Роман Михеенков
Дракула: перезагрузка
История Влада III в двух действиях
Действующие лица:
Дракула — Влад III Басараб, господарь Валахии
Илона – его жена
Мариана – возлюбленная Дракулы
Эмилиан Поенару – боярин, обвинитель в суде
Флорин Брайлеану – боярин, свидетель в суде
Драгош Опрою – переписчик книг, свидетель в суде
Раду Басараб – брат Дракулы
Режиссёр рекламного ролика
Оператор рекламного ролика
Актриса рекламного ролика
Секретарь суда
Массовка:
Свита Дракулы
Стражники
Фольклорный ансамбль «На кол»:
Цымбалист
Певец
Исполнитель на нае
Исполнитель на флуере
Действие первое
Картина 1
Мрачное подземелье. На столе в центре стоит гроб. У гроба на полу сидит связанная девушка. Вспышка молнии, удар грома. Крышка гроба со скрежетом отодвигается. Из гроба встаёт Дракула. Девушка мечется, пытается освободиться от верёвок.
Девушка: Спасите! На помощь! Спасите!
Дракула подходит к девушке, играет её локонами, проводит рукой по шее.
Девушка: Ради всего святого! Спасите! А-а-а-а!
Дракула наклоняется, поднимает девушку на руки, впивается зубами в шею. Девушка замирает. Дракула опускает её на пол.
Дракула (торжественно): На ваших зубах будет только её кровь. Зубная паста «Дракула». Теперь с эффектом укрепления дёсен!
Дракула достаёт из кармана тюбик с зубной пастой, впивается в него зубами.
Зажигается свет. На сцену выбегают режиссёр и оператор с камерой на треноге с колёсиками.
Режиссёр: Стоп! «На ваших дёснах»! «На ваших дёснах»! Какие зубы?! Вы не можете запомнить короткую фразу? «На ваших дёснах будет только её кровь»!
Дракула: Извините… Мне показалось, что дёсны – дёсны… Повтор получается…
Режиссёр: Это не ваше дело! Так написано в сценарии!
Дракула: Вам точно вампиры сценарии пишут?
Режиссёр (не обращая внимания на реплику Дракулы): И ещё. Что вы спите на ходу? Вылезание из гроба у нормальных вампиров занимает три секунды, а не двадцать три. (оператору) Покажи ему, как вылезать.
Оператор (залезает в гроб, объясняет Дракуле): Смотрите и запоминайте. Одним движением сдвигаете крышку. Элегантно выпрыгиваете из гроба, дальше всё было правильно. Понятно?
Дракула: Вы Брема Стокера читали?
Оператор: Кого?!
Дракула: Понятно.
Оператор: Покажите, как вы будете вылезать.
Дракула залезает в гроб, закрывается крышкой. Быстро сдвигает крышку, вылезает из гроба. Режиссёр и оператор внимательно на него смотрят.
Оператор (режиссёру): Кто этого урода на роль утвердил?
Режиссёр (оператору): Заказчик, кто же ещё.
Режиссёр (Дракуле): Больше лёгкости! Задора! Вылез – укусил – сказал текст! Всё! Что вы копаетесь, как невыспавшийся зомби? Дракула – бодрый позитивный вампир, ведёт здоровый образ жизни.
Дракула: Это тоже в сценарии написано?
Режиссёр (оператору): Порепетируй с ним. (актрисе): Теперь с вами. Почему визжите, будто у вас кошелёк украли? Где ужас? Представьте, что вас собираются изнасиловать три здоровенные гориллы.
Актриса лежит без движения, не реагирует на реплики режиссёра.
Режиссёр: Вы уснули? Это мило! Актриса засыпает на съёмочной площадке! Уже третья… (Дракуле) Вы у них, что, реально кровь пьёте?
Дракула пожимает плечами.
Режиссёр: Где ассистенты!? Унесите эту дуру и позовите другую! Слава богу, заказчик нам несколько штук утвердил. (громко в сторону) Ассистента на площадку!
Оператор: Все на обед ушли.
Режиссёр: Что?.. Замечательно! У меня съёмка, а у них обед!
Оператор: Теперь все члены профсоюза.
Режиссёр: А профсоюз следит за чем-нибудь, кроме того, чтобы они вовремя жрали и не перетруждались? (оператору) Помоги мне её уволочь.
Оператор: У меня, как бы, тоже… обеденный перерыв…
Режиссёр: То есть, снимать этот бред одному режиссёру надо?! Предел мечтаний, мать его! Я для этого родился! Актрисы спят! Этот примитивный текст не может произнести! Но все хотят жрать!
Дракула: Простите, а для чего вы родились?
Режиссёр: Не ваше дело.
Дракула: Держу пари, что у вас в столе лежит сценарий фильма, который изменит этот мир.
Режиссёр: А что толку? Уже пять лет лежит.
Дракула: Шанс обязательно появится.
Режиссёр: Давайте снимем наш «шедевр», а про шансы потом будем фантазировать. (оператору) Так ты жрать или работать?
Оператор: Куда спешить? Поедим и продолжим. Я позавтракать не успел.
Режиссёр: Я вечером свадьбу снимаю. Дорого. Если поможешь быстро закончить – возьму тебя третьим оператором.
Оператор молча хватает актрису, быстро уносит со сцены.
Режиссёр: Полезайте в гроб. Работаем по команде «начали». Ради бога, не копайтесь и текст не забудьте.
Дракула залезает в гроб, режиссёр задвигает крышку.
Картина 2
На сцене появляются оператор и вторая актриса — Мариана. Оператор связывает актрису, режиссёр объясняет задачу.
Режиссёр: Сценарий читали?
Мариана: Да.
Режиссёр: По команде «начали» из гроба вылезет вампир. Представьте, что это не вампир, а… (оператору) Что я предыдущей говорил?
Оператор: Про трёх горилл. Ты всегда актёрам только про них и говоришь.
Режиссёр (оператору): Потому что в этом зоопарке работаю.
Мариана: Почему гориллы?
Режиссёр: Представьте, что из гроба восстанет не вампир, а три огромные гориллы, которые собираются вас изнасиловать. Или нет… Пять горилл. Похотливых горилл. (задумчиво) Извращённых… Опытных… Безжалостных…
Мариана: Я поняла, можете не продолжать.
Режиссёр: Отползаете вот сюда. Текст не забудьте.
Оператор: Готово.
Режиссёр: На исходную. Свет!
Появляется исходное освещение. Оператор ставит камеру. Режиссёр берёт хлопушку, показывает её перед объективом камеры, садится рядом с камерой, смотрит в монитор.
Режиссёр: Камера!
Оператор: Камера идёт!
Режиссёр: Начали!
Вспышка молнии, удар грома. Крышка гроба со скрежетом отодвигается. Из гроба встаёт Дракула. Мариана мечется, пытается освободиться от верёвок. Дракула замирает, сосредоточенно смотрит на Мариану.
Мариана: Спасите! На помощь! Спасите!
Дракула не двигается с места.
Мариана: Ради всего святого! Спасите! А-а-а-а!
Дракула медленно подходит к девушке, опускается на колени, снова замирает. Режиссёр вскакивает, выходит на съёмочную площадку.
Режиссёр: Стоп! Вы идиот!? Теперь вы рисунок забыли!
Дракула делает резкое движение рукой, будто сдвигает что-то тяжёлое. Режиссёр, находящийся в нескольких метрах от него, отлетает к кулисам.
Режиссёр: Что за…
Дракула делает ещё одно движение рукой, заставляющее режиссёра замолчать: он открывает рот, но не может издать ни звука. Из кулис выдвигаются чёрные конструкции, перекрывающие все входы и выходы. Движения Дракулы сопровождаются световыми и звуковыми эффектами.
Оператор: Вот теперь у меня точно обед…
Оператор пытается уйти, но падает и замирает.
Картина 3
Дракула (голос обрабатывается эффектом «холл»): Мариана…
Мариана: В сценарии не так…
Дракула: Мариана…
Мариана: Не сбивайте, я о гориллах думаю.
Дракула: Мариана…
Мариана: Что?
Дракула (огорчённо вздыхает): Вы ничего не помните…
Мариана: Я как раз помню. (оборачивается в сторону камеры) Можно я в конце добавлю к тексту «Господи, спаси мою душу грешную»? А то он очень медленно идёт.
Дракула: Я искал вас пять столетий…
Мариана (громко): Долго я, как дура, буду тут лежать и слушать этот бред?
Дракула одним движением снимает с Марианы верёвки, помогает подняться.
Мариана: И на том спасибо. А куда все делись?
Дракула: Я их временно удалил.
Мариана: Послушайте, граф, как вас там…
Дракула (качая головой): Влад Третий Басараб. Не называйте меня графом, это неверно и оскорбительно. Когда-то я был господарем Валахии.
Мариана: Не хотела вас обидеть, Влад — господарь, а где вся съёмочная группа?
Дракула: Обедает…
Мариана: Нормально!? Актриса на площадке, а они обедают!
Пауза.
Дракула: Вам сегодня снился бал в замке Бран…
Мариана: Что?.. Откуда вы знаете?
Дракула: Он снится вам каждый год именно в этот день.
Мариана: Но как?..
Дракула: Я могу пересказать этот сон секунда за секундой.
Мариана: А-а-а-а. Вы читали мой блог в Интернете.
Дракула: Что?
Мариана: Теперь понятно.
Дракула: Вы вспомнили?
Мариана: Вспомнила, что писала про этот сон в фейбсуке. Разыграть меня не получится.
Дракула: Когда мы танцевали Мареску, вы сказали: «Влад, если ещё раз обернётесь к вашей жене, я наступлю вам на ногу».
Мариана (удивлённо): Не может быть… Про это я точно не писала…
Дракула: Потом на ногу наступили… Я этот танец специально для вас привёз из Испании.
Мариана: Как привёз?
Дракула: На балу у Изабеллы Кастильской я напоил вином придворного танцмейстера, мешок на голову…
Мариана: И?..
Дракула: Отпустил домой, когда он мой двор научил танцевать. Вам же понравилась Мареска?
Мариана: Не знаю… Наверное… Я люблю танцевать.
Дракула: Не сомневаюсь, вы помните каждое движение.
Картина 4
Дракула хлопает в ладоши, звучит музыка. Декорации мгновенно меняются: появляются интерьеры средневекового замка. Выходят пары танцовщиков в костюмах XV века. Дракула и Мариана вместе с ними танцуют Мареску.
Дракула: Моей господарыне нравится новый танец?
Мариана: У своей господарыни и спросите. Вон она танцует с вашим братом Раду.
Дракула: Вы моя господарыня!
Мариана: Ах-ах!
Дракула: Уж не ревнуете ли вы?
Мариана: Влад, вы видите обручальное кольцо на моей руке?
Дракула: А что изменится, если оно появится?
Мариана: Многое… Всё!
Дракула: Кольцо напоминает слово «любовь». И то, и другое не имеет смысла, если самой любви нет.
Мариана: Помните, вы читали мне стихи:
Слово острее меча,
Слово быстрее стрелы,
Слово – кольцо в цепи
На шее раба…
Дракула: Великолепный Тито Строцци! Люблю, когда вы читаете стихи моих друзей. Даже если не совсем к месту.
По рисунку танца пары меняются местами. Дракула оказывается перед Илоной – его женой.
Дракула (с лёгким поклоном): Как вам новый танец, дорогая?
Илона: Слушайте и не перебивайте. В замке заговор. Мятежники проникнут в зал, скрываясь под масками, когда все будут танцевать Тарантеллу. Бегите немедленно.
Дракула: Вы думаете, я этого не знаю?
Илона: Почему ничего не предпринимаете? Вы отпустили стражу. Даже свою личную охрану.
Дракула: Только подлые властители прячутся от своего народа за охраной.
Илона: Как же вы наивны.
Дракула: Предпочитаю быть наивным, подлость так утомительна.
По рисунку танца пары меняются местами. Дракула снова оказывается перед Марианой.
Мариана: Вы слывёте ревнителем супружеской верности. Рассказывают про страшные казни изменников. Неужели это правда?
Дракула: Почему вы весь вечер стремитесь меня уколоть? Мало ли, что рассказывают. Про меня много всяких сплетен.
Мариана: Значит, врут всё?
Дракула: Наказывать изменников – всё равно, что вешать утопленников.
Мариана: Почему?
Дракула: Они уже наказаны.
Мариана: Я слышала о другом.
Дракула (наигранно пугая): Будто бы я приказываю вырезать неверным жёнам срамные места, содрать с них кожу, повесить на площади...
Мариана: Фу… Гадость какая.
Дракула: Жуткая гадость. Это единственная сказка о злом и жестоком Дракуле, которую придумал не он сам. Не смог бы додуматься до такого...
Мариана: Вы сами придумываете о себе страшные сказки?!
Дракула: У придворных сказочников плохо с фантазией. То Зигфридом меня изобразят, то Ричардом Львиное Сердце. А что-то свежее придумать не могут. Приходится самому.
Мариана: Зачем?
Дракула: Долго объяснять
Мариана: А вы попробуйте.
Дракула: Люди пугливы. Если чего-то не понимают, считают порождением дьявола. Им проще бояться чего-то понятного. Пусть дрожат от страха, думая, что я при первой необходимости посажу их на кол. Людям так спокойнее.
Мариана: Но вы же… сажаете?
Дракула: Дался всем этот кол. Как шило в определённом месте…
Мариана: Сажаете или нет?
Дракула: Наличие кола в заднице — не всегда результат насилия. Чаще это нравственный выбор или духовная потребность.
Дракула оборачивается, смотрит на жену, танцующую с его братом.
Мариана: Влад, ещё раз обернётесь к вашей жене, и я наступлю вам на ногу.
Дракула (смеётся): А я посажу вас на кол.
Мариана: Ага! Значит — сажаете?
Дракула: Нет. Но вы всё равно не поверите. Пусть я буду тираном. Вы же полюбили тирана? Зачем менять своё мнение? Вдруг разлюбите?
Мариана: Кто сказал, что я вас полюбила?
Дракула: Вы, моя господарыня.
Мариана: Не припомню такого.
Дракула: Ваши зрачки расширяются, когда вы на меня смотрите. Ваше сердце начинает биться быстрее, стоит мне взять вас за руку. Ваши…
Мариана: Вы сам дьявол, Влад Басараб!
Дракула: Я люблю вас, моя господарыня, поэтому замечаю.
Мариана: Я уже сказала про «господарыню»!
Дракула: Как же мне вас называть?
Мариана: Придумайте. Вы же сказочник.
Дракула: Королева?
Мариана: Всего лишь?
Дракула: Повелительница?
Мариана: И только?
Дракула: Моя Валахия!
Мариана: Почему?
Дракула: В этой жизни я люблю вас и Валахию. Вы очень похожи. Она такая же юная, красивая, жизнелюбивая, как и вы. О ней тоже хочется заботиться, учить чему-то хорошему. Ради вас двоих я готов на всё.
Мариана (ревниво): А что вы дарите ей?
Дракула: Почти то же, что и вам. Я приглашаю к нам гениев: музыкантов, поэтов, художников, учёных. Я собираю научные труды великих людей, живших до нас.
Мариана: Скучно.
Дракула: Скучно? Вы не поверите, но в Париже, Флоренции или Кастилье балы куда скучнее наших.
Мариана: Не может быть.
Дракула: Нет пророка в своём отечестве… одни вампиры. Ах, Мариана… Всё самое яркое и интересное из первых дворцов Европы мгновенно оказывается у нас. Вам же это нравится? Валахия, как мне кажется, рада таким подаркам.
Мариана: Мне нравится. Только не хочу подарки ни с кем делить.
Дракула: Вам и не нужно. Красота и мудрость принадлежат всем людям Земли. Не важно, на их родине это создано или нет. Мой подарок вам – возможность знать и видеть, слышать и танцевать.
Мариана: Портрет, который вы мне обещали, будет только моим!
Дракула: Когда великий Леонардо напишет ваш портрет — маэстро обещал приехать к нам через неделю — вы обязательно похвастаетесь. Портрет увидят другие.
Мариана: Я не хочу ждать неделю.
Дракула оборачивается к жене.
Мариана: Я вас предупреждала!
Мариана наступает ему на ногу. Танец заканчивается. Танцующие пары исчезают.
Картина 5
Декорации мгновенно меняются. Теперь это снова съёмочная площадка рекламного ролика. Мариана трясёт головой, пытаясь избавиться от наваждения.
Мариана: Что это было?
Дракула: Мареска.
Мариана: Это мой сон… Вы меня загипнотизировали?
Дракула: Разве я похож на гипнотизёра?
Мариана: Может, вы мне всё это как-нибудь объясните.
Дракула: Вам проще научно или?..
Мариана: Мне проще, чтобы было понятно.
Дракула: Хорошо… Некоторые восточные Учителя говорят о перемещениях души после смерти. Она переселяется из одного тела – в другое. Этому есть вполне научные подтверждения.
Мариана: Я слышала. И что?
Дракула: Переселение душ – явление чисто гигиеническое. Мы же периодически меняем бельё. Вот и душа…
Мариана: Я не понимаю, при чём здесь мой сон.
Дракула: Мариана, танцевавшая Мареску в 1476 году в замке Бран, и Мариана сегодняшняя...
Мариана: Это всё я?
Дракула: Смотря, что считать своим «я».
Мариана: Только не надо философии, мне мистики достаточно.
Дракула: Тогда можно сказать, что это всё вы. И я искал вас с того самого дня.
Мариана: С какого… дня?
Дракула: Это было 30-е ноября 1476 года.
Мариана: Долго… А душа графа Дракулы теперь в вашем теле?
Дракула: Я же просил не называть меня графом… Так меня окрестили графоманы.
Мариана: Простите. Так да или нет?
Дракула: Нет… Я всё тот же.
Мариана: Тогда вы совсем запутались. Пойду съем чего-нибудь, пока перерыв.
Дракула: Вам проще поверить в пять похотливых горилл…
Мариана: Гориллы не путаются в показаниях.
Дракула: Вы не помните, чем заканчивается ваш сон?
Мариана: Смутно… Помню, что какой-то кошмар, я каждый раз просыпаюсь от собственного крика.
Дракула: Кошмарный сон лучше вечного.
Мариана: А вы знаете, чем он заканчивается?
Дракула: Знаю, хотя предпочёл бы не знать.
Мариана (направляясь к выходу): Я бы принесла вам бутерброд, но с такими клыками вы его съесть не сможете.
Дракула: Принесите мне подсолнух.
Мариана: Подсолнух? Там только бутерброды с колбасой или рыбой. Может, кофе?
Дракула: Вы всегда приносили мне подсолнух…
Мариана выходит.
Картина 6
Дракула делает жест рукой, декорации меняются. Теперь это снова интерьер средневекового замка. Мариана выходит на сцену с подсолнухом.
Мариана: Я опять заблудилась в вашем замке, Влад.
Дракула: Здесь невозможно заблудиться. Замок всегда выведет туда, куда вам нужно на самом деле.
Мариана: Откуда он знает? Вы его заколдовали?
Дракула: И проклял, чтобы два раза дьявола не беспокоить.
Мариана: Злой волшебник Влад сын Дьявола. А меня вы тоже заколдовали?
Дракула: Вы же принесли мне подсолнух.
Мариана: А почему каждую нашу встречу вы просите принести именно подсолнух?
Дракула: Он совершенен.
Мариана (разглядывает подсолнух, пожимая плечами): Семечки и семечки.
Дракула: Посмотрите, как располагаются его семечки.
Дракула жестами рисует перед собой воображаемую спираль.
Дракула: Видите?
Мариана: Вижу. И что?
Дракула: Точно так же устроены и сосновые шишки, и раковина улитки, и скопления звёзд в ночном небе. И рисунок на ваших пальчиках. Видите?
Дракула кладёт ладонь Марианы на свою ладонь, обращает её внимание на папиллярный узор. Нежно целует пальцы.
Дракула: Мы – такая же часть великого замысла, как звёзды и подсолнухи. И мой замок…
Мариана: Как домик улитки?
Дракула: Именно. Он тоже построен по законам этого замысла.
Мариана: А чей замысел? Бога или дьявола?
Дракула: Других вариантов нет?.. Это замысел самой жизни.
Мариана: Жизнь она разная. А замыслы бывают плохие или хорошие.
Дракула: Змея – это хороший замысел или нет?
Мариана: Конечно, нет!
Дракула: Я бы поинтересовался у её детей.
Мариана: Вечно вы меня путаете.
Дракула: Вы так очаровательны, когда задумываетесь.
Мариана (протягивает Дракуле другую руку): А у меня, между прочим, на этих пальчиках тоже великий замысел…
Дракула берёт руку Марианы, нежно целует пальцы, ладонь, запястье. Говорит, прерываясь на поцелуи.
Дракула: Величайший!
Мариана: Получается… грех – это тоже великий замысел жизни?
Дракула: Какой грех?
Мариана: Ну, наш с вами.
Дракула: Разве любовь может быть грехом?
Мариана: А ваша жена?
Дракула: Мы с ней оба в этом не виноваты. Как господарь Валахии я был обязан жениться на женщине знатного происхождения. Для мира и спокойствия в государстве.
Мариана: Но она вас любит.
Дракула: Не думаю.
Мариана: А я уверена, что любит. Она всегда так на вас смотрит.
Дракула: Насколько я знаю, Илона любит моего брата и пирожные «Катаиф». Так что никаких грехов. И вообще — грех, праведность, богов и дьяволов придумали люди.
Мариана: Как придумали? Зачем?
Дракула: Для удобства. Добро и зло — это кол, заточенный с двух сторон. С какой на него ни сядешь – ты всё равно сядешь на кол. Кроме того, с верой в богов и дьяволов проще бояться смерти.
Мариана (отнимает руку): А вы не боитесь смерти?
Дракула: Я боюсь бессмертия.
Мариана (протягивает Дракуле подсолнух): А мёртвый подсолнух уже ничего не боится.
Дракула: Из его семечек выбьют масло. Оно оживит мои умные машины. Машины взлетят в небо, пробьют тоннели в горах. На масле нам приготовят самую вкусную в Валахии «Чуламу». По великому замыслу жизни всё бесконечно.
Мариана: Откуда вы всё это знаете?
Дракула: Великий Леонардо из Пизы рассказал об этом двести лет назад. (с улыбкой) А я – грешник — читаю его книги.
Мариана (игриво): Книги – это скучно. Мне больше нравится другой ваш грех.
Дракула: Какой именно?
Мариана: Не догадываетесь?
Дракула: …
Мариана: Иногда мне кажется, что слухи о том, будто вы сажаете людей на кол, распространяют ваши возлюбленные.
Дракула: Я сейчас вас казню.
Мариана: Только не здесь. Казните меня в вашей спальне.
Дракула подхватывает Мариану на руки, уходит.
Картина 7
Режиссёр и оператор приходят в чувство, в недоумении смотрят друг на друга, не решаясь заговорить.
Режиссёр: Ты камеру не выключал?
Оператор: Выключил.
Режиссёр: Дебил.
Оператор: Кто ж знал?
Режиссёр: Ладно, проехали. Ты понял, что это было?
Оператор: Хрень какая-то… Мистическая...
Режиссёр: Это — не хрень. Это – миллионы просмотров на Youtube! И предложения – предложения – предложения. Ты видел, какая картинка! Такую с бюджетом «Звёздных войн» не нарисуешь, а этот мужик её по хлопку включает. Давай попробуем договориться с ним о съёмке.
Оператор: Как-то… страшновато…
Режиссёр: Ты идиот?
Оператор: Он меня… заморозил… парализовал… Я тут лежал и с жизнью прощался. Не собираюсь я с ним связываться.
Режиссёр (передразнивая): С жизнью прощался! Так и будешь всю жизнь это говно снимать.
Оператор: Мне рекламу снимать спокойнее. Сам свадьбы снимаешь.
Режиссёр: О́‛кей, вали, только камеру оставь.
Оператор: Кормилицу оставить? А если он тут всё сожжёт или чего похуже? На чём я потом работать буду?
Режиссёр: Давай договоримся, за всё отвечаю я. Если что – все стрелки на меня. Захочет крови попить – мою шею подставим.
Оператор: Что, реально дашь ему свою кровь пить?
Режиссёр: Дам!
Оператор: Экстремал…
Режиссёр: А что делать…
Оператор: А если ему твоей крови мало будет?
Режиссёр: Приличный вампир не станет пить кровь такого трусливого хорька как ты. А Дракула – приличный вампир.
Оператор: Сам ты хорёк.
Режиссёр: Зато представь, твоё имя на афишах по всему городу! Красивые журналистки берут интервью. Тебя зовут снимать в Голливуд. Анжелина Джоли приглашает после съёмочного дня в свой гримваген. Красиво?
Оператор: Красиво… Мама мне говорила: «Родился котом – ешь мышей». Мёртвого оператора никто не пригласит в гримваген.
Режиссёр: Ты и так мёртвый оператор. Рекламные ролики – твой предел. Другого тебе не предлагают и не предложат, пока не заявишь о себе. А скоро и мышей жрать не предложат. Каждый год на рынке появляется толпа молодых голодных операторов. Слушай, если ты всё равно мёртвый, давай рискнём?
Пауза.
Оператор: Только с тебя три свадьбы. Сегодняшняя и ещё три.
Режиссёр: Хоть десять!
Оператор: Сегодняшняя и десять! А если вся его картинка – это гипноз или наваждение какое-то? Снимем – и получим пустую кассету.
Режиссёр: Если я картинку увидел – значит и камера увидит. Если нет – ничего не теряем. Ну, хватит ломаться.
Оператор: Ладно, я останусь, только в случае чего – валю.
Режиссёр: Фу, уговорил… Так, куда этот упырь актрису поволок?
Оператор: В гримёрку, наверное.
Режиссёр: Как ты думаешь, долго он её будет?..
Оператор: Я бы… часа полтора… Красивая…
Режиссёр: Я бы два, только времени нет, пойдём, поторопим.
Картина 8
Звучит музыка танца Бранль. Декорации меняются на интерьеры замка. Появляется Дракула с танцующей свитой. Дракула танцует с придворными, время от времени отвлекаясь на разговор с режиссёром и оператором.
Дракула: Благодарите Вселенную, господа, что я так же быстр, как и вы, когда не врёте.
Оператор отворачивается, крестится, стараясь сделать это незаметно.
Дракула (оператору): Можете не стесняться, мои предки приняли крещение от апостола Андрея. Так что мы с вами единоверцы.
Режиссёр: А вы, собственно, кто?
Дракула: Неужели до сих пор не догадались?
Режиссёр: Вы – гипнотизёр-иллюзионист?
Дракула: Кто?!
Оператор: Вы же нас парализовали и заставили увидеть какую-то иную реальность.
Дракула: Парализовал? Да. Но ничего видеть не заставлял.
Режиссёр: А меня об стену…
Дракула: Приношу извинения, но вы в тот момент появились очень не к месту.
Оператор: Хотите сказать, вы реально граф Дракула?
Режиссёр (оператору шёпотом): Включи камеру, идиот.
Дракула: Включите камеру. Я не возражаю.
Оператор: Правда?
Дракула: Скажу больше — это именно то, что мне от вас нужно.
Оператор подходит к камере, включает, настраивает фокус.
Оператор: Спасибо, граф!
Дракула: Ещё раз назовёте меня графом – укушу. Ш-ш-ш-ш!
Дракула делает злую гримасу, показывает зубы, шипит. Тут же улыбается.
Оператор (испуганно): Простите…
Дракула: Ничего. Иди к нам танцевать.
Режиссёр и оператор присоединяются к танцующим, дамы подсказывают им движения, у них довольно быстро начинает получаться. Следующий диалог происходит в танце.
Дракула: Кстати, о камере. У меня есть одно условие.
Режиссёр: Какое?
Дракула: Вы не вырежете ни единого кадра из того, что снимете сегодня.
Режиссёр: А монтаж?
Дракула: Он не потребуется.
Режиссёр: Так не бывает.
Дракула: Так будет. И обещаю, это будет… увлекательно. (передразнивая режиссёра) И «предложения-предложения-предложения». Я же говорил, что у вас обязательно появится шанс.
Оператор: Простите, как мне к вам обращаться?
Дракула поднимает руку. Танцующие замирают, музыка мгновенно умолкает.
Дракула: Влад Третий Басараб. Известный как Влад Дракула, а после смерти как Влад Цепеш. Господарь Валахии. По родословному древу отца я потомок Буребисты – царя Дакии, по материнской линии — отпрыск римской династии Флавиев. Если точно, то пра-пра-пра, пра-пра-пра, пра-пра-пра, пра-пра-пра, пра-пра-пра… Вы не сбились со счёта?
Режиссёр и оператор загибают пальцы на руках, пытаясь сосчитать «пра-пра».
Оператор: Нет.
Дракула: Пра-пра-пра, пра-пра-пра, пра-пра-пра, пра-пра-пра, пра-пра-пра внучатый племянник Флавия Ромула Августула — последнего императора Рима.
Режиссёр: Серьёзная родословная…
По жесту Дракулы снова играет музыка, все танцуют.
Оператор: А к нам вы как попали?
Дракула: В 1476 году – ровно через тысячу лет после падения Рима, я был убит, проклят и обречён на вечные скитания.
Режиссёр: Я читал. Вас за жестокие казни и всё такое… А вампиром вы стали из-за проклятия?
Дракула: Нет, я окончил курсы начинающих кровососов и государственный университет вампиризма имени Брема Стокера. Вы сами-то себя слышите?
Режиссёр: А что?
Дракула: Звучит несколько дико.
Режиссёр: Других версий нет.
Дракула: То есть, вы действительно верите в вампиров?
Режиссёр: С утра не верил.
Дракула: И днём не верьте.
Режиссёр: Если всё что вы говорите – правда, то её можно… осознать только с помощью вампирских сказок. Вас убили, а умерший человек может пятьсот лет ходить по земле, только став вампиром.
Оператор: А я слышал, что вы – тот самый Иуда, который Христа предал. Поэтому боитесь креста, и кол вам в сердце надо забивать именно осиновый, потому что Иуда на осине повесился.
Дракула (качая головой): Пока живы мракобесы, средневековье не закончится. Вы мне ещё тридцать серебряников в евро пересчитайте по сегодняшнему курсу. (крестится) Прости, господи.
Режиссёр: Тогда объясните вы.
Дракула: Смерть – это не переход в какой-то иной мир или великое ничто, а всего лишь незначительный факт биографии. Дальше либо человек продолжает взаимодействовать с другими людьми, либо о нём забывают. Понятно излагаю?
Оператор: Не совсем.
Дракула: Мой друг Леонардо да Винчи, если представить, сколько раз его имя произносится жителями земли каждую секунду, живее вас обоих в несколько тысяч раз. Музыка Баха никогда не позволит своему автору умереть.
Режиссёр: Элвис жив…
Дракула: Именно!
Режиссёр: Ну да, о Дракуле только фильмов снято… больше сотни.
Оператор: Я даже комиксы видел.
Дракула: Книги, фильмы, спектакли, компьютерные игры, комиксы… Комиксы никогда не прощу… Сволочи. Иногда действительно хочется горло перегрызть. А вашего сценариста я бы точно посадил на кол.
Режиссёр: То есть вы не вампир?
Дракула: Идиотские сказки про вампира Дракулу и гадкое прозвище Цепеш придумали после моей смерти.
Режиссёр: Смерти? С вашим индексом цитирования, вы будете жить вечно. Сами сказали. Вы вошли в историю.
Дракула: Скорее вляпался… Гордиться нечем.
Оператор: Я бы гордился.
Дракула: Когда ваше имя вспоминают в связи с жестокостью и злодеяниями – испытываешь не самые приятные чувства.
Режиссёр: Каждый прославился, как смог.
Дракула: В том-то и дело, что в мифах обо мне нет ни одного слова правды.
Оператор: Так уж ни одного?
Дракула: Так уж…
Танец заканчивается, музыка умолкает. Дракула жестом выпроваживает свиту.
Режиссёр: В любом случае, память не делает человека осязаемым. Баха-то мы послушаем, а вот потрогать не сможем. Кстати, а вас мы можем потрогать?
Дракула (протягивает руку): Вашу руку.
Режиссёр неуверенно протягивает руку Дракуле.
Дракула: Что-то мне это напоминает… А-а-а… Сын моего друга Людовико Буонаротти изобразил нечто подобное на потолке Сикстинской капеллы.
Режиссёр касается руки Дракулы.
Режиссёр: Лёд…
Дракула (протягивает руку оператору): Не желаете удостовериться?
Оператор вжимает голову в плечи, пятится.
Дракула: Когда память бесконечно черна и несправедлива, вспоминаемый настолько материализуется, что ему даже необходима еда и одежда…
Режиссёр: Так вот почему вы в рекламе снимаетесь. Кстати, давно хочу спросить, что вы сделали с тремя первыми актрисами?
Дракула: Усыпил, они не были нужны.
Режиссёр: А куда делась актриса, которая… Мариана?
Дракула: Она занята. Не будем её отвлекать.
Режиссёр: Приводит себя в порядок после «казни»?
Дракула: У Марианы более важные дела. Предательство, знаете ли, очень ответственное мероприятие. Суеты не терпит.
Режиссёр: Предательство?.. А кого она предаёт?
Дракула: Меня, естественно.
Режиссёр: В смысле изменяет? Вы же… только что…
Дракула: В смысле участвует в заговоре.
Оператор: В каком заговоре?
Дракула: Так, мелочь, меня решили свергнуть.
Оператор: И вы так спокойно об этом говорите?
Дракула: Если я буду нервничать, что-то изменится?
Режиссёр: Ну… Остановить или предотвратить?..
Дракула: Бессмысленно. Предать или не предать, решает душа. Ловить с поличным человека – всё равно, что тыкать котёнка носом в описанные тапки. Он не поймёт, за что его наказывают, а тапки всё равно будут пахнуть.
Режиссёр: Тогда я вас совсем не понимаю.
Дракула: Я пятьсот лет искал Мариану. Её нынешнее земное воплощение. Теперь у меня появился призрачный шанс, что она снимет проклятие.
Оператор: Это она – вас?!...
Дракула: Так получилось. Проклятие – секундная слабость, а результат работает веками. Надеюсь, сегодня мне удастся убедить Мариану простить меня.
Режиссёр: Это ладно, но у вас же государственный переворот!
Дракула: Вам-то что?
Оператор: Как, что?! Мы потомки!
Дракула: Потомки прочитают об этом в учебниках. А учебники им будут писать придворные летописцы. Версии, редакции, интерпретации.
Режиссёр: Как можно исказить историю, всё уже произошло?
Дракула: В гимнах не меняются только мелодии. Тексты каждая новая власть пишет под себя.
Дракула хлопает в ладоши
Дракула: Разрешите представить, придворный ансамбль «На кол».
Дракула уходит.
Картина 9
Выходит ансамбль. Состав: цимбалы, най, флуер, певец. Исполняют гимн.
Куплет 1
О, Дракула, главный валахов правитель!
Хранитель священных античных идей!
Великий стратег и герой — победитель,
Ты славный вампир, но совсем не злодей.
Припев.
Слава Валахии, слава отечеству!
Мудрый властитель взошёл на престол!
Счастье несём мы всему человечеству,
Всех несогласных – посадим на кол!
Куплет 2
Наш светлый монарх – победитель вампира,
От адской геенны избавил народ.
Осиновый кол в сердце старого мира,
Забили мы дружно, и только вперёд!
Припев.
Куплет 3
Повержены турки, мадьяров изгнали,
Врагам-коммунистам прикрыли аншлюс.
Мы двинемся в счастья бескрайние дали -
Под знаменем Дракулы – в Евросоюз!
Припев.
Песня заканчивается. Музыканты кланяются и уходят. Режиссёр и оператор следуют за ними.
Картина 10
Кабинет Дракулы. Дракула перед зеркалом примеряет карнавальные маски. Входит Илона.
Илона: Влад, почему ты до сих пор в замке?
Дракула: Даю бал. Отсутствовать было бы не очень вежливо.
Илона: Ты мне не поверил?
Дракула: Дорогая, я видел столько заговоров. Они уже даже не бодрят.
Илона: На этот раз всё гораздо серьёзнее. Твоя жестокость превзошла все допустимые пределы. Ты настроил против себя всю Валахию. Кроме меня у господаря — тирана больше нет союзников.
Дракула: Неужели и ты уверовала в мою жестокость?
Илона: Если сложить все свидетельства, дьявол в сравнении с тобой покажется ангелом.
Дракула: Какой скудный запас образов у нас в Валахии. Либо ангелы, либо дьяволы. Рай и ад. Средневековье какое-то. Надо над этим поработать. Где пятьдесят оттенков? Хотя бы три цвета?
Илона: Ирония тебя погубит.
Дракула: Ирония погубить не может. Губит глупость, подлость, мракобесие, пошлость, необразованность, пафос, жадность, патриотизм. Но никак не ирония.
Илона: Когда будут отрубать голову, сам выберешь, что конкретно тебя погубило.
Дракула: После твоих слов хочется надеть что-нибудь жизнеутверждающее. Светлое.
Дракула примеряет маску вампира.
Дракула: Как тебе?
Илона: Только не эту маску!
Дракула: Улыбка мрачновата?
Илона: По этой маске тебя должны узнать заговорщики!
Илона выхватывает из рук Дракулы маску вампира.
Дракула: Если бы только заговорщики… По ней меня запомнят многие поколения потомков… А какую маску наденешь ты?
Илона: Маску господарыни Валахии я не снимаю уже много лет, а маску любимой женщины ты мне так и не предложил. Даже примерить.
Дракула: Не думал, что она тебе нужна.
Илона: Ты о многом не думал. А сейчас мне не нужна маска вдовы.
Илона быстро выходит.
Картина 11
Входит Мариана. Что-то прячет за спиной.
Мариана: Влад…
Дракула: Да, моя Валахия?
Мариана: Не называй меня так, мне не нравится.
Дракула: Сегодня мне это прозвище кажется точным как никогда.
Мариана: Что здесь делала твоя жена?
Дракула: Мы с ней… маски подбирали.
Мариана: И какую выбрал ты?
Дракула: Престарелого агнца.
Мариана: Это кто?
Дракула: Баран. Достигнув определённого возраста, агнцы становятся баранами.
Мариана: Почему ты хочешь танцевать в маске барана?
Дракула: Их тоже приносят в жертву. Кроме того, «стуфат» — моё любимое блюдо.
Мариана: Тебе не пойдёт…
Дракула: Мне казалось, баран в маске барана – это гармония.
Мариана: Влад… Закрой глаза, у меня для тебя сюрприз.
Дракула: А я после сюрприза смогу их открыть? Или уже никогда?
Мариана: Перестань!
Дракула закрывает глаза, Мариана надевает на его лицо маску вампира.
Мариана: Нравится?
Дракула снимает маску, внимательно разглядывает, переводит взгляд на Мариану.
Мариана: Нравится или нет?
Дракула: Теперь обо мне непременно появится ещё одна страшная сплетня.
Мариана: Про тебя и без этого столько ужасов рассказывают.
Дракула: А этот ужас окажется самым популярным.
Мариана: Тебе не по душе мой подарок?
Дракула: А осиновый кол у тебя уже есть?
Мариана: Зачем?
Дракула: Хорошо сочетается с маской невинности.
Звучит вступление Тарантеллы.
Мариана: Тарантелла! Надевай маску, а то опоздаем!
Мариана помогает Дракуле надеть маску, за руку тянет его к выходу.
Картина 12
Бальный зал в замке Дракулы. Звучит тарантелла. Все танцуют в масках. В самый разгар танца выбегают стражники срывают с Дракулы маску вампира, связывают. Музыка замолкает. Выходит обвинитель – Эмилиан Поенару.
Обвинитель: Влад Басараб! Вы обвиняетесь в богохульстве, ереси, поклонении дьяволу. Жестоких убийствах и растлении невинных.
Дракула: Каннибализм и чернокнижие забыли.
Обвинитель: Вы будете преданы высокому суду Валахии.
Дракула: Хорошо, что я успел установить в наших судах Римское право.
Обвинитель: Стража, уведите Влада Басараба в темницу.
Дракула (двигаясь к выходу в сопровождении стражи): И темницу я построил, и о кладбище позаботился… Всё предусмотрел! Могу я взять свечу и книгу?
Обвинитель: Нет. Вы будете лишены возможности вступить в контакт с тёмными силами.
Дракула: Хотел Аристотеля почитать на сон грядущий.
Режиссёр (Дракуле): И вы ничего не собираетесь предпринять?
Дракула: У меня есть антракт, чтобы подумать. У вас тоже.
Конец первого действия
Занавес
Действие второе
Картина 1
Средневековый зал, специально оборудованный для суда. Судейский стол, места для обвиняемого, свидетелей и зрителей. Дракула сидит на скамье подсудимых. Два из трёх мест за судейским столом пусты, на третьем секретарь.
Дракула (режиссёру и оператору): А что же вы не занимаете свои места?
Режиссёр: Мы?..
Дракула: Судить нас могут только потомки. Современники всегда либо льстят, либо очерняют. Так что ваши места за судейским столом.
Оператор: Камеру можно…
Дракула: Камеру — нужно! И вы пообещаете, что покажете снятое людям. Мне так надоели эти клыкастые мифы о Дракуле. Можем начинать.
Секретарь суда: Встать, суд идёт!
Звучат фанфары. Оператор с режиссёром садятся за судейский стол. Со своего места встаёт обвинитель.
Обвинитель: Я, боярин Эмилиан Поенару, избран духовенством и дворянством Валахии для предъявления обвинений Владу Басарабу, бывшему господарю княжества.
Секретарь суда: Кто будет представлять ответчика?
Дракула: Ответчик обойдётся без избранных. Я жил – мне и отвечать, если не возражают судьи.
Режиссёр и оператор пожимают плечами, разводят руками, кивают в знак согласия.
Обвинитель: Суд Валахии, по свидетельству переписчика книг Драгоша Опрою, живущего при дворце в Тырговиште, Влад Басараб обвиняется в поклонении дьяволу.
Режиссёр: Вы готовы вызвать свидетеля?
Обвинитель: Безусловно. Я представляю суду упомянутого Драгоша.
Входит Драгош, садится на свидетельское место. Обвинитель протягивает Евангелие. Драгош кладёт на него правую руку.
Драгош: Именем господа нашего клянусь говорить правду.
Обвинитель: Знаком ли ты, Драгош Опрою, с книгами из библиотеки дворца в Тырговиште?
Драгош: Знаком, господин обвинитель.
Обвинитель: Что это за книги?
Драгош: Их несколько тысяч, все я не перечислю.
Обвинитель: Спрошу иначе. Приходилось ли тебе в последнее время переписывать книги с изображениями адских машин?
Драгош: Приходилось.
Зрители возмущённо вздыхают.
Обвинитель: Что это были за книги?
Драгош: На латыни. Писал их Леонардо.
Обвинитель: О чём там написано?
Драгош: Как создавать драконов…
Возгласы неодобрения зрителей.
Обвинитель: Или как вызывать дьявола? Хочу обратить внимание суда, что прозвище обвиняемого – Дракула — можно истолковать не только как «дракон», но и как «дьявол». У меня больше нет вопросов к свидетелю.
Дракула: У меня есть. Драгош, я отправлял тебя во Флоренцию, учится латыни?
Драгош: Да, господарь…
Дракула: Ты выучился?
Драгош: Выучился, господарь.
Дракула: Ты видел хоть одно слово «дракон» в книге, которую переписывал? Внимательно вспомни, ты поклялся говорить правду.
Драгош: Слово не видел, только картинки…
Обвинитель: Картинки красноречивее слов.
Дракула: Драгош, ты видел во дворе замка машину, сделанную по картинке?
Драгош: Видел, господарь.
Дракула: Это дракон?
Драгош: Не знаю… я никогда не видел драконов.
Обвинитель (кладёт раскрытую книгу на стол суда): Я представляю книгу суду, если на картинке изображён не дракон, то кто?
Дракула (обвинителю): А вы когда-нибудь видели дракона?
Обвинитель: Мне достаточно этой дьявольской картинки.
Одобрительные возгласы зрителей.
Дракула: Суд Валахии, эту книгу я забрал на хранение по просьбе молодого флорентийского живописца и учёного Леонардо да Винчи. Опасаясь гнева святой инквизиции, он попросил меня её спрятать. Мне казалось, что Православная церковь, утвердившаяся в Валахии моей волей и с моей помощью, не будет преследовать науку.
Обвинитель: Что же, по-вашему, изображено на богомерзкой картинке?
Дракула: Это летающая машина с подробным описанием её создания. Благодаря ей, человек может летать.
Обвинитель: Ересь это! Люди не могут летать!
Одобрительные возгласы зрителей.
Дракула: Люди летать не могут. Летать может только человек. Люди сбиваются в толпу, молятся общим богам, пропитываются общей ложью. Только человек может оторваться от земли.
Обвинитель: Обращаю внимание суда, что обвиняемый упорствует в своей ереси!
Дракула: Летающая машина позволяет нам следить за перемещениями турецких войск, что сохраняет жизни солдатам нашей армии. С её помощью я составил подробную карту Валахии. Она помогает строить самые короткие дороги.
Обвинитель: Дорогу на плаху она вам уже построила. А оттуда – прямиком в ад.
Одобрительные возгласы зрителей.
Дракула: Это не единственная машина, создана по книгам Леонардо да Винчи, которая работает на благо Валахии. Просто к машинам, дробящим камни и вращающим жернова мельниц, люди уже привыкли, а к этой ещё нет.
Обвинитель: Вы хотите сказать, что населили Валахию дьявольскими машинами?
Дракула поворачивает ручку кресла. На сцену выезжает небольшой робот с подносом. На подносе стоит бокал вина. Обвинитель в испуге отпрыгивает в сторону, свидетель крестится. Робот подъезжает к Дракуле. Дракула берёт бокал.
Дракула: За науку!
Дракула выпивает, ставит бокал на поднос, робот уезжает.
Дракула: Это тоже изобретение Леонардо. Очень удобный слуга. Не ворует, молчит и денег за работу не просит.
Обвинитель: Высокий суд видел это адское отродье?
Режиссёр: Видел. Продолжайте.
Обвинитель: Если у суда нет вопросов к свидетелю, мы вызовем следующего.
Режиссёр: Свидетель свободен, есть вопросы к обвиняемому.
Драгош (уходя, Дракуле): Простите, господарь…
Картина 2
Режиссёр (Дракуле): История с православием… это правда?
Дракула: Я строил просвещённое государство. Мне показалось, что византийская версия христианства наименее мракобесна и не будет препятствовать развитию науки и искусств. Если вы обратили внимание, наши соседи – в основном католики или мусульмане.
Режиссёр: И именно вы установили православие?
Дракула: «Установили» — не совсем верное слово. Религия – не правила игры в покер, несколько сложнее. Я заручился поддержкой монастырей на горе Афон. Только обители святого Пантелеймона пожертвовал денег, которых хватило на новый храм. Монастырь Филофей получил примерно столько же. В Валахии я строил церкви, монастыри, дарил им земли и привилегии. Слишком много всего, чтобы перечислять. В монастыре Говора до сих пор висит подаренный мною колокол.
Режиссёр: Благотворительность на грани фантастики.
Дракула: Вовсе нет. Благотворительность – это повод не платить налоги или просто воровать деньги. Я создавал… как бы сказать точнее… Сейчас это называется «инфраструктура». Вокруг каждого монастыря строились города и деревни. Школы и дороги. Люди получали возможность работать.
Режиссёр: Вы не вампир. Скорее донор…
Оператор: И настоящий патриот Валахии!
Дракула: Слово «патриотизм» появилось в Европе несколько позже, чтобы объяснить людям, почему они должны умирать за чужие интересы. В моей Валахии этого не было.
Оператор: И теперь вам не обидно?
Дракула: Что именно?
Оператор: Вы им рай земной построили, а они обвиняют вас в ереси и сговоре с дьяволом.
Дракула: Как закономерное может быть обидным?
Режиссёр: Это же глупые обвинения.
Дракула: И в глупости можно винить только себя. Когда обвиняешь в глупости кого-то другого – ты совсем идиот.
Оператор: Как это?
Дракула: Если я допустил, что меня судят глупые люди – я точно глупее их.
Режиссёр: Это вы и про нас тоже?
Дракула: Вам решать.
Обвинитель: Высокий суд. Я могу вызвать следующего свидетеля?
Режиссёр: Вызывайте.
Картина 3
Обвинитель: Влад Басараб обвиняется в массовых убийствах, совершённых с предельной жестокостью и пытках с применением дьявольских машин. Я представляю суду Валахии свидетеля — боярина Флорина Брайлеану.
Свидетель выходит, кладёт руку на евангелие.
Брайлеану: Клянусь говорить правду. И да поможет мне бог.
Обвинитель: Согласно вашим показаниям, Влад Басараб предал смерти несколько тысяч своих подданных. Большую часть путём посажения на кол.
Брайлеану: Да это так.
Обвинитель: Кроме того, вы сообщили, что казни проводились не по решению суда Валахии, а по личной прихоти подсудимого.
Брайлеану: Да. Господарю достаточно подозрения или сплетни, чтобы убить человека самым жестоким способом.
Обвинитель: Вы видели казни своими глазами?
Брайлеану: Мёртвые тела казнённых на колу видела вся Валахия. Они видны над забором дворца в Тырговиште. Во дворе целый лес из кольев, и на каждом по трупу.
Обвинитель: У меня больше нет вопросов к свидетелю.
Дракула: У меня есть. Скажи мне, друг мой, Брайлеану, сколько жалоб ты написал на господина обвинителя?
Брайлеану опускает глаза. Дракула достаёт из привязанного к поясу мешочка свиток, читает.
Дракула: Вот один из доносов свидетеля. «Великий господарь! Да будет известно тебе, что боярин Эмилиан Поенару украл третью часть денег от строительства дороги на Снагов».
Обвинитель вскакивает, подбегает к свидетелю, хочет что-то сказать, не решается, возвращается на место.
Дракула: Да, господин обвинитель Эмилиан Поенару, это про вас. Кстати, я проверил – чистая правда.
Обвинитель: Это к рассматриваемому делу не относится.
Дракула: Как же? Свидетель говорит, что для жестокой казни мне достаточно подозрения или сплетни. А тут – все доказательства преступления.
Обвинитель: Подавайте в суд, если имеете доказательства.
Дракула: Это позже. У меня есть ещё одно милое письмо. (достаёт из мешочка другой свиток, читает). «Великий господарь мой, я, Эмилиан Поенару, считаю своим долгом сообщить, что в доме боярина Брайлеану проводятся бесовские оргии со свальным грехом».
Брайлеану: Ты же в них тоже участвовал! Подлец!
Обвинитель: Помолчите, свидетель! Вы тоже принимали участие в строительстве дороги на Снагов!
Дракула: Господа, отношения будете выяснять позже. У меня один вопрос к вам обоим: если я убиваю лютой смертью, как вы утверждаете, за более невинные прегрешения, почему вы до сих пор живы и здоровы?
Обвинитель: Вы же не будете отрицать, что во дворе вашего замка трупы на колах?
Дракула: А вы можете привести хотя бы одного свидетеля, который видел казнь? Или родственника хотя бы одного казнённого?
Обвинитель: Все видели трупы. Вся Валахия видела!
Дракула: Это чучела, отпугивающие ворон. Чтобы не клевали редкие растения, которые я привожу со всего мира.
Обвинитель: Где доказательства?
Дракула: Вы можете зайти в замок и увидеть всё своими глазами.
Обвинитель: Суд не располагает временем для прогулок к вашему замку, обвиняемый.
Дракула: Жаль, интересная была бы прогулка.
Обвинитель: Высокий суд! Зверства Влада Басараба характеризует следующий факт. По дороге на Джурджу в безлюдном месте стоит колодец. Обвиняемый поставил у колодца чашу из чистого золота. Она уже несколько лет там стоит.
Режиссёр: И о чём это свидетельствует?
Обвинитель: Представляете, как надо запугать народ, чтобы эту чашу не украли?
Дракула: Надо же! А я о ней забыл! С позволения суда, я вознагражу себя ещё одним бокалом вина.
Дракула поворачивает ручку кресла, выезжает робот с бокалом. Дракула выпивает, ставит бокал на поднос, робот уезжает.
Режиссёр: Обвинитель, вы хотите сказать, что воровство – это норма?
Обвинитель: Вы понимаете, что я хочу сказать.
Режиссёр: То, что вы и свидетель воруете на строительстве и устраиваете свальный грех, не означает, что другие поступают так же.
Обвинитель: Я ничего не воровал и не устраивал.
Брайлеану (обвинителю): Ах ты сволочь!
Обвинитель: Замолчите, свидетель, будете говорить, когда вам зададут вопрос!
Брайлеану: Я тебе задам вопрос!
Обвинитель: Прошу у суда перерыв!
Не дождавшись ответа суда, обвинитель берёт Брайлеану под руку, выводит из зала.
Обвинитель: В перерыве выступит ансамбль «На кол» с одноимённой народной песней о зверствах обвиняемого. Прошу считать выступление свидетельскими показаниями.
Картина 4
Выходит ансамбль. Состав: цимбалы, най, флуер, певец. Исполняют песню «На кол».
Наш господарь известен давно -
Изверг по прозвищу Дракул.
Прав ты – не прав, ему всё равно,
Тебя он посадит (хором) на кол.
Я был весёлый простой портной
У князя по прозвищу Дракул.
Сшил я кафтан – не понравился крой,
Меня посадили (хором) на кол.
Проигрыш, ансамбль танцует.
Я был простым турецким послом
В замке, где правит Дракул.
Мне феску прибил к голове гвоздём,
А после? А после (хором) на кол.
Я пас стада в полях у дворца
Тирана по прозвищу Дракул.
Однажды пропала одна овца,
Меня посадили (хором) на кол.
Проигрыш, ансамбль танцует.
Дочь мою во дворец пригласил,
Насильник по прозвищу Дракул.
Там совратил и два раза растлил,
Потом посадил её (хором) на кол.
Наш господарь известен давно -
Изверг по прозвищу Дракул.
Прав ты – не прав, ему всё равно,
Тебя он посадит (хором) на кол.
Зрители аплодируют, музыканты кланяются, уходят.
Картина 5
Режиссёр: Да…
Дракула: Да… надо было Тито Строцци текст заказать, а то бог не наделил меня поэтическим даром.
Режиссёр: Так это ваше творение?
Дракула: PR под музыку эффективнее работает.
Режиссёр: Значит, все истории про зверства Дракулы – вымысел?
Дракула: От первого до последнего слова.
Оператор: Но зачем?
Дракула: Из соображений целесообразности и гуманизма.
Режиссёр: Не совсем понимаю.
Дракула: Я получил Валахию — дикую необразованную страну, разоренную междоусобными войнами и коррупцией. Привести её в чувство, как подсказывает вся мировая история, можно было только террором.
Режиссёр: Но террора же не было?
Дракула: Вот! Именно, что не было. Я создал для Валахии иллюзию великого террора.
Оператор: Для чего?
Дракула: Очень просто. Чтобы привить людям навыки нормальной жизни: научить их уважать друг друга, частную собственность, следовать законам. Пока живут в страхе — воровать, бездельничать, растлевать малолетних они не станут. Я планировал попугать их лет сорок, а потом, когда мышление привыкнет к рамкам закона, постепенно свести страшный фольклор на нет.
Режиссёр: Своеобразная внутренняя политика…
Дракула: Мне казалось, что пока люди не повзрослели до понимания демократии, им лучше бояться идеи террора, чем грабить и убивать друг друга. Кроме того, я предоставил народу Валахии возможность для самореализации. Кто хотел – учился, кто хотел – работал. Я обеспечил рынки сбыта ремесленникам и земледельцам.
Оператор: Но жить в вечном страхе…
Дракула: От этого, как ни странно, пострадал только я.
Режиссёр: Ну, да. Проклятие. Вечные скитания.
Дракула: Хуже. Я понял это только сейчас. Распустив слухи о Дракуле – злодее, я развратил моих подданных и многие поколения их потомков.
Режиссёр: Каким образом?
Дракула: Я создал в человеческом сознании образ властителя – тирана. И люди к этому образу привыкли. После Дракулы – изувера для них стало нормой терпеть над собой власть тьмы. Вспомните историю. Триста лет турецкого ига – не страшно. Пятьдесят лет советского ига – какая мелочь. (наигранно дрожащим голосом) Наши предки вообще при Дракуле на колах сидели. (обычным голосом) Можно терпеть Чаушеску, он ведь не хуже Влада Цепеша. Можно расстрелять Чаушеску – мы же не на кол его посадили, всего-то расстреляли. А без тирана жить так и не научились. Где бы нам взять тирана? Ау! Тираны! Где вы? Вступим-ка мы в Евросоюз. При Дракуле-то было хуже. Только бы поудобнее на что-нибудь сесть. На кол, на Шенген… И веками таскают колы с собой. Неси свой кол и веруй! А во всём виноват я…
Режиссёр: Не стоит себя корить. У вас не было опыта. До вас никто не устраивал такого.
Дракула: Такого — нет, но подобное было. Рим четыреста лет терпел идиотов и тиранов у власти после Калигулы. Людям казалось, что хуже быть не может. Пока мой предок Ромул Августул окончательно не развалил империю. А я не уберёг последний островок великой римской культуры.
Режиссёр: Мы покажем людям правду о Дракуле. Может быть, что-то изменится.
Дракула: Только на это и остаётся надеяться. А то, знаете ли, вечно скитаться и наблюдать плоды своих ошибок – уж лучше в аду гореть. Но в ад никто не приглашает.
Картина 6
К Дракуле подходит Илона.
Илона: Влад…
Дракула: Не ожидал тебя здесь увидеть, дорогая.
Илона: Нас никто не должен услышать.
Дракула и Илона отходят в сторону.
Илона: Я послала гонца к моему дяде Михаю, он сейчас в Дебрецене. К утру дядя будет здесь со своей армией.
Дракула: Зачем, Илона?
Илона: Ты не понимаешь, чем всё это закончится?
Дракула: Понимаю. Больше скажу – знаю.
Илона: Если плюёшь на себя, помни, что у тебя есть семья.
Дракула: Милая, ты любишь моего брата Раду. Он красавец, и тоже тебя любит. К тому же станет следующим господарем. Мне казалось, вы вместе с ним всё это затеяли.
Илона: Я не кубок на турнире, чтобы меня передавали.
Дракула: Прости, я забыл, ты же из гордого рода Силадьи.
Илона: Да, я Силадьи. Я господарыня Валахии. И ею останусь.
Дракула: Это уж как получится, я тебе помочь не смогу.
Илона: Всё что от тебя требуется – тяни время. Не дай им вынести приговор сегодня. Вызывай свидетелей, спорь с обвинителем, ругайся с судьями. Что угодно. Утром здесь будет венгерская армия, и мы вернёмся на трон.
Дракула: Странно. Мы прожили с тобой столько лет, а знакомиться начинаем только сейчас. Я думал, тебе интересны только увеселения и мой брат Раду.
Илона: Ты узнаешь меня завтра. Если нас обоих не убьют сегодня.
Дракула: Удивительно, за все эти годы я не разглядел, насколько ты красива. Или страх тебя преобразил?
Илона прижимается к Дракуле, целует его. Мимо них проходит Мариана. Замечает их, останавливается, внимательно смотрит.
Дракула (отстраняясь): Подожди… Кажется, я понял. Раду же собирается жениться на Марии Деспине, дочери нашего союзника. Вот откуда вдруг появилась такая страсть.
Илона: Будь ты проклят. Я всё равно тебя спасу, даже если ты сам этого не хочешь.
Илона быстро удаляется.
Дракула: Удивительное существо человек. Может проклинать и спасать одновременно.
Дракула замечает Мариану.
Дракула: О, проклятие с предательством как-то гармоничнее…
Мариана отворачивается, уходит к зрителям, Дракула возвращается на место обвиняемого.
Картина 7
В зал суда возвращается обвинитель. Его костюм растрёпан, под глазом синяк.
Обвинитель: Высокий суд! Вы услышали показания ансамбля «На кол»?
Режиссёр: Услышали.
Обвинитель: Думаю, мне добавить нечего. Мы можем продолжать?
Оператор: Продолжайте.
Обвинитель: Влад Басараб обвиняется в растлении невинных. На место свидетеля я приглашаю Мариану Ланку.
Выходит Мариана, кладёт руку на Евангелие.
Мариана: Клянусь говорить правду, и да поможет мне бог.
Обвинитель: Мариана Ланку, согласно вашим показаниям, Влад Басараб склонил вас к плотским утехам с помощью чёрной магии.
Мариана: Да, господин обвинитель.
Обвинитель: Опишите, пожалуйста, как это было.
Мариана: Мы встретились два года назад на охоте недалеко от замка в Тырговиште… На меня напал медведь, а Влад… Обвиняемый… Он бросился на медведя с ножом и спас меня…
Женщины – зрители восхищённо вздыхают.
Обвинитель: Вам тот медведь не показался подозрительным?
Мариана: Я тогда очень испугалась…
Обвинитель: Не кажется ли вам, что медведь был дьявольским наваждением?
Мариана: Сейчас я могу сказать, что, скорее всего, так оно и было.
Обвинитель: Далее…
Мариана: Обвиняемый протянул мне руку, помогая подняться. Когда я прикоснулась к его руке, по моему телу пробежала сладостная дрожь. Захотелось тут же сорвать с себя одежду и отдаться обвиняемому прямо в лесу.
Женщины – зрители томно вздыхают.
Обвинитель: И он, естественно, воспользовался этим.
Мариана: Нет… Он предложил проводить меня домой.
В зале вздох разочарования.
Обвинитель: Что же было потом?
Мариана: Когда мы подошли к нашему дому, обвиняемый сказал, что хочет познакомиться с моими родителями. Но, оказалось, что они уехали в гости к родственникам… Я предложила Владу Басарабу бокал вина…
Обвинитель: И он, естественно, не отказался?
Мариана: Он согласился… От вина у меня начала кружиться голова, я не помню, как уснула в креслах…
Обвинитель: А проснувшись, вы обнаружили, что он надругался над вами?
Мариана: Нет… Моё платье было всё так же туго зашнуровано… На столе я нашла букет цветов и записку.
Обвинитель: Будучи правой рукой самого дьявола, обвиняемый мог воспользоваться вашим опьянением, надругаться, а потом всё зашнуровать, как было.
Мариана: Я, наверное, поняла бы, надругались надо мной или нет.
Обвинитель: Допустим. Что было в записке?
Мариана: Стихотворение.
Обвинитель: Вы можете его процитировать?
Мариана:
Боюсь дышать, мой шумный вздох,
Спугнёт твой сон и страсть зажжёт,
Замри, мгновенье. Видит бог,
Здесь дремлет нежность, страсть придёт…
Женщины – зрители восхищённо вздыхают.
Режиссёр: Ваши стихи?
Дракула: Мои.
Режиссёр: А говорили, бог талантом обделил.
Дракула: Любовь направляла мое перо, я только водил им по бумаге.
Обвинитель: Свидетельница, вы можете ближе к существу обвинения?
Мариана: Могу. Спустя неделю обвиняемый пригласил меня на бал. Я сказала ему, что не умею танцевать, и он предложил научить меня. Позвал в замок. Мы вошли в пустой бальный зал… Обвиняемый сам давал мне уроки танцев. Когда он касался моих рук, брал меня за талию… Казалось, что всё тело наполнено порхающими бабочками…
Женщины – зрители томно вздыхают.
Обвинитель: На лицо все признаки колдовства! И он овладел вами прямо в зале?
Мариана: Нет… Мы занимались танцами, а после договорились, что все танцы на балу я буду танцевать только с ним, и обвиняемый проводил меня домой.
Обвинитель: Когда же он, в конце концов, растлил вас, чёрт побери!?
Мариана: После бала я подкупила камердинера, он ночью открыл мне дверь в покои господаря. Пробравшись в спальню, сняла одежды и бросилась в его кровать.
Женщины – зрители восхищённо вздыхают.
Обвинитель: Тут-то он вас и растлил!
Мариана: Да!
Обвинитель: Ну, слава богу! Сколько раз он проделывал это с вами?
Мариана: Сегодня?
Обвинитель: Вообще.
Мариана: Сегодня четырежды. А вообще… не знаю, не считала.
Женщины – зрители восхищённо вздыхают.
Обвинитель: Думаю, высокому суду всё понятно. Растление невинной, все признаки колдовства и сговора с дьяволом. Четыре раза… Без дьявола, как такое возможно?
Режиссёр: Обвиняемый, у вас есть вопросы к свидетельнице?
Дракула: Мариана, тебе было хорошо со мной? Учти, ты поклялась говорить правду.
Пауза.
Мариана: Да…
Дракула: Тогда, зачем это всё? Помни о клятве.
Мариана: Твой брат Раду женится на мне…
Дракула: Неужели быть женой господаря лучше, чем быть женщиной, которую любят?
Мариана: Ты мне этого не предлагал.
Дракула: Я тебя… любил. Люблю даже сейчас, хотя не понимаю, как это возможно.
Обвинитель: Это к делу не относится.
Дракула: Мариана, если я сейчас скажу, что отправлю Илону в монастырь и женюсь на тебе, ты откажешься от обвинений?
Мариана: Тогда я откажусь от любых обвинений.
Пауза.
Дракула: Огорчу тебя. Этого не будет. И, кстати, Раду женится на Марии Деспине.
Мариана: Будь ты проклят, Влад Басараб.
Мариана выхватывает у стоящего рядом стражника кинжал, бросается к Дракуле, вонзает кинжал ему в грудь.
Шум, крики, все уходят, на сцене остаются Дракула, режиссёр и оператор.
Картина 8
Павильон, в котором снимали рекламный ролик зубной пасты. Дракула лежит с кинжалом в груди. Режиссёр и оператор его разглядывают.
Режиссёр: Да… Не повезло мужику…
Оператор: Всё у него будет хорошо, он же проклятый.
Режиссёр: Хрен с ним. Завтра мы проснёмся знаменитыми, а послезавтра богатыми.
Оператор: Я бы только некоторые сцены подрезал.
Режиссёр: Естественно. Длинноты вырежу, динамики добавлю.
Оператор: Надо роликов нарезать для рекламы.
Режиссёр: Давай кассету.
Оператор: Чего? Кассета моя, в моей камере. Из рук я её не выпущу, ты же меня кинешь!
Режиссёр: Хочешь сказать, что кассета будет у тебя?
Оператор: Естественно. Тебе я точно её не отдам.
Режиссёр: То есть, это я должен тебе доверять?
Оператор: Мне как-то всё равно.
Режиссер: Ах ты…
Режиссёр пытается подойти к камере, оператор преграждает ему путь. Между ними происходит потасовка.
Дракула приходит в себя, поднимается.
Дракула: Господа, насколько я помню, условием было, что вы не вырежете ни единого кадра.
Режиссёр и оператор замирают, поворачиваются к Дракуле.
Режиссёр: Конечно, конечно.
Оператор: Как самочувствие?
Дракула разглядывает торчащий из груди кинжал.
Дракула: Как у бодрого позитивного вампира с ножом в сердце.
Режиссёр: Да, вам не позавидуешь. Скажите, вы специально нарвались на кинжал и проклятие? Можно ведь было всё переиграть.
Дракула: Я тоже думал всё переиграть. Но… Разве стоит жить в мире, где власть ценится больше любви?
Режиссёр: Власть – это возможность что-то изменить.
Дракула: Только любовь может что-то изменить. И то не всегда. Начать с чистого листа, когда вся книга исписана гадостями – сложно.
Режиссёр: Ну, не знаю.
Дракула: Кроме того, хочу увидеть, что изменится, когда люди узнают правду о Дракуле. Кассету вы отдадите мне. Я сам выложу её содержимое в Интернет.
Режиссёр: Но…
Дракула: Авторские права, если вас волнует только это, останутся за вами.
Оператор подходит к камере, вынимает кассету.
Оператор: Кхе… Не знаю, как вам сказать…
Режиссёр: Что случилось?
Оператор: Кассета… она зажевалась… на самом начале…
Режиссёр: Что?
Оператор: Мы ничего не сняли…
Дракула подходит к камере, берёт кассету, внимательно разглядывает, замирает. Опускает плечи, голову. Мгновенно превращается в старика.
Пауза.
Режиссёр: И что теперь?..
Оператор: Я же не специально…
Режиссёр: Что теперь?!
Оператор: Не знаю…
Режиссёр: Я знаю! Я тебя убью!
Дракула: Давайте работать. А то вам сегодня ещё свадьбу снимать, а я успею на кастинг рекламного ролика жевательной резинки.
Режиссёр приближается к оператору, оператор пятится. Режиссёр пытается схватить оператора, тот уворачивается, убегает. Оба пробегают несколько кругов по сцене, исчезают за кулисами.
На сцене появляется ансамбль «На кол». Исполняет песню. Начинает солист, затем к нему по одному присоединяются другие участники ансамбля.
Первые два куплета – баллада.
Куплет 1
Тысячи лет бредёшь, человек,
Сквозь мифы и бред про рай или ад,
Кто направляет твой ковчег?
Кто не даёт повернуть назад?
Куплет 2
Что ты несёшь за спиной в суме?
Петлю, топор, крест и ствол.
Тебе предлагали мудрость и свет,
Но ты предпочёл присесть на кол.
Припев:
Ты веришь только в химеры,
Неси свой кол и веруй!
Дракула слушает ансамбль, подходит к гробу, залезает в него, закрывается крышкой.
На сцене один за другим появляются остальные участники спектакля, присоединяются к исполнению песни. Третий куплет и припев (за счёт ритмического рисунка, мелодии остаются неизменными) постепенно превращаются из баллады в торжественную песню.
Куплет 3
Распят на крестах, сожжён на кострах,
Выбиты мысли лбом о пол.
Боишься сам победить свой страх,
Ты всюду таскаешь осиновый кол.
Припев.
К концу финального припева на сцене оказываются все участники спектакля. Торжественная песня превращается в марш. Актёры дружно маршируют, скандируют текст.
Куплет 4
Мы точим колы, чтоб были остры,
И молимся им, садясь за стол.
Мы снова готовы зажечь костры,
Наш мир как шашлык – нанизан на кол
Припев два раза.
Занавес
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.