Ну вот что тебе сказать ) Я даже по твоим примерам совсем другое вижу, ну правда )) Я чисто для интереса (коли оный имеется в наличии, хм?..) покажу… на примерах )
Про Матроскина и Федора — это почти Малыш и Карлсон. Мы не знаем, как у Федора с друзьями в школе, но у него не было домашних животных, а он явно хотел. А тут не просто кот, а говорящий. Вообще редкость. При любом менталитете нормальный деть от говорящего кота не откажется, есть у него друзья или нет ) Как и Малыш — у него были друзья в школе, но он хотел щенка, а тут Карлсон с моторчиком ) И это не та ситуация, которую можно привязать к менталитету страны. Это столкновение ребенка с Чудом. Нормального, здорового ребёнка с добрым сердцем — и если это будет ребёнок наш, шведский, английский, румынский, японский — вообще какой угодно — я уверен на сто процентов, что подобная история про ребенка и Чудесного Волшебного Друга найдётся повсюду. И дело не в том, что ребёнку в принципе нужен какой-то друг — у него есть какие-то, но обычные. А тут — волшебный. И ребёнок за него хватается. И неважно, какой национальности ребёнок. Это не проблема Поиска Друга — это Поиск Чуда. Это вообще из другой оперы.
Теперь Аладдин. Их дружба — что у Диснея, что у нас — основана на простом факте: Аладдин был первым, кто отнесся к джинну как к личности, а не вещи. И тут твой пример не к месту, ибо джинну как раз было неважно, что за парень проявил к нему такое отношение. Он полюбил бы абсолютно любого парня, девушку, разбойника, колдуна, дедушку — вообще кого угодно, кто бы увидел в нём не раба, а равного. Он не завёл себе друга до встречи с Алом лишь потому, что остальные видели в нем вещь. А уникальная личность Ала тут ни при чем. Это история не о Поиске Друга опять же — а о том, как много может изменить смена шаблона. Увидеть вместо раба — равного. А потом то же делает принцесса — видит равного в мальчишке-оборванце. Но тут опять же — национальный колорит не имеет значения. И у японцев есть сходные истории: некто увидел равного в ком-то «ниже» себя. И конечно, они становятся друзьями. Не потому, что этот «некто» умирал от одиночества и готов был дружиться с кем ни попадя — а потому, что этот «некто» преодолел кастовый барьер, нетерпимость. Ал подружился с рабом лампы, принцесса подружилась с нищим, инженер подружился с роботом, человек подружился с ёкаем… У них у всех нет дефицита дружбы как таковой. Они просто способны на разрыв шаблона. А это делает их уникальными и ценными — в любой культуре и любой нации. Оговоримся: в сказке. В реале такие оригиналы никому нахрен не сдались.
Про моего Энтиса я молчу, ибо тут пример вразрез с фактами, увы ) У него друзей не было, могу кинуть цитаток. А в их социальном слое это не было типичным и не приветствовалось. Хотя явно и не осуждалось. Но это как раз пример «дефицита дружбы».
Но что ты пытаешься доказать? Что дефицит дружбы кидает японского героя на первого встречного, кто не убегает, ибо таков их менталитет, — а вот героя русского не кидает, ибо он «выбирает по себе»? Да каждый выбирает не кого попало, а по себе! Вообще — каждый. В этом суть понятия «дружба» — двое или более людей сближаются по некой глубокой общности. Вкусов, взглядов, устремлений… И пресловутый «дефицит дружбы» имеет место именно тогда, когда некто не находит этой общности. Откуда берутся эти одинокие детишки, вырастающие в одиноких людей? Кто им мешает не быть одинокими? Они сами себе и мешают. Их суть, их натура. Ты ищешь кого-то «одной крови» с тобой — точнее, ты не бегаешь в поисках кругами, высуня язык, как бобик за костью, — нет, ты хочешь этого «кого-то, такого же». Ты себе его воображаешь. А когда видишь воочию — опа, вот он, мой потенциальный желанный друг.
При чем тут менталитет? Что — это желание «такого же» наше-русское? Ни фига. Оно всепланетное. Так устроен человек. Подобное тянется к подобному. Подобное тоскует по подобному. Будь ты русский, японец или сапиенс любой национальности. И у героя может быть и семья, и товарищи, и всякие в разной степени любимые люди — а при этом чувство одиночества и стремление найти «такого же». Не «просто друга», то есть помянутого выше попутчика, — а друга. И аниме на сию тему я видел — не сосчитать. Да они чуть ли не все такие. Мне дня не хватит их перечислять.
ОффтопикА что ты хочешь доказать на примере моих мальчиков? Они как раз встретили «такого же» — оба. Эта моя история вообще — о дружбе ) О том, откуда она берётся, как укрепляется, как ломаются барьеры и в итоге — создаётся совершенно особая взаимосвязь… когда «две души становятся одной в Мерцании Изначальном»…
Но к менталитету какая здесь привязка? Один из них — одиночка, аутсайдер, вне общества. Другой — часть общественного слоя, где иметь друга как раз нужно, хорошо и достойно, а не иметь друга — вообще-то осуждается, хоть и мягко. По-твоему — вот такое осуждение «не-друзей» имеет место в Японии? Я ни разу не видел в том же аниме доказательств подобного.
Далее. Нацумэ — это вообще не о поиске друзей. Это уж скорее — о чувстве долга и доброте. Я при просмотре не заметил у героя особого стремления найти «любого друга». Да, его способности делают его аутсайдером — но он же не вешается на кого попало. Кто попало его и не поймёт. Ему надо не «любого» — ему надо упомянутого мною выше «такого же» — говорящего «на том же языке». Способного понять. Он не гоняется с голодным огнем в глазах за кем попало — он вообще не очень верит, что есть в мире тот, кто поймет его. Но когда встречает — конечно, возникает дружба.
И снова — менталитет и социальные установки тут ни при чем. А «при чем» тут естественное желание хомо сампиенс — не быть одному. Когда живое существо голодно — ищет еду (но и голод не всякого толкнет к какой попало пище). А мы — сапиенсы — испытываем и духовный голод. Независимо от нации и социальных установок. И ищем способа этот голод утолить.
Далее. Евангелион. Синдзи полез в робота не в поисках друга, а в поисках любви отца. Дружба там вообще ни к какому месту. Все проблемы Синдзи с начала и до конца — из серии «отцов и детей». О том и сериал, собственно. А отношения подростков между собой дружбой не назовешь — это другое, скорее первая влюбленность… Рей вообще отдельная песня )
Наруто. Тут ты как-то слишком вольно передергиваешь факты ) Во-первых, была милая девочка, которая в него с детства влюблена. Во-вторых, есть первый наставник Ирука, который и по возрасту, и по поведению вполне тянет на старшего друга. В-третьих, по ходу сериала у него дофига друзей появляется — та же Сакура, Нейджи, Киба… да их там с десяток, и все за этого Наруто на пытки пойдут и умрут с радостью. А то, что его переклинило на Утихе, — это скорее одержимость, нежели дружба, поскольку Утиха ему другом сроду не был. И отношение к нему Наруто — это не стремление одинокого дитяти обрести друга, а скорее уж — нечто из глубин опосредованного познания себя через внешний образ… Не были они друзьями никогда. Даже сам Кисимото затруднялся чётко квалифицировать их отношения.
: я верен убийце и умру за него, потому что кроме него я никому не нужен; я никому не нужен, поэтому буду служить первому, кто скажет: пойдем со мной
Да, такое имеет место. Но дружба-то тут при чем? Это называется — служение. Тут не идёт речи о взаимопонимании и равенстве, которые являются неотъемлемыми признаками именно дружбы.
Между людьми существует очень много видов различных взаимосвязей, никто не спорит. Какие-то — более типичны для западного менталитета, ага, какие-то — для восточного. Но мы-то ведь не о любых взаимосвязях, а именно о дружбе говорили…
*И да, это вовсе не обязательно было читать — и тем более, не обязательно отвечать. Это мой способ упорядочивать мысли на тему. Тема-то любимая, я только о дружбе всю жизнь и пишу… где попало ) Включая чужие ленты комментов ))
Но к менталитету какая здесь привязка? Один из них — одиночка, аутсайдер, вне общества. Другой — часть общественного слоя, где иметь друга как раз нужно, хорошо и достойно, а не иметь друга — вообще-то осуждается, хоть и мягко. По-твоему — вот такое осуждение «не-друзей» имеет место в Японии? Я ни разу не видел в том же аниме доказательств подобного.