Хотели бы вы создавать истории, столь же необычные и завораживающие как волшебные миры Хаяо Миядзаки? Разумеется у вас нет собственной анимационной студии, и выпустить фильм вы не сможете (хотя с развитием ИИ, это скоро может стать возможным). Но вы можете создать нечто другое, сердце истории. Придумать сюжет, персонажей, драматургию. Написать текст романа или сценария. По которому, другие люди снимут художественный фильм, аниме или поставят спектакль.
Но для этого, важно понять как Миядзаки конструирует свои сюжеты. Чем его подход отличается от западного, от Голливуда и от Диснея. Что такое “серая мораль”, как она придает глубину истории. Какими качествами должны обладать персонажи, чтобы зритель поверил в их существование.
Европейские методы повествования
Трехактная структура
Трехактная структура повествования является одной из самых распространенных форм в западной литературе и кинематографе. Она состоит из трех основных частей:
1. Введение (Экспозиция): Представление персонажей, установление основного конфликта и контекста.
2. Развитие (Конфликт): Усиление конфликта, его эскалация, развитие сюжета и напряжения.
3. Заключение (Разрешение): Кульминация конфликта и его разрешение, завершение истории.
Путь героя
"Путь героя" Джозефа Кэмпбелла, также известный как мономиф, включает в себя 17 этапов, которые можно сгруппировать в три основные фазы:
1. Вызов к приключению: Герой получает призыв к действию, часто покидает привычный мир.
2. Инициация: Герой сталкивается с испытаниями, получает поддержку, встречает наставника, проходит через основные кризисы и преображение.
3. Возвращение: Герой возвращается в обычный мир, но уже изменившийся и с новыми знаниями или силами.
Kishotenketsu: Азиатский подход к повествованию
Kishotenketsu — это традиционная японская методика построения историй, впервые она появилась в Китае, примерно 1200-1300 года н.э. От туда она проникла в Корею, а затем в Японию.
Kishotenketsu включает в себя четыре основные части:
1. KI (Введение): Представление персонажей и ситуации, установление контекста без значительного развития сюжета.
2. SHO (Развитие): Углубление в детали и расширение контекста, но без значительных конфликтов или поворотов.
3. TEN (Перелом): Неожиданный поворот, твист который радикально изменяет направление истории, но не обязательно предполагает конфликт.
4. KETSU (Заключение): Завершение истории, связывание всех элементов и предоставление завершенного и гармоничного финала.
Далее мы рассмотрим, как эти элементы реализуются в аниме "Унесенные призраками" Хаяо Миядзаки, чтобы лучше увидеть, как Kishotenketsu работает на реальной истории.
KI (Введение)
На первом этапе KI, мы знакомимся с главной героиней и её жизненной ситуацией. В "Унесенных призраками" это происходит в начале фильма, когда Тихиро вместе с родителями едет в новый дом. Мы видим, как они случайно оказываются в загадочном городе, который кажется странным и заброшенным. KI устанавливает контекст и подготавливает зрителя к тому, что произойдет дальше, не давая намека на дальнейшие события.
SHO (Развитие)
Второй этап SHO, продолжает развивать представленные элементы. В "Унесенных призраками" это момент, когда Тихиро вступает в волшебный мир духов, а её родители совершают фатальную ошибку и превращаются в свиней. Это развитие ситуации, где героиня сталкивается с новыми, непонятными для нее правилами и опасностями. SHO углубляет представление о мире и персонажах, расширяя пространство для дальнейшего развития сюжета.
TEN (Перелом)
Третий этап TEN, представляет собой неожиданный поворот, сюжетный твист. В "Унесенных призраками" этот момент наступает, когда Тихиро решает остаться в волшебном мире и работать в бане для духов, чтобы спасти своих родителей. Она направляется к Юбабе и просит дать ей работу. Этот шаг кардинально меняет её положение и ставит перед ней новые задачи и вызовы. Поворот внезапно открывает перед Тихиро другие возможности и глубже раскрывает ее характер и силу воли.
KETSU (Заключение)
На последнем этапе KETSU, все элементы соединяются и приводят к завершению истории. В "Унесенных призраками" KETSU наступает, когда Тихиро, пройдя через множество испытаний и трудностей, спасает своих родителей и находит путь домой. В этом заключительном этапе все сюжетные линии и персонажи приходят к своему логическому завершению, подчеркивая изменения, произошедшие с героиней и её развитие.
Различия Kishotenketsu и европейского метода сторителлинга.
1. Фокус на конфликте: Европейские методы, особенно трехактная структура и путь героя, часто основываются на конфликте как основном двигателе сюжета. Kishotenketsu, напротив, не требует конфликта для развития истории, а основывается на неожиданном сюжетном повороте.
2. Культурные ценности: Европейские структуры повествования часто подчеркивают индивидуализм и личные достижения, в то время как Kishotenketsu больше акцентирует внимание на гармонии, внезапности и коллективных переживаниях.
3. Структурные элементы: Трехактная структура и путь героя делят историю на три основные части, в то время как Kishotenketsu использует четыре элемента, что придает повествованию другую динамику и ритм.
Комбинируйте оба подхода для создания великих историй.
Хотя европейские и азиатские подходы к повествованию могут показаться конфликтующими из-за своих различий, они скорее близки, чем противоположны. Они предлагают различные инструменты и перспективы для создания историй, которые могут быть использованы в зависимости от целей автора и культурного контекста. Например, вы может комбинировать элементы из обоих подходов, чтобы создать уникальное и многослойное повествование, которое сочетает западные элементы конфликта и кульминации с японским акцентом на гармонию и неожиданность.
Вместо того чтобы выбирать между двумя методиками, лучше осознайте их разнообразие и богатство. Используйте оба подхода, для создания глубоких, увлекательных миров. Именно так работает студия Гибли.
Сложные и многогранные персонажи. Ломайте стереотипы.
1.Сильный характер.
Миядзаки известен сильными женскими персонажами. Героини его фильмов, это не типичные для Диснея “принцессы в беде”. Миядзаки создает образы героинь которые отличаются храбростью, решимостью, которые не зависят от мужчин. Но в то же время сочетают в себе человечность и эмоциональность. Сочетание “сильных” и “слабых” черт в характере придает персонажу многослойность и глубину. Такие герои близки и понятны зрителю.
2.Моральная неоднозначность.
Персонажи Миядзаки не делятся на "добрых" и "злых". Ведь в реальных жизни тоже не бывает абсолютных святых и подонков. Любой человек это совокупность плохих и хороших качеств, у каждого свои мотивы и своя правда. Если персонаж будет сочетать в себе обе стороны медали, он станет реалистичным и зритель поверит в его существование. Избегайте “картонных злодеев”
3.Человечность и уязвимость
Женские персонажи Гибли не супергерои, они обладают своими слабостями и страхами, что делает их реальными и близкими зрителям. Например, Сан из "Принцесса Мононоке" — сильная воительница, но внутренняя борьба и поиски своего места в мире делают её образ сложным и глубоким.
4.Эмоциональное развитие
Героини Миядзаки проходят эмоциональное развитие на протяжении всей истории. Тихиро в "Унесенных призраками" начинает как испуганная девочка, но постепенно превращается в уверенную и смелую личность. Это развитие персонажей показывает их способность к изменениям и росту, что вдохновляет зрителей.
5.Влияние на окружающих
Персонажи часто оказывают положительное влияние на окружающих. Наусика своим примером вдохновляет людей и меняет их взгляды на мир. Тихиро, несмотря на свои страхи, показывает другим персонажам, что даже в самых трудных ситуациях можно найти выход, если проявить смелость и решимость.
Вывод
Хаяо Миядзаки совмещает методику Kishotenketsu с необычными характерами своих персонажей, что позволяет создавать прекрасные фильмы, оставляющие глубокий след в душе зрителей. Kishotenketsu, с его акцентом на гармонию и неожиданные повороты, предоставляет структуру которая дает истории развиваться без жесткой привязки к конфликту. Это создает пространство для глубокой эмоциональной и философской интерпретации, что усиливает воздействие на зрителей.
Нетрадиционные характеры персонажей, особенно сильные и глубокие женские героини, придают фильмам Миядзаки особую уникальность. Они отличаются своей независимостью, эмоциональной глубиной и способностью к росту, что делает их близкими и понятными зрителям. Эти героини тянут сюжет вперед, оказывают положительное влияние на окружающих и противостоят традиционным стереотипам, что придает фильмам Миядзаки невероятную популярность.
Сочетание Kishotenketsu с великолепными персонажами позволяет Миядзаки создавать истории, которые не только визуально и эмоционально впечатляют, но и вызывают глубокие чувства. Это синергия структурного мастерства и богатого характера персонажей делает его фильмы незабываемыми шедеврами, которые продолжают восхищать зрителей всего мира.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.