ПЛАТОН (взгляд дилетанта) / Павлухин Сергей
 

ПЛАТОН (взгляд дилетанта)

0.00
 
Павлухин Сергей
ПЛАТОН (взгляд дилетанта)
ПЛАТОН (взгляд дилетанта)

 

ПЛАТОН (взгляд дилетанта)

 

Начнем с того, что Платон — это прозвище: «широкий», «широкоплечий», а настоящее имя философа было Аристокл. Родился он в Афинах, в небогатой (хотя и знатной) семье Аристона и Периктионы, 7 таргелия (21 мая) 428 или 427 года до н.э.

Это был праздничный день, в который, по преданию, родился на острове Делосе бог Аполлон. Племянник Платона, философ Спевсипп, в сочинении "Похвала Платону" прямо называет Аполлона отцом философа. Воспитывался он в идеалах калокагатии, где «calos» — прекрасный, и «agatos» — хороший.

Именно борец Аристон, который преподавал гимнастику юному Аристоклу, дал ему прозвище «Платон». В молодости Платон участвовал в Истмийских общегреческих играх как борец и получил там награду. Сохранилось 25 стихотворных эпиграмм, которые приписывались Платону.

 

Говорят, что перед встречей с Платоном Сократ видел во сне у себя на коленях молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с чудным криком. Не будем забывать, что лебедь у греков считался птицей, посвященной Аполлону. Вот таким было предчувствие ученичества Платона и его дружбы с Сократом.

 

Все предыдущие философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека, поэтому их называют натурфилософами, т.е. философами природы. Классификационно Платона можно отнести к основоположникам и аналитикам дефинитивной философии.

Дело в том, что сократовский МЕТОД спора выявляет слабость оппонента изначально. Слабость определительного утверждения ограничивает возможности того, кто его высказывает, как емкость сделанного ведра ограничивает возможности его использующего.

А Сократ сначала предлагал дать определение (т.е. — сделать ведро), ничего не подозревающий бедняга-собеседник с удовольствием его делал, а затем Сократ раздувал пожар слов и предлагал гасить его только что «сделанным ведром». А емкости ведра оказывалось недостаточно, и собеседник терпел фиаско.

Обобщенно — вся логика Сократа сродни фокусничеству того, кто, к примеру, ломая идеально прозрачное стекло на кусочки, показывает их общую (и в мелких частях, и кучеобразно) непрозрачность, а затем, переплавив осколки в новый лист стекла, вновь приходит, теперь уже как бы к обратному результату — прозрачности. А суть фокуса в том, что нарушаются неизвестные еще фокуснику законы оптики: в целостном стекле путь света таков, что лучи проходят его без искривлений, а сквозь дробленое стекло свет проникает иначе, тая в бесчисленных хаотичных преломлениях.

Речь идет о том, что результативная деятельность — не исключая и философию — невозможна без регулирующих правил и предельной допустимости.

 

Этика Сократа и диалектика (искусство достижения философских истин) Платона дали мощный результат. Платон выдвинул концепцию идеи. Идеи (эйдосы или единые сущности) находятся не в материальном мире, не в уме человека, а в некоей гиперуранции (дословно: по ту сторону Неба). Наиважнейшая идея — идея Блага.

Философия Платона не устарела за 24 века, его концепция любви, космология, учение об обществе с основной идеей справедливости — востребованы до сих пор.

 

После восьми лет дружбы, после смерти Сократа, Платон путешествовал. Он посетил Вавилон и Ассирию, Финикию и Иудею, говорят, что добрался и до Египта. В Италии (в Таренте) подружился с пифагорейцем Архитом. Тут интересна проблема, с которой столкнулась античная философия. Подвела теорема Пифагора. В прямоугольном треугольнике с единичными катетами длина гипотенузы выражается нерациональным числом: корень квадратный из 2 = 1, 414… Это противоречит концепции атомизма, а противоречия в философии недопустимы. Кризис!

Сохранилось 23 подлинных диалога Платона, одна речь («Апология Сократа»), 11 приписываемых ему диалогов и 13 писем.

 

Из этого наследия для меня наиболее интересен диалог «Федон» о последнем дне жизни Сократа и бессмертии человеческой души.

 

А в диалоге «Пир» речь идёт о восхождении человека к высшему благу, воплощение идеи высшей Любви. Из всех учений философии наивысшее, по Платону, — учение об «идее» блага. Только под руководством этой идеи справедливое становится полезным и пригодным.

«Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны» (Платон, «Государство», 505, А-В).

В том же «Государстве» есть потрясающе интересная история о судьбе некоего человека с именем Эр, жителя Памфилии, который был ранен, но ожил на погребальном костре на двенадцатый день после сражения. Душа его за этот промежуток успела побывать в ином мире. Приводится весьма достоверное описание загробных странствий, которое сделало бы честь самому Раймонду Моуди. Описание выполнено весьма подробно и перекликается с понятием реинкарнации (или, используя греческую терминологию, — с палигенезией). Явление это упоминается в Евангелии от Матфея (Мтф. 19.28), но слово «палигенезия» переведено с греческого оригинала текста на русский язык как «пакибытие».

 

Платон наполняет этот рассказ глубоким смыслом: человек сам должен отвечать за избранную им жизнь, не обвиняя в ней ни обстоятельства, ни богов. На какую бы жизнь не обрекала человека судьба в тысячелетних странствиях перерождений, но ему всегда надо держаться вышнего пути и всячески следовать справедливости и разумности.

 

Создатель идеализма считал, что идеи для человека непостижимы полностью. Зато они безусловно постижимы для разума бога, о чём сказано в диалоге «Софист». Человек, желая познать благо, стремится познать бога, а желая обладать благом, он стремится стать причастным сущности бога. Об этом рассказано в диалоге «Тимей».

Идея вещи невещественна. Это ясно из того, что сама вода может замерзать и кипеть, а идея воды не может ни замерзать, ни кипеть. Сама вода может быть твердым и жидким телом, а также может испаряться. Но идея воды не есть ни твердое, ни жидкое, ни газообразное тело и вообще не есть тело.

Всеобщую закономерность вещей, конечно, можно не называть идеей или совокупностью идей, но от самой этой всеобщей закономерности вещей наука отказаться не может. Законы природы и общества тоже можно не называть идеями природы и общества, но от самих этих законов отказаться невозможно.

 

Эти очевидные истины ни у кого не вызывают сомнения, и любая современная философия и практика жизни без этих платоновских определений не обходятся.

 

В «Законах» Платон разъясняет, что бог есть и начало всех вещей, и их середина, и конец. Он — начало, так как от него всё происходит; он — середина, так как он сущность всего, что имеет происхождение; и он конец, так как все к нему стремится, как к своей цели.

 

Тут возникает любопытное противоречие на уровне терминологии.

По своему содержанию современное передовое мировоззрение материалистично. Но в смысле своего научного обоснования, своего постоянного стремления оформить хаос жизни в виде тех или иных формально-безупречных структур, — в этом смысле наша передовая наука помнит, что цельная идея, хотя только и состоит из своих частей, но ими не ограничивается, что цельная идея есть уже новое качество в сравнении со своими отдельными частями, так что целое в одно и то же время и состоит из своих частей и вовсе из них не состоит.

Для лучшего понимания этого приведём пример: вода, хотя и состоит только из водорода и кислорода (и ни из чего другого), тем не менее она, взятая как целое, вовсе не сводится ни к водороду, ни к кислороду, ни к их комбинации.

Как раз это и обозначает, что вода, будучи насквозь вещественной, обязательно обладает такой идеей, которая невещественна, и хотя вода и состоит из водорода и кислорода, тем не менее обладает гораздо более общим содержанием.

Употребляя термин «вода» для обозначения родников, озер, морей, облаков и океанов, мы далеки от воспоминаний о водороде и кислороде. Из-за этого каждый из нас становится стихийным идеалистом-платоником, хотя современная химия не имеет ничего общего с античным платонизмом.

 

Идеи Платона есть не что иное, как в наивной форме выраженные законы природы и общества, сменившие собой старую мифологию, столь критикуемую Платоном.

Они — принцип всего происходящего.

 

Наивность рассуждений Платона вполне ясна, но его желание найти законы и принципы всего происходящего говорит о глубоком перевороте в человеческой мысли. И здесь Платон занимает вполне передовую позицию.

 

Попытки критики философии Платона (например — доводы А.С. Богомолова в «Античной философии» — М.: Изд-во МГУ, 1985) легко разбиваются на почве простых и обыденных аналогий и доказывают никчемность рьяного спора живого человека с восхитительным искусством человека умершего.

 

Цитата из А.Н. Уайтхеда:

«Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону»

 

Ко всему уже сказанному следует добавить главное уподобление («Образ пещеры»).

Тому, кто хочет понять Платона, невозможно обойтись без знания этого рассуждения. Но уж очень много места (не менее четырех страниц) займет пересказ восприятия мира людьми, которые всю свою жизнь провели в пещере, где их приковали спиной к выходу. Люди эти обречены видеть не солнечный свет и реальность мира, а лишь игру теней на стене пещеры, лицом к которой они обращены.

Тут заключен один из важнейших тезисов Платона об идее познаваемости идеи блага.

 

Библиография:

 

1. Таранов П.С. «106 философов» Изд-во «Таврия». Симферополь, 1995 г.

2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Жизнеописание» М.: «Дет. Лит.», 1977 г.

3. Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция» — М.: Новое Литературное Обозрение,1995

4. «Новый Завет»

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль