Сколько людей, столько и точек зрения на войну. Каждый видит свое в силу обстоятельств, опыта и так далее. У моей приятельницы муж там воевал контрактником. То, чем вы возмущаетесь… там было и хуже. Вы всерьез считаете, что если человек попадает на войну, так он автоматически превращается в ангела? Или туда сразу берут только идеальных и морально выдержанных?
Совершенно не поняла, при чем тут бандиты. С бандитами — воевать. Мирных — защищать. Речь не об этом, и, по-моему, это очевидно. Хотят ли русские войны? Ответьте на этот вопрос сами для себя. Евтушенко говорит — нет. Хотя все ужасы, описываемые вами, были во время Отечественной войны. И все-таки — не хотят русские войны. Нет в душе у нормального человека желания убивать, утверждать себя в подавлении иных и так далее. В общем, с грустью вижу, что огромный пласт военной прозы (поэзии, фильмов) советского периода прошел мимо вас. Посмотрите «А зори здесь тихие», почитайте Васильева, Быкова. Возможно, что-то поймете. А, возможно, нет. Спорить смысла не вижу. И в советские времена было честное, искреннее искусство людей, которые воевали. И пафосная медь тех, кто не воевал и не терял родных или близких людей. И жаль, что вторые оказались сильнее и наглее и из советского прошлого, хорошего и плохого, остается чем дальше тем хуже — только лживое, тупое, нахрапистое…
Не увидела у автора рассказа воспевания бандитов. Противопоставление: те, кто считают, что война зло, и те, кто считает, что война — во благо и показатель государственной мощи. Реальная боль тех, кто теряет любимых людей, против трескучего пафоса. Это не о политике — здесь нравственный акцент на совсем другом. Может, так будет понятнее?
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.
Это — тихий голос против войны. Именно он противостоит громогласному пафосу. Речь только об одном: что гибель людей — это ужасно.
Если бы я могла написать письмо кому-нибудь, кто погиб на войне, то отправила бы его – неизвестному солдату. Это не определенный человек… но и не абстрактный собирательный образ. Это сотни, тысячи живших когда-то людей, имена и судьбы которых мы не узнаем.
В нашей семье погибли на войне двое – мой двоюродный дед и прадед, Сергей и Анатолий Петуховы. Прадед мог не идти воевать, он был уже в возрасте и болел серьезно, даже для военного времени забирать его были не должны, он пошел добровольцем. Провоевал год, умер под Ленинградом от болезни. Такая обычная, рядовая, добровольная смерть мне кажется героической. А бабушкин брат закончил школу как раз перед войной, сразу попал на фронт и уже не вернулся. И я думаю, как много людей с обычными, незаметными жизнями погибло на войне. Каждая жертва приближала победу, каждая была не напрасной. Мы знаем о своих погибших родных, а многие там и остались безымянными. Для меня самая святая могила – безымянная… И поэтому хочется написать именно тем, кто не только оставил в страшной военной буре жизнь, но еще и имя, и память о себе. И мне сложно написать письмо – ведь для того, чтобы говорить с кем-то, нужно представлять его – хотя бы по имени, хоть как-то. А мне видится множество людей, самых разных, молодых, как мой дед Сергей, который сейчас в том же возрасте, что сейчас мой сын, уже поживших – как мой прадед, и тысячи других, с разными характерами, разной судьбой, отчаянных, застенчивых, удачливых или тихих, надеявшихся вернуться к детям или внукам, или только мечтавших о семье – но война оборвала все…
… Но если бы я писала такое письмо, то не рассказывала бы о политике или каких-то экономических реалиях нынешней жизни. Просто сказала бы, что сейчас – весна, снова тянется вверх трава, а в ней – желтые одуванчики, все деревья одеты в ярко-зеленый наряд молодой листвы, а небо – то голубое и солнечное, то пронзительно-дождливое – оно мирное. Поэтому всегда День Победы проходит в тихой весенней радости-грусти, в памяти о прошлом и вечной надежде на самое лучшее, небывалое будущее, и эта надежда упряма, как молодая трава, пробивающаяся сквозь асфальт.
Ага. Все тайное — становится явным!
Понравилось. Несмотря на некоторую назидательность и предсказуемость — хорошо написано!
Что ж… то, что произошло с младшим сыном, было неожиданным ходом в рассказе. Да и некоторые иные повороты сюжета тоже. Спасибо за сказку!
Очень интригующее название. И рассказ интересный.
Но тут кот… и немного инфернальный, и справедливый. Внушительный, ничего не скажешь.
Что ж. Очень ярко написано. Котище — как живой.
И не только в СССР. Не знаю, как сейчас, но и в конце 90-х и нулевые от полиемилита дважды прививали, плановая прививка для детей.
Совершенно другие планы, действительно! Рада, что рассказ понравился!
По мыслям — похоже. Справедливость, защита бедных. Но по стилю — не сказала бы. Скорее не она.
«Две жизни Тутмоса» — Ольга Вербовая. Хотя, думаю, многие уже догадались.
Сколько людей, столько и точек зрения на войну. Каждый видит свое в силу обстоятельств, опыта и так далее. У моей приятельницы муж там воевал контрактником. То, чем вы возмущаетесь… там было и хуже. Вы всерьез считаете, что если человек попадает на войну, так он автоматически превращается в ангела? Или туда сразу берут только идеальных и морально выдержанных?
Поставьте вместо бандиты -фашисты. Перенесите ситуацию на то время. Может, чего и поймёте… Хотя вряд ли.
Совершенно не поняла, при чем тут бандиты. С бандитами — воевать. Мирных — защищать. Речь не об этом, и, по-моему, это очевидно. Хотят ли русские войны? Ответьте на этот вопрос сами для себя. Евтушенко говорит — нет. Хотя все ужасы, описываемые вами, были во время Отечественной войны. И все-таки — не хотят русские войны. Нет в душе у нормального человека желания убивать, утверждать себя в подавлении иных и так далее. В общем, с грустью вижу, что огромный пласт военной прозы (поэзии, фильмов) советского периода прошел мимо вас. Посмотрите «А зори здесь тихие», почитайте Васильева, Быкова. Возможно, что-то поймете. А, возможно, нет. Спорить смысла не вижу. И в советские времена было честное, искреннее искусство людей, которые воевали. И пафосная медь тех, кто не воевал и не терял родных или близких людей. И жаль, что вторые оказались сильнее и наглее и из советского прошлого, хорошего и плохого, остается чем дальше тем хуже — только лживое, тупое, нахрапистое…
Не увидела у автора рассказа воспевания бандитов. Противопоставление: те, кто считают, что война зло, и те, кто считает, что война — во благо и показатель государственной мощи. Реальная боль тех, кто теряет любимых людей, против трескучего пафоса. Это не о политике — здесь нравственный акцент на совсем другом. Может, так будет понятнее?
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.
Это — тихий голос против войны. Именно он противостоит громогласному пафосу. Речь только об одном: что гибель людей — это ужасно.
Всех с праздником Победы!
Письмо неизвестному солдату
Если бы я могла написать письмо кому-нибудь, кто погиб на войне, то отправила бы его – неизвестному солдату. Это не определенный человек… но и не абстрактный собирательный образ. Это сотни, тысячи живших когда-то людей, имена и судьбы которых мы не узнаем.
В нашей семье погибли на войне двое – мой двоюродный дед и прадед, Сергей и Анатолий Петуховы. Прадед мог не идти воевать, он был уже в возрасте и болел серьезно, даже для военного времени забирать его были не должны, он пошел добровольцем. Провоевал год, умер под Ленинградом от болезни. Такая обычная, рядовая, добровольная смерть мне кажется героической. А бабушкин брат закончил школу как раз перед войной, сразу попал на фронт и уже не вернулся. И я думаю, как много людей с обычными, незаметными жизнями погибло на войне. Каждая жертва приближала победу, каждая была не напрасной. Мы знаем о своих погибших родных, а многие там и остались безымянными. Для меня самая святая могила – безымянная… И поэтому хочется написать именно тем, кто не только оставил в страшной военной буре жизнь, но еще и имя, и память о себе. И мне сложно написать письмо – ведь для того, чтобы говорить с кем-то, нужно представлять его – хотя бы по имени, хоть как-то. А мне видится множество людей, самых разных, молодых, как мой дед Сергей, который сейчас в том же возрасте, что сейчас мой сын, уже поживших – как мой прадед, и тысячи других, с разными характерами, разной судьбой, отчаянных, застенчивых, удачливых или тихих, надеявшихся вернуться к детям или внукам, или только мечтавших о семье – но война оборвала все…
… Но если бы я писала такое письмо, то не рассказывала бы о политике или каких-то экономических реалиях нынешней жизни. Просто сказала бы, что сейчас – весна, снова тянется вверх трава, а в ней – желтые одуванчики, все деревья одеты в ярко-зеленый наряд молодой листвы, а небо – то голубое и солнечное, то пронзительно-дождливое – оно мирное. Поэтому всегда День Победы проходит в тихой весенней радости-грусти, в памяти о прошлом и вечной надежде на самое лучшее, небывалое будущее, и эта надежда упряма, как молодая трава, пробивающаяся сквозь асфальт.
Идея флешмоба уместная и правильная… Жаль, мало откликнулось. Если успею, допишу и выложу.
Не нашла, где поставить тысячу минусов… Но, в общем, ожидаемо, да.
Интересно… Человек освобождает людей против их воли, превращает в птиц. А хотят ли они быть птицами? Но все равно хорошо написано.
Кажется, читала — но перечитала с удовольствием. Как же люблю кошек.