Фэнтези. Уничтожая психотипы.
Наткнулся я тут на инфу, что на Западе героев так сказать просчитывают, исходя из 9ти психотипов.
Кратко говоря, считается, что у персонажа есть ГЛАВНЫЙ по жизни страх, и, исходя из этого страха, он себя и ведёт соответственно. Страх, мол, порождает определённые жизненные ценности. Страх, мол, является стержнем характера. Понимая, мол, основу образа, мы будем знать, как поведёт себя герой в той или иной ситуации.
Ну, ещё Терри Брукс писал, что мы не знаем, на что мы решимся в конкретной ситуации, и решимся ли на что-нибудь вообще. Естественно, подгоняя героя под психотип, вы полностью лишаете его свободы выбора. Вы понимаете, да?
Обратимся далее к понятию «характер». Ну определение нам повествует, что характер — это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Вроде на поверхности всё гладко — никакого диссонанса с идеей психотипов. Но задумайтесь — получается, что поведение личности строится исходя из ПОСТОЯННОГО — а как иначе, если он накладывает отпечаток на все действия — страха. Вспомним также, что вообще-то устоявшееся понятие характера у нормальных людей основано на смелости, а не на страхе. То есть либо на отсутствии страха, либо на его преодолении. Теория психотипов отказывает герою как в возможности преодоления страха в текущий момент, так и в преодолении его в принципе — то есть в излечении.
Тем не менее, отставим эти рассуждения в сторону и посмотрим, что там нам предлагают.
9 психотипов:
«Единица»: ключевой страх — Быть плохим, неполноценным, порочным;
«Двойка» — Быть недостойным любви;
«Тройка» — Быть «никем», неценным в отрыве от своих достижений;
«Четверка» — Не иметь индивидуальности или значимости, не найти смысл жизни;
«Пятерка» — Быть бесполезным, беспомощным, неспособным;
«Шестерка» — Оказаться без поддержки и руководства в мире;
«Семерка» — Испытать лишения или болезненные переживания;
«Восьмёрка» — Что другие причинят ему вред или смогут его контролировать;
«Девятка» — Потери контакта, отделения и разобщенности.
Смотрите сами. Попробуйте взять для примера вашего знакомого или друга. Или даже себя. Вот вы пришли объясняться в любви девушке — если вы мужчина, да, с которой хотите прожить всю жизнь. Вы её любите, цените, дорожите. Если она вам откажет — вам будет больно — «семерка». Или вы почувствуете себя «никем» — «тройка». Вы хотите прочную семью — «шестёрка». Как мужчина, вы хотите детей, дом построить, дерево посадить — «пятёрка». Да и «двойка» в конце-то концов. Разве это не обычные страхи, которые могут быть присущи одному человеку? Вполне. И если их векторы совпадают, имеет ли значение, какой страх главенствует? И если векторы разнонаправлены, сможете ли вы точно сказать, что перевесит? По-моему так нет.
Или добавим ещё пример. Сцена №1 — объясняетесь в любви. Ваш страх — «шестёрка». Поэтому вы с большим желанием — вроде бы — должны искать подругу жизни. Сцена №2 — разговор с нелюбимым начальником-самодуром. Ваш страх «семёрка». Ведь могут эти страхи уживаться в одном человеке? Почему нет. Но в данных ситуациях они противоположны. Или бессмысленны. Вы красивы и обаятельны, вы нравитесь девушке, и никакая «семерка» вас не пугает. И наоборот, вряд ли вы будете из страха остаться без руководства нелюбимого начальника с радостью терпеть его измывательства. Попробуйте представить, что вы написали роман с таким героем.
Вернёмся к объяснению в любви — сцена №1. Персонажи те же. Но только вы — на этот раз — стеснительный некрасивый «ботаник» с неправильным прикусом. Напоминаю, ваш страх — «шестёрка» — он должен толкать вас на признание. И что нам хотят сказать западные профи: что герой не заикаясь, не потея, не мямля, выдаст «на гора» шекспировское объяснение в любви? И я этому должен верить?
Но в общем — ладно. Отложим и эти недоумения. Мы же о фэнтези. Я попробую присобачить к указанным психотипам самых типичных фэнтезийных типов.
1. Как я понимаю, тут нужен контраст. Ибо тот, кто и так некрасив и порочен, особо не заморачивается на это. Ну, и чьи родственники тоже некрасивы. Так что берём ЭЛЬФА, лучше ПРИНЦА. Ему полагается быть красивым и добрым. И он — по идее — должен жутко бояться быть злым и некрасивым.
2. Поскольку слово «любовь» тут не расшифровано, будем понимать его широко. Берём ФЕЮ или ДРУИДА — такие вот изначально пацифистские личности, активно несущие добро в мир. Конечно, они должны бояться, что их не будут любить.
3. Тут большой простор. Берём амбициозного молодого ТЁМНОГО МАГА, выросшего в каком-то свинарнике.
4. Тоже есть, где развернуться. Берём эдакого ГЕРОЯ-ПИЛИГРИМА без роду, племени, памяти и принципов. Шатается по свету. Себя ищет.
5. Берём ГНОМА-КУЗНЕЦА. Без вопросов.
6. Тут нужна ЖЕНЩИНА. ЧЕЛОВЕК — по расе. Но какого-то особого происхождения или судьбы. Какая-нибудь двадцатая дочь крестьянина на выселках, с магическим талантом, которую услали куда-то и — и завертелось.
7. Тут явно изнеженный аристократ. ЧЕЛОВЕК — поскольку они самые изнеженные.
8. Для первой части — вреда — я бы взял некоего ЗЛОБНОГО СТАРИКА-МАГА, для второй части — контроля — идеально подходит ДРАКОН
9. Девятка идеально подходит для средней руки ХОББИТА
Вот, вроде всё расписалось, однако…
Напоминаю, что я выкопал самых типичнейших персонажей. Я по сути подгонял их под психотипы. А теперь перевернём всё наоборот.
1. Много ли мы найдём в фэнтези народу, который боится быть некрасивым, уродливым? Обычно, либо расы и так сами по себе уродливы — и для них это норма. Либо красивы, и уродства их не затрагивают. Это и эльфы, и те же хоббиты. И так далее. Даже если что-то и есть — это подаётся скорее с плюсом. Ну не заморачиваются в фэнтези этим. Только люди. И только экзальтированные. А таких немного.
2. Огромное количество произведений в фэнтези построено как раз на преодолении этого страха. Так что если мы его примем за основу — у нас не будет никакого романа вообще. Герой никуда не отправится. Ведь — великие силы! — он может оказаться недостойным любви. Это если говорить о главных персонажах, или второго плана. А статисты — крестьяне всякие, гоблины — вообще таким не заморачиваются.
3. Этот страх, разумеется, сильный двигатель. Почти все — так или иначе — хотят быть кем-то в мире. Но — напоминаю — мы ведь говорим именно о страхе. Я надеюсь, все понимают разницу между надеждой и страхом? Крестьянин надеется стать ОТЛИЧНЫМ крестьянином, вырастить тыкву с дом. Или найти клад. Или стать деревенским старостой. Но если ничего такого не случится — он не шибко расстроиться. И не будет бегать с круглыми глазами по селу, рвя волосы на заду. Это всё житейские дела и страхи. Что люди, что эльфы — не одержимы ими. Кроме того, как бы ни смешно это прозвучало, в фэнтези ведь у героев довольно реалистичный подход к своим возможностям. Если ты родился в каких-нибудь трущобах, и у тебя нет отца-короля или уникальных магических способностей, то НУ НЕ СТАНЕШЬ ТЫ ПУПЕР-ТРИПЕР-КРУТЫМ. Сколько бы ты не заморачивался на основе своих детских страхов, что ты никто и вот блин какая неувязка с рождением вышла.
Кроме того, есть ещё один момент. Магия нивелирует такой страх. Дело в том, что если герой изначально никто и звать его Никак, но магия у него присутствует, это даёт ему реальную надежду выбиться «в люди». А надежда — противоположность страху. Так что и поведение его скорректируется.
4. Дело в том, что в фэнтези не занимаются поиском смысла жизни, поскольку он там как бы лежит на поверхности. Если суровые условия — надо просто выжить, дети, семья, жена, пропитание и так далее. Если это определённая раса — например, орки — смысл жизни ею и накладывается. Пей, гуляй, режь эльфов. И — один из трёх «китов», если не сама черепаха, на которой всё и стоит — есть конкретные высшие силы. Их можно потрогать, ощутить, переговорить. Никаких недоразумений. Сомневаешься в Сауроне? Иди в Мордор. Сомневаешься в Валарах? Иди в Валинор.
5. Исключение из правил. Действительно, можно напридумывать очень много персонажей, в которых в силу тех или иных причин будет сидеть страх — быть бесполезными, неспособными или беспомощными.
6. Как уже видно из предыдущего списка — даже подогнать под этот страх кого-то очень проблематично. Разумеется, он в большей степени присущ женщине. А женщин в фэнтези очень мало, а героинь — ещё меньше. А уж если кто и сделал женщину героиней, скажите честно — будет ли он ставить всё её поведение в зависимость от страха остаться без поддержки? Да никогда в жизни! Также эти страхи не имеют никакого отношения к женщинам, живущим в общинах, а таких — подавляющее большинство. Также эти страхи не имеют отношения к женщинам, чей статус позволяет не волноваться, что они останутся без поддержки. Богатство, знатный род и так далее.
7. Казалось бы, исключение, как и п.5. Однако вовсе нет. Сам страх болезненных переживаний может возникнуть и культивироваться только на фоне детской травмы. А они, в свою очередь возникают на фоне контраста: было хорошо-хорошо, а потом соседский мальчишка дал по яйцам, завалил в лужу и написал на тебя. Но в фэнтези детство, скажем так, однородное. Между деревенскими мальчишками драки и так нередки. Дерутся, недоедают, недопивают, получают пинки и мат в свой адрес и школяры, и подмастерья, и юнги — и так далее. Дети знати воспитываются как будущие воины. Так что страх болезненных переживаний получить затруднительно. А жить им в жестоком мире — вообще невозможно. Примерно также и с лишениями. Хотя — как в примере из предыдущего списка — тут несколько проще. Но не намного.
8. Что касается контроля, то подавляющее большинство фэнтези содержит институты власти, способствующие смирении, сживанию с чувством контроля. Монархия — в первую очередь. Тайные ордены. Тайная полиция. Вожди — как правило, самые сильные представители в клане. Маги — знают тайные искусства. Богачи. Наёмные убийцы. Древние мудрые расы. Представители высших сил. И сами высшие силы собственной персоной. Хошь не хошь — подчиняться придётся. И докладывать, сколько репы в телеге и куда везёшь. И первая брачная ночь мимо койки. А как вы думали?
Понятие «вред» также можно трактовать широко. Напоминаю тем, кто не в курсе, что монархия подразумевает сословное деление. Граф не будет паниковать, что сапожник причинит ему вред. А сапожник не будет думать только о революции. Очень часто власть монарха держится на магии или воле божеств — вещах в фэнтези предельно реальных. И сапожник понимает, что если он графа ножичком чик-чик, то он реально может сгореть заживо посреди улицы, или он реально после смерти будет вариться в котле. Он видел дядю Корвина, умершего три года назад, который ночью приходил сквозь стену, стуча кандалами и жалуясь, что вместо воды в котлы подливают масло. И никакой внутренний страх эти страхи не перехерит.
9. Поскольку, опять же, общества в фэнтези ооочень редко когда многомиллионные, то там плотность общения изначально на таком уровне, что потерять его можно только уйдя в отшельники. Ну а это уже твой собственный выбор. В фэнтези огромное количество групп, к которым можно так или иначе принадлежать. С различной точки зрения. Это и крестьянские общины. И землячества в городах. Гильдии. Тайные общества. Команда морского судна. Армия. Клан. Обоз кочевников. Что хотите. Вам надо постараться вырвать героя из всех обществ, чтоб он действительно ощутил полную разобщённость.
Что имеем в итоге?
Герои фэнтези отвергают психотипы. Психотипы, строящиеся на страхе, противны фэнтези. Они — продукт иного общества, не фэнтезийного. Основа фэнтези — надежда, твёрдая уверенность, понимание, возможность влиять на мир своими силами, разноплановость мышления.
Ну, и собственно, самое очевидное — психотипы, выведенные на основании человеческой психологии, НИКОГДА НЕ БУДУТ РАБОТАТЬ С НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РАСАМИ. Божествами тем более )))
Так что любите фэнтези и творите
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.