Гольшанская Светлана. «Нетореными тропами»
Рецензию будет писать не так просто, поскольку роман начинала читать еще в сентябре прошлого года, потом с небольшими перерывами прочла до середины и вот, спустя почти год, добралась до конца. Но постараюсь вспомнить все мысли и ощущения, несмотря на растянутость процесса во времени.
Буду писать честно и уповать на то, что автор уже знает, что я не желаю как-то обидеть, а просто пробую описать видение героев со своей колокольни. Недавно я написала Светлане, что мы разные и зачастую находимся будто на разных волнах, но в итоге хочется сказать так: мое отношение к роману похоже на синусоиду: некоторые моменты мне очень даже нравятся, а некоторые вызывают раздражение от поведения и фраз героев. Потом снова нравится-нравится и снова отторжение. А в финале…. все-таки резонанс, хоть и смазанный немного эпилогом. )
Стиль и язык у автора, как уже говорили, устоявшийся и вполне добротный. Чуть-чуть мне не хватало местоимений в повествовании от первого лица: не люблю безличные предложения, когда они в середине абзаца. Но в целом царапало редко. С описаниями тоже далеко не так плохо, как автор обычно сокрушается. Как раз хочется сказать, что мир вокруг представлен достаточно. Иногда, правда, чуть больше бытовых подробностей или скорее даже ощущений героев: сводящие от холода мышцы, мороз, сковавший лицо, или колющие иголочками ступни во время отдыха у костра, etc. В общем больше такого рода мелочей, которые сама люблю в текстах. Но знаю и вижу, что автор не очень это приветствует, а предпочитает сосредоточиться в первую очередь на переживаниях героев и на диалогах и событиях. Но глобально картинка рисуется и север, представленный в романе, я прочувствовала неплохо.
Начало романа затягивает сразу. Понравился и описанный древний обряд, и видения с огненным зверем, и подготовка невесты к свадьбе и ее путь к алтарю. Хочу отдельно отметить проделанную автором работу по прописыванию атмосферы и обстановки: я читала первую еще сырую версию, в которой было больше сухого перечисления предметов, а теперь же родовой замок и окружение заиграли гораздо лучше. Оно теперь отражает и эмоциональное состояние героини, и какие-то подробности из жизни семьи, и даже штрихи к рассказу про Орден Стражей.
Дальше я плыла по течению сюжета и ничего не мешало погружению в мир героини, которая делает непростой выбор в пользу свободы и опасности нетореных троп. Мне понравилось поведение Лайсве во время тренировочной схватки, ее желание помочь брату и та решимость, с которой она бросается в путь наперекор всему. Еще яркий момент, запомнившийся из начала романа: молитва богу-Ветру и ночь, проведенная на камнях. Вышло очень искренне и проникновенно.
Про основные сюжетные вехи сказано уже немало. Действительно интересует и мир, полный мифологических персонажей, и упадок древнего Ордена вместе с появлением единоверцев, противостоящих привычным укладам. Хорошо прописано отношение простых жителей к царящим порядкам и некое смутное ощущение грозы, которая уже на пороге и вот-вот обрушится на весь мир. Но автор в этой книге дает только завязку к этим событиям, а основное внимание все же уделено героям и их судьбам в эпоху перемен.
Лайсве и ее брата ожидает немало трудностей в пути. И одна из них – встреча с кузеном Петрасом, который оказался давно в нее влюбленным, но вместе с тем нахрапистым, эгоистичным и ни с чем не считающимся, уверенным в своей правоте. В первое прочтение я сильно цеплялась к моменту соблазнения Лайсве, потому что почувствовала там фальшь: героиня четко подмечала странные взгляды и жесты кузена, но упрямо «делала вид» с пожиманием плечами, мол, ничего этого нет. Но при повествовании от первого лица это вызывало во мне протест: если Лайсве и врямь так наивна и чиста, то она бы и не стала обращать внимания на эти знаки, понятные уже имеющим опыт любовных отношений девушкам. В итоге автор слегка уравновесил эту ситуацию, добавив догадки Лайсве относительно кузена и того, что тот мог задумать, и это улучшило восприятие сцены, на мой взгляд. Хотя все равно некая «цеплялка» в этом моменте осталась. Это первое, что смутило в поведении героев.
Попадание к туатам и ворожба «холмовой ведьмы» Эйтайни – еще один этап на пути героев к цели. Как заметила Мелоди, сюжет действительно напоминает квест: долгое путешествие с выполнением некоторых заданий, как например, избавление местных жителей от нашествия Ходоков. Но это и не плохо, потому что события в целом связаны друг с другом и помогают героям познавать себя и мир. Правда жаль, например, что Вейас так и не сказал Лайсве то, что так долго собирался. Поэтому осталось ощущение незавершенности его линии и некого повисания в воздухе. Впрочем, у автора еще впереди целый том, чтобы эту проблему раскрыть.
Сам Вейас определенно вызывает сочувствие, потому что становится понятна трагичность и невозможность выхода, решения его конфликта: запретной любви к собственной сестре.
К слову, в книге «Психология для сценаристов» этой теме посвящена первая глава: эдипов комплекс, запретный плод, эрос и танатос, любовь и ненависть, которые оказывают влияние на поведение персонажей. Там сказано о теме запретной любви, которая «придает напряжение и драматизм любому сюжету, но почти всегда обречена на трагический конец, потому что внутренний конфликт рожден табуированностью отношений. Разрешение такого конфликта требует либо прекращения отношений, либо изменением их характера, вплоть до превращения любви в ненависть».
В общем, автор взялся за непростую тему, вызывающую неоднозначную реакцию. Сначала недоумение, неприятие и сочувствие ближе к финалу. Кроме того Вейас, хоть и заявленный в первых главах как легкомысленный и несколько поверхностный герой, который много думает о себе, на самом деле оказывается гораздо глубже и интереснее. Особенно мне понравилась его мечта о том, кем бы он хотел стать, если бы не отец и не мнение окружающих, которые всегда видели его Стражем.
Противостояние Найту и ночным Ходокам вместе с попытками вытащить Вейаса из-под чар «холмовой ведьмы» написаны довольно увлекательно. Хотя для тех, кто читал только эту книгу и не знает о дальнейшей судьба Эйтайни и Асгрима в судьбе мира, может показаться, что эта часть «квеста» не имеет большой связи с финалом истории, а рассказано только как одно из трудных происшествий на пути к цели. Но в финале это испытание складывается как часть паззла, как демонстрация того, что Безликий в самом деле всегда слышал молитвы Лайсве и всегда приходил ей на помощь.
Из второй части романа мне также понравилось путешествие по северу, поездки на лошадях и встреча с шаманом (он клевый, а после книжки «Хохот Шамана» мне такие типчики вообще интересны). А также у меня вызвал симпатию и еще один мужской персонаж – Микаш, выходец из деревни, ставший защитником молодых Стражей, но вместе с тем с детства хранивший обиду и горчь из-за гибели родной семьи по вине тех же Стражей. И его внутренний конфликт так же стал понятен и тоже вызвал сочувствие. Этот герой не так мягок к нашей главной героине и не так ласков в обращении, как она привыкла. Да, временами он чрезмерно ехиден и высказывается прямо и грубо… но ведь говорит-то он в основном по делу! Правильные вещи говорит. И вот здесь у меня снова претензии к Лайсве, потому что ее поведение и желание постоянно уколоть и оскорбить Микаша, который все же спас их от Ночных ходоков, часто кажутся несправедливыми и незаслуженными. Здесь можно понять и Вейаса, раздираемого ревностью, но не Лайсве. Так что в этом противостоянии я на стороне Микаша, увы.
Прогнозирую, к этому моменту автор уже снова готов заговорить о том, что никто не понимает ее героев, что они наивны и раздражают. Хочу заметить, что это не так. Вернее, не совсем так. Лайсве действительно местами цепляет меня, наверное, это не мой герой, потому что я часто не согласна с ее оценками окружающих и себя самой. Ведь она не раз поступками показывала, что она может быть сильной, может быть стойкой, может помогать другим снова поверить в себя, как в разговорах с братом, например. Но нет, она продолжает мысленно себя унижать, называть никчемной, мерзкой, глупой, некрасивой, холодной рыбой, ничего не умеющей и еще тысячей вариантов. Жаль, что даже к концу романа она не смогла с этим справится и обрести хоть какую-то веру в собственные силы. Кстати, все же мне бы хотелось, чтобы автор нашел и обозначил корни этих проблем с самооценкой. Мне кажется, что на пустом месте таких комплексов возникать не должно, а простые сравнения с матерью и какие-то мелочи из детства – этого недостаточно. Мне видится, что в детстве героини должно было произойти нечто более серьезное, что так надолго подорвало ее веру в себя. И если бы она вспоминала этот случай и после этого снова ела себя, то мне такое поведение стало бы хотя бы понятнее. Еще раз: я не против неуверенных в себе и наивных героинь. И не предлагаю писать только о наглых и ехидных мэри сью. Но мне хочется большей аргументации, почему она стала именно такой.
А вот мужские персонажи мне понравились многие, не считая слишком карикатурного и однозначного урода Йордена вместе с подонком Петрасом. На фоне них Безликий, почти забытый и потерявший силу и веру в себя бог, показался очень любопытным ходом. Я даже прониклась и на некоторое время почувствовала себя на его месте: ощутила тяжесть ответственности за весь мир, вину за то, что он так долго прозябал в бездействии, усталость, но вместе с тем вновь растущее желание помочь всем тем, кто так ждет его помощи и кто обращается к нему с молитвами. Трудно быть богом) И вот вся финальная сцена, кульминация, в которой Лайсве пытается вытащить его из безнадеги и жертвует себя и свое сердце, да… пожалуй, мне финал понравился. Какими-то отдельными мыслями и смыслами. Эмоциями. К тому же я ощутила явную схожесть с собственным сюжетом, в котором тоже есть место любви ради жизни, ради обретения веры в себя, любви как спасении, вдохновении и последнем источнике силы для того, кого любят, когда он на грани. Думаю, Светлана поймет, о чем я. ☺
Есть, впрочем, небольшие претензии к мелочам в сценах любви, но в целом оно понравилось. И даже больше всего тронул момент прощания, когда Безликий не внял просьбам и все-таки оставил Лайсве… да, я знала, что так будет по сюжету, но все равно оно сыграло. И финальное стихотворение пришлось очень к месту и в тему, даже захотелось прочесть его в голос. И эти строки до сих пор крутятся в голове, такие они звучные и классные:
Сломленных нас, павших
Безликий, благослови…
И вот на такой положительной ноте мне бы и закончить свой отзыв, но… мне немного помешал эпилог. Может быть, я не права и чего-то не понимаю, но после эмоционального финала эпилог мне показался избыточным. Проблема в том, что в нем описана жизнь незнакомого персонажа, много незнакомых мест и названий, все довольно затянуто и подробно. А вместе с тем ведь понятно, что книга уже закончена. И хотелось сохранить в душе переживания от последних сцен и даже после интерлюдии Безликого, хотелось поразмышлять о дальнейших судьбах героев, а автор как будто резко и довольно сухо начал новую историю. В которую уже не хочется вживаться. В которую надо вникать, читать и запоминать новые названия, пытаться сходу начать переживать новым героям… и если такое актульно в начале романа (зная, что впереди будет время для привыкания и сопереживания), то в конце оно мне кажется неоправданным.
Не знаю, насколько это нужно автору, но все же напишу свое видение. Можно бы оставить эпилог, но во-первых сделать его гораздо короче и проще, а во-вторых провести несколько линий из этой истории, связывающие все это в единую сюжетную вещь. Вполне может быть, что я попросту что-то упустила и не заметила, но вот честно, читать эпилог было уже неким усилием, в отличие от всего остального текста.
Итого, чтобы снова не оставлять у автора ощущения «жизнь – тлен», еще раз скажу. Роман во время чтения вызывал у меня разные ощущения, от удовольствия до мимолетного раздражения, но – глобально – финальная сцена, Безликий и некие смыслы мне понравились и оказались созвучны. Думаю, роман заслуживает внимания и прочтения, особенно советую тем, кто любит продуманную систему мира, мифологию, путешествия и трудные испытания для героев.
Прошу прощения за некую сумбурность изложения и скачки мыслей, пока по-другому не получается…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.