Какабадзе Манана
Фурсин Олег.
Статью предваряет фотография "российского интеллигента", измученного нарзаном, пардон, Советской властью...
***
У людей, которых Бог "наказал" наличием совести, есть одна плохая привычка, — они всегда в одиночестве, и боятся объединиться. А когда ты одинок, то ты легкая добыча для стаи нечеловеков, не наказанных Всевышним совестью. Надо ломать традицию и объединяться. Поэтому прочитав великолепную статью Человека, обремененного совестью, мне захотелось встать рядом с ним плечом к плечу, а если нас всего двое, — то спиной к спине. Как показала история, подлый удар всегда наносится в спину. Для начала я перепечатаю его статью во все свои литературные сайты, а в дальнейшем обязуюсь данную тему развить, и даже написать Манифест: "Смерть интеллигенту, да здравствует гумилевец!"
***
Блогер Сергей Зло. Орфография и пунктуация автора сохранены.
Жить бы мне В такой стране, Чтобы ей гордиться. Только мне В большом г*** Довелось родиться.
Прежде чем я продолжу цитировать классика советского кино, скажу несколько слов о нем самом. Признаюсь я люблю фильмы Рязанова 70-х и 80-х годов. И потому мне было крайне неприятно слушать эти стишки, причем на федеральном канале «Культура». Я конечно был шокирован этим. Потом я узнал, что они были опубликованы в книге «Неподведенные итоги», изданной уже после развала СССР. К тому времени Рязанов уже почувствовал все прелести свободной жизни и уже успел снять несколько своих «шедевров» без цензуры.
И вот я думаю, что в нем просто взыграла детская обида. Обида человека, который считает что во всем плохом в его жизни виноваты родители. А все что было хорошего — это только его заслуга, так сказать сделал «вопреки»! Только родителями в данном случае были Партия и правительство, чиновники Госкино и прочие, кто «мешал» ему творить. А как только их не стало и кино у него перестало получатся почему-то. И кто теперь виноват? Видимо народ не тот, как это обычно у нашей интеллигенции.
Не помог
России Бог,
Царь или республика,
Наш народ
Ворует, пьёт,
Гадит из-за рублика.
Обмануть,
Предать, надуть,
Обокрасть — как славно-то?
Страшен путь
Во мрак и жуть,
Родина державная.
Сколько лет
Всё нет и нет
Жизни человеческой.
Мчат года...
Всегда беда
Над тобой, Отечество.
Эльдар Рязанов безусловно талантливый режиссер. В советское время он снимал ироничные и добрые комедии о жизни простых советских людей. И, при этом, несмотря на сатиру, иногда даже довольно ядовитую, несмотря на критику недостатков страны — в тех его фильмах была Любовь. Это чувствовалось. Это чувствуешь и сейчас — какое-то особое тепло, уют, какая-то легкая атмосфера. Мир, где самое страшное, что может с тобой случится — это то, что ты не получишь гараж в этом году. Или курицу не успеешь купить. Но, скорее всего, получишь это позже. И даже в жестком конфликте между людьми из-за споров о гараже они ведут себя как дети? Все это выглядит несерьезно, безобидно. По сути они ругаются как маленькие, несмышленые детишки. Представим себе на секундочку как бы это происходило в наше время? Спор за право собственности на гараж? Ужас! Все было бы конечно намного жестче. А тогда все было так.
"Драка" из-за гаража
Люди в СССР жили как дети малые, как у Христа за пазухой. И сам Рязанов такой типичный пухлый советский ребенок: «Я хочу би-би, хочу бу-бу, хочу ка-ка». А «злые» родители не разрешают! Нехороший худсовет режет фильмы, запрещает какие-то сцены, что-то приходится вырезать, что-то менять. Как-то юлить, подстраиваться, приспосабливаться. Кстати, как тут не вспомнить героя Андрея Миронова из рязановского же фильма «Берегись автомобиля»
Ну почему! Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему? Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться! Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда все это кончится! Он мне как раз и напоминает самого Рязанова и его ближайшее окружение. А вообще детям это очень свойственно — винить родителей в своих бедах. Детям хочется свободы. Это нормально. Это естественно. Так было всегда. Так будет всегда. Но когда дети получают долгожданную свободу, они, как правило, очень быстро перестают быть счастливыми. Груз ответственности, проблемы выбора, принятие правильных решений. И не к кому обратится за помощью, за советом. За свои ошибки приходится отвечать самому и они тяжким грузом висят на человеке. А так хочется их на кого-то свалить! А на кого? Проще всего конечно на родителей. Мы начинаем с ностальгией вспоминать детство — где все было просто и легко.
Так же и наша творческая интеллигенция и типичный ее представитель Эльдар Рязанов, получив свободу и избавившись наконец от всяких худсоветов — начинает делать то, что ему хочется. А получается шлак! Потому что нет строгих и опытных родителей, которые могли бы подсказать или помочь, направить в нужную сторону. А сам по себе… В общем без цензуры и худсоветов великий режиссер скатился в редкостное убожество. Без слез на это смотреть невозможно. Причем больше всего поражает не общая дешевизна всего, а отсутствие качества! Фильмы 90-ых Рязанова сильно напоминают т. н. «кокшеновские» комедии (фильмы актера Кокшенова). Причем всем: и сценарием, и постановкой и даже игрой актеров! Уж казалось бы играют звезды, гениальные актеры, но почему же так жалко и бездарно? Куда все ушло? Не стало строгого дяди, который был следил за качеством? Нет контроллера и человек-ребенок начинает халтурить. А зачем мучится — и так пойдет!
Старые клячи
А может дело в другом. Может лучшие фильмы Рязанова были такими искренними и наполненными любовью, потому что их соавтором был Эмиль Брагинский. Человек абсолютно противоположный по характеру, по судьбе, по отношению к жизни. С одной стороны Эльдар, который с детства привык к сытости и достатку. А с другой Эмиль, у которого в 9 лет умерла мать, а отец жил в другой семье. Которому, по сути, пришлось сразу встать взрослым. Видимо именно этой «взрослости» и перестало хватать в фильмах Рязанова, снятых без Брагинского. Он скатываться все больше не в сатиру, а в грязную ругань, не в юмор, а в черную «депрессуху».
Эмиль БрагинскийКстати, они очень сильно рассорились на фильме «Забытая мелодия для флейты». Эмиль был категорически против «убийства» главного героя. Ему не хотелось этого — показывать мрак и беспросветность жизни. И вот что поразительно, как раз люди трудной судьбы, такие как Брагинский, часто не испытывают лютой ненависти к стране, которая в общем-то не была к ним особенно ласкова. А такие как Рязанов, сытые и довольные, избалованные советской властью — почему-то брызжут ядовитой слюной. Кстати, когда Брагинскому говорили, что за свои сценарии он в Голливуде мог бы миллионы получать, то тот отвечал: «Я не бедный, я средний». Он любил жизнь, любил людей — тех самых, несовершенных, может в чем-то примитивных, может и тех самых, которые «гадят из-за рублика». Вот как Эмиль Брагинский сам описал смысл своего творчества:
Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство. О любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить, мне жаль…
А вот Рязанов был обижен. Властью, партией, несовершенным народом. Я вижу в этих стихах обиду избалованного ребенка на своих «родителей» Обиду человека, который возомнил себя величайшим гением всех времен и народов. А на деле без руководящей роли «партии» и «худсовета» оказался почти никем. Он ненавидит их за то, что сам подсознательно понимает: они гораздо больше помогали ему, нежели мешали. Но как это признать? Он же гений! А вынужден был в свое время пресмыкаться перед ними. Должен был им улыбаться, заискивать. А потом они исчезли и все стало только хуже. Но как же признать, что проблемы были в тебе? Что проблемы были в самой интеллигенции! Никак. Виноваты другие. Народ опять не тот попался.
***
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.