Часовые родины стоят / Хрипков Николай Иванович
 

Часовые родины стоят

0.00
 
Хрипков Николай Иванович
Часовые родины стоят
Обложка произведения 'Часовые родины стоят'
О пограничной службе Карасуксого района.
О новых границах России.

 

 

 

 

 

 

Часовые Родины стоят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юго-западные районы Новосибирской области граничат с Казахстаном. После распада Советского Союза здесь начали создавать государственную границу.

Кроме профессиональных пограничных нарядов охрану границы несут местные казаки.

Так казаки Чистоозерного района стоят на защите границы РФ, только в прошлом году более 20 раз несли службу в составе пограничных нарядов. Их примеру последовали казаки из Карасука.

Из жителей пограничных сел стали создаваться добровольные народные дружины.

Пограничные добровольные народные дружины начали активно создаваться с середины 90-х годов. Защита национальных интересов Российской Федерации — основная деятельность сотрудников Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области. Есть много проблем, которые пограничники не решат без помощи местных жителей.

Молодежь активно откликнулась на инициативу.

Дружины созданы и действуют во всех приграничных районах — Карасукском, Чистоозерном, Баганском и Купинском. За значительный вклад в дело охраны государственной границы по итогам года губернатор области и начальник Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области наградили около 20 дружинников из этих районов ценными подарками, благодарственными письмами и грамотами.

В школах пограничники и члены дружин встречаются с детьми, рассказывают им об этой важной службе.

В число добровольцев-чистоозерцев вошли члены местного казачьего общества. Совместная деятельность оказалось настолько эффективной, что несколько лет назад переросла в добровольную казачью дружину.

Возрождаются древние традиции. Они не забыты.

«Казаки всегда служили интересам государства. Многие члены нашего общества вошли в казачью дружину. Службу несут и жены, задача которых — кормить казака. Это уже наш образ жизни, — говорит руководитель Чистоозерного казачьего общества и настоятель местного храма отец Илья (Березовский).

Примеру чистоозерцев последовали карасучане. В прошлом году они создали свое казачество, а в этом стали добровольными помощниками пограничников. Теперь вместе с пограничниками они выходят на боевое дежурство по охране границы.

Стоит отметить, что в прошлом году в Баганском районе народный дружинник обнаружил тайник с оружием. В селе Студеное Карасукского района и в деревне Киргинцево Купинского района помощники пограничников помогли предотвратить переходы через границу.

Проблемой пограничных сел стал угон скота.

Кому-то из российских регионов после распада Советского Союза досталась нефть, кому-то — алмазы, а новосибирцам — изрядный кусок государственной границы с новой страной по имени Казахстан. Сотни километров видимой поначалу только на карте государственной черты, четыре пограничных района: Чистоозерный, Купинский, Баганский и Карасукский — такой оказалась наша независимая географическая реальность. Для области и пограничной службы добавилась еще одна головная боль. А то, что будет больно, ощутили довольно в скором времени. Сначала граница была только на карте, в реальности же ничего.

Впрочем, три первых района по сей день — не ворота за границу, а так, скорее калитка. Благоустроенных дорог на казахскую территорию у баганцев, купинцев и чистоозерцев нет, а по тамошним проселкам после легкого дождика и на тракторе не очень-то проедешь. Так что основная тяжесть пограничной жизни легла на скромный степной городок Карасук и его окрестности. Именно здесь, на окраине районного центра расходятся две главные трассы, ведущие в иностранный город Павлодар: одна постарше и чуть подлиннее, другая — помоложе и чуть покороче. В этой же точке сегодня расположен и главный пункт досмотра транспорта и его пассажиров — как прибывающих на российскую территорию, так и ее покидающих. Постоянно на таможне можно увидеть множество большегрузов.

Что везут контрабандисты?

Главная задача пограничников — борьба с контрабандой.

Комендант пограничной комендатуры «Карасук» подполковник Валентин Торощин:

«Новосибирские пограничники — в своей основе бывший Нарынский погранотряд, передислоцированный сюда несколько лет назад из Киргизии. История отряда насчитывает более 80 лет. В нашей части существуют целые династии пограничников: фактически от дедов до внуков...»

Это опытные профессиональные пограничники.

Так что на новосибирской границе действительно работают профессионалы. Сам Валентин Юрьевич — боевой офицер-пограничник с немалым стажем в «горячих» приграничных точках: от Приморья до Афганистана. Казалось бы, по сравнению с теми местами жизнь карасукская должна казаться скучной и пресной, но… Скучать пограничникам не приходится.

Валентин Торощин: «Служба есть служба — где бы она ни протекала. Понятно, что караваны душманов с наркотиками из Казахстана в Карасук не ходят — да и оружие конфисковывать пока еще не доводилось. Зато хватает местной специфики. В основном с казахской стороны пытаются провезти водку, включая «самопал» — у соседей она намного дешевле! — плюс разное китайское барахло. Есть и сезонный товар: скоро, к примеру, начнется посевная, так что пора ждать с той стороны «нелегалов» с горюче-смазочными материалами. Качество того добра неизвестное, зато цена — дешевле не бывает… Ну и многое другое приходится отслеживать — уже так, по мелочам». Кроме горюче-смазочных материалов везут уголь.

Тут, в Карасуке, все почти как в известной сказке. Налево пойдешь — к алтайским коллегам-пограничникам попадешь, по строящейся вдоль границы дороге Карасук— Михайловка-Алтайский край. Направо пойдешь — в Казахстан попадешь по бывшей союзной трассе, соединяющей Новосибирск с дорогой Омск-Павлодар. Прямо пойдешь — там же окажешься по достраиваемой новосибирскими дорожниками новой дороге через село Октябрьское.

Начальник территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук:

«Сегодня администрация области вкладывает немалые средства в дорожное обустройство приграничья и прежде всего в трассу Карасук-Октябрьское-граница. В свое время на эту дорогу не хватило денег, тогда как основной грузопоток из Китая, Монголии и Средней Азии на рынки сибирских городов идет именно в этом направлении. В прошлом году карасукские дорожники завершили ее в щебеночном варианте, обеспечивающем круглогодичный проезд для любого транспорта. В перспективе ближайших лет на этом участке будет сделано асфальтобетонное покрытие — это прежде всего дело государственного престижа, тем более что с казахстанской стороны асфальт здесь давно подходит к самой границе». Сейчас эта дорога одна из лучших в районе.

 

Но началась наша поездка по приграничью все же со старой трассы — в историческом, можно сказать, порядке. Конечный пункт с российским флагом и шлагбаумом здесь находится в небольшом (меньше сотни жителей) поселочке с симпатичным русско-татарским названием Новокарасук. Один из домишек «новых карасукских» даже расположился в сотне метров за шлагбаумом — как сказал бы поэт, на нейтральной полосе. Впрочем, оно не совсем так — отсюда до иноземной казахской державы остается еще несколько километров.

Впрочем, где она, эта самая держава, начинается — ведомо лишь вездесущим аборигенам да самим пограничникам. Ибо граница по-новосибирски по сей день характеризуется отсутствием колючей проволоки, контрольно-следовых полос и пограничных столбов, которыми так любят умиляться телевизионщики. Более того, если казахстанские пограничники и таможенники давно и прочно «оседлали» саму границу, капитально на ней обустроившись по мировым стандартам, то их российские коллеги пока нередко вынуждены нести службу в сарайчиках-времянках в глубине территории, вплоть до находящегося почти в полусотне километров от границы Карасуке. Разумеется, за одну из держав обидно — тем более что нашим парням в зеленых фуражках такая топография лишь добавляет проблем, которых и без того хватает.

Погранзастава в Студеном

 

 

 

 

 

 

 

На погранзаставе в Студеном

 

 

 

 

Самый крупный российский населенный пункт в приграничье на этом направлении — без малого двухтысячное село с чисто сибирским названием Студеное. Здесь мы впервые обнаружили и пограничный столб — в виде символа под флагштоком с российским флагом во дворе местной погранзаставы.

Начальник заставы капитан Валерий Верчагин: «Наша застава существует с 1999 года. Основная проблема службы на границе — дорожная сеть: еще с советских времен отсюда в Казахстан ведут десятки дорог, именовавшихся тогда еще внутрихозяйственными. Сегодня часть из них заросла, но, к сожалению, остались и вполне проходимые. Конечно, зимой и в межсезонье по ним не проехать, но как только летом степь подсыхает, для нас начинаются очень горячие дни. Транспорт из-за кордона старается пробраться по любой, хоть немного проезжей «грунтовке» — нередко с приборами, точными картами приграничья и даже проводниками. Бывает, что прямо на границе встречаются две фуры: наша и казахстанская. Груз быстро переваливается и следует по российской территории уже с российскими номерами...»

Основной упор пограничников — на сотрудничество с местным населением. Развивается оно и укрепляется успешно, но...

Валерий Верчагин: «Самое сложное для нас — переломать десятилетиями складывавшийся стереотип мышления: дескать, мы всю жизнь в Казахстан ездили, а теперь пришли пограничники и не дают свободно путешествовать… Что греха таить, есть и другое — застрянет, к примеру, «левая» фура поперек полевой дороги в грязи, и местные жители ее трактором вытягивают, не бесплатно, конечно. Тем более что хозяйство в приграничном Казахстане переживает не лучшие времена: пустеют, к примеру, дома, их разбирают на стройматериалы и везут опять же мимо нас в Россию...»

Стоимость товара только в одном контрабандном «большегрузе» с китайскими ботинками — несколько миллионов рублей: на эти деньги можно было бы не один месяц содержать студеновскую заставу. Тем не менее ребята в погонах во главе с Валерием Викторовичем успешно находят контакт с местным населением — есть тут свои секреты. Хотя наверняка любой левый коммерсант, к примеру, заасфальтировал бы сто метров почти непролазной для нашей «Волги» грязной жижи, ведущие от дороги к заставе, в обмен на пропуск пары грузовичков с товаром… Кстати, дорожная картинка в Студеном удивила даже специалистов.

Заместитель начальника Территориального управления автомобильных дорог Владимир Кошелев:

«Думаю, что выражу всеобщее убеждение — российский флаг в грязи валяться не должен! Думаю, что сможем сделать эту «стометровку» уже в этом году — для начала хотя бы в щебне. А летом, может, найдем возможность и источник финансирования, чтобы проложить здесь и асфальт».

Так что положительный остаток от нашего путешествия уже остается...

В целом студеновская дорога выглядит лениво-безлюдной: до Павлодара здесь на добрый полтинник километров дальше, да и примыкающие с казахской стороны дороги похуже качеством. А вот Октябрьская трасса по сравнению с ней прямо-таки кишит транспортом, от легковой мелочи до грузовых тяжеловесов. Еще в прошлом году досмотр всего, что движется по этому направлению, на радость нелегальным перевозчикам осуществлялся за 46 километров от границы в Карасуке...

Валентин Торощин: «Действительно, одной из самых серьезных проблем для нас в течение нескольких лет была отдаленность наших постов от самой границы. Проходит «левый» транспорт казахстанскую таможню — и растворяется на полевых дорогах, окружающих Карасук… Но с прошлого года, когда дорожники завершили трассу, началось постепенное перебазирование на границу. Сегодня там уже отсыпана площадка в нескольких сотнях метров от казахстанцев. Основная проблема — подведение коммуникаций и строительство стационарного благоустроенного помещения для погранслужбы и таможни. Надеемся, что в ближайшие годы ее удастся решить».

В качестве заказчика переселения на границу должна выступать Новосибирская таможня. Увы, сегодня с ее стороны особого энтузиазма не наблюдается: ни заказа, ни проектов… Поэтому после ввода последнего участка дороги в постоянную эксплуатацию российский рубеж пока передислоцировался из районного центра к деревне Павловка, находящейся в четырех километрах от границы: такой же сарайчик, такой же шлагбаум, как в Новокарасуке.

«Россия. Новосибирская область»

Вообще население в этих краях перемешано основательно, причем по обе стороны границы: русское, казахское, немецкое, татарское… Обустройство приграничных населенных пунктов — тоже одна из важных государственных задач: безлюдную территорию с развитой дорожной сетью контролировать куда труднее, чем населенную. Поэтому, к примеру, в летнем сезоне-2002 за счет федерального финансирования были проложены благоустроенные дороги до немецкой деревушки Луганск и казахского аула Токпан: первая гарантия того, что обе точки сохранятся на карте. Кто хоть раз в жизни пробирался по местной непролазной степной грязи, тот поймет уровень благодарности местного населения...

Первый заместитель главы карасукской районной администрации Иван Головатый:

«Конечно, лучше бы нам всем жить в Советском Союзе, как и раньше — проблем было бы куда меньше. К примеру, сегодня сельское хозяйство у павлодарцев подсократилось, высвободилась техника, а у нас, наоборот, ее не хватает. Так, в те времена ее бы без проблем перебросили в Карасук — а теперь этот вопрос приходится решать чуть ли не на уровне Министерства иностранных дел… Тем не менее сегодня наши отношения с казахстанцами развиваются стабильно и по-добрососедски. В районе существует и центр казахской культуры — село Карасарт.

Пограничники? Конечно, чем меньше тебя контролируют, тем легче жить (тут Иван Федорович улыбается). Но государственная служба есть государственная служба: поэтому пограничникам и таможенникам в Карасуке и районе — наше полное уважение и содействие. К тому же в их рядах служит немало местных жителей, а в условиях сельской безработицы и недостатка финансирования это, согласитесь, важный фактор.

Что тревожит? Пограничникам необходимо жилье — это раз. Сокращаются объемы бюджетного финансирования, особенно по дорожной сети — это два. К примеру, наши алтайские соседи уже подвели со своей стороны асфальт в направлении нашей Михайловки и Карасука — мы же пока только строим щебеночный вариант этой важной межрегиональной трассы. На этот год объем работ снова падает — при том, что, помимо приграничного строительства, у нас еще и мощный сельскохозяйственный район, где производится немало продукции для Новосибирска. Надеемся, как говорится, на лучшее — тем более что в областной администрации понимают наши проблемы...»

Прощаемся с Карасуком мы у высокой стелы с тремя словами: «Россия. Новосибирская область». Увы, подойти к ней невозможно, равно как и ступить на подготовленную для российской таможни и пограничников площадку: делаю шаг с дорожного полотна, и обувь со смачным чавканьем тонет в размякшей от весны глине. Неподалеку — такое же каменное сооружение с единственным словом «Казахстан». Рядом с ним — асфальт плюс капитальное сооружение иностранной принадлежности под сопредельным флагом. Так что весь пейзаж Новосибирского края нашей Родины сегодня прекрасно вписывается в старинное пожелание: поменьше бы слов — и побольше бы дела...

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль