Рассказы о древнерусской литературе / Хрипков Николай Иванович
 

Рассказы о древнерусской литературе

0.00
 
Хрипков Николай Иванович
Рассказы о древнерусской литературе
Обложка произведения 'Рассказы о древнерусской литературе'
О произведениях древнерусской литеатуры
Детям о древности

 

 

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬКОВИЧ

 

Владимир Василькович тяжело заболел. Но и будучи больным, он составил завещание, принимал послов и продолжал управлять Волынским княжеством.

Люди очень любили князя. Приехал к нему однажды князь Кондрат. Вошел он в опочевальню князя Владимира и низко поклонился ему. И горько заплакал, увидев, каким стал от болезни князь.

Когда же Владимир Василькович умер, то его смерть оплакивали не только волыняне, но и жители соседних стран. Ибо не было лучше князя в той земле. И для чужеземных правителей он был хорошим и мирным соседом. Особенно велико было горе близких ему людей. Был он человеком умным и очень высоких душевных качеств.

И долго уже после его смерти не могли забыть о нем. И часто вспоминали Владимира Васильковича.

После смерти князя его земли должны были отойти к его брату Мстиславу. Но на наследие умирающего князя, а был он бездетен, имелись и другие претенденты. Сын двоюродного брата Юрий Львович попросил его, чтобы он уступил ему Берестье, так раньше назывался город Брест. Владимир отказал Юрию. После этого он послал к своему брату Мстиславу посла Ратьшу, чтобы тот предупредил его о притязаниях Юрия Львовича. И посылая Ратьшу, взял Владимир в руку пучок соломы и передал его Ратьше, чтобы тот отдал солому Мстиславу со словами: «Я передаю тебе этот пучок соломы, то есть мои земли, и ты их держи крепко в своей руке и не раздавай никому».

 

ПОВЕСТЬ О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМ

Было это во времена нашествия на Русь полчищ Батыя. До Смоленска войска Батыя не дошли.

В Смоленске жил юноша по имени Меркурий. Он был богобоязнен и много молился. Силы Батыя подошли к Смоленску. К пономарю пригородного Печерского монастыря явилась Богородица и велела привести к ней Меркурия. Пономарь выполнил повеление. Богородица благословила юношу на подвиг. Она вооружила его мечом и повелела ему идти в стан Батыя и напасть на врага. Меркурий так и сделал. Он перебил врагов. И тогда с неба к нему спустился прекрасный юноша и сказал, чтобы он передал ему меч. Юноша взял меч и отсек Меркурию голову. И обезглавленное тело Меркурия, держа голову в руках, пришло в Смоленск, где и погребли его. Всё свершилось так, как предсказала Богородица. Меч же повесили над его гробницей. Этот меч отныне защищал Смоленск от врагов.

Но в других легендах рассказывается, что обезглавили Меркурия враги.

Батый, напуганный Меркурием, бежал в Венгрию, где и был убит. Хотя в действительности смерть Батыя была совершенно иной. Но русский народ верил, что всё произошло именно так, как рассказано в легенде.

 

КНЯЗЬ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ

Борис Александрович был тверским князем. Похвальное слово ему написал инок Фома. Это произведение было очень читаемым в Древней Руси. Борис Александрович правил в 15 веке и был могущественны князем. Про инока же Фому нам ничего не известно. Слово было написано им в 1453 году.

«Слово» делится на четыре части. Каждая из частей самостоятельна. Объединены же они единой идеей и единым стилем.

Единая же идея — это мысль о том, что князь Борис Александрович — самодержец, его могущество велико, и он должен стать правителем всех русских земель. Он украшен всеми добродетелями, заботится о своих подданных, он искусный и мужественный военачальник. Борис Александрович выше многих деятелей мировой истории и библейских персонажей.

Между великим князем тверским Борисом Александровичем и великим московским князем Василием Темным царит дружба. Первенствующую роль в этом союзе играет тверской князь. Когда сын Василия будущий великий царь московский Иван Третий обручился с дочерью Бориса Александровича радовались все жители Москвы и Твери. Союз двух государей еще более окреп.

«Слово» носит возвышенный и риторический характер. И вместе с тем в «Слове» мы слышим живое чувство. Вот приезжает в Тверь из Вологды согнанный с московского престола и ослепленный Василий Темный. Встретившись, оба князя плачут. Василий Темный от того, что поражен столь добрым приемом, а тверской князь из-за несчастия, постигшего московского князя. Плачут и жены князей. Плачут они и во время трапезы.

Интересны рассуждения Фомы о писательском труде. Свой долг, как человек, не обремененный семьей и ратными трудами, Фома видит в том, чтобы воспевать князя. Пишет он для своих современников, которые и так знают князя, а для младенцев, которые подрастут и узнают о величии тверского князя. Автор пишет по свежим следам событий для потомков. В Древней Руси литературные произведения всегда составлялись вскоре после описываемых в них событий.

У автора был широкий литературный кругозор. Он пользуется образами и оборотами многих литературных произведений. Здесь и произведения об Александре Невском, и произведения Иллариона, и летописи, посвященные Куликовской битве, и многое другое.

Идеалом правителя всей Руси для Фомы является тверской князь, московского же князя он считает его младшим союзником. Поэтому «Слово» Фомы не было включено в московские летописи и дошло до нашего времени по счастливой случайности.

 

«ЖИТИЕ АВРААМИЯ РОСТОВСКОГО»

«Житие» написано в 15 веке. Бес долго и безрезультатно пытается искусить Авраамия. И когда у него ничего не получается, он решает отомстить ему. Искушение святых бесом — это почти обязательный элемент житийной литературы.

 

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА

Легендарно-исторические сказания Древнего Новгорода дошли до нас, как правило, в составе житийной литературы. Лишь необходимость внести то или иное сказание в проповедь или в житие могло спасти его от забвения. В устной же традиции и в бытовых записях существовало огромное количество сказаний, которые, к сожалению, не дошли до нашего времени.

 

«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ»

Неизвестно, когда было написано это произведение. Многие ученые считают, что оно было написано в первой четверти 15 века. Особый интерес к Куликовской битве в это время вызван тем, что отношения Руси с Ордой обострились, в 1408 году Едигей совершил поход на Москву. Успешное нашествие Едигея из-за разобщенности русских князей вновь возрождает мысль о необходимости объединения всех русских земель под главенством Москвы. Эта мысль является основной в сказании.

В сказании отразились впечатления самих участников Куликовской битвы.

 

«ПОВЕСТЬ О НАШЕСТВИИ ТОХТАМЫША НА МОСКВУ»

Это краткая летописная повесть. О нашествии Тохтамыша написано несколько повестей. Вероятно, краткая повесть представляет собой сокращенный вариант более пространного произведения. Подробности нашествия Тохтамыша объясняются тем, что повесть написана очевидцем событий. Стилистически повесть представляет собой единый текст. «Повесть» была написана независимо от летописей и уже позднее вошла в летописный свод. В полный свод она вошла в 1448 году. Краткая повесть полностью входит в этот полный свод.

 

«ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ»

В 1395 году в пределы русских княжеств вторглись войска Тимура. Тимур (Тамерлан, Темур-ленг) — среднеазиатский правитель. Многочисленное и прекрасно организованное войско Тимура вело постоянные войны и отличалось исключительной жестокостью. Уже одно имя Тимура наводило страх и ужас на жителей Азии и Европы. После упорной борьбы с Тохтамышем Тимур подчинил себе Орду и включил ее в состав своих владений. И вот после разгрома Золотой Орды этот жестокий завоеватель пришел на Русь. Войска Тимура, захватив Елецкое княжество, подошли к пределам Рязанской земли. Простояв две недели возле рязанских владений войско Тимура ушло из пределов русских земель.

 

ПАТЕРИК

Патерик еще называли отечником. Образовано от греческого слова «патер» — отец. В средние века патериком называли сборник назидательных новелл из жизни отшельников какой-нибудь местности (Египетский патерик, Синайский патерик, Римский патерик) или монастыря (Киево-Печерский патерик). Многие из них основаны на сказочных мотивах, анекдотах, своеобразно переплетенных с бытовыми сценами. Новелла Синайского патерика о старце Герасиме и льве была обработана писателем Н.С. Лесковым. Пушкин восхищался «прелестью простоты и вымысла» Киево-Печерского патерика (письмо к П.А.Плетневу, 1831 г.)

 

ПРОЛОГ

Образовано от греческого слова «прологос». В древнерусской литературе прологом называли сборник кратких житий святых. Русский термин «пролог» появился из-за ошибки русского переводчика, принявшего предисловие за название греческого сборника.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль