avatar

Кстати, немного про светлое сталинское время:

 

Жизнь на Смерть-острове

«Женщину провели в дальнюю комнату на ночлег, и я увидела, что у старушки на ногах срезаны икры. На мой вопрос она ответила: „Это мне на Смерть-Острове отрезали и зажарили“. Вся мякоть на икрах была срезана. Ноги от этого мерзли, и женщина обертывала их тряпками. Она самостоятельно двигалась. Выглядела старухой, но в действительности ей было 40 с небольшим лет».

Назинская трагедия — одна из самых страшных страниц российской истории ХХ века, символ бессмысленной жестокости системы ГУЛАГа. Всего за несколько недель мая — июня 1933 года на острове посреди Оби умерли от голода пять тысяч спецпереселенцев. Многие из них стали жертвами людоедства. Сейчас на пожертвования в Назино строят церковь, посвященную невинным жертвам ГУЛАГа.​

В начале 1930-х в Советском Союзе была восстановлена паспортная система, отмененная после революции. Почти сразу в городах начались массовые аресты «нарушителей паспортного режима». Кампания была инициирована ОГПУ, руководство которого планировало таким способом увеличить численность населения Сибири на три миллиона человек.

План Генриха Ягоды, одобренный Сталиным, был оформлен как постановление Политбюро об организации новых трудовых поселений в Сибири, Казахстане и на Дальнем Востоке. Исполнение возложили на милицию, которая хватала на улице каждого, кто не мог предъявить воспетую Маяковским краснокожую паспортину. Арестованных грузили в товарные вагоны и везли в Новосибирск, откуда на баржах они отправлялись по Оби на север. Однажды в середине мая 1933 года жители деревни Назино увидели множество горожан в потрепанной одежде, сгрудившихся на острове напротив деревни.

«За что вы попали сюда?» — спросили мы парня. Он ответил: «А ни за что. Был студентом в Москве. На выходных пошел в гости к тете — москвичке. Дошел до ее двери, стучался, но тетка не успела открыть дверь, потому что меня тут же схватили. Я был арестован как не имеющий при себе паспорта».

(Из воспоминаний крестьянки Феофилы Былиной)

«Сальников Кузьма Антонович, 1911 года рождения, из Новокузнецка, работал на шахте, был женат, имел двоих детей. Однажды он поехал в Новосибирск, пошел на центральный рынок. В это время рынок окружили, устроили облаву и арестовали тех, кто не имел при себе документов. Всех, в том числе женщин и детей, погрузили на баржу и увезли на остров Назинский. Еды не было. Людей мучил голод. Охрана бросала хлеб, когда ехала мимо острова. Кто схватит, тот и съест, остальным ничего не доставалось. В тех, кто пытался бежать, стреляли. Неизвестно, сколько Сальников пробыл на острове, но ему удалось бежать. Переплыв реку, он болотами вышел к людям. После побега работал в колхозах».

(Из воспоминаний Веры Пановой, жительницы Усть-Тыма)

«Люди там всякие были. Во время паспортизации их облавой взяла милиция в Томске и на баржу. И закрывали их там. Даже сам, этот, томский прокурор приезжал. У него два сына забрали. Люди выходили на улицу без документов, а их раз — и забирала милиция облавой. Прокурор тот своих сыновей вывез с острова».

(Из воспоминаний Алексея Вогулькина, жителя деревни Назино)

— Как жители деревни относились к соседству с таким мрачным местом?

— Абсолютно спокойно. Они косили на острове сено, а деревенские коровы плавали туда через речную протоку на пастбище. Все знали, что там происходило. Повсюду нам рассказывали о случаях людоедства, но для местных жителей — это просто давняя история.

В интервью, записанном участниками экспедиции, крестьянка Мария Панова рассказывала:

— Говорят, на острове было людоедство?

— Было, было. Привязывали женщин к лесинам, груди отрезали, икрянки эти вот отрезали.

— На ногах?

— Ну вот это вот мягкое место.

— И ели это мясо?

— Они жарили на костре и ели. Ну, голод был, голод.

«Я не знаю, кто их охранял, никуда не выпускали и работы им не давали и ничем не обеспечивали. А у нас заплот такой был с воротами высокими. А закрывать их зачем мы будем? Три семьи нас поселилось, еще ни скотины, ничего нету… Они и не закрывались у нас — ворота. Вот утром выйдешь — елки зеленые, полная ограда покойников, ступить негде. Прямо лежали, как бревна. Вот сидим мы, ребятишки, а они, значит, лезут в окно: помираю, погибаю, опустился и — готов».

(Из воспоминаний Александра Наумова, жителя села Усть-Тым)

 

А ведь люди даже не за Болотные пострадали и не за высказывания против власти — просто за то, что паспорта при себе не было.

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль