Цикл "Тропинки Новодевичьего монастыря".
***
Настоятельнице Новодевичьего монастыря
в Москве игуменье Серафиме,
в миру Варваре Васильевне Чичаговой-Черной, —
посвящается.
***
Моя героиня — Варвара Чичагова, —
дитя своего времени…
Времени, стрелявшего в тела и души,
Уродливого, закрепощавшего в бремени.
Но позабыть мне о нем — благодушье…
***
V. О патриотизме.
***
Я патриот, и был им, когда это было «не модно»,
Буду, когда уйдут времена, —
а плоть ляжет прахом, усмирена…
Но никогда, ни за что на собрании всенародном
Не стану «черепковать» и «вылистывать» имена (8) …
***
А тот, кто в стране подвергнут был остракизму,
Но не уехал, не сдался, не отказался —
не сунул сапог в стремена,
Быть может, поддался он: альтруизму ли, романтизму,
Но уважение заслужил — на все времена…
***
Не обрекаю уехавших проклятиям или смертям,
И не равняю отъезд на чужбину к черным делам,
Но помню, душой к великим словам не остыл:
«Я была тогда с моим народом — там,
где мой народ, к несчастью, был» (9).
***
8. Речь идет об обычае остракизма ((др. — греч.ὁ ὀστρακισμός, от τὸ ὄστρακον — «черепок, скорлупа»)) — в древних Афинах народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя гражданина, который угрожал демократии государства; если имя одного и того же человека написали 6 000 и более человек, его изгоняли на 10 лет… Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти и т. п. В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»). Известно, что аналогичные обычаи были также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете, Ефесе и некоторых других городах Пелопоннеса и Великой Греции. В частности, в Сиракузах такой обычай назывался «петализм» (от др. — греч. Πεταλισμός, отπέταλоν, «лист»), так как имя будущего изгнанника писали на листе оливкового дерева, а изгнание длилось 5 лет. В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.
9. Нет! и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
«Реквием», А. Ахматова.
Все права защищены © litprichal.ru
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.