И лают, и кусают
ЭССЕ
Основной лозунг либеральной оппозиции, флаг, под которым они идут на баррикады, — это борьба с коррупцией, которая, де, как раковая опухоль, поразила нашу власть. Существующая власть погрязла в коррупции. Воруют все сверху донизу. Создан режим коррупционно-олигархического режима, который, если не свергнуть, приведет нас к катастрофе. Создан тепличный режим для незаконного обогащения чиновников всех уровней, которые беззастенчиво грабят свой народ, распоряжаются ресурсами страны. Виноват, конечно, Путин, потому что рыба гниет с головы. Все эти многочисленные посадки чиновников высшего звена — лишь пускание дыма в глаза.
Простая, понятная и беспроигрышная схема… Фактически на протяжении уже многих лет идет объявленная информационная война против существующей власти, война на уничтожение страны. И в том, что она приняла такие масштабы, виноваты не столько внешние противники, сколько мы сами. Подается эта война как война за спасение страны. И пока государство проигрывает ее. Может быть, потому что не осознает опасности. Противник не сильнее, но он хитрее, а зачастую и умнее. А неуклюжие действия властей только добавляют ему очков. Такое впечатление, что власть предержащая махнула рукой и отвернулась, действуя по принципу «Собаки лают, а караван идет» и «На всякий роток не накинешь платок». А это только на руку противнику. Нет осознания надвигающейся опасности. Властям надо незамедлительности: а) осознать серьезность намерений противника, который не ограничится сменой режима, ему нужно больше — уничтожить страну и ее народ, б) вести активную наступательную политику; не защищаться, не отмахиваться, как от назойливой мошкары, а нападать.
Мы не видим ни того, ни другого. А если поблизости не окажется гусей? Тогда галлы захватят Рим, разнесут его в пыль, а все богатства заберут себе по праву победителя.
Главная коррупционная схема (кричат либералы) — это закупки. А, следовательно, их не должно быть. Тогда никакой коррупции и не будет. Ну, почти не будет.
Как объясняют они, схема до смешного проста. Любой дебил до нее смог бы додуматься. Что-то нужно построить или купить. Чиновник, который отвечает за это, находит товар или рабочую силу подешевле, отчитывается за более высокую цену. А разницу кладет себе в карман. Там об этом знают. Но помалкивают, потому что все занимаются этим.
Это вроде того, как посылает мама Васю в магазин за хлебом, потому что ей некогда. Берет Вася булочку хлеба за десять рублей, а маме говорит, что купил за двадцать. И смотрит на нее широко открытыми глазами. А мама у Васи очень наивная. Разницу Вася кладет себе в карман. И так с каждой покупки, каждый день. Мама ничего не видит, а Вася богатеет.
Ахает народ. Вот оно, действительно, как просто. Из воздуха, гады, делают деньги. Грабят людей без зазрения совести. Круглые сутки, без перерыва на обед. В будни и праздники. Почему-то в голову никому не придет здравая мысль: «А не рухнула ли Васина мама с дуба, получив тяжелую травму головы?» Ведь ни одна нормальная мама так поступать не будет. На любом товаре должна быть цена, где расписана разные параметры.
«Цену можно подделать!» — кричит самый либеральный в мире либерал. Такие обитают только у нас. Тот самый, который убежден, что по несчастью или ошибке родился в ЭТОЙ стране, название которой он выговаривает с брезгливой гримасой и корежась, как будто его поджаривают на адском огне.
Это что же выходит, что Вася каждый раз подделывает ценник и причем настолько искусно, что мама ничего заподозрить не может. А, может быть, Васе повезло, и мама ему попалась очень тупая, которая ни за что в жизни не может отличить аляповатую подделку. А может Вася уже в яслях научился подделывать всё подряд?
Но мама же может спросить кассовый чек? Либерал тогда кричит, что Вася или подделывает чек, или в сговоре с продавцом, который тоже в этом заинтересован, получая свое. Здравомыслящий и немного вращающийся в торговой сфере человек скажет, что это бред. Лишь воспаленное воображение может представить подобное. Но пипл хавает эту бредятину и вопит на митингах: «Навальный — наш президент», «Долой фашистко-олигархически— коррупционный режим!», «Даешь майдан!»
Это ни в коей мере ни попытка убедить, что у нас нет коррупции или умалить ее масштабы. Есть! Да еще какая! Это беда нашей страны. Но одним взмахом меча с ней не покончить.
Нужно знать, как и в чем она проявляется. А то, что мы слышим на митингах, зачастую обман, рассчитанный на элементарную безграмотность и непонимание реального положения вещей.
Вернемся к нашим баранам… Призыв «Никаких госзакупок!», «Уничтожить сам институт госзакупок!» — это не просто невежество или расчет на невежество масс, на их эмоциональное восприятие. Это удар по государственной системе под дых, ниже пояса. Власть не может существовать без системы государственных закупок. В Древнем Египте чиновники по поручению Египта покупали рабочую силу для строительства оросительной системы, дворцов, пирамид, золото, слоновьи бивни, золото, дерево, коней для колесниц. Если бы они не делали этого, не было бы никакой древнеегипетской цивилизации.
Чиновники, конечно, на этом обогащались. Правили знали о том и боролись с самых древних времен самыми разными способами. Чаще всего казнили проворовавшихся сановников. Александр Данилович Меншинков обогащался на поставках в армию и неоднократно был бит за это дубинкой Петром I, а несколько раз оказывался на волосок от смерти. А при внуке Петра всё его имущество отошло в казну, а его со всем семейством отправили в далекое сибирское село Березово.
Государственные закупки существуют в форме тендеров (открытых конкурсов), поэтому воровать, как в Петровские времена не получится. То есть монополии на заказы нет. Есть ли лазейки? Вероятно. Но система государственных закупок получает всё большую степень защиты. И поле для махинаций и хитрых схем сужается.
Что же требуется сделать, чтобы выбить главный козырь из грязных ручонок борцов с режимом?
- Повышение экономической и юридической грамотности населения. Знающих людей обвести вокруг пальца уже затруднительно.
- Информированность о государственных закупках, о которых сообщается только в официальных источниках.
- Открытость всей системы госзакупок. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность проследить всю цепочку от начала до конца.
Для областной больницы закупили новое медицинское оборудование. О чем будут говорить в городе и области? О том, что теперь качественнее будут лечить? Конечно же, нет. Будут говорить, кто и на сколько погрел руки на закупке этого оборудования. Причем будут говорить это образованные люди, а не только дворники и технички. Оппозиция подкинет хворосту в костер. И вот начинается. Расползаются слухи. Хорошее дело для города и области оборачивается очередной головной болью для властей, которой нужно постоянно оправдываться, убеждать, что это не так.
— Почему у этой фирмы купили?
— Да потому что она победила в тендере, — отвечает чиновник, ответственный за закупки.
— Конечно! Потому что вот такой-то господин из этой фирмы приходится троюродным племянником заместителя заместителя такого-то. Или вместе ходили в детский сад. Или когда-то в ресторане чокнулись бокалами.
Никто не будет слушать объяснение, что такое тендер, как он проходит, как решаются вопросы. Всё равно, что начни объяснять, что прямая — это самая короткая линия между двумя точками. Может быть, и послушают, но не поверят всё равно, хоть убейся. Поскольку уверены, что эта прямая завернула налево в карман Иванову, потом направо — к Петрову, потом сделала зигзаг в сторону Сидорова. Вот в такую прямую поверят.
Чему обыватель скорей всего поверит? Объяснение математика, что прямая — это самая короткая линия между двумя точками? Как говорит герой мультфильма: «Не смешите мои копыта!»
От кого широкая публика узнает об очередных закупках? От чиновников? Из государственных СМИ? От оппозиции. И уже понятна, как эта информация будет подана? С истеричными воплями, с заявлениями об имеющихся чемоданах компромата. Наши чиновники стесняются сообщать, что приобретена партия служебных автомобилей такой-то марки, у такой-то фирмы, по такой-то сумме, для таких-то и таких-то. Где-нибудь когда-нибудь от властей слышали подобное? А оппозиция вот она! Уже бьет во все колокола и подает это как очередное крупное воровство.
Власти потом с запозданием начинают оправдываться. Хотя оправдываться им не в чем. Они же оправдываются, а не информируют: что, дескать, не двадцать автомобилей, а всего два, и не представительские «линкольны», но «аудио», и не за два миллиарда, а за два миллиона, и не перекочевали они в гараж к родственникам, а по-прежнему числятся на государственной службе, и у жен их нет персональных шоферов…Но им никто не верит. А поэтому идут к Навальному на митинг с плакатами «Вон воровскую шайку!», «Навальный — наш президент!», «Не вешайте нам лапшу на уши!»
Открытость тендеров. Пусть любой зевака приходит, посидит, послушает. Двери должны быть открыты для всех. У нас гражданину со стороны нельзя присутствовать на заседании областной думы, даже сельских депутатов. Они что там рассматривают секретные вопросы? Сидеть просто в сторонке и слушать, что говорят слуги народа.
На заседание английского парламента может прийти любой. А на заседание городской думы, где обсуждаются вопросы разбивки парка в новом городском жилмассиве попасть простому смертному невозможно, если он не журналист и не чиновник. Посидеть где-нибудь в уголке на стульчике и послушать депутатов. Нельзя и всё!
На судебное заседание — можно, а на сессию городской думы — нельзя. И кому это идет на пользу? Закрытость всегда приводит к появлению слухов. Как сейчас модно говорить, фейков. Любая оппозиция рада такому подарку!
Вывод? Госзакупки должны быть предельно открытыми, а граждане должны иметь о них полную информацию.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.