Конец свадьбы / Матосов Вячеслав
 

Конец свадьбы

0.00
 
Матосов Вячеслав
Конец свадьбы
Обложка произведения 'Конец свадьбы'
Исторический рассказ.

 

Вячеслав Матосов

КОНЕЦ СВАДЬБЫ

 

1

 

Свадьба Алексея Казачинского и Софьи Гонсеровой происходила весной в городке Тихорецке

в 1918-м году.

Часть гостей с молодыми ещё не возвратилась из церкви.

А все присутствующие ожидали приезда знатного гостя — ротмистра барона Бонгардена.

Наконец появился и он сам, — важно шагающий и немного подвыпивший в военной форме,

с пистолетом в кобуре. Он шёл впереди молодых супругов и остальных гостей.

 

Подвигая с шумом стулья к длинному столу, гости начали усаживаться.

В основном, это были военные из местного горнизона.

Звучали громкие тосты, молодые принимали поздравления от гостей.

Последним молодых поздравил барон, лихо закручивая усы, поглаживая бороду-"испаньёлку"

и с шиком подавая жениху через стол скромную пачку ассигнаций.

 

Заметя вошедшую в залу Веру Дмитриевну, женщину в нарядном розовом платье,

барон почтительно взял её под руку и усадил рядом с собой.

Грянул духовой полковой оркестрик и начались танцы.

В эту минуту в залу вошёл и остановился у входа уже не молодой человек в военной форме

корнета, друг жениха.

Его статная фигура и стремительная походка сразу привлёкли к себе внимание многих

присутствующих дам.

Здесь автор сразу познакомит читателей с этим героем рассказа.

 

2

 

Противный осенний дождь моросил на улице. Осень 1910 года наступила рано и погода совсем

не радовала жителей города Киева.

Николай Иванович Харито, двадцатичетырёхлетний студент юридического факультета из богатой

семьи, сидел за роялем в гостиной в небольшой съёмной квартире. Он уже заканчивал игру и

сидел в студенческой форме, когда внезапно услышал знакомые шаги.

— Николай Иванович! Я вам вот что расскажу! — с порога закричала вошедшая Вера, молодая

студентка тех же лет, тоже из университета, которая часто бывала здесь.

Она была одета в нарядное шёлковое платье фиолетовых тонов.

— Я ездила в Петроград на каникулах к тётке Марии Пантелеймоновне. Я так удивилась, когда

она сразу же после моего приезда подарила мне это нарядное платье.

В тот же вечер к ней явился некий барон Бонгартен в шикарном синем сюртуке с зализанным

пробором на голове, с лихо закрученными усами. Он был немного старше меня.

И моя тётя познакомила меня с ним. Он сразу же пригласил меня провести с ним весь

следующий день.

Тётка своими красноречивыми взглядами дала мне понять, что надо соглашаться. Из интереса

я согласилась. Следующий день провела я, действительно, весело.

Я с ним каталась в экипаже по Невскому проспекту, по реке Неве на его собственном пароходе,

а затем ужинала с ним в ресторане. Когда он подвёз меня к дому, где жила моя тётя, он

попытался меня обнять и поцеловать. Но я конечно не разрешила ему это сделать.

В тот момент я хотела себя чувствовать независимой. И что-то в нём меня отталкивало.

 

Затем вступил в беседу Николай:

— Вы, Верочка, будете ещё счастливой! Вы пришли ко мне в очень радостный день.

Сегодня я закончил работу над романсом, который назвал "Хризантемы".

Голос, правда, у меня не оперный, но для исполннения романсов он подойдёт. Вот, послушайте.

И он, аккомпанируя себе на рояле, исполнил этот романс.

После такого исполнения Вера, очень эмоциональная девушка, вне себя от счастья захлопала

в ладоши, нисколько не стеснясь выражения своих чувств.

— Какой вы талантище! Какая романтическая душа у вас! Знайте, что я — первая поклонница

вашего таланта. Этот романс надо срочно показать публике! — продолжая хлопать, громко

заявила она.

А я вот приехала, переоделась, и сразу к вам, — так же восторженно заявила она после

небольшой паузы.

— Да, я тоже только что пришёл из университета, и сразу за инструмент, — с улыбкой добавил он,

заметив, как озорно и радостно блестели глаза гостьи при встрече с ним.

— Я очень рада нашей встрече. Но всё, всё, я убегаю. Отдыхайте, отдыхайте.

И я после долгой дороги отдохну. До свиданья! — закончила она и тут же быстро ушла.

 

3

 

Через несколько дней, идя по Владимирскому проспекту, Вера издалека заметила машущего

ей Николая, едущего навстречу в конной пролётке.

Когда пролётка остановилась рядом с Верой, Николай обратился к ней:

— Я сейчас спешу в электрический театр, в "Театр Бергонье", на улице Фундуклеевской

на первое исполнение в концерте моего романса. Там я работаю тапёром, сопровождаю

фортепианной игрой демонстрацию фильмов.

Здесь надо отметить, что "электрическими театрами" в то время назывались первые кинотеатры.

И он продолжил:

— Господин Василий Шумский любезно согласился быть исполнителем.

Может быть, и вы сможете поехать со мной?

— Да? Я согласна с великой радостью! — ответила действительно обрадованная Вера и

быстро поднялась в пролётку.

Николай Иванович провёл Веру из служебного входа за кулисы сцены театра, а затем она сама

спустилась в зал и нашла свободное место в десятом ряду.

 

Зрительный зал "Театра Бергонье" был полон ещё задолго до начала киносеанса.

В рядах зрителей можно было увидеть, журналистов, музыкальных критиков, студентов

университета; синие, серые брузы заводских рабочих и работниц фабрики.

В правой части сцены зала на возвышении стоял рояль. Слева находился небольшой

симфонический оркестр.

 

После исполнения оркестром отрывков из опер в центр возвышения из-за кулис

вышел конферансье в сером смокинге и с голубым бантом на воротнике. Он объявил

торжественно:

— А сейчас, уважаемая публика, будет первый раз исполнен романс нашего

композитора Николая Ивановича Харито "Хризантемы". У рояля — сам автор! Прошу любить

и жаловать!

И попросим известного всем тенора господина Василия Шумского представить на

ваш суд это произведение!

После отгремевших аплодисментов вышел к роялю сам Николай в студенческом пиджачке,

сел на стул и открыл ноты.

За ним на сцену, гордо выступая, вышел тенор Шумский в чёрном фраке и белом

галстуке-бабочке.

Опершись боком на корпус рояля, он плавно и эффектно положил правую руку

на крышку инструмента. При этом надо отметить, что от него исходила этакая пышущая

важность. Вот почему он и сорвал ноую волну аплодисментов.

Затем откланялся и, наконец, запел.

Голос его лился сладкой волной и сразу завладел вниманием зрителей.

 

Концерт окончился, после чего началась демонстрация "фильмы" "Амур и Психея".

"Фильмой" тогда называли кинофильм.

Вера не осталась смотреть эту "фильму "второй раз, — ей хотелось увидеть Николая.

Ей не повезло, — выйдя на улицу и оглядевшись по сторонам, его не встретила.

Она тогда сильно пожалела и почувствовала, что что-то их обоих всё-таки связывало.

 

4

 

Быстро идя по той же главной улице маленького города Тихорецка, Вера издалека заметила

идущего навстречу ей того самого барона Бонгардена в воинской форме. Она узнала его и

сразу почувствовала, что эта встреча — не к добру.

Не доходя нескольких шагов, он громким голосом обратился, продолжая идти к ней:

— О, какая встреча! Уже восемь лет прошло, как я первый раз встретился с вами,

Вера Алексеевна!

Я здесь нахожусь на воинской службе. Квартирую на постое у одной хозяйки и вот

напросился на приглашение на свадьбу только для того, чтобы увидеть и потанцевать

с вами, Вера Алексеевна. Может, вы зашли бы ко мне на минуту, другую поговорить?

Жена от меня ушла и я теперь свободен, — произносил высокопарно барон, приблизившись

совсем близко к лицу Веры и распространяя сильный запах табака.

 

— Нет, нет, уж оставьте, господин Дмитрий Георгиевич. Я считаю такой бы мой поступок

проявлением дурного тона. Встретимся на свадьбе и там решим всё окончательно

относительно наших отношений.

А мне сейчас срочно идти к портнихе, примерять новое платье, — твёрдо ответила Вера и,

повернувшись, быстро ушла на боковую улицу.

 

Барон Бонгарден долго смотрел ей вслед, закуривая сигару и раздумывая, почему она

так быстро прервала этот выгодный для неё разговор.

 

5

 

В то раннее утро выйдя из казармы и идя по главной улице, Николай, идущий в военной форме, —

в кителе зеленовато-серого цвета и фуражке с козырьком, встретил Веру.

Заметив его, она радостно подбежала и с восторгом обратилась к нему:

— Здравствуйте, Николай Иванович! И я здесь, вот, — в Тихорецке. Живу пока с сестрой Софьей.

Да, вы знаете, тот самый барон приехал сюда. Он считает, что я — его невеста.

Я сейчас иду к нему для встречи.

Правда, душа моя не лежит к этому господину. Даже не знаю, на что решиться мне.

 

Николай с большим удивлением смотрел на неё и успел разглядеть в лице Веры изменения,

которые появились за эти восемь лет.

И почувствовал, что настроение у неё было далеко не радостное. Но заметил в её глазах

всё тот же радостный блеск.

Жаль, что не возвратится та студенческая пора, подумал он про себя и отметил в уме,

что платье на ней было уже другое, беднее, чем тогда.

И где-то глубоко в душе сожалея о прошедших годах, он ответил ей:

— Не ожидал вас здесь встретить. А я здесь, в этот период гражданской войны, — на службе

в армии. Корнет с семнадцатого года после окончания военного училища.

В Киеве у меня жена и трое детей. Работал в Театре Миниатюр. Писал музыку для спектаклей.

А Софья — ваша сестра? Вот оно что. А я приглашён на их свадьбу. Вы тоже там будете?

Вера обрадованно ответила:

— Да, да! Там и встретимся. Всё, всё, я пошла. До свиданья.

 

Уходя, она почувствовала где-то в себе появление какого-то сердечного тепла после этой

встречи.

 

6

 

Возвратимся снова на свадьбу.

 

Вера давно ожидала прихода вошедшего Николая Ивановича. И как только он очутился в зале, она подошла сама к нему и обратилась с просьбой:

— Слава Богу, что вы пришли, Николай Иванович. Я себя чувствую здесь совсем чужой и

какой-то лишней. Можно сказать, что вы — самый близкий мне человек.

Пригласите меня танцевать и я смогу отвлечься от своих нехороших мыслей.

— Да, Вера Алексеевна. Пожалуйста, — ответил он и подал ей руку для приглашения на танец.

 

Внезапно к ним подошёл барон.

— Позвольте, корнет! — обратился он к Николаю Ивановичу.

— Вы не имеете никакого права приглашать танцевать мою невесту. Я требую от вас впредь

этого не делать. И даже могу приказать это по праву высшего чина армии.

— Ну, уж позвольте мне самому решать, кого приглашать танцевать, а кого и нет! —

вспылил Николай, сдерживая самого себя изо всех сил.

— Да вы большой наглец, юнкер, — крикнул барон.

И тут случилось непредвиденное. Барон мгновенно выхватил из кобуры пистолет и выстрелил.

Николай упал, неловко взмахнув руками, и из-под него на паркет пола вытекла небольшая

лужа крови.

 

Танцы сразу прекратились, гости бросились смотреть на упавшего Николая.

Послышались крики возмущения со стороны мужчин, женский плач.

Вера сделала шаг назад, глядя непонимающе на лежащего Николая.

 

Обнявшись, стояли в углу молодожёны, как будто бы оберегая друг друга от окружающего их всеобщего страха.

 

Через несколько минут в залу ворвался офицер военного патруля с солдатами и остановился и, увидев неподвижное тело, громко заявил:

— Я слышал выстрел. Что тут произошло?

Многие испуганные гости в тот же момент указали на ротмистра.

Сам ротмистр стоял весь покрасневший с затуманенной винными парами гордо поднятой головой

и молчал.

— Господин ротмистр, прошу проследовать за мной на гауптвахту для выяснения обстоятельств

проишествия, — отчётливо и громко произнёс офицер патруля.

Солдаты с винтовками окружили ротмистра и увели под конвоем.

 

После этого приехала карета скорой помощи, в залу вошли санитары и унесли на носилках тело убитого.

Испуганные гости быстро разошлись по домам.

 

А Вера, как будто, в каком-то кошмарном сне, ничего не соображая, медленно пошла за санитарами с носилками.

 

Вячеслав Матосов. Торонто.2024.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль