В прошедшем году впервые в нашей области ни один школьник не поставлен на учет как наркоман. Крошечный факт невидимого многолетнего противостояния наркоугрозе. Да, регулярно сообщается, сколько разными правоохранительными органами изъято зелья. Например, только на счету сотрудников Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области 46 килограммов героина, 107 — марихуаны, почти восемь — синтетической отравы. Зарегистрировано 2149 преступлений, раскрыто больше двухсот организованных групп, промышлявших наркотой. Цифры можно приводить еще. Но подумаем о другом.
На пресс-конференции по итогам года начальник Управления ФСКН по НСО Владимир Ильин подчеркнул выводы, сделанные компетентными экспертами Управления ООН по противодействию наркомании. Если взять в комплексе все меры, предпринимаемые в борьбе с этим мировым злом, то результат всего лишь на 30 процентов зависит от правоохранительной деятельности. А 70 процентов — это самые разнообразные профилактические меры, предпринимаемые обществом. То есть это предупредительные действия государства, общественных организаций, медицины, органов образования и других, а значит, каждого человека, каждой семьи. Вот с этих позиций только и стоит подходить к проблеме.
Как сообщалось, наша область входит в десятку самых неблагополучных регионов по уровню наркотизации. Причин много, в том числе и пресловутое наше географическое расположение в центре маршрутов наркотрафика. Но в то же время область в первой десятке по выявляемости наркопреступности, в том числе и организованной. Как подчеркнул Владимир Ильин, позиция руководства области однозначна: «на учет надо ставить всех», чтобы картина была реальная. В прошлом году антинаркотическая комиссия во главе уже с новым губернатором рассмотрела многие насущные вопросы. Результатом стало создание аналогичных комиссий во всех муниципальных образованиях, и в них сотрудничают работники Управления ФСКН. Подвижки происходят в ТОС — территориальных общественных самоуправлениях. Можно сказать, что влияние на наркоманов и распространителей усиливается. Люди по месту жительства уже не просто анонимно звонят, но не опасаются давать свои координаты, а значит, проверок стало больше, и они дают лучшие результаты. Если ещё лет семь назад купить наркоту можно было чуть ли не везде — на улицах, в людных местах, то теперь сбытчики ушли от такой открытой продажи. У каждого есть своя, скажем так, клиентура, человек семь-десять. Посторонние в этот круг не допускаются. Понятно, что сбытчики меняют тактику, учитывают форматы работы наркополицейских, знают, что их слушают, за ними наблюдают. Конспирация усиливается, сбытчик продает наркотик без личной встречи, без личной передачи, стараясь «товар» даже в руки не брать, через посредников или оставляя в условленных местах. Конечно, эти уловки осложняют работу сотрудников наркоконтроля. Но, как было сказано выше, все равно, результаты есть.
Или такие цифры. Заметно снизилось количество выездов «скорой помощи» к наркоманам. На треть уменьшилось количество смертей от передозировки: если несколько лет назад средний возраст погибших был 22-24 года, то сейчас 28-29 лет. В прошлом году на треть меньше несовершеннолетних впервые поставлены на учет.
Мы знаем, что наркота идет из Афганистана и далее через республики Средней Азии к нашим границам. Раскрыто 15 преступлений по контрабанде наркотиков. На пограничном переходе в Карасукском районе установлено хорошее оборудование. Перевезти здесь наркотики стало проблематично, потому в последнее время наркотрафик все чаще идет через Алтай и Кузбасс. И уже оттуда зелье попадает в наш регион.
Одна из нынешних проблем: в разы изымается больше, а значит, и больше поступает в регион синтетических наркотиков. Соседние регионы начинает захлестывать так называемый дизоморфин, который варганят сами наркоманы из лекарств, имеющихся в свободной продаже. Конечно, принимаются меры. Но стоит нам всем понять одну простую и страшную истину: изымая килограммы зелья, выстраивая оперативную работу, то есть пресекая предложение, надо в очень высокой степени воздействовать на спрос. А это и есть профилактика.
Довольно часто можно услышать, что легкие наркотики — покурил и в любой момент бросил — почти безвредны. Это легенда, придуманная и распространяемая наркобизнесом. После так называемых легких наступает такой момент, когда взбадривать себя приходится сразу героином внутривенно, то есть самым тяжелым и самым опасным зельем.
Один из способов профилактики — тестирование на употребление наркотиков студентов высших и средних учебных заведений. Вопрос ставится давно, но у него как немало сторонников, так есть и противники, которые считают это нарушением прав человека, вмешательством в личную жизнь. Насколько сейчас тестирование распространено? На вопрос вашего корреспондента, Владимир Ильин ответил, что есть вузы, например, Московское высшее училище имени Баумана, где тестирование проводится в обязательном порядке в связи с будущими профессиями выпускников. Есть еще вузы в стране, где это делается. Но закона о тестировании нет, потому вопрос отдан на решение руководства учебных заведений.
Ещё вопрос: сейчас также немало организаций, которые берутся лечить наркозависимых, причем часто за большие деньги. По мнению начальника Управления ФСКН, далеко не всегда это лечение дает эффект. По оценкам экспертов, реабилитация на год не считается хорошим исходом. Три года без наркотиков — таким должен быть реальный результат лечения.
Наркомания — социальная проблема. Для ее преодоления, постепенного, длительного, все законные средства хороши. Считалось, что просмотр фильмов, как мучаются и умирают наркозависимые, самый действенный способ профилактики. Как сказал руководитель Управления ФСКН, специалисты — психологи, наркологи пришли к выводу, что профилактика на «ужастиках» бесполезна. Наркоман этого уже не воспринимает. А молодым людям, подросткам надо показывать другую жизнь, где есть возможность учиться, заниматься любимым делом, где есть добро, поддержка...
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.