На сибирской земле / Хрипков Николай Иванович
 

На сибирской земле

0.00
 
Хрипков Николай Иванович
На сибирской земле
Обложка произведения 'На сибирской земле'
Дети-блокадники в Карасукском районе
Как сибирская земля приняла детей-блокадников

 

 

 

 

 

На сибирской земле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ-БЛОКАДНИКИ В КАРАСУКСКОМ РАЙОНЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Трагическое последствие любой войны резкий рост количества детей-сирот. Погибают родители, и дети остаются одни, предоставленные самим себе. Многие погибает, кто-то выживает, приспосабливаясь к жизни. Увеличивается число беспризорников. Растет детская преступность.

Такой печальный результат получила Советская Россия после первой мировой и гражданской войн. Борьба с беспризорностью была поставлена на государственный уровень. Знаковым стало назначение на пост председателя комиссии по борьбе с беспризорностью главы ВЧК Ф.Э. Дзержинского, которому, как никому были понятны масштабы этой беды. За несколько лет было покончено с беспризорностью. Многие подростки, судьба которых могла закончиться печально, стали полноценными гражданами.

Когда началась Великая Отечественная война советское руководство уже понимало, какая проблема станет перед страной. Решать ее надо было экстренно. С первых месяцев войны принимаются меры, которые бы не позволили допустить резкого роста беспризорных.

Открываются детские дома, создаются суворовские и нахимовские училища. Тысячи подростков становятся сынами полков. Об одном из них написал замечательную повесть Валентин Катаев. Военное руководство смотрит на это сквозь пальцы. Вообще не положено допускать нахождение детей в воинских частях. Понимает, что иначе многие дети погибнут.

Беспримерен подвиг Ленинграда. Не было такого города, который бы Гитлер так ненавидел. Ленинград выжил, несмотря на страшные обстрелы, голод и холод. И не только выжил, но и мужественно воевал против озлобленного врага, который никак не мог ворваться в город. Ленинградские власти с первых дней блокады принимают меры по спасению детей. Первыми наряду с ранеными эвакуировали детей. Из везли на восток, за Урал, в Сибирь, где в срочном порядке создавались детские дома. В городах и селах.

Детей-ленинградцев принимала и Новосибирская область. В экстренном порядке нужно было подготовить помещения, найти обслуживающий персонал, воспитателей. Учителей, отыскать и завести необходимый инвентарь, мебель, обеспечить продуктами питания, одеждой. А также необходимый транспорт, с которым была напряженка. Некоторых детей брали в семьи.

К детям-ленинградцам было особенно трогательное и внимательное отношение. Вся страна знала о подвиге Ленинграда, о том, какие лишения и страдания выпали на долю ленниградцев. Ленинград стал символом стойкости народа.

Когда видели истощенных детей, глаза наполнялись слезами, а душа рвалась помочь, чем только можно. И не нужно забывать, что в тылу жизнь людей была далеко не сахар.

На юго-западе Новосибирской области находится Карасукский район, пограничный с Каззахстаном и Алтайским краем. Он занимает северную часть Кулундинской степи. Добраться до этих мест в прежние времена можно было по грунтовой дороге, которая становилась непроезжей в ненастье. Зимой ее заносило снегом. Единственным надежным способом была железная дорога, построенная еще до революции. В 1911 году она прошла мимо небольшого аула, который стал железнодорожной станцией. Из этой станции вырос железнодорожный узел и поселок Карасук. По этой ветке идут составы, груженные углем, из Кузбасса и пассажирские поезда. Со строительством этой ветки была ослаблена загруженность Транссибирской магистрали. Сюда и привезли несколько сотен ленинградских детей. Открыли несколько детских домов в самом Карасуке и нескольких селах. В Карасуке был также госпиталь для раненых бойцов.

Такой детский дом был и в Нестеровке, которая находится в пятидесяти километрах от Карасука.

Сейчас это небольшая деревня, разделенная на две части рекой Карасук. Берега соединены висячим мостом «переходкой» и паромным мостом. Раньше это было довольно большое село, где имелся свой мясокомбинат, две мельницы и ажно две церкви. В районе это было одно из самых крупных сел, даже больше чем ранний Карасук. Старожилов, помнящих военное время, сейчас уже не осталось. Старые люди о детском доме помнят только из рассказов родителей. Марина Омельченко, ныне студентка педагогического университета, будучи ученицей Калиновской школы собрала материал о Нестеровском детском доме, существовавшем в годы войны. Детский дом был открыт специально для детей-ленинградцев. С презентацией выступила на районной конференции исследовательских работ. Подобного рода конференции ежегодно проводятся в Карасуке. Она собрала, к сожалению, довольно скудный материал о нестеровском детском доме, записала несколько рассказов-воспоминаний пожилых нестеровцев, которые еще могли что-то рассказать о детском доме.

В изданном карасуским районным музеем сборнике о детских домах района Нестеровский детский дом не упоминается.

 

Решением Алтайского крайисполкома исполнительный комитет обязал выделить районам для приготовления обуви 38 тонн шубного лоскута, 15 тонн пимной обрези, 60 тонн лоскута голяка.

Для эвакуированных детских домов было выделено 25 лошадей, 1000 м стекла. Тем не менее, снабжение продуктами питания до конца 1942 года было плохо налажено. Целевые наряды на обеспечение детских домов продуктами питания не отоваривались, особенно на поставку сахара, кондитерских изделий, рыбы. Норма выдачи продуктов детям в этот период составляла: 300 гр. масла, мяса 600 гр., хлеба 400-500 гр. При этом организованное снабжение продуктами питания осуществлялось только в отношении эвакуированных детских домов, а «местные детские дома кроме хлеба и круп ничем не снабжаются», — говорится в докладной записке Алтайского крайоно от 05.12.1942. Для сравнения, в этот период в Ленинграде норма выдачи хлеба составляла: рабочим — 250 гр. хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 гр., личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 гр., войскам первой линии — 500 граммов.

Сохранилась справка Алтайского крайкома ВЛКСМ о состоянии работы ленинградских эвакуированных 25 детских домов и 11 интернатов, в которой отмечалась характерная для ленинградских детских домов особенность — то, что их воспитанники в большинстве своем способные, развитые, вежливые; «… хорошо поставлено художественное воспитание, но недостаточно военно-физическое и совершенно неудовлетворительно — трудовое»; «дети умеют танцевать, начиная с дошкольного возраста, причем не единицы, а за немногим исключением все воспитанники».

Реэвакуация населения была начата уже в 1944 году. Распоряжением СНК СССР от 11.08.1944 № 16502-р Ленинградскому облисполкому разрешалось возвратить в августе-ноябре 1944 года и марте-апреле 1945 года к прежнему месту жительства эвакуированное из Ленинградской области население.

В 1944г. Карасукский район вошел в состав Новосибирской области и выполнял решения Исполнительного комитета Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся.

Реэвакуация ленинградских детских учреждений проводилась в соответствии с распоряжением СНК РСФСР от 26.04.1945 № 927-р.

В соответствии с распоряжением Совнаркома РСФСР от 26 апреля 1945г. № 927 «О реэвакуации детей, прибывших с детскими учреждениями из г. Ленинграда», Исполнительный комитет Новосибирского областного Совета Депутатов трудящихся принимает решение об организации реэвакуации согласно плана Облоно. В Карасукском районе по организации реэвакуации назначена ответственной председатель Райисполкома тов. Ситникова.

Вместе с детскими учреждениями из Новосибирской области возвращались учителя, воспитатели, врачи, медицинские сестры, технические служащие, их дети и иждивенцы. Они обеспечивались медико-санитарным обслуживанием на всем пути следования до г. Ленинграда. Облторготделу поручалось выделить детям и обслуживающему ерсоналу все необходимые продукты питания на время нахождения в пути. Ассортимент был следующим: хлеб, молоко, масло, сметана, чай, кофе, какао, сухофрукты и др. Обеспечение хлебом производилось по карточкам или маршрутным книжкам. Карточки на хлеб еще не были отменены.

Пунктами сбора детей из Новосибирской области были назначены станции Карасук и Каргат и пристань Новосибирск.

Была составлена заявка на количество вагонов и назначены ответственные из числа председателей райисполковом, заведующих райздравотделами, зааедующих районо и заведующих эвакоотделами. Началась подготовка к реэвакуации.

Вот и настала долгожданная пора возвращения в родной город. Но не все эвакуированные дети отправились назад. Вышло решение № 682, в пункте 19 которого говорилось о том, что «ленинградских детей, не подлежащих реэвакуации разместить в Толмачевском детском доме Новосибирского района. Многие из них после детского дома так и остались на сибирской земле.

Благодарность:

Будаевой С.В., директору Муниципального бюджетного учреждения «Карасукский краеведческий музей» Новосибирской области.

Артюху Е.В., заведующему экспозиционно-выставочным отделом Муниципального бюджетного учреждения «Карасукский краеведческий музей» Новосибирской области.

Жуковской Ю.А., научному сотруднику Муниципального бюджетного учреждения «Карасукский краеведческий музей» Новосибирской области.

Мишениной Г.А., ведущему специалисту отдела архивной службы администрации Карасукского района Новосибирской области.

 

 

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль