"Приключения Буратино" в свете психоанализа
1,66 а.л. (1 а.л. = 40000 знаков)
Рассмотрение известной всем сказки А. Толстого «Приключения Буратино» через призму теории психоанализа З. Фрейда. Все герои произведения будут представлены в новых ракурсах, результатом чего станет раскрытие ранее неизвестных качеств их натур, подоплек сюжетных поворотов, а также основных мотивов написания произведения.
Эта довольно старая (и ставшая достаточно известной) статья, она была написана автором в далеком 1998 году и первую публикацию увидела в сети FIDOnet. Текст изобилует цитатами из хрестоматий, которые могут показаться тяжелыми для привыкшего к легкому чтению человека. Тем не менее, статья вполне может доставить немало удовольствия тому, кто обладает чувством юмора и умеет извлекать подтекст из сложноподчиненных предложений.
Первая часть статьи посвящена психоанализу: концепциям, инструментам и трендам. Она может оказаться тяжеловатой для неподготовленных читателей, но именно ради них (не владеющих азами теории З. Фрейда) она и была включена в текст. После ее преодоления остальной материал станет понятнее и увлекательнее.
Жизнь нередко оказывается смешнее самых рискованных юмористических спекуляций. Или же (как можно убедиться в более поздних циклах) – печальнее, чем самые мрачные и драматические антиутопии. В первые дни публикации это эссе вызвало забавную реакцию одного из профессиональных психологов – после прочтения статьи он серьезно поинтересовался: 'А когда будет вторая часть, про Карлсона?'
Надеюсь, что читатель открыл этот комментарий уже после чтения эссе ««Приключения Буратино» в свете психоанализа», потому что сейчас кавычки его жанровой принадлежности будут убраны – безусловно, это чистая пародия, стилизация и стеб. К сожалению, психоанализ представляет собой настолько безразмерное резиновое изделие, что его можно натянуть практически на любой объект – чем, к сожалению, пользуется многомиллионная плеяда т.н. «расчленителей psyche». Однако хуже всего то, что сами психоаналитики гордятся этим фактом, утверждая, что он обусловлен тем, что фрейдовские мотивы пронизывают всю нашу культуру (и едва ли не обуславливают саму онтологию). Безусловно, критике и опровержению подобного подхода посвящены сотни материалов, однако я давно убедился, что объективные возражения и сухие логические аргументы не способны поколебать веру адептов доктрины З. Фрейда в теорию либидо.
Это послесловие появилось не для того, чтобы раскавычить задумку эссе (я уверен, что читатель, обладающий чувством юмора и критическим мышлением, не нуждается в подобных подсказках). Желание его написать возникло после того, как я в очередной раз убедился в том, что любая сатирическая идея (или антиутопическая, см. о ней ниже – повесть «Насу»), какой бы абсурдной или фантастической она ни казалась, рано или поздно будет реализована и овеществлена на практике. Она будет изложена и даже материализована на полном серьезе, с умным лицом, с цитатами авторитетов, будет обрамлена солидными формулировками… заняв достойное ей место в паноптикуме пафосного абсурда и претенциозной глупости нашей современной реальности. В качестве иллюстрации конкретного случая приведу одну недавно обнаруженную мною статью (написанную и опубликованную по прошествию нескольких лет после моего эссе):«Lying Through One's Nose: On Masculine Sexuality and Deception in Collodi’s Pinocchio» by Shirley Sharon-Zisser (Department of English, Tel Aviv University), краткое изложение которой можно прочитать по этой ссылке: psyart.org/wp-content/uploads/2021/01/Pinocchio-Final.pdf\
Но можно и не читать. Если вы уже знаете ««Приключения Буратино» в свете психоанализа».