Прежде чем голосовать, внимательно прочла статью по ссылке в топике-задании)  reading
 
avatar

Прежде чем голосовать, внимательно прочла статью по ссылке в топике-задании) :-) reading-hall.ru/publication.php?id=5561

 

И обнаружила, что таки есть (!) =-O определённые правила в написании стихов данного формата) «вот оно чо, Михалыч!») *crazy_girl*

Так вот, если применить эти правила, то получается, что ни одно из стихотворений не соответствует им в полной мере. Такое впечатление, что авторы полностью или частично игнорировали условие этого тура:-)

«Таким образом, при выборе формата А4 что-то в стихах усложняется и усиливается, что-то ослабевает и позволяет поблажки, но то, что такой формат оказывает влияние на восприятие стихов и диктует особые требования и к содержательной, и к технической стороне их написания — это несомненно» ©

 

№ 1 Прекрасное стихотворение, но намного лучше бы смотрелось (и воспринималось) в традиционной подаче «в столбик». Заметьте, как деление на строки добавляет ритмичности. А здесь это (ритм) совсем даже не лишним будет:

Оффтопик

Словно струи песка,

влекомые ветром по улицам мёртвого града,

моя жизнь пролетает под тесными шторами век.

Неумолчный мотив забывается сразу, как только растает

изъязвлённый светилом предутренний сон или смех.

 

Я безрадостно прав, на моей опустелой гитаре

не хватает струны — больше мне серенад не играть.

Под пустым аналоем небес цвета травленной стали

преклоняю главу, тороплю и люблю палача…

 

Словно струи песка растворяются в памяти лица,

лицезрею спектакль опороченных верой иуд,

подлокотники кресла целуют усталые спицы,

что плетут моей жизни усеянный вехами круг.

 

В каждой вехе — слеза. От младенчества и до посмертья.

Я не верю глазам, что глядятся в зеркальную муть,

и всё ближе шаги, всё светлее под раненым сердцем.

Если я ещё дорог, ключи под цветком, милый друг.

Словно струи песка…

Вот что сказано в статье на тему А 4:

«А вот здесь как раз и зарыта собака, знающая, когда А4 уместен, а когда нет. Поскольку паузы, отделявшие строки друг от друга, графически больше не существуют, то основную роль в сохранении ритмической соразмерности частей текста начинает играть рифма…» ©

То есть понятно, что в случае слабой рифмы ритм «смазывается», поэтому нет смысла такие стихи записывать в строчку – от этого они только проигрывают.

 

№ 2

В этом стихотворении ритм более чёткий, он задаётся с первых строк, его легко уловить с самого начала – как и должно быть в формате А4:

Оффтопик

«Главная проблема, связанная со сплошной записью, — это установление и сохранение ритма при чтении. В отличие от обычного формата, в А4 границы строк визуально не обозначены, поэтому требуется большая аккуратность в построении фраз в начале стихотворения. Как минимум, два-три первых колона должны представлять собой предложения или законченные по смыслу их части, четко разделенные соответствующими знаками препинания. Этим достигается образование необходимых пауз после зарифмованных слов, и читатель определяет стопность отдельной ритмической единицы» ©

Поэтому запись «в строчку» здесь более оправдана на мой взгляд.

 

У песчаного города злые сны, они забиваются мне под веки, я бегу по улицам, тьма – ни зги; я ищу забытого человека. Обернется вспять – не время, не зло — струйки, стекающие холодным потом, разойдется трещинами на излом окно витрины – да что ты, что ты… Проснуться бы, броситься с башни в полет, раздирая криком безумным легкие, но вижу, как ты исчезаешь в пролет, истончаясь струйкой песка топкого. Набиваясь в горло, взрывая крик, оглушая песни с того света, он сыпется, сыпется за воротник, и от ужаса звезды седеют в небе.

И второй плюс – логика в тексте)) Она присутствует в стихо, это точно не «голая лирика»:

«…тексты «в столбик» тяготеют к лиризму, а «в строку» — к повествованию. Хуже смотрятся в А4 описательные тексты, и практически не воспринимается в нем голая лирика, логически малосвязная по своей природе» ©

 

№ 3 Я бы тоже записала «в столбик») Здесь отсутствуют перебросы, к чему тогда А4?))

Оффтопик

«Таким образом, для А4 противопоказаны перебросы в начале стихотворения, однако далее они воспринимаются обычно совершенно безболезненно» ©

 

В пользу подачи «сплошным полотном» здесь является обращение: «мы с тобой…»:

«…формат А4 чаще всего используют именно при явно выраженных обращениях: монологах, диалогах, историях от первого лица, и особенно часто в эпистолах — это, можно сказать, классика жанра, классика этой формы» ©

 

Допускаю также, что, записывая в строчку, автор хотел «сбить» некоторую пафосность текста, сделать его более живым, приближённым к обычной человеческой речи:

«Текст становится менее монотонным, более приближенным к читателю, более адресным, пусть даже более приземленным, но более живым и реалистичным» ©

 

№4 Для начала разобьём на строки) И посмотрим что получилось:

Оффтопик

Я разучилась видеть сны, в которых раньше были знаки,

подсказки, символы, стихи… теперь я просыпаюсь в страхе

средь ночи звёздной и немой, когда осенний стылый ветер

скрипит подвесом фонаря на доме, тот почти не светит.

Да и не надо! Есть луна – холодный и пустынный камень.

Она одна, и я одна. Наш профиль схож в оконной раме.

Тянусь к графину за водой, прохлада возвратит сознанье,

но в руки, вместо хрусталя, сосуд неясный попадает.

Луна ярка. Светло, как днём! Часы я вижу на ладони –

блестят струящимся песком, а вместе с ним вся жизнь уходит.

 

И скоро перестанут быть луна, окно, фонарь и ветер!

Течёт, струится связи нить между мирами – тем и этим.

По телу пробегает дрожь, и свет дрожит, песок уходит.

Тьма наступает. Шаг, ещё… миг! И никто уже не вспомнит,

как ветер пел, скрипел фонарь, луна светила…

Кап! И всё… песок упал, а мир разрушен.

От пустоты и темноты до ужаса оглохли уши!

До боли… хочется кричать, в бессилье голову сжимая!

Мгновенье. Подо мной кровать. И я сижу в ней. Я живая. Сквозь шторы льётся солнца свет. Неужто сон?

Приснится ж, право! А под рукой лежит предмет – часы с песком…

Что с нами стало?

 

Как по мне, при разбивке на строки читается лучше, воспринимается гораздо острее, появляются нужные паузы.O:-)  А в «монолите» читать совсем как-то скучно, логики нет, а прекрасные эмоции стиха размываются до каких-то неясных мутных пятен, в итоге стихотворение превращается в нечто бесцветное… :-( 

 

№ 5 Хорошая работа. Но… ритм постоянно меняется почему-то… Первый абзац – нормально, дальше какой-то сбой идёт. Вторая часть звучит лучше.

Ну, запишите в столбик, блин, и будет вам счастье!)) Сразу же акценты расставляются как надо!) Посмотрите как это читается классно:

Оффтопик

Прохожу по полям, по окраине мира,

по пустоши стылой и злой,

человеком песка, отчужденным мимом,

не изведавшим в жизни покой.

 

А он сыпется, стынет в ветрах,

заполняя слова и пространство,

ядовито-желтый песок,

как прощание наше странный.

 

Горсть за горстью, засыпая горе,

горстями бросаю молчание,

пока не устанут руки,

а тогда отвернусь и пошатываясь,

буду идти, пока не дойду до края.

 

До края земного рая.

Сегодня воет ветер, как вчера,

как сотни лет тому на этих землях…

До горизонта – океан песка,

исчадье лет, что длятся непотребно.

 

А ветер плачет, гладит и поет,

перебирая каждую песчинку,

не измеряя степени забот

весомым фактом выделки овчинки.

 

Песок причудлив – истребляя дни,

дает простор, спокойствие и негу.

Он странно зол – сегодня ты здесь был,

но это в прошлом и покрыто тленом.

 

Не поверю, что автор не видит преимущества сейчас)

 

«Стихи в формате А4 и так более сложны для чтения, чем в традиционной записи, и нужно очень сильно подумать, нужно ли настолько их усложнять, — и если да, то с максимальной тщательностью использовать технические средства поддержания смысловой и ритмической структуры» ©@}->--

 

Оффтопик

И в «сыпется» — исправьте ошибку.

 

А в конце мне хочется процитировать из вышеупомянутой статьи кое-что в защиту рифмы))

 

«Следующее по значимости стихомаркирующее средство — рифма. Но, в отличие от традиционного формата, в А4 значительно возрастает ее ритмообразующая функция, т. к. обычно лишь рифма здесь обозначает границы ритмических единиц. Поэтому в начале стихотворения рифма должна быть как можно более явной, точной, звучной (по вышеописанным причинам), однако в дальнейшем тексте при качественной ритмике рифма может несколько ослабевать, но в разумных пределах. При отсутствии ярко выраженных пауз после рифм неточность созвучий не настолько бросается в глаза, как при традиционной записи в столбик. Но в случае явной бедности рифмы, особенно вкупе с аритмией, стихотворение может совершенно развалиться» © *PARDON*

 

ТОП

1 — №2 (близко к заданию)

2 — № 5 (близко к теме)

 

ЗАВИТОК

Оффтопик

Горсть за горстью, засыпая горе,

горстями бросаю молчание,

пока не устанут руки,

а тогда отвернусь и пошатываясь,

буду идти, пока не дойду до края.

 

До края земного рая.

Словно струи песка растворяются в памяти лица,

лицезрею спектакль опороченных верой иуд,

подлокотники кресла целуют усталые спицы,

что плетут моей жизни усеянный вехами круг.

 

В каждой вехе — слеза. От младенчества и до посмертья.

Я не верю глазам, что глядятся в зеркальную муть,

и всё ближе шаги, всё светлее под раненым сердцем.

Если я ещё дорог, ключи под цветком, милый друг.

Похожие топики
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль