Чем отличается грамотный человек от неграмотного / Хрипков Николай Иванович
 

Чем отличается грамотный человек от неграмотного

0.00
 
Хрипков Николай Иванович
Чем отличается грамотный человек от неграмотного
Обложка произведения 'Чем отличается грамотный человек от неграмотного'
Нужно быть грамотным
Невежество - наш бич

Конкурс: «Наум наведи меня на ум»

Номинация: Эссе

Тема: Чем отличается грамотный человек от неграмотного

Автор: Хрипков Николай Иванович, библиотекарь Калиновской сельской библиотеки № 8 Карасукского района Новосибирской области

 

 

2020 год

 

 

 

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ОТ НЕГРАМОТНОГО

Ох, и мудры были правители средневековой Японии! Не под стать нынешним трампам и макронам! Куда уж нынешним до тех! Вот приводят к чиновнику, который по совместительству и судья в своем японском микрорайоне, крестьянина. Прямо с рисовой чеки забрали его полицейские самураи. Поэтому босые ноги его до колен в грязи, одежонка замызганная и грязная, и глаза испуганно бегают. Чиновник морщится, подносит к лицу надушенный шелковый платочек. Фу! Невежа, он и в Японии невежа. Никакого политесу! Чиновник грозно хмурит брови и спрашивает его на средневековом японском языке, поскольку других языков, даже средневековых, он не знает. «Дошел до меня слух…. Такой ты рассякой! (ругается по-японски)… что по вечерам ты в своей бамбуковой лачуге изучаешь священные письмена иероглифы с преступной целью читать книги мудрецов и императорские указы. Ну!» — «Дык, это самое… стало быть… ну, значит того… понимаете….» — «Ты мне не юли, японский городовой! А отвечай, как на духу! Изучаешь? Читаешь?» — «Дык, ну, типа того, стало быть». — «Ах, ты сын макаки! Убей тебя цунами! А тебе не ведом закон, что священные письмена, сиречь иероглифы, могут читать только привилегированные сословия? А ну-ка, самураи, сделайте ему секир башка!»

А те и рады стараться. Им что капусту рубить, что головы. Лишь бы мечами самурайскими махать.

Думаете, это анекдот? Никак нет. Может быть, в реальности все выглядело не так. Но суть была именно такая. Священную письменность — иероглифы дозволено было знать лишь привилегированным сословиям. Простолюдинам, попробуй они приобщиться к грамоте, грозила смертная казнь. Объяснение такой дикости изумительно простое. Если крестьянин или какой-нибудь городской бедняк начнет читать книги, то он не будет пасти скот, выращивать рис и делать глиняные горшки. Да еще и права начнет качать, бунт устроит. Нет уж! Так оно спокойней.

Мнение, что все беды от книг, а значит, и от грамотности будет существовать веками даже в высших сословиях. Недаром бессмертный Фамусов подведет итог этим воззрениям:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Новое время начиналось с изобретением печатного станка, что сделало книги, а значит, и грамотность общедоступными. Философы века Просвещения были уверены, что всеобщая грамотность рассеет мрак невежества и дикости. Их идеи, которые они излагали в своих художественных и философских трудах, в Энциклопедии совершили революцию в умах людей. Уже не отдельные умы, а широкие массы пришли к убеждению, что тирания, деспотия и бесправие — вот главные общественные язвы, которые стоят на пути прогресса.

Вот это всегда и пугало правителей-тиранов и их приспешников. Темнота и невежество — это была узда, в которой держали простой народ, считая, что только так его можно удержать в страхе и покорности. Поэтому не случайно за веком Просвещения последовала серия революций, которые сметали старые режимы, уничтожали сословные ограничения, предрассудки. Появлялись демократические институты, создавались конституции, власть правителей ограничивалась, широкие массы получали права и свободы.

Грамотный человек — это уже другой человек. На него не накинешь уздечку и не заставишь ехать только туда, куда нужно самодуру-правителю. Поэтому всеобщее распространение грамотности меняет отношения между властью и народом, между массами и элитами. Власть вынуждена считаться с общественным мнением и учитывать требования масс. Грамотному человеку труднее навязать представления о власти как о священной корове, как о чем-то божественного происхождения, что безгрешно и никогда не ошибается. Результат этого — формирование гражданского общества. А это уже сила, которая существует не рядом с властью, а над властью, контролирует его, поправляет, требует и принуждает. Трудно представить современного политика, который бы не прислушивался к общественным настроениям.

Однако не все так просто и прямолинейно. И вряд ли настало то время, когда можно петь аллилуйю и воспевать единство и гармонию власти и общества. Умение читать, писать эсэмэски и подсчитывать проценты от банковского вклада еще не означает подлинной культуры и может вполне мирно уживаться с самым дремучим невежеством. Если грамотность, то есть умение читать, писать, считать, уживается с отсутствием культуры, то это такое же невежество, как и невежество дикаря, уверенного, что ветер происходит от того, что качаются ветки деревьев. Министр обороны Сергей Шойгу поведал в интервью о том, что они провели небольшой опрос в одном из элитных столичных вузов. Так вот на вопрос «Куда впадает Волга?» семеро из десяти студентов ответили «в Байкал», а трое, что она вообще никуда не впадает. А ведь таких фактов мы можем набрать вагон и маленькую тележку. Как? Современный молодой человек, студент, и такое дремучее невежество? Объяснение этому есть. Увы! Современная эпоха, которую мы называем эпохой научно-технической революции, двадцать первый век стоит еще перед одной глобальной проблемой, вызовом — это кризис культуры, углубление невежества. Да! Современный молодой человек с самым продвинутым гаджетом в руках порой недалеко ушел от папуаса, который смотрит в шалаше голливудский боевик на японском телевизоре и уверен, что Земля плоская, а иначе, как мы могли бы устоять на шаре, подобном футбольному мячу, только побольше. Кризис культуры является одним из следствий научно-технического прогресса, который делает из человека потребителя и приводит к формированию видеоклипового мышления, когда быстро мелькающий видеоряд ярких картинок заменяет всякую необходимость самостоятельного критического мышления, системного анализа того, что происходит рядом и в мире. Но это уже тема другого разговора, более обстоятельного и аналитического. Так что успокаиваться и быть уверенным, что мы живем в подлинную эпоху просвещения и научного мировоззрения, не стоит. Впереди человечество ожидает немало кризисов и катастроф (всё-таки постучим по дереву!) и жить нам и нашим потомкам предстоит в очень сложную и тревожную эпоху.

И выход один: соединение всеобщей грамотности и высокой человеческой культуры. А это требует перестройки всей сферы образования и культурной политики государства. На этом позвольте откланяться!

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль