Хроника Сервилия Тита /
(18)
- Ворон Ольга
- 31 января 2013, 11:35
Как готовое произведение, этот рассказ можно воспринимать, скорее, как зарисовку, нечто для того, чтобы рука расписалась перед реальной работой. Судите сами.
Экспозиция скомкана. По сути, первая часть произведения в сумбурной, хаотичной форме пытается пояснить читателю, что, где и кто, но, при этом, разрывность мышления героя, постоянно перескакивающая с место на место, более подобна записям в ЖЖ, чем попытке увековечить чью-либо память. Либо всё это происходит прямо во время боя, и тогда все отвлечённости героя совершенно неуместны, либо это происходит через время после битвы и тогда метод подачи информации выбран героем (а, скорее, уже автором) неадекватный. Герой, желающий увековечить чью-либо память, хорошенько бы к этому подготовился, прежде чем садиться писать.
Сразу после смятой экспозиции начинается экшен. И основную часть произведения занимают батальная сцена в перемешку с воспоминаниями. Но о баталиях позже. Сама подача информации, словно в насмешку над читателям, представляет собой фарш из трёх составляющих: описания происходящих действий (настоящее), описания предваряющих действий (недалёкое прошлое) и описания совсем далёкого мира (совсем давнее прошлое героя, но далёкое будущее остальных героев произведения). При таком количестве компонентов, да так круто замешенных в единое целое, пожалуй, последний ингредиент мне показался лишним, да и, по сути, не особо и создающим даже фон. Если автор хотел показать чудовищную пропасть, что лежит между брутальными людьми прошлого и изнеженными людьми будущего, то это удалось, но буквальной подачей в лоб, то есть, по сути, можно было не писать весь этот фон, а дать единственной фразой в процессе размышлений героя в битве. Хотя, несомненно, момент с криком о Медпомощи понравился. Другое дело, что его повтор мне показался уже неуместным.
Могу сказать, что да, батальная сцена описана добротно, для моего не особо искушённого в древнеримском боевом деле взгляда, она выглядит достоверно. Хотя момент с падением героя под щит у меня вызвал некоторое сомнение — при том, в какой тесноте работали римские легионеры, упавший мгновенно мог был затоптан своими же. И уже тем более, его бы не прикрывали свои — не до того (судя по бою, плотность атаки-защиты очень высокая), да и не получится — строй щитов максимум, что мог сделать для своих раненных, — продвинуться дальше, чтобы они оказались за линией основной мясорубки. Но это лишь мой взгляд.
И далее у нас следует очень большая, перегруженная, перевешивающая по объёму часть — финал. Финал зримо отличается от остального текста, словно он сюда пришит от другого произведения: весь текст написан в повествовательной форме, а финал — в диалоговой. И в этом, пожалуй, основная беда произведения. Ритм произведения, по известному канону, связанному в первую очередь с восприятием читателя, основан на увеличении темпа действий и увеличения информации, связанной с этими действиями, ближе к финалу произведения. Идеально — текст должен усилиться темпом и накалом страстей в кульминации и/или в финальной части. Однако, здесь всё оказывается строго наоборот: весь текст — экшен, финал — по темпу низкий. В результате и восприятию читателя первые две части рассказа хочется читать, не отрываясь, а далее хочется бросить чтение. Только разогнанное, разогретое восприятие резко переключают на совершенно неясные разговоры, чья цель — оправдать сами себя. Всё. Финал безвозвратно утерян. И суть уже даже не в том, что в финале появляются новые герои, так сказать рояли в кустах — то есть, чего не было запланировано с самого начала, а появляется как спасительная соломинка для авторской задумки. Не в том, что диалоги скомканы (судя по всему из-за рамок объёма) и слабо понятны. А в том, что их уже и не хочется воспринимать после таких «забойных» экспозиции и основной, базовой части.
По сути же, произведение вполне впечатлило описаниями боевых действий и, если бы они были даны отдельно от фантдопуска или в объёме другого произведения, если бы они были более приглажены с точки зрения внутреннего диалога героя, не так бы скакали в его настоящее-прошлое, то я бы честно признала очень хороший уровень проработки отрывка.
Всё, естественно, ИМХО.