В убийстве Святослава сразу обвинили коварных византийцев. Дескать, они подговорили печенегов напасть на малочисленный отряд князя, когда он будет возвращаться в Киев, пообещав им за это щедрую награду. Только как византийцы смогли прознать, когда и каким путем будет возвращаться Святослав?
Христианство уже издавна стучалось в языческую дверь Руси. Русские воины и торговцы возвращались из Византии не только с рабами и диковинными товарами, но и с яркими впечатлениями о высокой византийской цивилизации, проявлявшейся не только в организации государственной и общественной жизни, но и в духовной культуре. В греческой церкви во время богослужения пришелец с далекого севера переносился в другой чудесный мир. Ярким образам, напевам варвар мог противопоставить лишь бледные картины языческих обрядов. « Не знаешь, — говорили те, кто побывал в греческом храме во время обедни, — где ты, на небе или земле. Так хорошо! Не сумеешь рассказать! Так сам Бог пребывает с тобой. Не забудешь этой красоты! Всякий, вкусивший сладкого, не захочет потом горького. Так и человек, побывавший в греческой церкви, не сможет более оставаться язычником». Ко времени, когда Владимир принял христианство и крестил свой народ, новая вера имела уже своих приверженцев и даже мучеников. Еще княгиня Ольга, бабка его, мать Святослава, отреклась от язычества. Среди варягов тоже были христиане, а в самом Киеве для них была построена церковь во имя Святого Илии. Когда князь Игорь в 944 году заключил мирный договор с византийским императором, то в Киев прибыли византийские послы, и часть дружины присягали Перуном, а часть Христом в вышеупомянутой церкви. Эта клятва тогда имела такое значение, как сейчас печать и подпись на государственном акте, а, значит, христиане тоже привлекались к государственным делам в Киеве.
Вероятно, Владимир оказался перед выбором, и древние летописи охотно об этом повествуют. Хазарские иудеи, которых было немало в русских землях, охотно рассказывали о своей вере.
Собрав большое войско, Владимир пошел к греческому городу Херсонесу. Этот город еще сохранял былое величие и славу, несмотря на разорение, нанесенное ему некогда скифами. Он признавал власть византийских императоров, но не платил им дани, здесь по-прежнему существовали республиканские порядки. Жители его, торгуя по всему черноморскому побережью, наслаждались изобилием. Владимир, оставаясь в херсонской гавани, окружил город со всех сторон. Издревле привязанные к вольности, жители оборонялись мужественно. Великий князь грозил три года стоять под городом, но жители не поддавались на угрозы и обещания, закапывая подкопы, которые вели под стенами русские воины, ночью тайно уносили землю, которую насыпали перед городской стеной.
В городе нашелся сторонник Владимира по имени Анастас, который послал к русским стрелу с запиской о том, что к востоку от города находится колодец, который обеспечивает жителей водой. Великий князь поспешил воспользоваться советом и повелел перекопать водоводы (следы их сохранились до нашего времени). Тогда граждане, изнуряемые жаждой, сдались.
Захватив Херсонес, Владимир отправил императорам Василию и Константину послание, в котором требовал выдать за него принцессу Анну, иначе он возьмет Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями тешил его честолюбие. После смерти Цимисхия в империи начались смуты и беспорядки: военачальники Рока и Склир отказались подчиняться законным государям. Эти обстоятельства принудили императоров забыть об обычном презрении к язычникам. Василий и Константин, полагая получить в лице Владимира могущественного союзника, согласились выдать за него Анну, если он примет православие. Владимир уже готовился к тому, с радостью согласился, но просил выслать к нему немедленно Анну. Анна ужаснулась, супружество с правителем народа, который казался ей диким и жестоким, выглядело для нее пленом, хуже смерти. Но политика требовала этой жертвы. Горестная царевна отправилась на корабле в сопровождении чиновников и духовных лиц. Жители Херсонеса встретили ее с радостью, как избавительницу от захватчиков. В летописи сказано, что Владимир в это время разболелся глазами и не мог ничего видеть. Анна уговорила его немедленно креститься. И как только святитель возложил на него правую руку, он сразу прозрел. Бояре, пораженные чудом, тоже пожелали немедленно принять христианскую веру.
Владимир устроил пир не только вельможам, но и всему народу, который искренне радовался спасению доброго и любимого государя. С того времени князь еженедельно угощал во дворце своем вельмож, дружинников и бояр.
Подобный обычай пировать со своими приближенными шел из древности и был распространен у многих народов, в частности у варягов.
Это были не просто пирушки, но и совещания со своими приближенными. Позднее эта форма переродится в боярскую думу. И слыша сегодня сообщение: «В честь высокого гостя был дан торжественный обед», мы прекрасно понимаем, что там не только употребляли разные блюда, звенели вилками, а обсуждали важные вопросы и принимали ответственные решения. Да и угощение народа, столы с яствами, расставленные на улицах, — это тоже не выдумка Владимира с целью привлечь симпатии простых людей. И ранее вожди и князья, вернувшись после удачного похода, часть трофеев раздавали обывателям, которые, кстати, вполне заслужили это, платя дань (налоги) на содержание дружины.
Затем князья и цари в честь важных событий будут разбрасывать деньги и устраивать массовые угощения. Вспомним хотя бы злополучную Ходынку.
Другое дело, что Владимир придал этим формам, как сейчас бы сказали, контакт властных структур с широкими массами. Регулярный характер массовых кормлений имел целью завоевание популярности среди народа. И способ этот был очень эффективен, о чем свидетельствует историческая память народа, оставившего о Владимире множество песен и былин. Ни об одном правителе столько народ ни пел и ни сказывал. Пожалуй, кроме Ивана Грозного. Эти два великих правителя были и великими популистами.
Великий князь, наградив старца и его сына боярским саном, с великим торжеством возвратился в Киев. Поединок может быть истинным, но рассказ об основании Переславля выглядит сомнительным, поскольку этот город упоминается еще в договоре Олега с греками в 906 году.
Этот летописный рассказ повествует о древнем воинском обычаи, распространенном среди разных народов.
Война с хорватами отвлекла Владимира от внутренних распоряжений. Едва закончив ее миром или победой, он сведал о набеге кочевников, которые разоряли землю киевскую. Великий князь встретился с ними на берегах Трубежа, причем летописец рассказывает следующую повесть.
Россия три года наслаждалась тишиною. В Киеве был построен каменный храм, украшенный греческими мастерами. Князь повелел дать пир боярам и устроить угощения простому люду. Владимир отдал в церковь кресты, иконы и сосуды, захваченные им в Херсоне. И повелел своему любимому Анастасу брать десятую часть доходов на нужды церкви. А также наказал своим потомкам никогда не нарушать этого его постановления. Анастас был священного сана, и главная церковь Десятинная находилась под его ведением. Новейшие летописцы удовлетворительно повествуют о митрополитах этого времени, но называя их, противоречат друг другу. Нестор совсем не упоминает о митрополии до Ярослава, называя лишь греческих священнослужителей, которых любили и почитали в Киеве.
Первые десятилетия после принятия крещения все церковные дела решались и управлялись непосредственно из Константинополя. Это ни в какой степени не было ущемлением интересов русского государства или проявлением пренебрежения к новым верующим, но обычная практика в деятельности церкви. Для получения определенной самостоятельности требовалось время, чтобы увеличить количество верующих, храмов, появились собственные священнослужители. В одночасье на Руси всё это возникнуть не могло. И язычество сохранялось довольно долго и яростно сопротивлялось новой вере. И не было собственных священников. Поэтому для крещения славян приезжали греческие священники. И в дальнейшем эта практика продолжалась. Начинался период самого интенсивного влияния Византии на Русь, влияние, которое будет продолжаться веками, накладывая свой отпечаток и на церковь и на государственность, и на культуру Руси. Какие бы политические цели ни преследовали власти Константинополя, но несомненно, что это влияние, особенно на первом этапе, было весьма благотворно для Руси. И заслуга Владимира в том, что он повернул страну лицом к Византии, самой могущественной и культурной державе того времени, наследнице древних культур и античности. После же гибели Византии русское государство станет наследником Византии и тем самым античных традиций. Теория Филарета «Москвы — третьего Рима» рождалась не на пустом месте. На Западе утвердилось мнение о том, что
Желая защитить южную Русь, князь основал по берегам рек несколько крепостей, перевел туда многих жителей других городов, ибо часто бывал там и любил этот край.
Переселение жителей в отдаленные от родных районов места преследовало несколько целей:
— снизить сепаратизм, который долгое время сохранялся на Руси,
— сплотить разные племена в единую народность — русский этнос,
— сделать защиту рубежей страны общенародным делом, за которое чувствовали бы все ответственность.
Владимир заводит пограничную службу. Былины дают нам представление о том, что же были первыми офицерами этой службы. Старший офицер Илья Муромец из далекого от Киева Мурома, земли вятичей, которые долго не подчинялись Киеву и понадобились десятилетия, чтобы подчинить их.
Метод переселения возьмут на вооружение и другие правители и с разной степенью интенсивности будут использовать на протяжении почти всей истории русской государственности. Иван III, окончательно подчинив Новгород, многих новгородцев расселяет по разным уголкам державы, их же земли получают московские дворяне, душой и телом преданные великому государю. В XX веке Сталин будет переселять целые народы, что в хрущевские времена назовут преступлением и будут объяснять маниакальной подозрительностью тирана.
— Позволь мне, князь, слово сказать!
К трону приблизился в покорном поклоне юный монах Дмитр. Он был одним из тех первых русских юношей, которого Владимир посылал в Византию обучаться богословским наукам.
— Ну, что же! Молви, юноша!
— Я хочу отправиться на север.
— Доделывать то, что не смогли сделать мои славные воеводы? — усмехнулся князь
Князь любил этого юношу, смиренного и доброго.
— Мечом можно принудить к повиновению, но не мечом приносится вера.
— Ты мне нужен здесь, в Киеве, Дмитр. Там народ суровый, чужакам не верит, быстро тебе шею свернут. Этого я себе не простил бы.
— Я должен это сделать, князь. Не держи меня в Киеве!
Владимир увидел его глаза и понял, что ничто не сможет удержать этого юношу. Даже его монаршая воля.
— Будь по-твоему!
—
Будучи другом усердным бояр, он был другом и для бедных, которые могли в любое время приходить на княжеский двор и брать из казны деньги.
Что это, как ни прообраз социальной помощи, которая появится в цивилизованных странах только уже на исходе нового времени. Вероятно, велся и определенный учет этим неимущим гражданам, которым оказывала помощь государственная власть.
Отделения государственной казны существовали во всех крупных городах державы, а, значит, имелся и соответствующий штат. Организация социальной защиты способствовала консолидации древнерусской народности, укрепляла центральную власть, которая выступала защитницей социальных низов. Опять же стоит указать на то, что Владимир здесь не был первооткрывателем. Поддержка бедных, обездоленных являлась традиционной функцией сельской общины (верви, мира), которая не оставляла без помощи своих членов, попавших в беду. Общинные порядки долгое время сохранялись и в городах.
В городских кварталах (концах в северных городах) кучно селились представители одной ремесленной специальности. Цеховая организация продолжала традиции сельской общины.
Владимиру лишь потребовалось узаконить и придать государственный системный характер этой традиции. Тем более, что немало оказалось людей, выпавших из общины или цеховой системы, а потому не имевших корпоративной поддержки. Это были бродяги, паломники, нищие и прочие представители маргинальной среды. Сделанное Владимиром явилось серьезным шагом на пути к социальному государству.
С этого времени социальная защита станет одной из функций государственной власти. Она не исчезла и во времена удельной Руси. Вероятно, что даже и усилилась. В голодные неурожайные годы растворялись ворота государственных амбаров. Широко подобное практиковал Борис Годунов. Хотя это и не спасло Россию от Смуты. Но это уже другая история. В XIX веке Николай I, следуя примеру своего великого предка Петра I, будет насильственно насаждать в стране картофель. И главной целью этого было оказание продовольственной помощи в неурожайные годы.
Русское государство с самого своего возникновения взяло на себя заботу о бедных и сирых, возведя это в ранг государственной политики.
—
Прошло несколько лет. Владимир всё чаще впадал в тоску. Он часто болел и чувствовал, что дни его сочтены. Но не это печалило его. Он разделил Русь между сыновьями, повелев им жить в мире и согласии.
Судьба не пощадила Владимира; к концу жизни ему пришлось увидеть, как не только брат поднимается на брата, но и сын на отца.
Русское государство не успело и не могло стать еще единой централизованной державой. Понимал ли это Владимир? Вероятно, да. И не мало сделал для того, чтобы укрепить единство: создавалась централизованная организация управления, единая пограничная служба, в самые удаленные уголки страны Владимир посылал своих наместников. И распространение христианства, несомненно, укрепляло авторитет центральной власти. Но Русь не была и не могла быть единой. То, что мы называем древнерусской народностью, представляло собой конгломерат бывших племенных союзов, которые сохраняли еще свои особенности и память о былом суверенитете. Слишком разными были разные части державы.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.