Как готовое произведение, этот рассказ можно воспринимать, скорее, как зарисовку,
 
avatar
Как готовое произведение, этот рассказ можно воспринимать, скорее, как зарисовку, нечто для того, чтобы рука расписалась перед реальной работой. Судите сами.
Экспозиция скомкана. По сути, первая часть произведения в сумбурной, хаотичной форме пытается пояснить читателю, что, где и кто, но, при этом, разрывность мышления героя, постоянно перескакивающая с место на место, более подобна записям в ЖЖ, чем попытке увековечить чью-либо память. Либо всё это происходит прямо во время боя, и тогда все отвлечённости героя совершенно неуместны, либо это происходит через время после битвы и тогда метод подачи информации выбран героем (а, скорее, уже автором) неадекватный. Герой, желающий увековечить чью-либо память, хорошенько бы к этому подготовился, прежде чем садиться писать.
Сразу после смятой экспозиции начинается экшен. И основную часть произведения занимают батальная сцена в перемешку с воспоминаниями. Но о баталиях позже. Сама подача информации, словно в насмешку над читателям, представляет собой фарш из трёх составляющих: описания происходящих действий (настоящее), описания предваряющих действий (недалёкое прошлое) и описания совсем далёкого мира (совсем давнее прошлое героя, но далёкое будущее остальных героев произведения). При таком количестве компонентов, да так круто замешенных в единое целое, пожалуй, последний ингредиент мне показался лишним, да и, по сути, не особо и создающим даже фон. Если автор хотел показать чудовищную пропасть, что лежит между брутальными людьми прошлого и изнеженными людьми будущего, то это удалось, но буквальной подачей в лоб, то есть, по сути, можно было не писать весь этот фон, а дать единственной фразой в процессе размышлений героя в битве. Хотя, несомненно, момент с криком о Медпомощи понравился. Другое дело, что его повтор мне показался уже неуместным.
Могу сказать, что да, батальная сцена описана добротно, для моего не особо искушённого в древнеримском боевом деле взгляда, она выглядит достоверно. Хотя момент с падением героя под щит у меня вызвал некоторое сомнение — при том, в какой тесноте работали римские легионеры, упавший мгновенно мог был затоптан своими же. И уже тем более, его бы не прикрывали свои — не до того (судя по бою, плотность атаки-защиты очень высокая), да и не получится — строй щитов максимум, что мог сделать для своих раненных, — продвинуться дальше, чтобы они оказались за линией основной мясорубки. Но это лишь мой взгляд.
И далее у нас следует очень большая, перегруженная, перевешивающая по объёму часть — финал. Финал зримо отличается от остального текста, словно он сюда пришит от другого произведения: весь текст написан в повествовательной форме, а финал — в диалоговой. И в этом, пожалуй, основная беда произведения. Ритм произведения, по известному канону, связанному в первую очередь с восприятием читателя, основан на увеличении темпа действий и увеличения информации, связанной с этими действиями, ближе к финалу произведения. Идеально — текст должен усилиться темпом и накалом страстей в кульминации и/или в финальной части. Однако, здесь всё оказывается строго наоборот: весь текст — экшен, финал — по темпу низкий. В результате и восприятию читателя первые две части рассказа хочется читать, не отрываясь, а далее хочется бросить чтение. Только разогнанное, разогретое восприятие резко переключают на совершенно неясные разговоры, чья цель — оправдать сами себя. Всё. Финал безвозвратно утерян. И суть уже даже не в том, что в финале появляются новые герои, так сказать рояли в кустах — то есть, чего не было запланировано с самого начала, а появляется как спасительная соломинка для авторской задумки. Не в том, что диалоги скомканы (судя по всему из-за рамок объёма) и слабо понятны. А в том, что их уже и не хочется воспринимать после таких «забойных» экспозиции и основной, базовой части.
По сути же, произведение вполне впечатлило описаниями боевых действий и, если бы они были даны отдельно от фантдопуска или в объёме другого произведения, если бы они были более приглажены с точки зрения внутреннего диалога героя, не так бы скакали в его настоящее-прошлое, то я бы честно признала очень хороший уровень проработки отрывка.
Всё, естественно, ИМХО.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль