Если смотреть со стороны, то все выглядело очень обыденно. На каменной платформе возникли четверо: смуглая девочка в ярких странных одеждах — ткани на ней было достаточно, чтобы хватило на три платья; мужчина в неполном доспехе; еще один мужчина, и по виду, и по одежде — небогатый горожанин, но со взглядом слишком пронзительным; и женщина, чем-то похожая на жрицу, может, простым платьем и суровым, почти фанатичным выражением лица.
Висящую в пустоте серую с блестками платформу окружал густой туман. С появлением гостей он начал клокотать, свиваться вихрями, тревожно шевелиться. Единственное движение в этом месте, потому что пришельцы не двигались, замерев, словно замороженные или обойденные течением времени, решившего к ним не прикасаться.
Первым свою неподвижность прервал горожанин: он шумно вздохнул, огляделся и, шагнув к краю платформы, попытался заглянуть вниз, но туман сгустился до плотной непроницаемой стены и не дал рассмотреть, что внизу. Человек поглядел на остальных.
— Ладно, — вдруг заговорил одоспешенный, словно ему задали вопрос, — раз уж так получилось… меня зовут Френ.
Женщина взглянула на него с явным удивлением, но тоже назвалась:
— Тинай.
— Ми-Анн Каэтанно, — чуть церемонно поклонилась девушка.
— Ремин, — кивнул мужчина, похожий на горожанина.
Молчание.
Ремин сел, поджав ноги.
— Не знаю, как вы, а я не собираюсь торчать столбом, — сказал он.
Остальные почти сразу последовали его примеру, словно были связаны с ним и отражали все его движения.
— Что это вообще за место? — спросила Тинай. — И...
Второй вопрос не прозвучал, но Френ ответил на оба:
— Мы те, кого больше нет там, — он неопределенно махнул рукой. — А это — единственное подходящее место для таких, как мы.
— У меня странное ощущение, — заметила Ми-Анн. — Меня нет, но… у меня есть что-то, чем мне нужно правильно распорядиться. Может, это время?
— Да! — немедленно согласился Ремин с какой-то детской жизнерадостностью. — Или накопленный опыт. Ведь для чего-то же он нужен!
— При жизни — чтобы облегчить эту жизнь. А сейчас… — Френ попытался растереть плечо, наткнулся на стальное оплечье и, помедлив, расстегнул ремешок и снял эту часть доспеха, и вторую такую же. — Я буду рад поделиться. Только здесь и сейчас зачем вам то, что и мне самому уже не нужно?
— Откуда знаешь, что оно не нужно? — спросила Ми-Анн. — Давайте меняться, а там поглядим.
— А тебе есть, чем меняться? — с ехидством спросила Тинай.
— Например, умением держать себя в руках, — улыбнулась девушка.
— Или умением дерзить? Оно пригождается, только пока тебе все и всё прощают.
— Госпожи мои! — Ремин хлопнул в ладоши, — не ссорьтесь. Если какие-нибудь боги сейчас смотрят на нас, то могут понять неправильно.
— Понимать неправильно — это свойство людей, — Тинай пожала плечами.
— Вы не любите людей? — поинтересовался Френ. — Кем же вы были в...
— Не тем, кем хотела, — призналась Тинай и, помолчав, добавила: — Ведь так всегда и у всех. Ты какое-то время играешь выбранную роль, а потом понимаешь: роль не та. И спрашиваешь себя — зачем все было? И для чего есть?
Она обвела пространство взглядом, останавливаясь на каждом из троих.
— Непростые вопросы, — заметил Ремин. — И простых ответов нет. Но разве что-то мешает сейчас выбрать правильную роль, тебе и любому из нас? Всегда есть то, чем ты хотел бы стать, то, что мог бы попробовать. Но или мир для этого не подходил, или ты сам еще не был готов.
— Что толку пробовать какой-то путь, когда все уже оборваны? — пожала плечами Тинай. — Уже слишком поздно. Мы переступили черту.
— Может, и нет, — не согласилась Ми-Анн. — Пусть нас нет там, но ведь здесь-то мы есть. И в этом никого не нужно убеждать, как и в том, что после дождя земля мокрая.
Словно отголосок, эхо ее слов, в воздухе возникли запах и шум дождя. Слабые, едва слышные. Туман никуда не исчез, но он не мешал дождю идти где-то там, откуда приходили его шепот и шелест. Полированная каменная платформа блестела, словно влага дождя сделала ее зеркалом. И слабые, смутные отражения в камне привлекали взгляд больше, чем те, кто их рождал.
1.
Загнанное в угол чудовище смотрело огромными светящимися глазами. Оно казалось симпатичным, потому что маленькое. Но все чудовища растут.
— Слушай, — вдруг сказало оно голосом чуть хрипловатым и явно мужским, — это все миф, про вопросы. На них могут ответить не только мертвые, но и живые. Если хочешь, спроси у меня, но не убивай.
Тинай, уже поднявшая меч, остановилась.
— Не разговаривай с ним, — напомнил Френ, сгружая в сумку отданные ему чудовищевы сокровища и поминутно звякая чем-то. — Хотя это что-то новенькое.
Тинай только пожала плечами. Она и не собиралась разговаривать. Ни с живым, ни с мертвым.
— Что кто-то не хочет умирать — это для тебя новость? — тут же огрызнулось чудовище.
— Не это, — Френ оторвался от коробки. Странно, но сокровища всегда лежали именно в коробке, смешной, оклеенной нелепыми цветными картинками. — А твои слова про живых. Живые, знаешь ли, врут, в отличие от мертвых.
— Если вам так нужна правда, что готовы ради нее убивать, то почему не друг друга, а нас?
— Еще того не хватало! — фыркнул миротворец и предложил Тинай: — Добей его уже.
Женщина, почти не глядя, ткнула мечом. Чудовище в углу то ли охнуло, то ли всхлипнуло и рассыпалось оранжевой пылью, которую очень быстро унесет сквозняком.
— Вы его все-таки убили? — спросил голос от дверей.
Тинай оглянулась: то ли девочка, то ли девушка. Подростки чаще всего становятся хозяевами чудовищ, ну и совсем дети. У взрослого нет времени на возню с чудовищем, а если с ним не возиться, оно быстро исчезает.
— Но ты же сама этого хотела, — ответил Френ мягко.
Девочка кивнула, чем-то похожая на свое чудовище, тонкая, смуглая, решительная. Родителей явно не было дома — она наверняка подгадала этот момент, чтобы купить работу Героев. Не хотела хвалиться или считала, что уже достаточно взрослая для подобной самостоятельности? Конечно, потом все равно расскажет родным, и они смогут гордиться дочкой, принявшей недетское решение. Отказаться от своего чудовища — это значит расти.
— Можете перечислить, что от него осталось?
Френ, уже закрывший сумку, открыл снова и стал называть предметы, пока Тин протирала меч. Никакой крови на нем, и вообще никаких следов. Но такова традиция: после боя вытирать оружие.
— Банка с золотой пыльцой. Раковина, по виду и весу каменная, но прозрачная, как стекло, и едва заметно светится. Пуговицы на нитке, явно серебряные и старинные. Брошь в виде шляпы, деревянная…
— Брошь? — заинтересовалась девочка, подошла, протянула ладонь: — Можно?
Миротворец достал из сумки брошь и положил на ладонь маленькой хозяйке. Тинай покосилась на предмет, нарушая свое правило никогда не рассматривать сокровища сразу. Да, брошка, покрашена перламутром, хотя кое-где перламутр отслоился и видно потемневшее от времени дерево. На шляпке ленточка из неожиданно блестящего металла, с кокетливым бантом.
— Знакомая штука, девочка повертела ставшую видимой для нее брошь и вернула ее Френу. — В детстве мне дарили такую, да и пуговицы я, кажется, помню.
В детстве… Женщина-Героиня еле сдержалась, чтоб не фыркнуть. Не так уж и давно было это детство.
— Фигурка на подставке, — продолжил Френ, когда девочка вернула ему брошку, — два человечка, обнимающие звезду.
— Стоп, — по-взрослому скомандовала маленькая хозяйка. Подошла к столу, открыла шкаф, достала фигурку: — Такая?
Миротворец кивнул.
— Интересно, — девочка взяла с того же стола блокнот и карандаш и начала записывать что-то. Только теперь Тинай догадалась оглядеть комнату не ради того, чтобы понять, куда зажать чудовище и как не причинить обстановке вреда, а просто. Это точно не детская. Стол рабочего вида, со стопками книг. Правда, тут же и цветные карандаши, и альбом для рисования с розовыми бабочками на обложке.
Шкаф с книгами. Полка с инструментами — мелкоскоп, зеркальный уловитель снов, свернутый экран для тех же снов, пойманных уловителем, какой-то чертеж. Всё серьезно. Девочка отвлеклась от записи, сделала знак кончиком карандаша:
— Продолжайте.
Френ продолжал. Тинай наблюдала за девочкой. Та записывала явно не все, но иногда останавливала миротворца и строчила несколько минут подряд.
Героине становилось скучно, и она снова стала рассматривать комнату, вернее, стол. На самом краю лежала стопка блокнотов точно такого размера, как тот, что в руках хозяйки, подписанных «Исследование номер…»
Тинай присвистнула. Последнее было номер двадцать пять. Девочка оторвалась от блокнота.
— Что такое?
— Ты занимаешься исследованиями?
— Конечно. Люблю всяческие загадки и тайны. Это странно?
— Нет. Но ты исследуешь чудовищ? Этим уже лет триста заняты многие ученые и философы. А толку нет. Думаешь, у тебя получится?
Девочка улыбнулась с легким превосходством:
— Или да. Или нет. Оба результата меня устроят.
— Не любишь побеждать? — вмешался миротворец. — Но ведь это, — он кивнул на статуэтку, — награда за победу. Правда, она почему-то пылилась в столе.
— Победы не важны, — сказала девочка, — а часто и вредны. Это целое искусство, уметь принимать победу правильно.
— А как можно принять ее неправильно? — удивилась Тинай. — и чем может навредить победа?
— Каждому по-своему. Можете спросить об этом у чудовища. Да, пожалуйста, спросите.
— Мы этого никогда не делаем, — заметил миротворец.
— Но ведь не так давно чудовищ убивали именно ради ответов, — заметила дотошная хозяйка. — И я попрошу вас задать ему один вопрос. Любой. Это важно для моих исследований.
— Что же это за исследования такие?
Гостья снова улыбнулась по-взрослому:
— Я хочу подтвердить или опровергнуть свою догадку о том, кто такие чудовища. Пока она подтверждается полностью. Некоторые вещи из сокровищ когда-то были важны или вызывали вопросы, волнения, переживания… — Девочка остановилась, не договорив, не объяснив до конца, и поспросила снова: — Спросите мое чудовище о чем-нибудь,
Тинай и Френ переглянулись. В подобную историю они еще не попадали… Собственно, почти ни в какую не попадали. Чудовища редко сопротивлялись и умирали легко, всегда оставляя коробку, где находилось что-то ценное. Бо́льшие проблемы создавали хозяева: они иногда передумывали и кидались на Героя, убившего их подопечного. Поэтому истребители чудовищ и ходили по двое: воин и миротворец. Хотя в их паре можно было перепутать, кто — кто.
— У меня нет вопросов, — призналась Тин.
— Задайте любой. Я бы и сама, но вы же знаете…
Тин кивнула. Мертвое чудовище отвечало только убийце, и лишь он мог увидеть и взять сокровища или тот, кто получил их из его рук.
Миротворец, наконец разобравшийся с содержимым коробки, кивнул ей. Кивок был советом согласиться.
— В чем смысл жизни? — брякнула Тин первое, что пришло в голову. Не любила она такие сложности. И откровенно не любила людей. От них все время одни неприятности.
— Чьей жизни? — спросил голос откуда-то сбоку. Она машинально повернулась, зная, что никого не увидит. — Твоей?
— Конечно. Зачем мне знать смысл чьей-то еще?
— На оба этих вопроса ты и сама можешь ответить.
Голос прозвучал уже сверху и был лишь немного похож на голос чудовища.
Тин вспомнила слова девочки о победах.
— Скажи, победы мне вредят?
— Это худшее, что могло с тобой произойти, — мгновенно и жестко ответило мертвое чудовище.
Тин постаралась не показать, насколько это ее задело.
— Но почему? У любого человека долг перед собой. Достичь как можно большего, а потом...
Почти над самым ухом Тинай раздался короткий смешок.
— А потом придет Та Что Приходит За Всеми и от твоих побед и тебя самой не останется ничего. Ты счастлива побеждать?
— Конечно.
— И уже засчитала мое убийство как победу? И тоже счастлива?
Она кивнула, не зная, увидит ли оно.
— Тогда изволь заметить, что твоему товарищу плохо.
Тинай перевела взгляд на рыцаря. Лицо как лицо, никаких признаков этого самого «плохо».
— Ерунду говоришь.
— Значит, решила отмахнуться, — подсказал голос.
— А что я, по-твоему, должна…
— А что он делает, когда плохо тебе?
— Спрашивает… Что случилось, Френ?
Он помолчал, а потом заговорил и мучительно-долгие полчаса бессвязно жаловался на неровную жизнь. Они оба подрабатывали Героями в свободное время и получали неплохие деньги, но ему не хватало; основная, более денежная, работа была тяжелой и становилась все тяжелее. А выбора Френ не имел, ему приходилось кормить мать и брата-рыбака, потерявшего откушенную зверь-рыбой ногу.
— Ты так и не прочел книгу, которую я тебе дала, — поджала губы Тинай, — а зря. Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней. А еще лучше все-таки поменять что-то. Например, работу. А есть та, которую вполне может исполнять одноногий. Брат мог бы сам себя содержать.
Миротворец молчал. По его глазам Тин видела — Френ жалеет, что все ей рассказал. А уж как она жалела… Мог бы и не жаловаться, зная, как она этого не любит!
— Ты, правда, думаешь, что ему нужно именно это? — нейтрально спросило мертвое чудовище.
— Я думаю, это ты должен отвечать на мои вопросы, а не наоборот.
— Да пожалуйста. Спрошу у другого. Ми-Анн, что нужно человеку, которому плохо?
— Сочувствие, — девочка отложила блокнот. — А потом, может, совет.
— Зачем тратить лишнее время… — начала Тинай.
— О, как замечательно! — перебило чудовище. — Ты не желаешь тратить время на сочувствие, но принимаешь от других такой подарок. Дай расскажу тебе одну легенду. Жизнь, которая у тебя есть, — еще не все. Только первый круг. А есть и второй, сразу после смерти. Второй шанс. Но это не награда, а признание, что ты был настолько бесполезен, что пришлось дать тебе еще одну попытку. Понимаешь? Выглядит как победа. Но это провал. И если от тебя не останется доброты, если не вложишь себя в других и проживешь лишь для себя, то ты бесполезна.
— А мои чувства и мое счастье ничего не значат? Почему надо жертвовать ими и собственным временем другим, если самой его не хватает, и оно однажды кончится?
— Но оно все равно кончится… Победа делает тебя счастливой, от счастья ты жестока. Какова же несчастная? Не превращаешься ли ты в чудовище, и если превращаешься, не надо ли позвать к тебе Героя?
— Это бред и клевета, — выпалила Тинай, смутно понимая, что перегибает палку, но уже не в силах остановиться, — что победы мне вредят! Я заслужила каждую из них, каждую! Я жила в кошмаре! Много-много лет! Откуда ты знаешь...
— Потому что ты так цепляешься за свои победы, — сказал голос. — Брала бы пример с девочки, убравшей приз в стол. Если бы тебе давали медаль за каждое убийство, скажи, ты бы вешала их на себя или прятала?
— Конечно, я носила бы их, и заслуженно!
— А я и не спорю. Но сколько тебе надо побед, сколько медалей, чтобы согнуться под их тяжестью? Каков срок службы у Героя?
— Три года.
— А потом?
У Тинай было ощущение, что оно знает ответ и так, но Героиня сказала:
— А потом к герою начинают приходить его собственные чудовища, и он теряет способность их убивать.
— Видишь. Вот чем закончатся твои победы. И могу обещать, что они закончатся раньше, чем ты думаешь.
— Но почему?!
Мертвое чудовище вздохнуло.
Оранжевая пыль поднялась, протанцевала в солнечных лучах и медленно, тяжело осела.
— Потому что убить чужого монстра легче, чем иметь дело со своим. А любовь к себе — это монстр.
Голос замолчал, и стало ясно — больше он не заговорит.
Девочка по имени Ми-Анн нарисовала что-то в блокноте и закрыла его.
— Благодарю, — сказала она. — Мое исследование закончено.
— И что же? — спросил миротворец. — Каков ответ? Кто такие эти чудовища?
Маленькая хозяйка показала страницу. На ней был нарисован огромный знак вопроса.
2.
— Это твой мир? — спросила Ми-Анн с явным сочувствием.
— Это больше похоже на бред, — Тинай стиснула руки до побелевших пальцев. — Чудовища-вопросы, победы, которые делают человека жестоким… Моя жизнь словно отразилась в кривом зеркале. Но второй круг… — она поглядела в туман, — если это он, то я и правда проиграла.
— Выходит, мы все видели одно и тоже, — заметил Френ, потирая лоб, словно с размаху приложился им обо что-то. — Какая удивительная история. И правильная. Если не отвечать на свои вопросы, заглушать голос души, они станут чудовищами.
Ремин посмотрел на него с интересом.
— Я думал, ты был воином в… на первом круге.
— Именно так, — кивнул Френ, — Но разве это мешает быть еще и умным человеком? Вот ты стал в этой истории чудовищем и его голосом. Разве от этого ты меньше человек?
— Не меньше, хотя и не больше. Но таково обычное мнение, — пожал плечами Ремин. — Если человек владеет мечом, то он просто приложение к мечу. И размышления не для него.
— Если просто махать мечом, не размышляя, то надолго не хватит ни тебя, ни меча. Я нередко попадал в ловушки, выбраться из которых помогала не сила, а хитрость… Да и сейчас — разве это все не ловушка?
— Если второй круг ловушка, то как выйти из нее? — спросила Ми-Анн.
— Вы так говорите, словно поверили, — фыркнула Тинай.
— А почему нет, если это дает надежду? — заметил Френ. — Если даже придется признать, что мы все неудачники. Победы — это ловушка? Неудачи тоже ловушка. Но из такой легче найти выход, ведь каждая неудача — ступенька вверх.
— Кроме последней, — заметила Ми-Анн, и тут же поправила себя сама: — Но иногда и она тоже.
Невидимый дождь шумел все громче и платформа словно пропитывалась серебром. И в нее уже почти можно было глядеться, как в зеркало.
Ми-Анн посмотрела на гостя сквозь прутья клетки. Надо было встать и поклониться, но габариты ловушки не давали.
— Здравствуй, — сказала она и вежливо склонила голову, рассматривая рыцаря так же пристально, как он ее. Белые Свитки Вежества не запрещали отвечать вниманием на внимание. Было немного жаль, что она не маг и не умеет наводить иллюзию и так улучшить внешность. Так что гость увидит всего лишь девушку с короткими темными, с красноватым отливом волосами, в традиционном платье-хэ, состоящим из блузки-доро, безрукавки-ви поверх нее, широкого пояса-гу, штанов-омо, и отдельно надевавшихся рукавов шинен… И не забыть шапочку-чиними с кисточкой, так же имеющей свое название. Те же Свитки рекомендовали обращаться на «ты» к тому, кого просишь о важном. — Поможешь мне? Сама не могу, не хватает веры.
— Веры? — удивился рыцарь, доспехи пришельца, хорошо начищенные, отражали слабый свет, идущий тут отовсюду. — А при чем тут вера?
Она решила, что легче показать. Протянула руку сквозь прутья, сосредоточилась…
— Золото? — воскликнул воитель, — твоя рука стала золотой?
Она кивнула и вернула руке обычный вид. Рыцарь внушал ей какое-то доверие, фокус с золотом она не стала бы показывать кому попало, тем более это и не фокус.
— Если бы я смогла как следует поверить, то сама разобралась бы с клеткой. Например, просто раздвинула бы прутья, став сильной. Или сняла заклятье, которое на ней висит, сделавшись могучим магом. Но у меня просто нет веской причины верить в такое.
— А спасение твоей жизни — причина недостаточно веская?
— Нет, — покачала головой девушка, качнув и клетку.
— Но почему?
— Потому что я должна учиться, особенно если достаточно беспечна, чтобы попадать в неприятности. А выбираться из них легко ничему не научит. В это я верю и эта вера важнее прочих.
— Ну ладно, — вздохнул рыцарь, — не понимаю, зачем так усложнять, но это твоя жизнь. Тут где-то есть рычаг, да?
— К сожалению, не все так просто. Одна кнопка в западной стене, другая в восточной. Расстояние — сам видишь. И нажать их надо одновременно.
Гость поглядел на одну стену, на другую, подошел осмотреть кнопку, едва заметную округлую на фоне бурых камней сероватую блямбу, и вдруг начал снимать доспехи.
Ми-Анн не спрашивала, она ждала и наблюдала.
Из частей доспехов он выстроил дорожку от одной стены к другой, вернее, с расстояния, на котором мог бы нажимать на одну из кнопок. Все эти наручи, поножи, налокотники, наколенники и прочие финтифлюшки он связал между собой, а к стене поставил нагрудные латы, уперев их в положенную между латами и стеной перчатку. Именно к ней и тянулась оказавшаяся в кармане рыцаря недлинная веревка, а веревку он привязал к остальным, уже связанным в дорожку, латам. А потом начал тренироваться.
Хорошо, что пещера находилась в безлюдной местности, иначе на грохот падающего панциря обязательно сбежались бы зеваки. Оказалось не так просто выдернуть перчатку, чтобы уронить панцирь на стену, а не на пол. И еще труднее — приспособиться касаться своей, восточной, стены одновременно с упавшим на западную панцирем. Рыцарь оказался человеком основательным, он потратил на это едва ли не час и только потом передвинул всю конструкцию к кнопке и сам встал у другой.
— Готова? — спросил он.
Девушка кивнула, хотя готова не была и не успевала представить и поверить, что она каменная, то есть неуязвимая.
Рыцарь дернул за кожаный ремешок, дождался, пока дорожка из фиговин пошевелит панцирь и нажал на свою кнопку.
— И как только ты додумался до такого? — спросила Ми-Анн, стряхивая с себя паутину, которой немало оказалось в клетке.
— Не знаю, как-то в голову пришло, — беспечно признался рыцарь и протянул ей белейший платок. — Еще и не такое делать приходилось.
— Ты спас мне жизнь, — девушка привела себя в порядок и поклонилась, — я не останусь в долгу.
— Как? Собираешься спасти мне жизнь в ответ? Может, долго придется ждать подходящего случая.
— Спешка и суета — лишние вещи, — заметила девушка, применив одну из формул ее народа, неторопливого во всем и всегда. И добавила еще одну, для впечатления: — Спешащий всегда опаздывает, неторопливый всегда успевает.
Они расстались на перекрестке. Девушка свернула в город, а рыцарь — в сторону Замка. В городе, проходя через площадь, девушка увидела пророка. Он стоял на обычном для них возвышении и вещал:
— Мир это любовь. Жизнь — это любовь. И душа человека полна любви. Но обыденность прячет ее в складках своих серых одеяний…
Прохожие шли мимо. Редкие останавливались послушать, но после повторенного в очередной раз слова «любовь» уходили прочь. Почему-то людям не нравится, когда его произносят вслух.
Ми-Анн остановилась. Пророк был не стар и не молод, с лицом вдохновенным, хотя и очень простым. Стало немного жаль этого человека — многие пророки хорошо начинают, но кончают плохо, девушка не желала ему такой судьбы. Но что она могла сделать? Ничего.
Кроме чуда.
И пророк как раз дал ей такую возможность.
— Человек, который любит, может все, — сказал он.
— Да, — Ми-Анн шагнула вперед, — я люблю, я верю…
Она огляделась. Зрителей маловато. Мама с дочкой остановились поглазеть на пророка, какой-то горожанин, явно не в духе, и парочка студентов.
— Я верю, — повторила она с воодушевлением, — что золото в моих руках.
Она на миг спрятала ладони в широких рукавах, а когда достала, они сияли как благороднейший из металлов. Девушка для верности стукнула ладонями друг о друга, вызвав звон. Мать с дочкой смотрели, открыв рот. Студенты похихикивали, явно не веря, горожанин как завороженный подошел, протянул руку. Ми-Анн дала ему потрогать и даже позволила поскрести золото ногтем, а потом спрятала руки в рукава и достала уже нормальными. Не нужно очень уж много соблазна. Пусть кто-то решит, что фокус, но кто-то поверит…
И только сам пророк смотрел удивленно и недоверчиво. Дураком он точно не был.
Звали его Ремин. Когда толпа разошлась, он назвал имя, но не спросил, как Ми-Анн сделала свое чудо, задал совсем другой вопрос:
— Зачем?
— Хочу помочь тебе. Потому что… ты и сам знаешь.
Пророк кивнул.
— Знаю, но не могу по-другому. Это здесь, во мне, — мужчина прижал руку к груди. — И я должен говорить, иначе что-то умрет.
Он попытался жестами объяснить то, чего не смог словами, но девушка остановила:
— Не надо. Я понимаю. Или просто верю.
Все пророки были немного безумцами, потому что не могли молчать. И все, кто не могут молчать — немного пророки.
Они повторили трюк с золотом несколько раз в разных концах города и через пару дней, когда Ми-Анн шла в лавку, она увидела толпу, которую собрал пророк, и порадовалась за него. В конце концов, почему не сложиться и другой судьбе, кроме обычной? Люди внимали ему, как самому лучшему пророку на свете и, кажется, верили в него, хотя надо было в себя. Но может, они еще научатся.
С рыцарем она встретилась через несколько дней, и теперь все было наоборот — это она шла мимо замка, а он висел на стене и изо рва к нему уже ползли кислотные улитки. Ми-Анн остановилась:
— Что ты натворил?
Рыцарь вздохнул:
— Пошутил просто.
Девушка возвела очи горе:
— Правил не знаешь? Они же там, на двери, написаны!
Рыцарь едва заметно качнул головой, он был очень ограничен в движениях, приклеенный к камню стены. И все время косился на приближающихся медленно, но верно, улиток.
— Знаю. Но ведь я не смеялся.
Замок Зеркал стал всего лишь музеем, но правило заведенное его прежней хозяйкой, оставалось действующим — не смеяться в его стенах. Изощренное издевательство, особенно когда речь о кривых зеркалах… Впрочем, говорят, люди видят в них не себя, а судьбу, какой она могла быть, и часто это совсем не смешно. Может, просто иллюзия, но некоторые верят. Вера, в отличие от смеха, не нарушает правил. И пример того, что случается, если его нарушить, висел сейчас на стене замка.
Ми-Анн собиралась помочь. К замку вел Мост Крови, на который в хорошие дни можно было ступить и пройти туда и обратно. В плохие приходилось подкармливать его. И сейчас день оказался плохой: гранит пылал алым, как раскаленный.
Все, кто хотел пройти не в срок, притаскивали с собой меха со свиной кровью и поливали ею мост. Ми-Анн пришлось бы бежать за нею в деревню, а улитки хоть и медленные, но не настолько, чтобы девушка успела.
Она подошла к самой кромке Моста, провожаемая удивленным взглядом рыцаря, постояла, давая себе поверить, и шагнула на алый камень.
С каждым шагом идущая менялась. Цветные одежды потемнели, и она ощущала внутренние изменения, но старалась не обращать на них внимания. Надо было спасти рыцаря… а с каждым шагом этого хотелось все меньше и меньше.
Но Ми-Анн все-таки дошла, встала рядом и положила ладонь на стену. Стена тут же отпустила рыцаря, и он почти упал на землю, а улитки разочарованно подались назад — они любили только неподвижную пищу. Потом камень кладки пошел волнами и сделался зеркалом, давая Ми-Анн увидеть себя, высокую, черную, в железной короне, как и полагается Темной Владычице. Потом из зеркала глянула другая, в темном платье, с суровым лицом — наверное, прежняя владычица замка, глянула и одобрительно кивнула преемнице.
— Зачем? — спросил рыцарь, глядя на нее.
— А как иначе? Я у тебя в долгу и должна была спасти тебя.
— Ничего ты мне не должна, тем более такой ценой!
Девушка равнодушно пожала плечами. Там, внутри, ей было все равно. И даже чуть меньше. Почти хотелось отдать улиткам приказ нападать, но она еще могла держать себя в руках, хотя и знала, что в конце концов уступит взятой на себя Тьме.
— Убей меня, — попросила Ми-Анн.
— Нет, — он даже не коснулся рукояти меча, — ты спасла мне жизнь.
— Ты спасешь еще больше, если выполнишь мою просьбу. Видишь их? — девушка кивнула на улиток, — пока это мелкие твари… Но они вырастут и станут крылатыми и вечно голодными. Кислотные драконы вместо кислотных улиток.
— Нет, — повторил рыцарь, отступая.
— Ты спасешь много жизней, — повторила она (а ей уже хотелось, чтобы эти многие жизни не были спасены).
Он сделал шаг к ней и снова отступил.
— Ну, хорошо, — Владычица подняла руки, — тогда я начну.
3.
— Но зачем?? — воскликнул Френ, вставая на ноги.
— Славная смерть, — сказала Ми-Анн, чуть склонив голову.
— Но бессмысленная! — он прошелся по платформе туда-сюда, словно зверь по клетке. — Когда умеешь так верить, то можешь придумать что-то еще…
— Я не смогла найти иное условие, при котором мост мне не повредил бы, и стена замка послушалась и согласилась тебя отпустить.
— Но я сам виноват, и…
— Тише-тише! — перебил взволнованного воителя Ремин. — Этого не было. Всего лишь иллюзия. Отражение. Причем кривое. — Он посмотрел на Тинай. — Темная Владычица?
— Теперь-то какая разница? Я не ставила бы в замке кривых зеркал. Скорее, сделала бы их прямыми.
— Если такое возможно, — Френ еще раз прошелся по гладкому полу, вглядываясь в смутное, словно надеялся стереть разделяющую его и отраженное грань и увидеть за ней ответ. — В книгах, которые ты читала, что-то есть об этом?
— Нет. И легенды о втором круге не слышала. — Она задумалась. — Мне кажется, тут есть связь. Хрупкая, как последняя надежда.
— Алая надежда, — поправил Ремин.
— Алая? — почти хором переспросили девушка и женщина.
— Да. Надежда цвета заката, — «горожанин» потер пол ладонью. Кажется, что-то снова менялось. — Если бы я умел верить, как ты, то поверил бы в такую надежду. И пообещал ее всем.
— Как пророк?
— Я не хотел быть пророком и вести кого-то за собой. Как ты, наверное, не хотела убивать чудовищ. Но мир иногда устроен странно. Или мы сами. Неизбежная кривизна.
— Но ее можно исправить, — заметила Ми-Анн, — возможно, именно верой? Или той самой алой надеждой?
В глубине темного камня разгоралось сияние цвета заката, и на фоне его отражения делались яснее и четче.
Корабль должен был уйти на рассвете. Хотя людей осталось совсем немного от города и от мира, но некоторые собирались слишком долго. А утром вместо моря у берега плескалась подсвеченная алым муть, которая растворила в себе большую часть корабля, оставив на поверхности мачты и рваный парус. Одни рыдали, увидев это; другие подходили и всматривались в алое, а потом делали шаг и исчезали в нем. А другие старались не смотреть, словно если не смотришь на что-то, оно исчезает. Как по-детски.
Френ смотрел — не часто, но долго. И чем больше не отрывал взгляд от алого, тем больше оно выцветало, становясь серым. Вскоре он просто не мог поверить, что видел другой цвет и лишь тогда отводил глаза.
Время то плелось, то пускалась вскачь, но это не волновало; не хотелось ни есть, ни пить, только смотреть, ждать и молчать.
— Почему? — услышал он вопрос и поднял голову. Какая-то женщина подошла к нему, а он и не заметил, — почему все должно заканчиваться так?
— Все просто должно заканчиваться, ведь это, — Френ кивнул на алое море, — ты же знаешь, что это.
— Знаю, — сказала она, — наше собственное безразличие. Его накопилось слишком много и теперь оно поглощает мир. Как там написано в Книге? «Придет оно и все остальное уйдет — это последние времена. А сделать Последние времена Первыми сможет лишь тот, в ком найдется чувство достаточно большое, больше всего равнодушия мира».
— Ты знаешь кого-нибудь, кто вместил бы в себя столь огромное чувство? — спросил рыцарь, — я не знаю. И чувство, способное стать таким огромным тоже. Ненависть можно не называть, не подходит. Тут многие приходили с ней. Но, может, ненавидели как-то не так и потому просто исчезали.
— Но мы же не знаем, куда они деваются, — заметила женщина, — может так и живут там, внизу.
— Тогда почему не возвращаются?
— Возвращаться всегда тяжело.
Оба долго молчали.
— И все-таки мне кажется, есть одно, что могло бы оказаться больше.
— Что же это? — Френ не надеялся спастись, он вообще больше не думал о спасении, в его душе плескалось то же алое, что и в море.
Женщина усмехнулась, шагнула ближе к кромке прибоя.
— Я одинока, — с каким-то наслаждением прошептала она и шагнула в воду.
Алые волны поднялись выше, захлестнули ей ноги, потом вдруг сияние цвета заката окутало ее, скрыло от глаз, а когда исчезло, вместе с ним исчезла и женщина.
Наверное, одиночество — это тоже был неправильный выбор.
Френу надоело сидеть на камне. Он встал и побрел вглубь материка, который скоро станет просто островом, потому что алое пожирало и берег тоже. Было тихо, как никогда. И пусто… Только чуть подальше девушка, смуглая северянка из тех, кого называют «любимцами солнца», в традиционной одежде своего народа, возилась у странной технической штуковины, смутно знакомой. Рыцарь припомнил — установка для запуска фейерверков. Когда отмечали очередную его победу, то на площадь города выволакивали такую и расцвечивали небо огнями.
— Что ты делаешь? — Френ подошел к ней. — Тебе есть что праздновать?
— Нет. Я из семьи потомственных фейерверкеров и хочу напоследок устроить представление, да к тому же проверить одну вещь. Поможешь? — она кивнула на установку: — Нужно дернуть за тот рычаг, когда я скажу.
Рыцарь кивнул.
Фейерверки взлетали в воздух, рассыпались звездами, превращались в фигурки людей и зверей, и в этом не было особенного, что стоило бы показывать в Последние времена. Но потом два фейерверка словно столкнулись в воздухе и образовали огромное пылающее сердце.
Девушка смотрела на него, пока оно не погасло.
— Странно, — сказала она, — хотя может и нет. — Перехватила взгляд рыцаря. — Гадание на фейерверках. Я гадала. Последняя фигура — ответ на вопрос о том, как нам спастись.
— Сердце? — удивился он.
— Любовь, — поправила северянка, сказав, в общем-то, очевидное.
— Где ты найдешь столько любви в этом холодном мире? — спросил Френ с горечью.
— Если мы хотим спастись, то должны искать…
Это могло продолжаться годами — и продолжалось годами, в которые растянулись часы или дни. Иногда легче, когда нет надежды: живущая в тебе, она мучительна и не дает покоя.
Девушка — ее звали Ми-Анн — и Френ путешествовали по материку, все больше сжимавшемуся до рамок острова. Конечно они не находили любви, хотя и видели нечто похожее, но все это было не то, не то. Он замечал, как спутница стареет и сам ощущал то же самое — съеживающееся, становящееся все слабее тело. Это ничего не меняло, рыцарь понимал, что не умрет, даже став совсем старым. Если только не подойдет и не окунется в море алого. Но можно ли назвать то, что происходит с человеком в Море Равнодушия, смертью?
Наверное — да.
Однажды вечером у очередного костра, неизвестно из чего и для чего разведенного, Ми-Анн сказала:
— Любовь — самая ненужная вещь на свете.
Рыцарь поднял голову:
— Изрекла истину. Надо найти самого ненужного человека на свете.
— В нынешние времена никто никому не нужен…
К костру подошел какой-то человек. Так тихо, что рыцарь не сразу обратил на него внимание.
— Видели знак? — спросил гость и кивнул на небо. Оба, не сговариваясь, глянули вверх. Безмятежно синие небеса, такие же равнодушные, как море, не отражавшее их.
Девушка сообразила первой:
— Не только видели, мы его и сделали. Сердце?
Гость кивнул:
— Это ведь значит любовь. Только она может всех спасти.
— Но почему не вера? — спросила Ми-Анн. — Не понимаю.
Девушка взяла с земли камень, подержала в руке, и он вдруг засиял золотом. Ми-Анн покачала его в руке и кинула в кучу других, не золотых.
— Потому что они с равнодушием разной природы, а ненависть и любовь — одной, — ответил гость, проводив камень взглядом. — Обе могут обжигать. Равнодушие только холодит, и у него нет ни вкуса, ни запаха.
Рыцарь кивнул, хотя ему было совершенно безразлично.
— И что теперь?
— Думаю, надо пойти к морю.
— Совсем не обязательно. Море само скоро придет сюда.
— Это-то и плохо — что ничего не нужно делать.
— А ты не боишься, — спросила Ми-анн, — что у тебя ничего не получится?
Человек присел к костру.
— Я хотел бы бояться, — сказал он, — когда-то я любил людей, мир, жизнь, но сейчас не знаю, любовь ли это. Я хотел бы испытать другое чувство, чтобы сравнить, пусть даже это будет остро и больно.
— Ты сможешь это проверить… — начал рыцарь
— Мы сможем, — поправила Ми-Анн, вставая, и глянула на него с укором — словно то, что до этого они путешествовали вместе, значило, что и сейчас Френ должен вставать и идти.
Он вспомнил женщину, ушедшую в океан. Может, ее и других еще можно спасти.
— Идем! — потребовала девушка.
И он встал и пошел, хотя это было очень трудно, наверное, труднее всего на свете.
Море оказалось близко, но все равно за то время, которое трое шли к нему, все ссутулились и постарели, стали совсем другими людьми. У рыцаря закрывались глаза, но и под опущенными веками он видел алые волны Равнодушия.
— Ну вот, — сказал человек, вставая на кромке, — не знаю, что теперь. Может, сказать о любви?
— Толку говорить о ней, как и о другом чувстве? — спросил Френ. — Им надо жить.
Человек наклонился, потрогал алую муть. Ничего не случилось. Он взял в ладонь пригоршню мути, поднес к глазам, рассмотрел, отпустил. Алое не пролилось водой, но спланировало клочком тяжеловесного тумана.
— Я хочу верить, — произнес человек, явно решаясь на что-то. — Верить в любовь, свою собственную, во имя которой я сделал так мало. В чужую, ради которой не сделал ничего. Просто в любовь, если такое бывает. Но верить непросто.
— Даже если ты не можешь верить, я верю в тебя, — сказала Ми-Анн.
Слова девушки точно подтолкнули его. Человек шагнул в море — не в него, а на самую кромку, на поверхность, ступил, как на твердое, и пошел дальше.
Ми-Анн разочарованно смотрела вслед:
— И что теперь?
— Идем за ним, — сказал рыцарь, в кои-то веки решительно, и шагнул — туда же, на кромку.
Он не смотрел, идет ли за ним девушка, но видел: тот, кто впереди, то и дело проваливается, все глубже и глубже с каждым разом, и, наконец, начал испытывать чувство, правда, это оказалась не любовь, а страх. Боялся Френ не неудачи, а что там, где окажутся, они будут никому не нужны. Иногда бесконечная ненужность — это и есть конец.
Но потом впередиидущий выровнялся и рыцарь с девушкой догнали его, пошли вместе с ним, никуда или куда-то.
Впереди разливалось все больше алого, словно вставало солнце, а порой Френу казалось, что это огромное алое сердце, и он начинал верить: все это когда-нибудь закончится и закончить, чтобы начать, может только любовь.
— Пророк, — с улыбкой повторила Тинай. — И девочка-фейерверкер… Тебе очень подходит. Спасибо за историю. Это было… кажется, я хотела сделать то, что сделала там. И теперь мне почему-то… проще. Наверное, в том море осталось все лишнее. И сердце — это все-таки не любовь, а вера.
— А мы ведь совсем забыли, что нас нет, — заметил «пророк». — Хорошо это или плохо? Сможем ли мы уйти на второй круг или… выпрямить кривые зеркала судеб, если забудем себя самих?
— Наша смерть — это еще не мы сами. И даже наши поступки, — сказала Ми-Анн. — Вот это все и есть кривые зеркала. Их уже не выпрямишь.
— Тогда где нам найти прямые? Или из чего их сделать?
— А что у нас есть?
Четверо молчали. Это был вопрос, на который они ответили, едва оказавшись здесь.
А каменный пол, окончательно ставший зеркалом, снова показывал им самих себя.
Гроза с чудовищным градом застала странника внезапно. Так внезапно, что он отважился укрыться в замке с самой черной репутацией. Репутация — это ничего. Вот когда тебя одарит сверху градиной размером с кулак — это серьезно. В конце концов, Темной Госпожи нет уже шесть сотен лет, а град — вот он.
Путешественник не рассчитывал, что будет в замке один, наоборот, увидев свет в окне, обрадовался.
Интересная троица палила какую-то дрянь прямо у трона Властительницы. Впечатляющего до сих пор трона. Он кое-где еще поблескивал осколками черного льда; все ценное давно утащили, остались только вросшие в серые камни нетающие ледышки.
— А вот и еще один недотепа, — сказал здоровяк с мечом, сидевший ближе всех ко входу. — Заходи-заходи, присоединяйся. Если есть припасы, выкладывай, а нет — своими поделимся.
Мелкая девчушка в разноцветных одеждах фыркнула:
— Вообще-то надо бы иметь свое и уметь рассчитывать запасы на весь путь.
Женщина постарше, рыжеволосая, в простом платье, шикнула на нее. Гость сел к костру.
— Звать-то тебя как?
— Ремин, — он вытащил из сумы скромные припасы, сыр и хлеб, и, конечно, под руку попалась и выглянула наружу пачка листовок из тех, которые он расклеивал в каждом городе.
— А это что? — здоровяк протянул руку, взял один листок, прочитал и усмехнулся в усы, — а ты, значит, чудотворец?
— Да не я! — Ремин привык, что в каждом городе и в каждом случае приходилось объяснять, — не я, а вы! Или те, кто придет!
— И кто приходит?
Ремин опустил плечи, сгорбился.
— Зеваки в основном. Бездельники всякие.
Женщина и девочка тоже заинтересовались, взяли листок из рук рыцаря. А там… ничего особенного: «Хотите сотворить чудо своими руками? Тогда приходите…» — и место, чтобы написать, куда и когда надо прийти.
Девушка-девочка вернула бумажку Ремину, зачем-то свернув ее.
— Значит не ты, а мы? — уточнила она, — и что же для этого нужно?
— Для начала — точно знать, чего хотите. И договориться, ведь это что-то должно быть одним на всех.
— У-у-у, безнадежно, — протянул воин, — скажи честно, часто людям удается договориться?
— Почти никогда, — признал Ремин, — только если разбить их на группы по интересам. — Он потер челюсть, словно с трудом смог выговорить это странное словосочетание. — И чем меньше людей, тем лучше.
— То есть мы могли бы договориться, потому что нас немного?
— А вы хотите сотворить чудо? — воспрянул Ремин.
— Было бы неплохо, — заметил здоровяк. — Хотя бы сделать так, чтоб град к утру прекратился.
— Но это же мелко! Не стоит тратить себя на мелкое!
— А на что стоит? Сделать лучше для всех? Так никто не знает, как лучше для всех. Даже для нас четырех это неизвестно.
— Ну почему никто не знает… вот она знала, — женщина кивнула на черный трон.
— Она знала, — кивнул рыцарь, — ну и где она теперь?
Рыжеволосая благоразумно промолчала.
— Давайте попробуем, — предложила девушка. — Это интересно. Кстати, меня зовут Ми-Анн.
Женщина представилась именем Тинай, а рыцаря звали Френом.
— Давайте. Итак… чего мы хотим? Есть у нас общее желание или кусочки того, что можно сделать общим, собрав вместе?
Все молчали. Наверняка у каждого имелось свое особое хотение, но никто почему-то не спешил его высказывать.
— Так, хорошо, — Ремин решил дать подсказку, — вы чем-то недовольны?
— Чем может быть недоволен человек, кроме своей жизни? — усмехнулась Тинай.
— А конкретно?
— Судьбой, — уточнила Ми-Анн, ничего не уточняя.
— А еще точнее?
— Экий ты въедливый, — усмехнулся Френ. — А конкретнее… то здорово, если бы у каждого человека была вторая возможность, второй шанс прожить так, как не смог в первый. Хотя бы после смерти. Случается, что жизнь его настолько бесполезна… Но он может увидеть это, только когда уже слишком поздно. Первая жизнь — первый круг, но нужен и второй. Не слишком сложно?
— Нет, что ты. И не представляешь, что иногда выдумывают. Но все согласны? Это ваш выбор?
Ми-Анн и Тинай кивнули.
— Тогда стоит оглянуться и найти вокруг то, что поможет сотворению этого чуда.
Рыцарь присвистнул:
— Ну, ты сказал. Сам же видишь, тут только развалины…
— И лужи, — Ми-Анн отодвинулась от упорно и старательно ползущего в ее сторону озерка влаги, — в которых отражаемся мы.
Возникшая пауза была напряженнее всего, что слышал когда-либо Ремин.
— Отражающая поверхность — произнесла Тинай, первой озвучив общую мысль. — Зеркало. Чтобы увидеть новую вариацию… новый круг. Но все зеркала кривят.
— Значит, наши должны быть прямыми, — высказался Френ. — Прямые зеркала — исправить кривую жизнь.
— Отлично, — хлопнул в ладоши Ремин, — а теперь каждый должен вложить в сотворение нужного свой настоящий талант.
— Верить — мой талант, — Ми-Анн глянула в сторону лужи, сделала страшное лицо, и лужа, словно испугавшись, отползла прочь, оставив на память о себе мокрое пятно.
— А я умею убеждать, — уточнил рыцарь, — верьте, у нас все получится.
— А я умею видеть, чего не хватает, — сказала Тинай. — Это должны быть не просто прямые зеркала, но дверь на ту сторону, во второй круг… И что делать дальше?
Ремин развел руками:
— Ничего. Разве вы не видите? Наши дары вошли в резонанс и все само происходит. Мой талант — соединять в одно целое кусочки разного. Слушайте.
Слушать было нечего, кроме грозы за окном, но звук непогоды как-то отдалился, словно приходил из другого, далекого мира, а здесь едва уловимо дрожали стены и пол. Дрожала, до кругов на чистой глади, растекшаяся по залу лужа. В ней вспыхивали искры, по комнате блуждал аромат мяты и меда.
Стены сначала придвинулись, потом разошлись в стороны, оставив четверых в пространстве, заполненном светящимся туманом. Лужа отразила этот свет и стала стремительно светлеть. А потом поднялась гигантским, чуть наклоненным вперед зеркалом. В нем отразились они… только какие-то другие… эти четверо сидели на платформе из зеркального камня и смотрели на свои отражения.
Смотрели в них.
Молчание. Все — и эти, и те — чего-то ждали. И никто не знал, чего.
Может, вопросов, таких же прямых как зеркала. Те, с той стороны, и эти — с этой, словно были одним, только почему-то разделенным и поэтому сейчас могли чуть больше — отразиться друг в друге, увидеть то, чего раньше не видели. Спросить или сказать о важном.
— А знаете, я стихи люблю, — вдруг сказал Френ. Наверное, ему показалось странным, что они успели поговорить обо всем, кроме того, что любят, и он решил исправить упущение. — Они очень подходят всему этому. Хотите, прочту?
Трое на этой стороне и четверо на той кивнули.
— О чем молчат кривые зеркала?
Каких нам бед и истин не пророчат?
Мы создали борьбу добра и зла,
И каждый там воюет, где захочет.
За мир для всех, за счастье и покой,
За право не тревожить мысль и память,
За то, чтобы недрогнувшей рукой
Кривое наконец-то смочь исправить.
Голос звенел в тишине, звучал для всех, стирая границы и преграды. Или просто показывая, что их не существует.
— Но нет, борьба окончена уже,
И зеркала нам всем нужны едва ли.
Друг друга понимавшие в душе,
Мы лучше них друг друга отражали.
Когда решали: нужно говорить
А не бросаться в горечь молчаливо.
Когда хотели жить, давая жить
При том, что каждый хочет жить не криво.
Но в зеркале любом ты не один,
Пусть разные немного эти двое...
Немного, да. А больше — впереди,
Где жизнь прямей, чем зеркало прямое.
Вот и все, что понадобилось им — просто слова, последние из которых прозвучали уже на той стороне зеркала и в новом круге, где отражения стали просто отражениями и восемь превратились в четверых.
…А вышли они из замка утром, когда гроза закончилась, все вместе. Ми-Анн чуть задержалась — вытерла рукавом каменную табличку на двери и прочла высеченное на ней:
— «Не смеяться ни при каких обстоятельствах». «Вы должны точно знать, чего вы хотите и быть готовыми получить именно это». — Девушка фыркнула и тут же зажала рот ладонью, хотя они и были вне пределов замка, чей хозяин запретил смеяться.
После грозы пахло свежестью и мокрой землей. Этот мир, один на всех, встретил их вышедшим из-за туч солнцем.
— Ничего не понятно, — сказал Френ. — Получается, это мы создали возможность второго круга… и сами же ее использовали.
— Может, и мы. Или каждый, кто приходит, создает ее заново. Может у кого-то вместо зеркал взгляд таинственного зверя, или морское путешествие, или битва или огонь костра. Главное, чтобы рядом оказался кто-то, в ком можно отразиться, ведь по-настоящему прямы только такие зеркала — люди друг для друга… Однако пахнет едой.
Ветерок, в самом деле, доносил откуда-то запах очага и стряпни. У кого-то из четверых заурчало в животе.
— Но мы же… — Тинай замолчала не договорив. То, о чем она собиралась сказать, осталось в прошлом. Поэтому она задала совсем другой вопрос: — Хоть у кого-нибудь есть деньги, чтобы заплатить за еду?
Пошарив по карманам, они не нашли ни монетки. Френ даже оглянулся на замок, словно предлагал вернуться и поискать спрятанных сокровищ. Ми-Анн подняла с земли камешек, нахмурилась, глядя на него, и тут же бросила. В ответ на взгляд Тинай пожала плечами:
— Не выходит правильно поверить, потому что нет нужды. Придется обходиться без золотой гальки.
— Значит, своими силами. Для начала, может, предложим отработать, — она поглядела на Френа.
Он понял.
— Я достаточно силен для колки дров, например. А могу поохотиться на какое-нибудь чудовище, если они тут есть.
— Я умею рисовать вывески, — сказал Ремин, — а девочка специалист по фейерверкам. А ты хорошо командуешь… Но можно и не так, чтобы каждый за себя, а все вместе.
— Как, например? — поинтересовалась Тинай. — У нас много общего, но на нем не заработаешь.
— Те четыре истории… Можно представиться бродячим театром и рассказывать их.
— Разве мы похожи на театр? Разве нам поверят? Впрочем… — Тинай посмотрела на Френа, чуть склонив голову. — Ты умеешь убеждать.
— И люблю, — кивнул он. — А Ми-Анн — верить. А если мы сами поверим…
Тинай подумала и кивнула:
— Думаю, на завтрак мы легко заработаем.
Запах стал сильнее, словно просил их поторопиться. А они уже и так спешили — посмотреть, что обещает им этот новый круг и какой будет новая жизнь.
8.12.14 г.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.