Double bind / Карев Дмитрий
 

Double bind

0.00
 
Карев Дмитрий
Double bind
Обложка произведения 'Double bind'

1

Представленная вашему вниманию статья — попытка наметить причины возникновения разлада между душой и телом, причины возникновения конфликта внутри личности. Я выбрал для описания подобной проблемы термин «шизофрения». Имейте в виду — я использую его весьма вольно, совсем не как строгое медицинское определение. Хотя, насколько мне известно, даже в медицинских кругах нет единого мнения относительно подобного заболевания. Это напоминает ситуацию с порнографией: нет четкого описания это феномена, и в каждом частном случае приходится доверять мнению эксперта. Не существует лабораторного теста, который бы безошибочно выявлял шизофрению.

Сам термин «шизофрения» был введен швейцарским психиатром Э. Блейлером в 1911 году в монографии «Раннее слабоумие, или группа шизофрений». До этого другой немецкий психиатр Э. Крепелин впервые описал состояние, названное им ранним слабоумием и дал первичную классификацию этого психического расстройства. С годами клиническая практика подтвердила обоснованность и полезность классификации Крепелина. Ее и сейчас продолжают пользоваться в психиатрии, хотя диагностические границы между разными формами шизофрении по-прежнему весьма расплывчаты.

Существует много гипотез о причинах возникновения шизофрении, начиная с теорий, рассматривающих в качестве такой причины нездоровые взаимоотношения в семье, до биохимических концепций, предполагающих, что в основе болезни лежит нарушение метаболизма головного мозга, приводящее, например, к выработке веществ, вызывающих галлюцинации. Исследования близнецов и приемных детей доказывают важность генетического фактора, однако механизм проявления его действий и способ наследственной передачи неизвестны. Эволюционная значимость возникновения шизофрении рассмотрена, например, в работе [1].

Отличительные признаки шизофренических расстройств — нарушение мышления, восприятия, аффекта и моторной функции. Характерным явлением, влияющим на содержание мышления, является бред. Но определение этого феномена опять же весьма и весьма субъективно. Бред — это ошибочные и обычно очень стойкие убеждения, которые с учетом культурной среды больного признаются аномальными. Легко видеть, что в ситуации, когда моральные, этические, религиозные и политические взгляды меняются слишком часто, любой, даже вполне здоровый человек, способен многократно попасть под категорию шизофреника.

 

2

В фильме «Робокоп» киборг-полицейский, принимающий справедливые решения на основе заложенных в него директив, сталкивается с конфликтной ситуацией: по признакам наличия преступления он обязан арестовать своего начальника, однако, согласно другой, ранее не известной ему директиве, он не имеет право задержать офицера, старшего по званию.

Здесь виден конфликт двух равноправных, но, в данной ситуации, противоречивых директив. В жизни мы иногда сталкиваемся с еще более запутанными и изощренными противоречиями. Конфликт интересов наблюдается сплошь и рядом. Скажем, менеджмент компаний заинтересован в направлении получаемой прибыли на развитие бизнеса, тогда как акционеры — на выплату дивидендов. Или мать, которая воспитывает ребенка, как хорошего сына, но при этом хочет для своей дочери хорошего мужа. Подобных ситуаций можно вспомнить множество. Особенно драматическими выглядят требования, возникающие в одной системе, но на разных ее уровнях.

 

3

У фантаста Артура Кларка в его известном романе «Одиссея: 2001» экипаж космического корабля, находящегося около Юпитера, сталкивается с ситуацией, когда бортовой суперкомпьютер HAL ошибочно диагностирует мелкую неполадку в одном из внешних блоков аппарата. Космонавты заменяют блок на запасной, но компьютер повторно сигнализирует о неисправности. Экипаж знает, что вероятность подобного события ничтожна мала. Двойной контроль, проведенный дистанционно службами с Земли, подтверждает исправность обоих блоков. Все это может означать лишь одно: причина неполадок — в прогностических цепях самого компьютера, в его программе. Устранить ошибку можно только при условии, что бортовой компьютер будет срочно отключен. HAL не соглашается с подобной точкой зрения и продолжает утверждать, что ошибка не в нем, а в подсистеме управления блоком. Ситуация обостряется, и в итоге астронавты погибают от деструктивных действий компьютера, который до последнего не признает своей ошибки. Признать сбой в собственном алгоритме управления — означает усомниться в самом себе, а, следовательно, и в самостоятельно принимаемых решениях, в том числе и о принятии решения о сбое. Это очень серьезное логическое противоречие, когда получается порочный круг. Неудивительно, что компьютер выходит из-под контроля, ведь его работа построена на четкой логике: «да» или «нет», tertium non datur — третьего не дано. Этот фундаментальный принцип «исключения третьего» в классическую логику попал еще со времен Аристотеля.

 

4

В XVII веке немецкий ученый и философ Лейбниц написал книгу «Об искусстве комбинаторики». Тогда он выдвинул идею создать алфавит мыслей, с помощью которого можно было бы классифицировать истины, подобно тому, как Аристотель с помощью системы категорий классифицировал понятия. Впрочем, Лейбницу это не удалось ([2], с. 15).

Всего каких-то сто лет назад немецкий математик Дэвид Гилберт верил, что математика и наука в целом могут быть преобразованы к некоторому механическому фундаменту. Бертран Рассел и Альфред Норт Уайтхед завершали попытку получить полную совокупность определений, посылок и аксиом, которые и должны были составить основу всей современной математики. Имея такую основу, можно было бы доказать или опровергнуть любую теорему, используя для этого исключительно механические (алгоритмические) формальные подходы. Они пытались выстроить надежный фундамент для утверждения является ли любая предполагаемая теория правильной или ложной. Казалось, уж в строгой математической логике это возможно.

И что получилось в итоге? Оказалось, что в любой сложной математической теории изначально существуют фундаментальные внутренние противоречия. И от этой «шизофрении» никуда не деться. Всегда найдется суждение, на котором теория запнется. Попытки искусственно обойти эти противоречия приводят к новым сложностям и так далее.

Речь идет о теореме о неполноте, отражающей внутренние ограничения формальных систем и показывающей несостоятельность центральной идеи логицизма и решения задачи Гилберта [3]. Ее автор, австрийский логик и математик Курт Гедель, в 1933 году опубликовал теорему, названную позже его именем. Он показал, что в формальной системе всегда существуют истинные, но, тем не менее, недоказуемые суждения.

Впрочем, еще Иммануил Кант в своей книге «Пролегомены к любой будущей метафизике» писал, что «любой ответ, данный на принципе опыта, порождает новый вопрос, который также требует ответа и таким образом ясно показывает недостаточность всех физических типов объяснения, чтобы удовлетворить разум» (цит. по: [4], с. 50).

Это похоже на ситуацию, когда вам говорят: «Мой тебе совет — никогда не слушай чужих советов». И вот вы стоите и думаете: «Черт побери, а слушать ли мне тогда этот совет?»

Необходимо быть осторожным в высказываниях о высказываниях. Удаву следует с осторожностью кусать свой собственный хвост, иначе потом не разберешь, где хвост, а где удав…

 

5

С серьезными трудностями столкнулись и физики-теоретики, пытающиеся описать явления, наблюдаемые на микроуровне [5-10].

Изучение поведения элементарных частиц в ядре атомов обусловило появление квантовой механики, совершенно по-другому описывающей реальность, нежели классическая механика. «Шизофренично» вели себя и фотоны, и электроны, и целые атомы.

Скажем, согласно принципу дополнительности Бора, частицу (например, электрон) следует рассматривать поочередно то как материальный объект, то как волновой процесс. А согласно принципу неопределенности Гейзенберга, если мы знаем точное местонахождение этой частицы, то никак не сможем измерить скорость ее движения, и наоборот, если каким-то образом все же правильно узнали скорость, то теперь полностью «потеряли» саму частицу, и не знаем в какой области пространства она находится.

 

6

Мы редко задумываемся, но наша личность не цельна.

Речь идет не просто о независимой работе двух полушарий мозга. Все гораздо сложнее.

В истории психиатрии известен случай, когда пациент имел двадцать три ярко выраженных личностей (и мужского, и женского рода), которые, сливаясь на время в единое целое, образовывали «настоящую» двадцать четвертую [11].

Имя им легион, говорится о количестве личностей человека в Евангелие (Мк 5:9; Лк 8:30). О том же сказано в «эзотерическом» христианстве (смотри, например, [12], с. 19) и даже дается точное число дробных «Я» — 987 штук ([13], с. 52).

Немецкий писатель Герман Гессе в романе «Степной волк» пишет: «Ни один человек, даже первобытный негр, даже идиот, не бывает так прямо прост, чтобы его натуру можно было объяснить как сумму двух или трех основных элементов» ([14], с. 480). И здесь же: «Жизнь вершится не между только полюсами, такими, как инстинкт и Дух или святой или развратник, она вершится между несметными тысячами полярных противоположностей». И далее: «И если в особенно одаренных и тонко организованных человеческих душах забрезжит чувство их многосложности, если они, как всякий гений, прорвутся сквозь иллюзию единства личности, ощутят свою неоднозначность, ощутят себя клубком из множеств «я», то стоит лишь им заикнуться об этом, как большинство их запрет, призовет на помощь науку, констатирует шизофрению и защитит человечество от необходимости внимать голосу правды из уст этих несчастных».

 

7

Американский психиатр Пек Морган Скотт в свей замечательной книге приводит древнегреческий миф об Оресте и фуриях ([15], сс. 296-297). В этом мифе показано характерное отношение между благодатью и душевной болезнью. Орест был внук Атрея, человека, который упорно и злобно пытался доказать, что он сильнее богов. За преступления Атрея против богов они покарали его, наложив проклятие на всех его потомков. Проклятие над домом Атрея начинает сбываться, когда мать Ореста, Клитемнестра, убивает его отца, собственного мужа Агамемнона. Это злодеяние влечет за собой новое проклятье на голову Ореста: согласно древнегреческому кодексу чести, сын превыше всего обязан отомстить убийце отца. Но тягчайший грех, который может совершить грек, есть убийство матери. Орест испытывает мучительные сомнения. В конце концов он убивает мать. За этот грех боги теперь карают Ореста, наслав на него Фурий — трех отвратительных и жестоких гарпий; видеть и слышать их мог только он один, и они терзали его день и ночь своими издевательствами и ужасным видом.

Непрестанно и везде преследуемый Фуриями, Орест скитается по земле и поисках искупления своего злодеяния. После многих лет самоотречения и размышлений в одиночестве Орест обратился к богам с просьбой снять с него проклятие, тяготеющее над домом Атридов, и избавить его от Фурий; он считал, что искупил свой грех — убийство матери. Состоялся совет богов. Выступая в защиту Ореста, Аполлон взял на себя вину за создание такой ситуации, когда у Ореста не было другого выбора, как только убить мать, поэтому на него нельзя возлагать ответственность за это.

Душевная болезнь — семейное дело, наследуемое каждым поколением родителей, ибо грехи отцов падают на детей.

 

8

Шизофрения — ее природа и способы ее лечения — остается одной из наиболее загадочных психических болезней.

Здесь мне хотелось бы рассмотреть механизм ее возникновения с позиции школы американского антрополога Грегори Бейтсона.

В 50-е годы XX столетия Бейтсон руководил исследовательским проектом в Пало-Альто (Калифорния). Проект касался изучения парадоксов патологической коммуникации при шизофрении и привел к открытию концепции «двойного послания».

Двойное послание (double bind) — это такая ситуация, в которой человек, что бы он ни делал, не может победить. Это недобросовестно или даже злонамеренно вмененная обязанность, которая содержит внутреннее противоречие и никоим образом не может быть исполнена. При этом неисполнение этой обязанности не освобождает жертву двойного послания от наказания.

В отечественной литературе существуют различные переводы этого термина. Известны следующие варианты: «двойная связь», «двойной приказ», «двойной зажим», «двойной капкан» и другие. Давайте, как и автор [16], придерживаться варианта «двойное послание».

Принципиально важно, что индивид включен в очень тесные отношения с источником двойного послания и не способен открыто противостоять ему. Тупиковость ситуации заключается в том, что жертва не только лишена возможности защитить себя, взывая к логике или справедливости, но даже указать на само существование проблемы, поскольку такое указание равнозначно обвинению источника двойного послания в нечестности и означало бы прямую конфронтацию, несовместимую с привитой иллюзией «любви».

Индивид попадает в ситуацию, когда значимый для него человек передает одновременно два разноуровневых сообщений, одно из которых отрицает другое. (Классический пример — знаменитое требование «Приказываю тебе не исполнять моих приказов».) Вторичное предписание, которое может быть замаскировано, вступает в конфликт с первым на более абстрактном уровне и так же, как и первое, подкрепляется наказаниями или сигналами, угрожающими самому существованию. В то же самое время индивид не имеет возможности (в силу навязанного убеждения, зависимости, ложного стыда) высказаться по поводу получаемых им сообщений или указать на сам факт испытываемого дискомфорта. Человек не способен самостоятельно покинуть поле битвы.

Интересно, что подход школы Бейтсона основан на той части теории коммуникации, которую Рассел назвал Теорией Логических Типов, и, которая указывает на принципиальную разрывность между логическим классом и его членами. Как было сказано, Рассел и Уайтхед, столкнувшись с этим парадоксом, не смогли доказать центральную идею логицизма, а Курт Гедель показал теоретическую невозможность подобного замысла.

Человеческий язык, как средство коммуникации, богато наполнен всевозможными конструкциями речи, в которых причудливо переплетаются разноуровневые сообщения. На этом свойстве основывается юмор и элементы различных игр. При правильной технике использования, двойное послание, по всей видимости, способно благоприятно на психику человека и даже служить хорошим инструментом при лечении различных психических отклонений [17]. Вспомним, что похожей методикой пользуются и в дзэн-буддизме для обретения просветления [18], [19].

Однако регулярно повторяющийся опыт негативной ситуации приводит жертву к искаженному восприятию мира, к разрушению способности правильно интерпретировать высказывания других людей, к ощущению безнадежности. Человек, попавший в тиски двойного послания, вынужден адаптироваться к такой неправильной ситуации и, как следствие, приобретает, увы, признаки шизофренического заболевания.

В этом случае, шизофрения — вынужденная попытка не сойти с ума в безумном мире.

 

Литература:

1. Джек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 384 с.

2. Философия: Учебное пособие/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: Юрист, 1996. — 512 с.

3. Хофштадтер Д. Гедель, Эйшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2001. — 752 с.

4. Кант Иммануил. Критика чистого разума. — Симферополь: «Реноме», 1998. — 528 с.

5. ГейзенбергВ. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: Наука, 1990. — 400 с.

6. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 296 с.

7. Капра Фритьоф. Дао физики. Перев. с англ. под ред. В.Г.Трилиса. — К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2002. — 352 с.

8. Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. — СПб.: Амфора, 2001. — 479 с.

9. Дойч Д. Структура реальности. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 400 с.

10. Пенроуз Роджер. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 384 с.

11. Киз Д. Множественные умы Билла Миллигана. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Домино, 2002. — 512 с.

12. Успенский П.Д. В поисках чудесного. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 528 с.

13. Борис Муравьев. Гнозис. Том первый. Экзотерический Цикл. К.: «София», Ltd. 1998. — 288 с.

14. Гессе Г. Избранное / Пер. с нем. — СПб.: Азбука-классика, 2001. — 1104 с.

15. Пек Морган Скотт. Непроторенная дорога. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития. Пер. с англ. — К.: «София», Ltd., 1999. — 320 с.

16. Капра Фритьоф. Уроки мудрости. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 318 с.

17. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. — 476 с.

18. Блайс Р.Х. Золотой век дзэн: Антология классических коанов эпохи Тан. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — 415 с.

19. Дайсэцу Тайтаро Судзуки. Основы дээн-буддизма. В кн.: Буддизм. Четыре благородные истины. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2001. — 992 с.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль