и прекрасного… Одно только то, что была большая, огромная семья, члены которой поддерживали друг друга, в любую трудную минуту шли на помощь, уже создают не такую уж мрачную картину того времени.

Немного окунусь в историю места проживания и зарождения семейства.

Умань вошла в состав России после второго раздела Польши в 1793 году. К 1897 году в городе насчитывалось 17945 лиц еврейской национальности (более половины населения в то время). С отменой черты оседлости еврейское население города начало уезжать в крупные города.

Погромы в Умани занимают особую страницу в еврейской истории.

Истоки берут начало в Польше, где возникала угроза гражданской войны из-за "конфедерации", союза суверенных государств, созданного для осуществления конкретных совместных целей или действий. Польские магнаты создали этот союз в Подолии, чтобы противопоставить ее политике Варшавы.

Этой ситуацией воспользовались гайдамаки (перевод с тюрского — нападать, разбойник). Так же «гайдамаками» назывались подольские повстанцы Устима Кармелюка, лозунгом движения которых была месть за попранные права православных на Украине, угнетаемых воинствующими католиками Польши.

Запорожцы во главе с Железняком переправились через Днепр и вместе с крестьянами и казаками начали истреблять поляков и евреев правобережья Днепра. Наибольший ущерб был нанесен восставшими в Умани, которая, пожалуй, была в то время богатейшим городом после Киева на Украине. Ужасной еврейской резне в Умани способствовало предательство руководителей и польских защитников города.

В Умани находилось более 20 тысяч поляков и евреев, которые там собрались, убегая от убийц из гайдамацких банд. Поляки укрывались в костелах, а евреи — в синагогах. Около 3000 евреев нашли временную защиту в большой синагоге. Самые смелые вооружились ножами и палками и противостояли разбушевавшимся бандитам. Гайдамакам не удалось захватить синагогу, и тогда они начали обстреливать ее из пушек. В результате стены синагоги обрушились и погребли под собой всех находящихся там.

Собрав богатых евреев города, они вынудили их отдать всю имеющуюся у них собственность, обещая сохранить жизнь. После чего казаки всех убили.

Надежда поляков, что, предав евреев, они спасут свои жизни, не оправдалась. Впоследствии, с ними поступили точно также.

Предвестником погромов 1919 года был погром в октябре 1905 года. Позднее весной и летом 1919 года в Умани произошло несколько еврейских погромов, которые и захватили мое семейство.

Еврейское население попряталось по домам, на чердаках и в погребах. К вечеру 12 мая к повстанцам примкнули местные жители из предместья Умани, а также воры, грабители, убийцы, бежавшие в свое время из тюрьмы и гулявшие на свободе. 13 — го мая толпа, состоящая из всех этих поддонков, бросилась в еврейские дома и квартиры и принялась убивать, грабить и жечь. Были случаи применения пыток, отрезание рук, ног, ушей, носа и грудей у женщин.14-го мая погром возобновился с новой силой.

Местная интеллигенция вполне равнодушно наблюдала сцены погромов и убийств своих соседей.

После завершения погрома разрешено было похоронить убитых. Из домов и улиц сваливали на телеги их тела и отвезли на еврейское кладбище, где предали земле в огромных 3-х братских могилах. Во время этих похорон озверелые бандиты под угрозой расстрела запрещали плакать, заставляли родственников убитых петь и плясать, а сами распевали веселые песенки и наигрывали на гармониках.

После похорон жертв погрома в течение продолжительного времени местные торговцы и приезжее крестьянство отказывались наотрез продавать еврейскому населению какие бы то ни было продукты и товары, поставив таким образом его уцелевшую часть под угрозу голодной смерти.

Среди убитых евреев не оказалось ни одного коммуниста.

Уничтожение евреев Умани продолжалось и позже, уже во время оккупации Умани нацистами, но об этом затрону в следующих разделах повествования.

Национальный вопрос есть в любой стране. Для правителей (большинства) это удобный рычаг, чтобы им манипулировать. К чему это приводит примеров не занимать… В нем правых и виноватых нет. Есть жертвы и со стороны кто убивает и кого убивают. Какой нации большинство, тем указывают на виновников всех бед.

Натравить толпу просто. Вот живой пример лозунга настоящего времени во Львове: "Утопим москалей в жидовской крови!".

Но, вернемся в прошлое столетие. Известный факт, что евреи были ограничены во многих правах до революции: запреты на большинство профессий, учеба любая — 5%, проживание в определенных местах-местечках, на владение землей не было прав, редко кто имел возможность проживать в деревне.

Однако наши корни оказываются из деревни. Дед работал на мельнице, еще было несколько семей из того же семейства, которые более или менее могли дать маломальское образование своим детям, которых было достаточно по тем меркам. Выполнение заповедей было принято в семье деда. Мальчики посещали хедер, девочки изучали иврит, идиш, обучались письму. У женского пола не было возможности получить профессию, они были обречены на зависимость от мужа, естественно, при случае удачного выхода замуж.

Коммерция, торговля не запрещались; вот большая часть мужчин этим и занимались.

По тому насколько часто встречается фамилия нашего семейного клана, как за рубежом, так и в Союзе, можно судить о том, что у деда, видимо, было много братьев. Кстати, в деревнях и у других наций, повторение фамилий очень распространены. Но в отличие от них, по еврейской религии, разрешены родственные браки.

Иудаизм издревле определяет брак, как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.

Не хотелось бы затрагивать тему религии, так как, в самом широком смысле, у меня простое отсутствие веры в существование чего-либо сверхъестественного вообще, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т.д.

Однако мнение Торы не обязано совпадать с данными современной нам науки, и, если Закон не запрещает, это отнюдь не означает, что он это предписывает.

Лично я отношусь негативно к таким бракам, исходя из статистики плохой наследственности у потомства.

Старание евреев в маленьких местечках не смешивать в браке своих детей с представителями других народов и приводили к таким последствиям. Так сложилось и в нашей семье (мишпухе), как со стороны моего отца, так и матери.

Из шести детей бабушки и дедушки трое создали семью с членами из близкой родни.

Все настолько запутано в нашей фамилии, что я даже не знаю, к чему приступать в первую очередь.

Начиная с 1905 года, евреи искали лучшей доли и эмигрировали: кто в Америку, кто в Палестину и др.

Из воспоминаний моей дорогой Валюши: в семье ее мужа было четыре сына и одна дочь. Родителей и одного брата с женой убили, осталось трое детей. Валин отец с сестрой уехали в Америку, двое других в Палестину. Про моих ближайших родственников данных особо нет, хотя и не исключено.

Я долго размышлял над вопросом: кому посвятить мои воспоминания. В голове крутилось много вариантов: были мысли о матери, которая за столь короткую жизнь смогла вырастить 4-х детей, в тяжелые времена, как для лиц еврейской национальности, так и всего человечества Российской федерации, и других стран…:

мысли о двоюродной сестре Валюше, ныне здравствующей, которая пережила все ужасы того времени, включая период нацисткой оккупации (кстати, основной источник моего опуса, получен от нее, из нашей переписки в последний период);

мысли об отце, светлая ему память, который был далеко не глупым человеком, можно сказать, разумным, судя по его действиям в трудную минуту. Благодаря ему и сохранилась моя семья, имею в виду, мои братья, мать и он сам;

моим детям, которые натолкнули меня на эту нелегкую миссию — воссоздать историю — 100 летней давности.

Ни одному из них я не могу отдать предпочтение по многим причинам. Одной из них является то, что всех их я люблю в равной степени, и они мне дороги до глубины души.

Решение, принятое мною на данный момент, таково: "Всему человечеству, в назидание об АНТИСЕМИТИЗМЕ".

Нет смысла останавливаться на истории антисемитизма подробно. Это очень сложная тема, не для моих возможностей обсуждать это здесь.

Хочу только отметить, что зародился он еще в античный период и был основан на целом ряде предрассудков. В последующем религиозная мотивация была основой антисемитизма в христианском мире. В XX веке, с учетом эмансипации евреев, появился расовый антисемитизм, ставший основанием для массового уничтожения евреев в годы Холокоста. В конце XX — начале XXI веков получил распространение так называемый "новый антисемитизм".

Современный антисемитизм имеет две характеристики:

a) реакция на израильскую политику в вопросе конфликта с палестинцами;

б) арабские средства массовой информации, являющиеся основным источником распространения антиеврейской пропаганды.

Ни в коем случае не собираюсь подводить итоги прожитых лет. По восточному календарю первым подведением итогов жизни считается по завершению первого полного зодиакального цикла (12 лет на 5), т.е. в 60 лет, который я прошел, слава Б-гу, благополучно. Правда, с потерями близких мне людей — братьев. Думаю, до завершения второго полного цикла все сложится лучше.

У меня есть для кого "потянуть": прекрасные дети и внуки. Они знают, как я к ним отношусь, трепетно и c любовью, хотя у нас в семье и не принято провозглашать эти чувства. Надеюсь, что это взаимно.

Просто пришло время изложить на бумаге то, что давно уже крутится в голове и, можно сказать, не дает покоя по ночам. Возможно, кому то это будет интересно. Во всяком случае, это заинтересовало меня, в первую очередь.

Мой принцип:

Надо жить без оглядки назад,

Без обид смотреть жизни в глаза!

Чтобы каждым движением — на взлет!

Чтобы верить, что счастье придет!

 

Ведь когда умирают мечты,

То, поверь, умираешь и ты!

 

Но, не смотря на это, если не ты, то кто же?

В продолжение темы антисемитизма, хочу изложить свои мысли о проявлении его на своем горбу, или шее, все равно. Человеческая память — инструмент удивительный, но ненадежный.

Наши воспоминания не выбиты на камне: с годами они стираются, а часто и вовсе меняются, дополняются или замещаются последующими событиями.

Несмотря на то, что Советский Союз уничтожил нацизм, отношение к евреям не изменилось. Только, что была снята Звезда Давида с одежды. Однако, вместо нее были выданы паспорта, в которых в "пятой" графе было указано "еврей".

В 1953 году, когда врачей-евреев обвинили в попытке убить Сталина, мне было 11-12 лет. Благо, что мы жили на «еврейской» улице, во дворе, в основном, обитали евреи, и это не очень ощущалось. Ну, говорили об этом, обсуждали. Но физически я это ощутил по дороге в школу, где мне преградили путь, не давая пройти по улице, крича проклятия и тому подобное.

1947-1948 гг. Годы создания государства Израиль, война за независимость — это были тяжелые годы, как для израильтян, так и для евреев бывшего Союза. Ощущалось и на улицах и в школе.

1967 г. "Шестидневная война" между Израилем, с одной стороны, и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром, с другой.

Потерпев неудачу в попытке уничтожить Израиль руками арабов, в Союзе усилили антисемитскую политику и перестали ее маскировать. Сионизм. Государство Израиль рассматривался как главный враг на международной арене.

1970-1980 гг. Антиеврейские кампании велись под лозунгом борьбы с "израильской агрессией" и сионизмом. Проводилась антиеврейская кадровая политика.

В это время мне удалось закончить вечернее отделение института ДПИ, по специальности "Электроснабжение промпредприятий и городов". При наличии большого стажа работы по специальности электрика, искал работу в качестве энергетика. Найдя вакантные места и пройдя собеседования, в отделах кадров я тут же натыкался на стену. Тонко намекая на мое имя и отчество, иногда давая прямо знать о 5% (норма присутствия в рабочих коллективах людей еврейской национальности).

Самое страшное в том, что, уже находясь здесь в Израиле, этот вопрос усугубляется после анализа: насколько сильна ненависть к евреям в Исламе, от которой мусульмане, по-видимому, не в состоянии избавиться. Ислам боится евреев, и эта истина — враг номер один ислама. И все это скрывается любой ценой. Неважно сколько мусульманских женщин, мужчин и детей умирает в этом процессе. Любая попытка простить, стать более гуманными или жить в мире с евреями считается предательством по отношению к Исламу. Без ненависти к евреям Ислам должен прийти к самоликвидации. Это все опаснее бытового антисемитизма. Страшно за будущее детей и внуков.

Но, прежде, учитывая, что вы, наверняка, устали от столь грустной истории, хочу перенести Вас на прекрасный ландшафт Софиевского Парка, созданного по мотивам древнегреческих мифов. Библейское название "райский сад" — "ган эйден" на иврите, о чем-то говорит моей семье: генетика.....

Держу в руках иллюстрированный журнал, издания 1951 г., и, несмотря на черно-белое изображение, поражаешься этому чудотворному месту, созданному в 1796 году во имя любви. Тысячи крепостных работали над созданием, и идея принадлежит польскому графу Станиславу Потоцкому, который безумно любил свою красавицу жену-гречанку Софию.

От входа вглубь парка ведет главная аллея, которую с обеих сторон украшают вековые каштаны и тополя. Рядом протекает речка Каменка. В самом центре создан искусственный остров Любви с Розовым павильоном. Китайская беседка, неподалеку которой расположен пруд, площадью более одного гектара. Грот Калипсо, в котором напутствие: "Кто несчастлив, то пусть зайдет и станет счастливым, а кто счастлив, пусть станет еще счастливее". Лестница, насчитывающая семьдесят семь ступенек, по которой граф пронес свою возлюбленную, целуя ее на каждой ступеньке.

В советском художественном фильме, снятом зимой-весной 1967г. режиссером Станиславом Ростоцким "Доживем до понедельника", в одном из эпизодов на уроке Ильи Семеновича, преподавателя истории (роль сыграл Вячеслав Тихонов), была поднята тема революции 1905 года, восстание на крейсере "Очаков" и личность Петра Шмидта. В учебнике о нем — всего пятнадцать строчек: родился, умер… И Илья Семенович своим рассказом настолько увлек учеников класса, ведя его в присущей ему неформальной манере, открывая им смысл исторических событий, что его рассказ резко контрастировал с необразованностью ученика, отвечавшего по этой теме.

Так вот мне, совсем не хотелось бы быть на месте этого ученика. И поэтому постараюсь подробнее остановиться на столь короткой, непродолжительной жизни моей мамы и всего моего рода из Умани.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль