Вячеслав Матосов
СЕАНС
(историческая миниатюра)
Я c моим другом Марлоном Контебю вошли в Гранд кафе на Бульваре-де-Капюсин.
Декабрьский мороз в Париже 1895 года не успел последовать за ними и растворился
на пороге всеобщего веселья в кафе.
Мы отдали наши пальто швейцару при входе, заняли своё обычное место в правом углу и
стали осматривать небольшой зал.
Необычным было в этот вечер то, что посреди этого зала на возвышении стоял высокая
подставка, на которой находилось необычное устройство, напоминающее фотоаппарат, но
с какими-то двумя колёсами наверху.
Прямо перед нами на маленькой сцене был повешено белое полотно. Перед этим полотном
на двух венских стульях сидели двое немолодых мужчин в серых сюртуках и с любопытством
оглядывали зал.
Мы заказали курасоны и кофе. Я, чувствуя себя голодным, уже было приступил к поглощению
этой пищи, как вдруг один из этих мужчин встал, откашлялся и начал свою речь:
— Дамы и господа! Сейчас впервые здесь перед вами состоится первый в мире сеанс
электрического театра. Будет продемонстрирована проекция первой фильмы "Прибытие
поезда на вокзал "Ля-Сиота".
Эту фильму создали мы: Луи Жан и Огюст Луи Мари Люмьер. Вы, несомненно, получите
огромное впечатление от этого эксперимента.
А сейчас прошу вас, Огюст, включите проекцию!
Один из них направился прямо к подставке в зале, а другой, забрав стулья, сел поодаль
от полотна. Официанты кафе начали гасить свечи, расставленные в зале.
В тишине раздался щелчок, что-то застрекотало и луч света прорезал проявившуюся полутемноту
зала. На экране-полотнище появилось какое-то изображение.
В это время я попытался доесть мой курасон, но потом я увлёкся тем, что происходило на том
полотнище. А там появилось светящиеся изображение вокзала Ла-Сиот и людей на нём.
Но самым неожиданным было то, что люди на том экране начали двигаться.
Паровоз и пассажирский поезд, показавшиеся вначале маленькими, стали быстро надвигаться
прямо на нас.
Наконец, изображение движущегося паровоза стало вырастать и он занял всё пространство
экрана.
Испуг от этого эффекта буквально пригвоздил меня к креслу. Действительно, это казалось
настолько реальным, что некоторые посетители кафе испугались того, что происходило на экране-полотне.
В ту же минуту я заметил, что Марлон вскочил с места и, задевая сидящих людей и свободные стулья, бросился к выходу. Следом за ним к выходу побежал какой-то толстый буржуа, по дороге обронив свой цилиндр. Несколько дам за столиками замахале в испуге руками, как бы, отмахиваясь от
такого наваждения.
Но этот показ очень быстро закончился. Уже потом я узнал, что весь сеанс длился всего 50 секунд.
Мне приходилось несколько раз в некоторых богатых домах наблюдать изображение на стене от
"волшебного фонаря", но такое я увидел впервые!
Вскоре публика успокоилась, и на свои места вернулись те, кто очень испугался.
Перед белым полотном снова появились изобретатели-экспериментаторы .
В зале воцарилась тишина. Зрители, наконец, поняли, что присутствовали при историческом событии, и стали приветствовать аплодисментами авторов и создателей этого завораживающего действия.
Очнувшись от нахлынувшего впечатления, я присоединился к бурным овациям остальных зрителей.
Через несколько минут ко мне присоединился вернувшийся Марлон. Я тут же незамедлил
пристыдить его.
Изобретатели— экспериментаторы покинули кафе.
К этому времени наш аппетит уже пропал и, выйдя на Бульвар-де-Капюсин, мы почему-то оба облегчённо вздохнули.
Вячеслав Матосов. 2024. Торонто.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.