Конкурс: «Наум наведи меня на ум»
Номинация: Эссе
Тема: Чем отличается грамотный человек от неграмотного
Автор: Хрипков Николай Иванович, библиотекарь Калиновской сельской библиотеки № 8 Карасукского района Новосибирской области
2020 год
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ОТ НЕГРАМОТНОГО
Ох, и мудры были правители средневековой Японии! Не под стать нынешним трампам и макронам! Куда уж нынешним до тех! Вот приводят к чиновнику, который по совместительству и судья в своем японском микрорайоне, крестьянина. Прямо с рисовой чеки забрали его полицейские самураи. Поэтому босые ноги его до колен в грязи, одежонка замызганная и грязная, и глаза испуганно бегают. Чиновник морщится, подносит к лицу надушенный шелковый платочек. Фу! Невежа, он и в Японии невежа. Никакого политесу! Чиновник грозно хмурит брови и спрашивает его на средневековом японском языке, поскольку других языков, даже средневековых, он не знает. «Дошел до меня слух…. Такой ты рассякой! (ругается по-японски)… что по вечерам ты в своей бамбуковой лачуге изучаешь священные письмена иероглифы с преступной целью читать книги мудрецов и императорские указы. Ну!» — «Дык, это самое… стало быть… ну, значит того… понимаете….» — «Ты мне не юли, японский городовой! А отвечай, как на духу! Изучаешь? Читаешь?» — «Дык, ну, типа того, стало быть». — «Ах, ты сын макаки! Убей тебя цунами! А тебе не ведом закон, что священные письмена, сиречь иероглифы, могут читать только привилегированные сословия? А ну-ка, самураи, сделайте ему секир башка!»
А те и рады стараться. Им что капусту рубить, что головы. Лишь бы мечами самурайскими махать.
Думаете, это анекдот? Никак нет. Может быть, в реальности все выглядело не так. Но суть была именно такая. Священную письменность — иероглифы дозволено было знать лишь привилегированным сословиям. Простолюдинам, попробуй они приобщиться к грамоте, грозила смертная казнь. Объяснение такой дикости изумительно простое. Если крестьянин или какой-нибудь городской бедняк начнет читать книги, то он не будет пасти скот, выращивать рис и делать глиняные горшки. Да еще и права начнет качать, бунт устроит. Нет уж! Так оно спокойней.
Мнение, что все беды от книг, а значит, и от грамотности будет существовать веками даже в высших сословиях. Недаром бессмертный Фамусов подведет итог этим воззрениям:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Новое время начиналось с изобретением печатного станка, что сделало книги, а значит, и грамотность общедоступными. Философы века Просвещения были уверены, что всеобщая грамотность рассеет мрак невежества и дикости. Их идеи, которые они излагали в своих художественных и философских трудах, в Энциклопедии совершили революцию в умах людей. Уже не отдельные умы, а широкие массы пришли к убеждению, что тирания, деспотия и бесправие — вот главные общественные язвы, которые стоят на пути прогресса.
Вот это всегда и пугало правителей-тиранов и их приспешников. Темнота и невежество — это была узда, в которой держали простой народ, считая, что только так его можно удержать в страхе и покорности. Поэтому не случайно за веком Просвещения последовала серия революций, которые сметали старые режимы, уничтожали сословные ограничения, предрассудки. Появлялись демократические институты, создавались конституции, власть правителей ограничивалась, широкие массы получали права и свободы.
Грамотный человек — это уже другой человек. На него не накинешь уздечку и не заставишь ехать только туда, куда нужно самодуру-правителю. Поэтому всеобщее распространение грамотности меняет отношения между властью и народом, между массами и элитами. Власть вынуждена считаться с общественным мнением и учитывать требования масс. Грамотному человеку труднее навязать представления о власти как о священной корове, как о чем-то божественного происхождения, что безгрешно и никогда не ошибается. Результат этого — формирование гражданского общества. А это уже сила, которая существует не рядом с властью, а над властью, контролирует его, поправляет, требует и принуждает. Трудно представить современного политика, который бы не прислушивался к общественным настроениям.
Однако не все так просто и прямолинейно. И вряд ли настало то время, когда можно петь аллилуйю и воспевать единство и гармонию власти и общества. Умение читать, писать эсэмэски и подсчитывать проценты от банковского вклада еще не означает подлинной культуры и может вполне мирно уживаться с самым дремучим невежеством. Если грамотность, то есть умение читать, писать, считать, уживается с отсутствием культуры, то это такое же невежество, как и невежество дикаря, уверенного, что ветер происходит от того, что качаются ветки деревьев. Министр обороны Сергей Шойгу поведал в интервью о том, что они провели небольшой опрос в одном из элитных столичных вузов. Так вот на вопрос «Куда впадает Волга?» семеро из десяти студентов ответили «в Байкал», а трое, что она вообще никуда не впадает. А ведь таких фактов мы можем набрать вагон и маленькую тележку. Как? Современный молодой человек, студент, и такое дремучее невежество? Объяснение этому есть. Увы! Современная эпоха, которую мы называем эпохой научно-технической революции, двадцать первый век стоит еще перед одной глобальной проблемой, вызовом — это кризис культуры, углубление невежества. Да! Современный молодой человек с самым продвинутым гаджетом в руках порой недалеко ушел от папуаса, который смотрит в шалаше голливудский боевик на японском телевизоре и уверен, что Земля плоская, а иначе, как мы могли бы устоять на шаре, подобном футбольному мячу, только побольше. Кризис культуры является одним из следствий научно-технического прогресса, который делает из человека потребителя и приводит к формированию видеоклипового мышления, когда быстро мелькающий видеоряд ярких картинок заменяет всякую необходимость самостоятельного критического мышления, системного анализа того, что происходит рядом и в мире. Но это уже тема другого разговора, более обстоятельного и аналитического. Так что успокаиваться и быть уверенным, что мы живем в подлинную эпоху просвещения и научного мировоззрения, не стоит. Впереди человечество ожидает немало кризисов и катастроф (всё-таки постучим по дереву!) и жить нам и нашим потомкам предстоит в очень сложную и тревожную эпоху.
И выход один: соединение всеобщей грамотности и высокой человеческой культуры. А это требует перестройки всей сферы образования и культурной политики государства. На этом позвольте откланяться!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.