В песнях смену ритма сплошь и рядом применяют. Чтоб не так нудно петь было.
В произведениях, первоначально для распевания не предназначенных, именно так этот приём и используют — в начале или в конце.
Да и смена тут коварная: после строки 3-стопного дактиля с женским окончанием идёт 3-стопный амфибрахий — тот же дактиль, только на слог сдвинутый. Если записать одной строкой, получится 6-стопный дактиль.
Я вот сейчас параллельно с ваянием стихотворной нетленки программу для проверки ритма оной настрогал. Так больше всего боюсь, чтобы люди не стали по наущению оной программы бездумно обрубать все неровности, шероховатости в угоду чистоте ритма
Оффтопик"- Да ведь чудинка — как тебе сказать… Вот растет вишневое деревцо, на
нем много разных веток. Я пришел и срезал одну ветку, чтобы сделать
кнутовище, — из вишенника кнутовище надежнее, — росла она, милая, тоже с
чудинкой — в сучках, в листьях, в своей красе, а обстругал я ее, эту
ветку, и вот она… — Аржанов достал из-под сиденья кнут, показал Давыдову
коричневое, с засохшей, покоробленной корой вишневое кнутовище. — И вот
она! Поглядеть не на что! Так и человек: он без чудинки голый и жалкий,
вроде этого кнутовища."
М.А. Шолохов, «Поднятая целина»
Фраза парадоксально построена («настежь» — всегда «открытая»), но такая как нельзя лучше подходит к концовке. Поле-то открыто настежь, но закрыто силой Стража.
ОффтопикЕсли формально — практически идеальный 3-стопный дактиль с рифмовкой AbAb:
Оффтопик
<code>
Звон 1 /
Раздается в тумане. 2 .--/--/- A дакт
Битва пришла на заре. 3 /--/--/ B дакт
В мирной моей глухомани 4 /--/--/- A дакт
Не было места войне. 5 /--/--/ B дакт
Горько. 6 /-
Горюет невеста. 7 ..-/--/- C дакт
Плачет, сгорая, стерня. 8 /--/--/ D дакт
С этого темного места 9 /--/--/- C дакт
Ты не дойдешь до меня 10 ---/--/ D дакт, 85%
Холодно. 11 /--
Мертвые нивы 12 .../--/- E дакт
Больше хлебов не родят 13 /--/--/ F дакт
Улиц сожженных могилы 14 /--/--/- E дакт
Молча с укором глядят. 15 /--/--/ F дакт
Больно? 16 /-
Ни боли, ни страха. 17 ..-/--/- H дакт
Медленно, будто слепой 18 /--/--/ I дакт
Буду идти я за свахой 19 /--/--/- H дакт
К смерти, что станет женой. 20 /--/--/ I дакт
Кровь 21 /
Закипает на камне. 22 .--/--/- J дакт
Тело лежит на земле. 23 /--/--/ B дакт
На скособоченном ставне 24 ---/--/- J дакт, 87%
Бьется огонь обо мне. 25 /--/--/ B дакт
Радость 26 /-
Уже не знакома. 27 ..-/--/- L дакт
Вечная тьма за чертой, 28 /--/--/ I дакт
Волей моею ведома, 29 /--/--/- L дакт
Вьется плащом за спиной. 30 /--/--/ I дакт
Меч, 31 /
Без камней и узоров 32 .--/--/- M дакт
С сизою гладью клинка 33 /--/--/ D дакт
Что недоступен для взоров. 34 ---/--/- M дакт, 87%
Станет судьбою в руках. 35 /--/--/ D дакт
Конь 36 /
Мой невиданной стати, 37 .--/--/- O дакт
С огненной дымкой очей, 38 /--/--/ B дакт
Трусов догонит. Предатель 39 /--/--/- P дакт
Новых не встретит ночей. 40 /--/--/ B дакт
Воля. 41 /-
Спокойное поле 42 ..-/--/- Q дакт
Будет мне домом теперь. 43 /--/--/ R дакт
В вечном бессменном дозоре 44 /--/--/- S дакт
Как настежь закрытая дверь. 45 -/--/--/ R амфб
</code>
Переход с дактиля на амфибрахий в последней строке вполне оправдан, и образ хорош.
А вот со знаками препинания не согласен.
Строчка 10 просит точки, а 13, 18, 32, 33, 34, 44 — запятой (выделенные — особо настойчиво). В 13-й явно что-то нужно, но точку или запятую —? В 8-й, возможно, уместнее многоточие.
С тех пор, как мне в руки попал первый (ужасающего качества) CD «Библиотека в кармане».
Я месяца три был в шоке.
А до этого был председателем общества книголюбов в фирме, что выражалось в еженедельном таскании пудов книг на своём горбу и выстаивании в очереди в городском обществе.
Одно время печатал особо понравившиеся книги на принтере, но потом и это ушло…
Сейчас есть чтение с экрана и аудиокниги — когда глаза и руки заняты чем-то другим.
Последнее, что было куплено — это подарочное издание «1001 ночи»
ОффтопикНе очень аккуратный, но вполне сносный 5-стопный ямб с выдержанной схемой рифмовки. Единственный существенный сбой ритма в 3-й строке («уже час») легко правится перестановкой слов. «Прикосновенья его сильных рук.» и «Как спирт горела в её жилах кровь.» не так заметны.
По знакам препинания есть вопросы, но лень сильнее.
ОффтопикНо, чтоб такой дольник (дактиль/амфибрахий) хорошо читался, в нём очень чётко должны стоять акценты.
А у Вас просто нет ошибок — разве что сбой ритма в строке «Все сорняки с корнем выдерну» (я бы написал «Сорные травы повыдерну»).
И последняя строка в 4-стишиях требует какого-то особого оформления — «ступенек», что ли…
ОффтопикЯ бы записал это не как 3-стопный, а как 6-стопный ямб. Тогда бы сгладилась нерифмуемость нечетных строк и не выпирало бы слово «суть» в 5-й и 11-й строчке.
И, раз уж пишете высоким стилем, то «Бытия» и «Вселенная» — с большой буквы.
Писец привычно раздвоился. Одно его «я» истерически визжало и грызло верёвки, а второе уже не менее истерическим голосом соседки-пенсионерки рассказывало дежурному менту о жутких вивисекторах, которые завелись в незаконно построенных гаражах… Писец знал, как приходить к ветеринарам.
Писец одобрительно отнёсся к появлению на сцене новых объектов воздействия. Он особенно любил приходить к тем, к кому, вроде бы, и прийти не мог. А вот тиопентал и удавку он не одобрил. Самоубийцы слишком быстро выскальзывали из его лапок, а писец так любил поиграть со своими жертвами...
«Та хоть 10 сними! А я в 11-й приду» подумал писец и стал изучать устройство литиевых батареек.Устройство всем видом показывало, что не прочь с писцом снюхаться.
Не, в такой ситуации флешка не поможет — только UPS. Но УПС-ку имеет смысл, если зарабатываешь компом, или 100$ — не деньги.
Как полумера — приучить себя сразу же давать новому файлу название и настроить свой редактор так, чтобы файл сохранялся каждую минуту. Для Ворда-2003 это «Сервис-Параметры-Сохранение-Автосохранение каждые 1 (адын) минут».
Когда-то была мода — при старте програмы выдавать какой-нибудь текстик с претензией на умность. Вот и я зарядил воландовское «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» и целую неделю балдел от своей крутости. А потом у компа сдох винчестер… Что-то выцарапать с него удалось, но заставку я убрал.
И сейчас паранойя даёт о себе знать: если что-то путнее написал, то, как бы не хотелось спать, дублирую на флешку. Комп утром может и не включиться… Что самое мерзкое — ни один из современных носителей информации не даёт гарантии… Винчестеры и флешки дохнут, DVD в один прекрасный момент перестают читаться… Бумага рулит! Её можно только сжечь, выбросить или потерять.
нем много разных веток. Я пришел и срезал одну ветку, чтобы сделать
кнутовище, — из вишенника кнутовище надежнее, — росла она, милая, тоже с
чудинкой — в сучках, в листьях, в своей красе, а обстругал я ее, эту
ветку, и вот она… — Аржанов достал из-под сиденья кнут, показал Давыдову
коричневое, с засохшей, покоробленной корой вишневое кнутовище. — И вот
она! Поглядеть не на что! Так и человек: он без чудинки голый и жалкий,
вроде этого кнутовища."
М.А. Шолохов, «Поднятая целина»
Переход с дактиля на амфибрахий в последней строке вполне оправдан, и образ хорош.
А вот со знаками препинания не согласен.
Строчка 10 просит точки, а 13, 18, 32, 33, 34, 44 — запятой (выделенные — особо настойчиво). В 13-й явно что-то нужно, но точку или запятую —? В 8-й, возможно, уместнее многоточие.
«Гром был без молний — холостой.» — как по мне, лучше «Без молний гром был — холостой.»
«Шёл ниоткуда в никуда» — объединил бы с предыдущей строкой через запятую, убрав из начала «тяжелое» слово «Шёл» — «Из ниоткуда в никуда»
Ну, а придираться к знакам препинания снова лень.
По знакам препинания есть вопросы, но лень сильнее.
А у Вас просто нет ошибок — разве что сбой ритма в строке «Все сорняки с корнем выдерну» (я бы написал «Сорные травы повыдерну»).
И последняя строка в 4-стишиях требует какого-то особого оформления — «ступенек», что ли…
В предпоследней строке сравнения — а нет запятых.
И, раз уж пишете высоким стилем, то «Бытия» и «Вселенная» — с большой буквы.
Естественно, всё это по вкусу.