— Окул, — говорит Альгена, как всегда еще чуть-чуть — и снизится совсем до шепота, — Окул...
Внутри кипит и клокочет, хочется заорать во все горло. Мало мне этого Окула на горизонте, мало мне этого щебетания в трубку, ах, извини, не могу, бегу-бегу-бегу, Окул-Окул-Окул, ну что ты, миленький, я у него учусь только… Нет, мало всего этого, надо еще вызвать меня вот так среди ночи через полгорода, и с порога ляпнуть:
Окул...
Сдерживаю фразу — вот и катись к своему Окулу, отчаянно пытаюсь перевести разговор на что-то более подходящее, я вот сегодня весь день убил непонятно на что, сколько набросков комкал и швырял в огонь, и еле-еле — ненароком, намеком — проскользнуло в разгаре работы, углубилось из двумерного листа не только в три, но и в четыре измерения...
— Что ты! — Альгена закрывает мне рот рукой, все переворачивается внутри, — нельзя! нельзя!
Мне кажется, я ослышался, что нельзя, кому нельзя, почему нельзя...
— Сожги… слышишь? Сожги!
— Да ты с ума....
—… и совсем не сошла! — выхватывает у меня папку из рук, бросает в камин, не понимаю, как я сам после этого не бросаю её в камин, это ж надо ж было...
— Ты понимаешь… Окул...
Не выдерживаю:
— И слышать больше не хочу ни про какого Окула, понимаешь ты?
— И не услышишь. Умер он.
Не верю, не понимаю, кто умер, Окул умер, стоп, как Окул умер… ну да, ври больше, он еще всех нас переживет… злорадно ёкает сердце, ага, так тебе и надо, вот будешь знать… да ничего он уже не будет знать, всё уже...
— А… чего так?
— Да ты даже представить себе не можешь… да пойдем… сама все покажу… — тут же вскидывает руки, — нет, нет, не надо тебе это видеть, нет...
Вспыхиваю:
— Ну уж нет, сказала А, говори и Бэ в самом-то деле...
Выходим из комнатенки Альгены под самой крышей башни, попадаем в лабиринт винтовых лестниц, крытых переходов из ниоткуда в никуда, извилистых мостов, узких балконов, жмущихся к стенам, — кое-где приходится идти по крышам домов и ужайшим мостикам между ними. Город как будто замыкается сам на себе мертвой петлей, стараясь вырваться за пределы трех измерений — как и мы все...
Наконец, добираемся до комнат Окула, глаза бы мои не глядели на этого Окула, а вот приходится же… Альгена толкает узкую дверь, — замираю, не сразу понимаю, что я вижу.
Потому что вот оно, вот, на холсте, — настоящий провал в глубину измерений, уже не пойми, каких, и где-то среди изгибов картины, черт меня дери — мне кажется, я вижу кусочек завтрашнего дня, булочник поскользнется у лавки жестянщика, обругает хозяина лавки, что тот не посыпал улицу, завяжется перепалка...
Альгена буквально оттаскивает меня от холста, закрывает мне глаза ладонями (ёкает сердце), шепчет, нельзя, нельзя, оно же… оно...
— Смотри, — шепчет, обдает лицо жарким дыханием, — смотри...
Чувствую, что готов смотреть куда бы она ни показала, — тут же кляну себя за это, черт, зачем я повернул голову в угол комнаты, где на клетчатом полу лежит Окул, вернее, то, что было Окулом, а теперь это не пойми что, изогнувшееся в неведомые измерения, куда-то в никуда...
— Понимаешь, он… он как будто...
Альгена не договаривает, тащит меня за руку, выскальзывает из комнаты в окно, на узенький балкон — в последний момент, когда уже поворачивается входная дверь. Смотрим в полумрак комнаты, смотрим на вошедшего, я не знаю его, я вопросительно смотрю на Альгену, по её взгляду понимаю — она тоже не знает, прижимает палец к губам. Вошедший даже не оглядывается на распростертого Окула, спешит к полотну, придирчиво оглядывает картину, наконец, набрасывает на неё темный платок, прячет под складками пальто, хочет ускользнуть в темноту ночи — спохватывается, одним прыжком достигает окна, отдергивает штору — сам не понимаю, как мы взлетаем на узкий карниз одним махом. Он пробегает мимо по узким балконам, перескакивает на изогнутые мостики, скрывается в лабиринте крыш.
Только сейчас понимаю, как бешено бьется сердце, накатывает запоздалый страх, что бы было, если бы он нас увидел...
.
—… очень интересно… так вы говорите… лежал мертвый… превратившийся непонятно во что?
— Ну, я бы сказал, что это было похоже на выход за пределы трех измерений...
— Тогда… тогда все сходится, — старый живописец настороженно смотрит на меня. Да какой он старый, он только кажется старым, говорят же, что искусство вытягивает из человека жизнь год за годом...
Не понимаю:
— Что… сходится?
— Ну, видите ли… чтобы написать на холсте четвертое измерение, надо самому проникнуть туда… стать многомерным....
Смущенно пожимаю плечами:
— Ну, это еще никому не удавалось...
— А если бы удалось? Вы представляете, что бы стало с человеком?
Хочу ответить, что не знаю, тут же вспоминаю распростертые останки, вздрагиваю.
— Думаете… у него получилось?
— Похоже на то, очень похоже...
— А тот второй...
— Что второй, что второй, вы про него хоть что-то сказать можете? Рост, волосы...
— Вроде выше среднего… седой… волосы длинные… хотя черт его знает, у нас там со страху вообще память отшибло...
.
—… извините… сегодня не получится.
Все-таки спрашиваю:
— А… нашли что-нибудь?
— Нашел, нашел, много нашел, целый кладезь… молодой человек, как вас там, я столько всего рассказать вам должен… но потом, потом, мне бежать надо...
… гудки в телефоне.
.
—… когда он с вами говорил?
— Да… вечером… где-то ближе к девяти...
— На вашем телефоне время разговора четверть девятого.
— Ну… значит, так...
— О чем вы говорили?
— Да это… про Окула… как так вот что умер он… как так случилось...
— А потом?
— Мы встретиться хотели, поговорить… а он сказал, что некогда ему, спешит он...
— Куда спешит, не сказал?
— Нет...
— Вы обвиняетесь в убийстве старого живописца...
Жду этой фразы, фразы нет, полицейский отмечаете еще что-то, непонятно что...
Не выдерживаю:
— А… а можно узнать… а как он умер?
— Так все так же, не пойми что с ним случилось, перекореженный весь...
— А картины рядом никакой не было?
— Да, вроде работал он над чем-то, вообще черт пойми, что такое, смотришь, с ума сходишь… а вы почему спросили?
— Вру что-то, что он мне свою работу показать хотел, понимаю, что мне не очень-то и верят...
.
—… ой, миленький, сегодня никак не получится...
Меня передергивает, вот так, нате вам, Альгена, Альгена, Окула нет уже, я уже обрадовался было, а тут нате вам, еще кто-то...
— Окула-то нет уже...
— Да ну тебя, да что Окула, говорю тебе, училась я у него! Окул, Окул...
— А сейчас у кого… учишься?
— Да ну тебя совсем! — срываетя на крик, — да как ты не понимаешь, такой шанс раз в жизни выпадает, да я такое будущее нарисую на миллион лет вперед, ты от зависти умрешь вообще!
Гудки в телефоне, — понимаю, Опал рассердилась не на шутку, долгонько же еще мне с ней не получится поговорить. Знать бы еще, к кому она направилась, да какя разница, к кому, да хоть к черту лысому, буду я еще тут страдания страдать и ахи ахать...
.
—… вы, значит… давно в живописи?
Смотрю на полицейского, еле сдерживаю смех.
— Да какое давно, без году неделю...
— Неделю?
— Ну, это я так, образно… я же графический редактор, меня разработали пару лет назад...
Думаю, какого черта полицейский вообще вломился ко мне с утра пораньше, и даже не в дверь, а в окно, потому что в мою комнату проще попасть из окна, пройдя по мостикам и балконам, чем подниматься миллион ступенек по винтовой лестнице, которая загибается сама на себя безумной лентой Мёбиуса...
— Ну, в живописи-то так понимаете?
— Ну… что-то понимаю...
— А вот можете мне объяснить, когда старый живописец умер… кстати… это же был простой карандаш?
Меня передергивает:
— Э-э-э, не-ет, не бывает простых карандашей! Графитовые, твердые, твердо-мягкие, угольные, жирные...
—… а вот жирным-то его никак не назовешь...
— А он-то как раз жирный, жировой, то есть… Пять-аш...
— Ой, не понимаю я в этом ничего… Так вот, где он мертвый лежал, там на картине на этой… понимаете...
… настораживаюсь.
—… так там не пойми что, но вроде как видно улицу, перекресток, где площадь Площади… и на нем дирижабль разбился...
— И...?
— Ну и вот, он же месяц назад умер? А сегодня на площади Площади...
… он не договаривает, уже все понимаю, вот черт...
— Четвертое измерение.
Полицейский косится на меня недоверчиво:
— Что, простите?
— Четвертое измерение… понимаете… в этом вся суть современной живописи… выйти за пределы трех измерений… и похоже, ему это удалось… А… а на картину можно взглянуть?
— Нельзя.
Понимающе киваю, нельзя так нельзя, засекречено, и все такое...
—… пропала она… как в воду канула… я все боюсь, может, там еще чего такое было, а теперь черт пойми, чего ждать вообще...
Полицейский не договаривает, оборванный звонком телефона — телефон звонит в дверной колокольчик, требует его впустить, врывается в комнату, отчего эскизы со стола взлетают в воздух, хлопают крыльями — шепчет что-то на ухо стражу порядка.
— Вот черт… извините… некогда мне...
— А… а что...
Девушку какую-то не то убили, не то сама умерла… кстати… вроде тоже из ваших, давайте-ка со мной, может, знаете про неё что...
Спешу за ним по переходам, лестницам, мостикам, улицам, которые тянутся над крышами, по крышам, зависшим над пустотой — кое-где мне даже приходится дорисовывать новые мосты и балконы, изгибать тротуары — полицейский благодарно кивает и тут же недовольно хмурится, вот так вот и понаделали из города не пойми что, талантливые вы наши, служители… какая там муза живописи была? Как никакой? Не, быть того не может, это вы чего-то не знаете...
Сжимаю зубы, спорить бесполезно, еле сдерживаю желание скрутить полицейского в спираль или изогнуть в немыслимой перспективе. Наконец, добираемся до маленькой гостиницы, зависшей между двумя домами на головокружительной высоте — чтобы попасть в неё, нужно войти через окно на крыше.
— Вот… здесь...
Полицейский заковыристо ругается, вздрагиваю, не ожидал от него такого, а что тут еще скажешь, когда от миловидной девушки осталось не пойми что, изогнутое в не пойми сколько измерений, — я отворачиваюсь, я не хочу видеть изгибы ребер, сетку застывших сосудов, суставы, изогнутые за пределы трехмерного мира. И все-таки успеваю узнать, черт меня подери, я успеваю узнать тонкую кисточку в ореоле акварельных красок… какого черта здесь делает Альгена, какого, какого...
.
—… скажите… а вот человек этот, который номер снял, вот он выходил… он ничего с собой не нес?
Портье презрительно смотрит на меня:
— Слушайте, если я запоминать буду, кто что несет, я вообще с ума сойду… хотя нет, постойте-постойте, нес он… картину какую-то нес, черт пойми, какую...
— Смотришь на неё, и как будто проваливаешься?
— Да, вот точно… а вы откуда знаете?
Понимаю, что слишком долго объяснять, да и вообще, смогу ли я это объяснить...
— А скажите… вы хоть что-нибудь на этой картине помните?
Это полицейский.
Портье хмурится, не может вспомнить, наконец....
—… а вот… жуть там такая...
— Жуть?
— Ну да… город весь как будто сам на себя изогнулся, и огнем пылает...
— Действительно, что-то ужа… что говорите? Город огнем пылает? Черт, надо предупредить власти...
Выбираемся из гостиницы в лабиринты крыш, я уже готовлюсь сотворить какой-нибудь безумный мост, — тут же спохватываюсь, когда вижу знакомый темный плащ здесь, в двух шагах, как кажется — на той стороне улицы. Бросаюсь за ним, тут же понимаю, что то, что я принял за другую сторону улицы, оказалось другой стороной какого-то многомерного куба, и чтобы добраться до человека в плаще, нужно преодолеть несколько бесконечностей, не меньше. Но меня уже не остановить, я бегу, перескакивая через широченные провалы между крышами, я отчаянно пытаюсь понять геометрию города, который уже дорисовали до римановых пространств. Спотыкаюсь о самого себя, падаю, сжимаю кулаки в бессильной злобе...
— Молодой редактор… вы не меня искали?
Вздрагиваю, оборачиваюсь, смотрю на господина в плаще, давлю в себе желание вцепиться ему в горло прямо здесь, посреди улицы...
— Э… вас...
— У меня для вас есть предложение, от которого вы не сможете отказаться...
.
… оглядываю притихший город, осторожно ступаю по извилистым улицам, прячусь в собственной тени. Я знаю, он уже ждет меня, там, в комнате на лестнице, кто-то как-то прикрепил на лестницу комнату, и теперь ступеньки упираются в дверь...
… он открывает за секунду до того, как я стучу — смотрю на его лицо, пытаюсь понять, кого я, собственно, вижу...
— Я знал, что вы придете.
Вот так вот, безо всяких там — вечер добрый и всего такого. Что-то в нем от пера и чернильницы, но вот именно, что — что-то, и совершенно непонятно, кто он есть...
— Вы хотите знать будущее, — говорит он.
И это не вопрос, это утверждение, не терпящее возражений.
— На сколько лет вперед вы хотите увидеть?
Не успеваю ответить.
— Двести? Триста?
— Но это...
—… теперь возможно… подняться над измерениями...
Не выдерживаю:
— Да, но какой ценой!
Короткая усмешка.
— Что же вы хотели, просто так ничего не бывает… триста пятьдесят лет вперед, вас устроит?
— Давайте...
Выжидаю, когда можно будет свернуть его в какую-нибудь немыслимую спираль, из которой он уже не вывернется, надо только подобрать момент...
— Пробуйте.
Вздрагиваю, ослышался я, что ли...
— Пробуйте.
— Но… разве не нужно...
— А вы чего ожидали? Волшебных эликсиров, качающихся часов, причудливых устройств, заклинаний?
— Однако...
—… друг мой, все, что вам нужно для творчества, есть в вас самом...
Поворачиваюсь к нему, говорю себе, еще есть время разбить его калейдоскопом или изогнуть полярными координатами, еще есть...
… поворачиваюсь к холсту...
… понимаю, что никого я в спираль не скручу, никогошеньки-никого...
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.