Четыре возраста Ницше...
С другой стороны, он — Великий НеГуманист, укравший у человека Бога, а у Бога человека, опустивший человека в преисподнюю, одновременно обозвавшего его — «Сверхчеловеком» и «последним человеком».С другой стороны, он же, — спокойный, мягкий и сострадательный человек, кумиром которого является Великий Гуманист, который, по его же словам, дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться.
Но оставим лирику и перейдем к герою данной статьи. И попытаемся пройти вместе с ним тернистый путь от сверхчеловека, через Бога, к последнему человеку…Получивший классическое образование, основанное на классическом гуманизме, Ницше являлся знатоком греческой и латинской филологии, поклонялся итальянскому Ренессансу. Неистово отстаивал индивидуальную добродетель (arête), вызывающую гордость и восхищение и мотивирующую других. При всем при этом, сочувствуя судьбе человечества, он надеялся, что оно добровольно «исчезнет». И на месте сочувствия возникнет нечто более величественное.
Заратустра Ницше...
Заратустра, его пророк, рисует в воображении возможности, которые лежать за пределами человеческого постижения. Именно поэтому он написал о своём Заратустре: «Incipit tragoedia», — начинается трагедия.Ницше вполне допускал, что Сверхчеловека может и не быть, не столько из-за препятствий, созданных декадентами-современниками. «Выдохшимися последними людьми» — как он их называл, сколько потому, что «человеческое животное» может являться аскетичным по существу, но не способен преодолению себя ради создания новой постчеловеческой расы.Огромное образующее влияние на мировоззрение Ф. Ницше оказали творчество А. Шопенгауэра, ставшего его учителем и вдохновителем, и, особенно, теория эволюции Ч. Дарвина, одно из толкования которой стало основой для философии Ницше.Идеи борьбы видов были им, перенесены на человеческий социум и вдохновили на создание образа идеального человека (Сверхчеловека).
Ницше чуждо картезианское «Мыслю, следовательно существую», он отрицает отождествление разума и жизни. Главенствующая в его философии — воля, которая играет ведущую роль в борьбе противоборствующих сил. Сущность жизни — это заложенное природой в человека творческое начало, активная деятельность, энергия, подчиняющая себе весь мир — т.е. воля к власти. Мироздание представляет собой беспорядок и череду случайностей, а именно воля, не разум, вносит смысл и порядок в этот хаос.У истоков образа Сверхчеловека, несомненно, стоит воля к Власти. Этот концепт занимает главное место в трудах Ницше.Сверхчеловек — ключ, мифологема, вокруг которой и строится учение философа.Сверхчеловек — обнаженное воплощенное отрицание. Отрицание социально предустановленного, — религии и этики, норм и правил.Это воплощенный бунт против христианства, того самого, который Достоевский поднял на новые вершины. Христианство по-ницшеански — это ханжество, которое насаждает рабскую мораль и замещает слабостью и состраданием истинно важное — силу и мужество одиночек, которым история обязана своим развитием.
Сверхчеловек Ницше не признает укоренившиеся стандарты и отвергает идею бога, который придуман сильными для слабых и трусливых. Сверхчеловек пришел для того, чтобы уничтожить ложь, и все, что враждебно истинной жизни: «Бог умер, да здравствует сверхчеловек!»Ницше, не сомневаясь отбрасывает ценности образа смиренного, страдающего, влачащего жизнь в молитвах человека, созданного религией, как он считает, для управления людьми, и возвращается к идеалам античности и возрождения (интерпретируя эти идеалы в русле своих идей), в которых человек воспевается во всей силе и красоте.
Символ Аненербе...
В начале ХХ, как известно, философия о сверхчеловеке, нашедшая множество последователей, привлекла внимание и сторонников германского фашизма, тоже в своей идеологии обращавшегося «к корням», минуя гуманистические идеалы христианства с его идеей всечеловечности и равенства, и провозглашавшего «право силы».
P.S. А в заключении наше стихоТворное размышление на эту же тему...
Мы заглянули в бездну, бездна — заглянула в нас, (1)
Я помню, так сказал-предрек безумный Ницше.
Он Заратустру (2) оживил, и окровил иконостас.
Оставив зло толпе, и факел уронил на пепелище.
***
То пепелище до сих пор смердит у нас в душе,
И бездна всё глядит, — глядит в глаза, не уставая.
А мы бредем по пепелищу тщетно, как бы в мираже.
Безропотно, не видя света белого, и тихо умирая.
***
А может, Ницше прав? — в мир пришёл последний человек, (3)
Сверхчеловек (4) погиб, пропала навсегда и воля к власти… (5)
«Смерть Бога» (6) приняли, и объявил нам нигилист вовек:
Что Бога нет… а человек — химера, случаю подвластен…
1. Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
"По ту сторону зла и добра." Ф. Ницше.
2. "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. КНИГА ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО." Ф. Ницше.
3. Последний человек (нем. der letzte Mensch); термин, введённый философом Фридрихом Ницше в его работе «Так говорил Заратустра». Понятие описывает антипод воображаемого высшего существа, который зовётся сверхчеловеком, и чьё скорое появление возвещает Заратустра. Последний человек устал от жизни, отвергает риск и ищет только лишь комфорт и безопасность.
4. Сверхчелове; к (нем. ;bermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра», для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с гипотезой Ф. Ницше закономерным этапом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого задаёт вектор исторического развития.
5. «Воля к власти» (нем. Der Wille zur Macht) — название книги, состоящей из заметок Фридриха Ницше, собранных и отредактированных его сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше и Петером Гастом (настоящее имя Йоганн Генрих Кёзелиц).
6. «Бог умер», или «Бог мёртв» (нем. Gott ist tot или Gott starb) — высказывание Ницше. Появилось в написанной в 1881-1882 годах книге «Весёлая наука». С высказыванием связана метафора постмодернистской философии — смерть Бога.
Обычно связывается с разрушением представлений о наличии некоторого гаранта существования человечества, лежащего за пределами непосредственной эмпирической жизни, содержащего в себе план истории, придающего смысл существованию мира. Идея об отсутствии такого гаранта возникла как следствие дискуссии об оправдании Бога и является одной из основных предпосылок современной европейской философии
***
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.