— Ты кто?
— Как это? Я — это я!
— Ну, разумеется! Но кто ты?
— А я должен быть кем-то? Мне достаточно того, что я просто знаю: я — это я!
— Да, но ты — никто!
— Это почему?
— У тебя нет формы!
— Какой формы?
— Любой. Какой угодно. А у тебя нет никакой. Вот, смотри, видишь, что я придумал?
И в то же мгновение я увидел в пространстве две замысловатые фигуры.
— Вот! Это форма, понимаешь?
— Разумеется, понимаю! Но ты ведь это просто придумал! Я таких могу много создать. Смотри!
Я слегка напряг воображение и кое-что представил, и тут же рядом с этими двумя фигурами появилось множество других, придуманных уже мною. Они заполнили всё выбранное для этого пространство.
— Видишь? Это всё просто придумано! А сейчас я это уберу.
И в тот же момент пространство вокруг меня стало пустым, за исключением тех двух предметов, созданных не мною. Впрочем, я мог убрать и их, если бы принял за их создание полную ответственность. Но я не сделал этого, и две формы остались там, где были.
— Видишь? Всё исчезло! Формы — это придуманное. Зачем мне быть формой?
— Правильно, это всё так! А ты знаешь, что есть игры, где игроки не знают о том, что они существуют, пока у них нет формы? Там они называют формы телами. Они берут себе тела, полностью отождествляют себя с ними, а когда приходит время их оставить, считают себя никем. Такое состояние называется у них «быть мёртвым».
— Как называется? Быть мёртвым? Забавно! А зачем им это?
— Н-ну,… это такая игра!
— А-а-а, понятно! Доиграться можно и не до такого! Мне это неинтересно!
И я продолжил создавать свой мир, у меня была новая идея. Я поиграл в него пару миллионов лет, и, наконец, он мне надоел. Я его убрал, так же, как и те фигуры совсем недавно. А потом я решил посмотреть на ту странную игру.
— Эй, ты где?
— А?
— Ну, где эта твоя игра? Показывай!
— Да, смотри, пожалуйста!
Я настроился на его мысль и в тот же миг увидел эту новую вселенную. За какое-то бесконечно малое мгновение до этого я успел подумать, что не нужно так поступать, поскольку что-то здесь не так. Здесь был подвох: к его мысли показать мне новинку явно примешивалась скрытая идея, — я её ощущал, но было поздно — я уже смотрел на огромные протяжённости новой игры. Гигантские скопления материи в форме невероятных звёздных водоворотов были разбросаны по всему доступному обозрению пространству вокруг. Отдельные части странного вещества — очень большие и совсем маленькие, сталкивались и разлетались, образуя самые разнообразные новые формы. Колоссальное его количество кружилось в отдельных воронках, именуемых галактиками, а бездонную глубину свободного космоса между ними пронизывали оторвавшиеся от больших скоплений мельчайшие частицы…
Это была физическая вселенная. Именно так началась здесь моя жизнь. Так я попал в ловушку...
…Новая вселенная, наблюдаемая мною, была потрясающе красива! Присмотревшись внимательнее к звёздным водоворотам, я заметил, что внутри них существуют похожие по форме образования, но значительно меньшие в размерах и количестве материи. Ещё чуть позже я увидел, как повторяется этот рисунок и в меньших скоплениях. И так до бесконечности.
Я заглянул внутрь очень маленькой частицы и понял: там всё устроено точно также.
Затем я заметил, что в этой вселенной двигалось абсолютно всё. Настоящей статики здесь не было. Всё вращалось вокруг единого и огромного множества локальных центров. Движение было краеугольным камнем этой игры.
Повсюду вокруг множества невидимых центров вращалась огромная масса мелких частиц — звёзд, как я позже узнал их название. Уменьшив своё представление о собственном размере, я переместился в центр одного из таких звездоворотов. Это была одна из бесчисленных галактик. Оказалось, галактика — далеко не самый маленький объект в этом новом для меня мире.
Мне понравилась такая оригинальная выдумка, и я решил немного поучаствовать в ней. Я стал внимательно рассматривать один объект. Внутри него происходило нечто странное. Частицы, из которых он состоял, словно старались как можно дальше разлететься друг от друга, но при этом что-то будто бы не пускало их. Посмотрев ещё раз на увиденное, я понял — в этой вселенной действует соглашение о взаимном притяжении всех частиц друг к другу. И, несмотря на очень большое стремление разлететься, количество наблюдаемых частиц в объекте было так велико, что соглашение о взаимном притяжении не давало им этого сделать.
Значительно позже я узнал: объект, на который я смотрел, назывался звездой. Явление, в результате которого материя звезды старалась исторгнуться наружу — термоядерным взрывом, а соглашение о взаимном притяжении на языке одной из многочисленных цивилизаций называлось Законом всемирного тяготения.
Но всё это было потом, а в тот момент я решил поиграть с этой новой для меня игрушкой. Я выбрал ещё одну такую же форму и столкнул их друг с другом на большой скорости. В результате произошёл разлёт внутренних частиц каждой звезды, с выбросом огромного количества энергии. Это было очень красиво! Зрелище завораживало! Я много видел разных вселенных, много их создавал сам, но ни в одной я не видел ничего похожего.
Посмотрев ещё немного на сотворённый эффект, я решил его повторить и значительно усилить. Для этого я стянул все звёзды в выбранном мною скоплении в единый центр и столкнул их.
Зрелище превзошло все ожидания! Это было фантастически красиво! Взрыв, произошедший в итоге, поглотил все звёзды и стал медленно рассеиваться по близлежащему пространству. Материя потихоньку стала однородной, но гораздо меньшей по плотности и температуре, хотя и по-прежнему очень горячей. Однако не настолько горячей, чтобы начался распад атомных ядер — обязательного условия для термоядерного взрыва.
Я проделал это несколько раз и вдруг ощутил слабый протест. Со всех сторон на меня была направлена тревожная мысль. И тут я понял, что сделал нечто нехорошее, но не понял, что именно.
— Ай-ай! Что ты наделал? Где они теперь будут играть?
— Это ты? Что значит, где играть?
— Ты испортил их игровое поле!
— И что? Они не могут создать новое? Это ведь легко!
— Это тебе легко! А они этого не могут!
Такой ответ меня невероятно озадачил!
— Не может быть!
— Ещё как может!
— Но почему?
— Видишь ли, в этой игре такие правила. Они не могут восстановить своё игровое поле, потому что не они его разрушили. Они не берут за это ответственность.
— Но ведь они его создали! Это в любом случае их ответственность!
— Они так не считают. Они решили, что всё это создал для них кто-то другой, причём, они и сами толком не знают, кто именно, но только не они…
— Подожди, подожди!.. Они не помнят, как сотворили эту игру?!
— Именно так!
— Но как можно было забыть такое?!
— Всё просто! Сила постулатов! Чтобы создать вот такой мир, нужна очень, очень сильная воля. Но если решение такой же силы использовать для отказа от причинности, то забывание будет очень прочным и вернуть память станет очень трудно!
— Но зачем так делать?!
— Здесь нельзя играть иначе. Я же говорю: в этой вселенной такие правила. Чем меньше ответственность, тем интереснее игра. Тебе трудно всё вернуть назад?
— Вовсе нет!
— Но в таком случае это неинтересно, верно?
«Ах, вот оно что! Чем меньше ответственность, тем труднее быть причиной и создавать всякие следствия. И чем труднее достичь цели, тем интереснее играть»: подумал я. «Но ведь так можно и вовсе доиграться до невозможности создания хоть какого-нибудь следствия? Однако это противоречит самой моей сути! И возможно ли такое вообще? Если Бог может всё, то может ли Он создать камень, который сам же не сможет поднять? И что произойдёт, если попытается? Так, так, та-ак! Похоже, это одна их тех вселенных, в которых пытаются достичь в принципе недостижимой цели! Значит, это ловушка! И он не просто так показывает мне этот странный мир!..»
— Давай, я тебе кое-что покажу!
— Погоди, я только верну всё назад, раз уж они не могут этого сами.
— Как хочешь!
И через мгновение все звёзды и прочие космические тела вновь были на своих орбитах и на своих местах, словно ничего и не произошло.
— Давай посмотрим на одну из их игр.
Я смотрел на странное зрелище: два материальных объекта очень необычной формы пытались что-то сделать друг с другом. Действие происходило на одной из планет, как я теперь знал.
— Что они делают?
— Они пытаются друг друга побить.
— Побить?
— Нанести друг другу вред, но так, чтобы не разрушить форму полностью.
— А зачем им это делать таким странным способом? Разве они не могут создать немного энергии и сделать это быстро? Ведь эти формы…
— Тела!
— Тела? Ну, пусть будут тела… Они же очень хрупкие!
— В том-то и дело! В этой игре они договорились так, что могут создавать энергию лишь настолько, насколько это может их тело. И не более. А это невероятно мало! Вот и попробуй создать игру, где твои возможности по созданию энергии ограничены такой конструкцией. Это очень трудно, но зато, какая игра! Я прав?
Я не ответил. Я понял — он подталкивал меня к принятию решения. И я понял, какого именно. Да, это было и вправду чертовски интересно. С такими играми мне сталкиваться ещё не приходилось, хотя за многие триллионы лет я навидался их всяких достаточно. Но только не таких… Да, было бы интересно попробовать, но я не спешил. С интересом рассказывая мне о странностях этой вселенной, он не говорил мне главного — её основной цели, а именно она делала этот чудный на первый взгляд мир ловушкой, и нужно было узнать, в чём её суть. Поэтому, немного подумав, я ответил:
— Да, пожалуй, ты прав!
— Попробуешь?
— Почему бы и нет? Я возьму себе такое тело и поиграю с ними.
— Но помни! Игра будет интересной только в том случае, если ты забудешь о своих подлинных способностях, забудешь о том, кто ты есть на самом деле и откажешься от ответственности. В этой игре можно только притворяться, но притворяться нужно всерьёз! Как только ты вспомнишь, кто ты и как сюда попал, игра для тебя закончится. Как, впрочем, и для любого, кто поступит также…
Эх, если бы я знал тогда, что девиз над входом в так называемый ад в художественном произведении одного замечательного автора в одном из многочисленных миров, вполне подходил бы для входа в эту вселенную: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!»
Но я не знал этого. Да, если бы и знал — это вряд ли что-нибудь изменило: я бы просто в это не поверил — настолько я был уверен в собственном могуществе…
…С тех пор я сменил много тел. Я был великим полководцем, отличным воином, тайным агентом, профессиональным киллером, профессиональным спортсменом и даже великим предателем — я всегда максимально использовал возможности своих тел и достигал больших результатов. Но я совершенно забыл, что это всего лишь игра и не имею ни малейшего представления о том, как из неё выйти. Я притворился очень хорошо и не знаю: есть ли что-то ещё, кроме этой игры? Наверное, нет! Вокруг полно всяких мифов и прочих легенд о некоем спасении, но что они означают на самом деле? Что лежит в основе этих сказок? Я не знаю. Долго ли я не буду знать? И это тоже мне неизвестно…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.