Мария Ивановна — школьная учительница. Мария Ивановна? Да, Мариванна, как в анекдотах, что бы не изобретать ничего нового и непривычного, именно Мариванна. Мариванна задерживалась после уроков, вторая смена закончилась полчаса назад, тетради проверены, класс проветрен, а двух заядлых двоечников всё нет и нет. Конец мая, скоро учебный год заканчивается, сейчас бы домой, грядки вскопаны, сади — не хочу, сезон, а их всё нет и нет. Школа опустела давно, а их где-то носит. "Ещё пять минут и ухожу"— подумала она и вдруг, в коридоре, в самом его начале, послышались шаги и голоса тех самых непутёвых учеников — шестиклассников. Мариванна — женщина в самом расцвете сил, до пенсии, как до Китая, и свои дети хоть и почти уже взрослые, школу не оставляет, что-то держит её, словно пытается она разгадать какую-то загадку, которая порой не даёт ей покоя, ни днём, ни ночью.
— Здравствуйте, Мариванна, — двоечники вкатились в класс, не вошли, именно вкатились, толкая друг друга и хихикая, — можно мы географию пересдадим?
— Заходите, давайте, вас только и жду. Задание на доске, тетради открыли, пишем, — на одном дыхании она встретила и тут же озадачила их, — на разные ряды садитесь.
В классе тишина, слышно только, как ученики скрипят ручками, а возможно, и мозгами. Она заулыбалась этой мысли, послушала жужжание влетевшей в приоткрытую форточку мухи, посмотрела на учеников, на доску, на два глобуса, стоящие на шкафу возле дверей и задумалась. Ей вспомнился её первый муж — прапорщик, который так и не вернулся из командировки. Вернуться то он вернулся, но седой, угрюмый и молчаливый. Сам подал на развод и снова уехал, но не в командировку — в другой город, навсегда, оставив ей шрам на сердце и загадку, которую она так и не смогла решить. Вспомнилось детство, как лето проводила в деревне. Вспомнился институт, учиться в котором ей не очень-то и хотелось. Вспоминалось то одно, то другое, то третье, и эти воспоминания были похожи на пузыри, всплывающие на поверхность чего-то тягучего, липкого, как кисель, с разноцветными разводами и полным отсутствием какого-либо намёка на движение. Так прошло примерно полчаса.
— Ну что там у вас? — спросила она двоечников, — Готовы?
— Мариванна, ещё пять минут, пожалуйста, — попросил первый двоечник.
— Лучше семь, Мариванна, — добавил второй двоечник, — пожалуйста.
Оба коротко гыгыкнули, но вовремя спохватились — это было похоже со стороны на провокацию.
— А знаете что? Поставлю-ка я вам тройки, не проверяя, за одну лишь попытку что-то исправить. Хотите?
Изумлённые двоечники закивали головами и готовы были уже убежать, но она их остановила.
— Сидим, урок ещё не окончен. Хотите, я расскажу вам о жизни? Нет, не так, сначала я вам расскажу о жизни, хотите вы этого или нет, а потом поставлю тройки.
Двоечники смирились и остались сидеть за партами, ничего не понимая. Да даже просто ожидать от Мариванны такой поворот никто из них не смог ожидать.
— Как вы думаете, что это такое? — она показала указкой в сторону глобусов.
— Глобусы, — ответил первый двоечник.
— Модели нашей Земли, — добавил второй.
— Нет, — сказала, как отрезала, Мариванна, — это модели жизни.
В классе повисла тишина, даже муха, усевшись на один из глобусов, будто прилушалась.
— Видите муху?
— Да, видим, — подтвердили удивлённые двоечники.
— Представьте, что муха, это человек, кто-то из вас двоих.
Двоечники заёрзали, им хотелось посмеяться друг над другом, пообзываться, но они молчали, мало что понимая. Какая жизнь, при чём тут муха?
— Так вот, — продолжала Мариванна, — видите у глобусов экваторы?
Двоечники закивали головами.
— Экватор, это линия, на глобусе жизни, выше которой он не может всплыть на поверхности.
— На поверхности чело, Мариванна? — осмелился спросить второй двоечник.
— На поверхности окружающей вас действительности.
— Как это, Мариванна? — первый двоечник тоже набрался смелости на вопрос.
— Сейчас объясню, сейчас — сейчас, — она на минуту задумалась, посмотрела на учеников, на глобусы, в окно, на распустившиеся на деревьях за окном листья и вдруг спросила, — Вам не дует?
Подошла к окну, закрыла форточку, и оттуда, глядя на глобусы, продолжила.
— В жизни каждого человека постоянно что-то меняется, постоянно. Но изменения всегда разные, когда они едва заметные, а бывает, наоборот, в один день или даже час, может измениться абсолютно все. Раньше был двоечником, потом смотришь — отличник, на следующий год одни пятёрки и почёт с уважением. Это у вас, у детей так бывает, у взрослых по другому. Кто-то старается, из кожи вон лезет, а всё на одном месте находится, копошится что-то, а ничего глобального в жизни не происходит. А у других наоборот, за что не возьмётся — всё исполняется, да так, что окружающие понять не могут, что же произошло с человеком, словно подменили его. А на самом деле происходит вот что — всплывающий по экватор глобус, это изменения в жизни. Одни их боятся, боятся, что шар этот всё-таки всплывёт, и они не смогут на него взобраться, а другие наоборот, ждут не дождутся, таких планов грандиозных себе нарисуют, что всплывает он немного выше, чем надо, вот и барахтаются на одном месте, только волны от них, и больше ничего.
Двоечники сидели открыв рты и ничего не понимая.
— Мариванна, а как это? — спросил первый, тот, что побойчее.
— Подожди, сейчас самое главное будет, — оборвала его Мариванна. — Есть такие люди, которые изменений в жизни вообще не боятся, они скользят на своих шарах, как по волнам, и их шары их несут вперёд и только вперёд. У них особый талант — они не боятся изменений и используют их силу с пользой для себя и окружающих. Поэтому изменения у них происходят постоянно и несут их по жизни, с ветерком, весело и задорно.
— Мариванна, а нам это надо будет вам сдавать? — спросил второй двоечник.
— Нет, Вася, сдавать не надо, надо использовать.
— А как? — поинтересовался первый.
— А как получится, Дима, сначала методом проб и ошибок, а потом уже по привычке, не оглядываясь на то, что у тебя за спиной, а глядя только вперёд. Как к тебе будет относиться твоя компания, если ты станешь отличником?
— Нуу… Дразнить будут, может побьют, хотя навряд-ли.
— Потому то они и будут копошиться на одном месте и мешать тем, кто понял, что изменениям не надо сопротивляться, они всегда — всегда только к лучшему? — спросил Вася.
— Конечно, нужно только уметь видеть их, и сразу не вытаскивать свой шар на такую высоту, на которую ты сможешь взорбраться, или заберёшься, но не удержишься. Лучше постепенно, но уверенно и смело, без страха.
Она помолчала пару минут и отпустила задумавшихся учеников по домам, поставив им почему-то четвёрки.
Следующий учебный год Вася и Дима закончили почти без троек, их авторитет вырос и среди учеников. Сама Мариванна осталась работать в той же самой школе на окраине провинциального городка, но вот школа изменилась вместе с Васей и Димой. А почему?
Да потому что если кто-то узнал, как что-то может измениться в жизни, он обязательно поделится с окружающими. Вышло так, что в том городке таким человеком оказалась Мариванна, обычная учительница в средних классах.