Как и обсуждаемый в данном топике реликт технической НФ.
А исторические грабли — вещь многоразовая. Даже территории, на которых существовал Союз Нерушимый, а где-то за 1500 лет до него — Вечный Эль — перекрываются. И время стояния на граблях схожее — около 70 лет…
Сейчас-то на суть смотреть можно, а не развивать умение чтения между строк.
А при Нерушимом? Какая реальность вокруг была? Советская. Что значит голая фантастика без научности (сиречь технических подробностей)? Бегство от реальности. А бежать от советской реальности — не предосудительно ли? Вот и совали эти технические подробности… Некоторые — с умом, а некоторые перебарщивали, или полагали, что в этом и есть смысл фантастики…
В «Машине времени» есть ГГ, и всё идёт через его переживания.
А в «Войне в воздухе» персонажи вставляются постольку поскольку
То поднимаясь, то опускаясь по спирали, эти чудовища вели отчаянный бой. Можно было подумать, что это сражаются между собой облака, что это пудинги пытаются истребить — друг друга.
Схож по сюжету «Мир освобождённый» — только там предсказание ядерной бомбы с тем же результатом — уничтожением существующей цивилизации. Правда, там людей больше.
Это социалка, но в стиле «для народа, но без народа». Естественно, произведений без персонажей не бывает — но они не творят нить повествования, а лишь подчеркивают её. Основное — техническое воздействие и его последствия для социума.
у Жюля Верна всегда на первом плане люди, их проблемы, устремления и желания. Техника — это всего лишь средство достижения
Это сейчас так можно говорить. А при Нерушимом строить вымышленную реальность ради того, чтобы вырисовать характеры персонажей было не комильфо. Писатели фантазировали, конечно — но под прикрытием научного предвидения. Потому наша, советская фантастика и была НФ — в пику разным там фэнтези или космическим операм.
Тцтцтц, в «Понедельнике..» люди — мельком? Обижаете Стругацких(=
Нисколько. В приведенной цитате они над этим смеялись.
Насколько я помню, в 60х-70х годах Верн позиционировался именно как предсказатель технических новинок. А страдания этого обиженного раджи критиков интересовали в основном в плане борьбы с британскими империалистами.
Или вот яркий пример — Герберт Уэллс, «Война в воздухе» (1907г.)
Всё не маленькое по объёму повествование сводится к одному: страна Х построила громадный флот дирижаблей, навешала на них планеров — и ну долбать страну Y! Но и те не лыком шиты… В общем, больше всех дирижаблей наплодили китайцы. Цивилизация не выдержала такого нехорошего обращения и рухнула. А потом из-за отсутствия надлежащего ухода и нещадной эксплуатации попадали и дирижабли, а безлошадных китайцев перевешали.
Да читали… И с очень конкретной мотивировкой: Жюль Верн предсказал появление подводной лодки и кой-чего другого — так почему бы и нашим фантастам не поднапрячься?
Это потом уже дошли до мысли, что самый смак, когда реальность изменяется минимально, но меняется поведение людей…
Не буду настаивать на точности термина. У Стругацких в «Понедельнике...» есть описание путешествия в описываемое будущее:
В большинстве своем, правда, эти люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные, почти бесшумные механизмы. Так что, когда такой механизм случайно наезжал на человека, столкновения не происходило. Машины мало меня заинтересовали, наверное, потому, что на лобовой броне у каждой сидел вдохновенный до полупрозрачности изобретатель, пространно объяснявший устройство и назначение своего детища.
Вот это я и понимаю под технической научной фантастикой. И помню, как критик того времени поругивал какого-то автора за недостаточную проработку технической стороны и разведение психологических сантиментов
Ладно… Ознакомились на уровне «Вот и бабочки так же».
Хреновую вещь легко критиковать.
Но вот критерии…
Я как-то нарвался: сделал технический разбор главы из поэмы-эпик, тыкая автора носом в несоответствие классическим нормативам, а автор мне: «Это ракурс не интересен. Главное, что эпик в наличии...»
Анализировать техническую НФ, требуя от неё глубины проработки образов, конечно, справедливо… Но если законы жанра такие: механизмы описываем детально, персонажей — полупрозрачными?
Но, если человек написал нечто в духе 70-х годов прошлого века, то непонятны некоторые наезды.
Ну, принято было тогда технику описывать по максимуму, а людей — по остаточному принципу, тему сисек не раскрывать… Если написал автор — «подростки» — то какая такая любоффф? Им она по штату не положена — только дружба. И т.д. и т.п. Но читать всёравнонеохота.
Одни и те же доводы повторяются по два раза дословно и многословно — до сбоя в нумерации глав включительно. Ясно, что автор Вордом эксплуатировать не умеет. Ясно, что написана классическая техническая НФ. Ясно, что сейчас это и так не пишут. Дык отметил — и довольно. Зачем смаковать-то?
Присоединяюсь. Возможно, и есть на свете люди, испытывающие множественные оргазмы от описания технических подробностей вымышленного мира, но чего-то мне кажется, что их очень мало.
Корни дают себя знать…