БИБЛИОТЕКА
ВВЕДЕНИЕ
Когда-то про нашу страну говорили, что это самая читающая страна. Сейчас вы такого не услышите. Но меньше читать книги стали не только у нас, но и в других странах. Почему? Прежде всего потому, что появились новые средства получения информации и проведения свободного времени. Конечно, прежде всего это связано с компьютерной, так же называемой информационной, революцией. Компьютер, интернет дали возможность необычайно расширить поле информации, ускорить и облегчить поиск, обработку и хранение ее. А затем компьютерные игры, домашние кинотеатры, мобильники, музыкальные центры и другие технические новинки, список которых постоянно расширяется, всё больше занимают свободное время людей. Поэтому чаще людей, особенно молодых, увидишь возле экрана телевизора или монитора, чем с книгой в руках. Отсюда и пошли разговоры о том, что книга умирает и скоро уйдет из нашей жизни. Так ли это? Если так, то и библиотеки со временем должны уйти в прошлое, превратиться в музеи и архивы книг и журналов, с которыми будет работать только узкий круг специалистов.
Современный человек должен быть грамотным, широко образованным, информированным, творческой личностью. Без чтения это невозможно, и вводит нас в мир знаний чтение, книга. Самая первая книга, которая оказывается в руках каждого ребенка, «Букварь». И как спортсмен тренирует свои мышцы, поддерживает спортивную форму при помощи физических упражнений, так и ученый, студент, ученик да и любой человек свою интеллектуальную форму может поддерживать только чтением. Конечно, это чтение может быть и «электронным», тем более, что всё большее количество книг переводят в цифровой формат. Появилось множество электронных газет, журналов, библиотек, учебников. Однако электронная книга с вами только тогда, когда вы нажали кнопку на компьютере или взяли в руки еще какое-то техническое чудо и перед вами зажегся экран. Вы выключаете технику и книга исчезает. «Живая» же книга всегда с вами. Вот она лежит на столе перед вами. Вот вы положили ее в карман. В любое время в любом месте вы можете открыть ее, взять ее с собой куда угодно, в самое дикое место, где нет никакой мобильной связи и Интернета. Вы подолгу можете задерживать своё внимание на какой-либо строке, возвращаться назад, перечитывать, сопереживать с автором, проникаться его с мыслями, задумываться о том, что вы прочитали. Книга — это живой собеседник, который рядом с вами, «во плоти», «говорящий». Электронная же книга — это виртуальный образ, существующий в «мозгах» компьютера. Да он может заговорить, ожить в анимации, сделать многое такое, на что не способна книга. Но он навязан вам посторонним создателем и не слишком-то даст разгуляться вашей фантазии, воображению, в отличие от книги.
Сколько уже раз мир слышал, что книга умерла, роман умер, поэзия закончилась, литература отправилась на погост. И что же? По-прежнему читают, пишут, сопереживают с героями романов. Книга — это первооснова, фундамент культуры и тех же аудио, видео и прочих медиа творений.
Несомненно, что под влиянием информационной революции книга становится иной и внешне, и по содержанию.
Меняется и облик библиотек, и их функции. Они не сколько не сдают свои позиции. Напротив, библиотек становится больше, они становятся более разнообразными, иными, чем были ранее. И библиотекарь сейчас совсем не тот, что был прежде. Это широкоэрудированный специалист, владеющий самыми современными информационными технологиями.
1
Скажи современному подростку, что наша страна была когда-то самой читающей, он просто не поймет, о чем идет речь. Ну, и что из того? И зачем это нужно? — будет недоумевать он, грея уши попсой из мобильника. Пожилые люди вспомнят, что читали везде: в общественном транспорте, на остановках, в очередях, в столовых, в парках, на пляжах. Типичная картина студенческой комнаты: на кроватях и за столом юноши или девушки с книжками. Еще и конспектируют! Сейчас вы увидите такое? Загляните в библиотеки. Они пусты. По просторным залам книжных магазинов бродят одиночные покупатели. Из читающей нации мы превратились в очень-очень мало читающую или вообще не читающую. Хотя не только мы… Что ж причины общеизвестны. Как их называют, объективные. Книга утратила роль единственного или основного источника информации, досуга и развлечения. Разнообразные информационные технологии позволяют делать это быстрее, эффективнее и проще, к тому же предоставляют и множество других возможностей, которые недоступны книге. Домашние кинотеатры, плейеры, мобильники, компьютеры вытеснили книгу из сферы досуга. Книга перестали быть естественной потребностью человека.
Что делают школьники, изучающие классику на уроках литературы? Идут в библиотеку? Нет, они ищут диск с фильмом по «Войне и миру», «Тихому Дону» или «Отцам и детям». Мысли о том, что можно взять книгу и прочитать произведение, даже не возникает. А объем романов ничего, кроме изумления, не вызывает. Но и раздобыв диск, не всякий подросток досмотрит фильм до конца, потому что и фильм требует определенного духовного труда, да и сделан он не по голливудским канонам.
В приемных комиссиях вузов преподаватели хватаются за голову: студенты, даже поступающие на филологические факультеты, не могут грамотно написать заявления, не говоря уже о ином. Уже хорошо, если в рамках учебника расскажут что-то об Онегине или Наташе Ростове, имея о них такое же представление, как о давным-давно вымерших динозаврах.
А сочинение? Да что же это такое? Это то, что переписывается из сборников «Тысяч золотых сочинений» или скачивается из Интернета и, само собой, даже не читается. Самый большой письменный труд, на который хватает подростка, — это SMS-ки. Единственный творческий жанр. Многие газетки уже вовсю печатают SMS-сообщения. Иного пути услышать голос молодежи не существует. На то, что молодые люди могут создать корреспонденции, заметки, репортажи, даже и не надеются. От силы безграмотные вирши про любовь-морковь.
Почтальонов уже не увидишь с толстой сумкой на ремне. На газеты и журналы не подписываются. Дорого. Да и зачем, когда всё можно узнать по «ящику». Телеграммы канули в прошлое, письма такая редкость, что о каждом письме у почтальона остается долгая память. Это же надо! Еще кто-то пишет!
2
Чтение имело для человека всегда не только культурологическое и социальное значение, поскольку приобщало его к достижениям культуры и позволяло адаптироваться в окружающей среде, но и психологическое. Недаром на Руси человека, пристрастного к чтению, называли книжным человеком. И это звучало как высшая похвала. «Книжные люди» поднимали и социум в цивилизационном, культурном и экзистенциальном отношении. Поскольку их знания и открытия становились общим достоянием. Чтение делает человека не просто грамотным, эрудированным, интеллектуально развитым, оно и формирует его природу, привычки, изменяет черты характера и, в конечном счете, может определить и его судьбу, и судьбы тех, кто его окружает. Выдающиеся книги творили историю. Великая Французская революция начиналась в умах людей, и творили ее не столько политики, сколько философы и писатели: Вольтер, Руссо, энциклопедисты. Деяние начинается с идеи. Суворов, который от природы не был предназначен для военного поприща, поскольку был болезненным и тщедушным ребенком, родился, как будущий великий полководец, в кабинете своего отца, где на книжным полках стояли биографии полководцев, книги по истории войн и военному искусству. Ульянов-Ленин, как и многие другие молодые люди того времени, выходили на революционную стезю под влиянием прочитанных книг Некрасова, Тургенева, но прежде всего романа Чернышевского «Что делать?», ставшего настоящей революционной библией. Магия образов революционеров настолько завораживала молодые умы, что они были готовы на всё, чтобы быть похожими на Рахметова и других героев. Появилась великая цель в их жизни, но главное, дана была чуть ли не инструкция, как стать такими героями. После «Бедной Лизы» Карамзина многие чувствительные юные особы свели счеты с жизнью по примеру литературной героини, причем делали они это непременно в том же самом пруду, что и вымышленная героиня.
Литературные персонажи сплошь и рядом оказывались более реальными, чем подлинные лица. Они становились кумирами и идолами, эталонами поведения, такими образчиками, которым старались подражать даже в мелочах.
В двадцатом веке литературных героев начинают вытеснять кинозвезды, поп-певцы, спортивные кумиры, культ которых приносит приличные барыши не только им самим, но и их создателям. Но у этих героев на первом месте уже иная цель, которая всех их объединяет. Эта цель УСПЕХ, та великая американская мечта, которую Голливуд навязывает всему миру. И как снежная лавина эта ценностная установка Голливуда несется по всему миру, снося и погребая всё иное, глобализирует высшую американскую ценность. То, что французский писатель Шарль Перро еще в XVII веке описал в своей сказке «Золушка», стало жизненной установкой для миллионов людей. Как говорили на Руси, вот как бы из грязи чтобы сразу и непременно в князи. Главное в жизни, ради чего и стоит стараться, — это УСПЕХ. УСПЕХ же — это много-много денег, толпы поклонников или поклонниц, красота, слава. Нравственные, духовные качества, талант, ум, добролюбие — всё это пустое, а порой мешающее движению к УСПЕХУ. Не это главное, а главное те качества, которые позволяют добиться этого самого УСПЕХА. Успешный человек живет не для других, не для общества, он индивидуалист, он сугубая личность. Весь мир перед моими ногами — вот его цель, вот то, что доставляет ему самое глубокое удовольствие. И когда он всего добивается, остальная его жизнь становится бесцельной, поскольку теперь для него главное — это только удержаться на той вершине, куда он забрался. Но это уже не очень интересно, это часто скучно и банально, и об этой его жизни лучше не знать поклонникам.
Миллионы за каждую роль, за каждый забитый гол, фотографии на глянцевых обложках, папарацци, всегда в первых строках скандальных хроник… У всех одно и то же. Всё нынешние кумиры штампуются по шаблону. Киноголливуд сделал свое великое дело: он опустил ценностную рамку до уровня поп поп-звезд.
Человек, воспитанный на Бальзаке, Диккенсе и Толстом, получал мощную прививку, которая берегла его от голливудизма.
Три кита, на которых зиждется искусство, — это литература, музыка и живопись. Всё остальное — это уже вторичное, надстройка, синтез, комбинация. В основе любого торта мука, вода и сахар. Можно пить всю жизнь лимонады, кока-колы и пепси-колы. Но не будет воды и ничего этого не будет. Но человек, который жажду утоляет только пепси-колой, может и не подозревать об этом. Так и современная культура, современное искусство имеет в основе своей книгу. Не будет ее, не будет никакого искусства. Это как вторичный росток, который быстро засохнет без корня.
Если умаляется роль чтения, книги, то деградирует и искусство, которому просто становится нечем питаться, неоткуда брать соки, оно вырождается и гибнет. Кинематограф, как и другие современные виды искусства, — это цветы, которые выросли на стебле литературы и откуда они получают все живительные соки. Вырванные же, они засохнут, превратятся в гербарий, что сейчас и происходит, когда люди «питаются» суррогатами, преподносимыми им с экрана.
Книга требует душевной и духовной работы: нужно сопереживание, вживание, фантазия, сотворчество, элементарная словарная работа, поскольку мы стремимся узнать значение попавшегося нам незнакомого слова. Возникают ассоциации, новые мысли, читатель наслаждается словом, фразой, проговаривает ее бесконечно. Кино (речь идет о массовом, конвейерном кино) никакой этой работы не требует. Всё уже сделано за тебя, никакого движения от тебя не требуется. Кино становится жвачкой для глаз, музыка — жвачкой для ушей. Смотри и жуй поп-корн. Полная расслубаха, ну, кроме желудка, конечно.
«Что вы делаете? — воскликнет кто-нибудь. — Вы сопоставляете плохое кино и плохую песню с хорошей книгой. А ведь есть же и плохая литература и хорошее кино». Конечно же, всё так! Как раз самая читаемая — это плохая литература, детективы, триллеры, мистика, фэнтези, мелодрамы… Хотя и они теряют свои позиции. Но это уже литература вторичная, которая имеет своими корнями не Эдгара По и Конан Дойла, а тот же кинематограф.
К чему же всё это ведет? Разумеется, общество не станет совершенно безграмотным. Всегда будет политическая, художественная, техническая элита. Правительства вынуждены поддерживать научно-технический прогресс, а, значит, тратиться на подготовку ученых, техников, идеологов. Остальным же вполне будет достаточно начального образования, чтобы расписаться в кредитных договорах и прочитать письменное распоряжение начальства. Еще нужны писать SMS-ки и матерки на стенах. Уроки литературы станут совершенно излишними в школе. Всё равно никто, первоисточников, как говорили раньше не читает. А все эти описания литературных образов в учебниках, историко-теоретические сведения без чтения самих художественных произведений воспринимаются как чушь чистейшей воды, как совершенно ненужная галиматья. Но если мы будем читать с пятого на десятое, писать лишь в стиле и жанре SMS-к, зачем нам и уроки истории? Тем более, что и читать учебников по истории никто не будет. Туда же на свалку и географию с биологией, и химию с физикой, да и всё остальное прочее. Закончили начальную школу, мобильники в руки, наушники в уши, с баночкой пива (потом, конечно, и покрепче и побольше) — и на великие стройки счастливого капиталистически-рыночного будущего!
Великий план Адольфа Гитлера осуществился без всякой мировой войны!
XVIII — XX века — эпоха просвещения, социальных утопий и экспериментов по осчастливливанию человечества ушла в прошлое. Наступило время Антиутопии по Замятину к Кларку, когда общество начинает выстраиваться по принципу дихотомии. Интеллектуальная и финансовая элита, которой служит прослойка менеджеров, ученых, техников, художников, идеологов и которая является передаточным механизмом между элитой и большинством, «быдлом», для которого существует только две сферы приложения жизненных сил: бессмысленный и бесконечный труд по производству материальных благ и такой же бессмысленный досуг среди и в среде научно-технических игрушек.
Религия и литература — это два столпа, на которых зиждется человеческая нравственность. Безумный трамвай, набитый пассажирами, который несется без всяких правил, а потому несется к катастрофе, в которой погибнут и пассажиры, и вагоновожатый, и пешеходы, оказавшиеся на его пути, переехал и раздавил два этих столпа.
Человек, потерявший охоту и способность к душевному труду, быстро расчеловечивается. Он может выглядеть очень модно и мобильно, но душа его пуста, и сон его разума рождает чудовищ, которые уже выходят на площади городов.
3
О том, что важность проблемы не осознается, опасность положения не видится, свидетельствует поразительное благодушие и молчание. Ну, не читают — и чего? Ну, не берет мой ребенок в руки книжки, весь день за компьютерными играми. И чего же здесь страшного. Не на улице же с наркоманами!
Если мы не хотим взглянуть, понять, то мы ничего и не будем делать. Но время уходит. И кто знает, сколько его еще отпущено.
По горному серпантину несется автобус пассажирами. Пассажирам, конечно, невдомек, что они несутся к пропасти. Они болтают, смеются, кушают, слушают музыку. И водитель тоже не ведает об опасности. Ибо нельзя же даже подумать, что, зная об опасности, он ничего не предпринимает, чтобы не дать погибнуть множеству людей и самому себе вместе с ними.
Итак, ничего не предпринимается. В библиотеках давным-давно исчезли очереди, сильно поредело посетителей, сейчас они стали крайне редки. И что же? Всё продолжается в прежнем режиме. Когда на Западе резко упало количество прихожан в храмах, священнослужители забили тревогу. И Ватикан пошел на революционные меры. В храмах рок-группы запели псалмы, священники пошли на молодежные тусовки, чтобы нести слово Божие, ни одно более или менее крупное общественное мероприятие не обходится без участия церковников, религиозные типографии, радиостанции, киностудии радикально перестраиваются.
Если даже такой консервативный институт, как церковь, связанная строгими канонами и догматами, идет на кардинальные реформы, всё решительно меняет, то библиотекам, сам Бог велел, меняться. Между тем ничего не меняется. Всё работает в прежнем режиме.
Такое впечатление, что там на верху сидит такая вреднющая Шапокляк и думает только об одном, что бы ей еще такого выдумать, чтобы окончательно отбить всякую охоту к книге. И ведь не только думает, но и делает и очень хорошо делает.
Президент Медведев, очень продвинутый в информационных технологиях и постоянно говорящий о них, как-то признался, что его сыну к уроку литературы нужно было прочитать «Тараса Бульбу». Вот тебе книжка! Нет! Не читает. Тогда скачали в Интернете. В электронном варианте мальчик прочитал повесть.
Факт знаменательный. Сама книга, ее материальная оболочка воспринимается среди части молодежи как анахронизм. Это техническая болезнь, технозависимость, которая у кого-то пройдет, а у кого-то нет.
И вообще, вы где-нибудь видели пропаганду книги? В школах, на предприятиях, учреждениях, в так называемых местах массового скопления людей? Там идет очень интенсивная реклама пива, сигарет, прокладок, прохладительных напитков, зубной пасты, но никак не книги. Кроме глянцевых журналов, знают ли подростки о существовании других журналов, знают ли они о том, что, кроме «Желтой газеты» и «Криминальных новостей», есть прекрасная детская и молодежная журналистика?
Библиотекари не идут «в народ». С них требуют план, ругают, что они этого плана не дают, но они его и не могут дать, не меняя нынешних методов работы. Надо Магомету идти к горе!
Пока же в детские учреждения приходит медик, чтобы рассказать о способах контрацепции, участковый, который поведает о наркоманах, хулиганах и о том, что уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет. Но не библиотечные работники с кипами журналов и пачками книг.
И сама библиотека должна преобразиться. Хотя и сейчас уже в библиотеки пришли и компьютеры, и Интернет, и периферийное оборудование: принтеры, сканеры, ксероксы и пр. Но и сфера услуг должна расшириться, и книга самая любая должна стать быстро доступной. А не так, что живешь на селе, значит, ничего приличного не увидишь.
Пока же библиотекарь видит свою функцию только в том, что принял книги, выдал, записал. Но если некого уже будет записывать, тогда что? Сторожить никому не нужные книжные запасы? Или закрывать библиотеки за ненадобностью. Работницы библиотек за свою малую зарплату делают немалую работу: они готовят выставки, проводят детские праздники, пишут сценарии… И дело не в них, а в государственной политике, в осознании властями серьезности положения и наличии воли, чтобы изменить его.
Многие ли из вас знают нынешнего министра страны? Назовут Швыдкого. Но это уже бывший министр. Хоть это хорошо. А запомнился он прежде всего потому, что не вылазил с экранов телевизоров, принимая участие во всех новомодных тусовках, где он и пел, и плясал, и юморил с завсегдатаями центрального телевидения, рублевским бомондом: Басковым, Собчак, Галкиным и иже с ними… От того и не знаем министра, что не знаем и не видим его дел. Для государства же это министерство — это то, что вроде и выбросить жалко и сильно-то не нужно. Отсюда и финансирование такое — бросание крох, и отсутствие стратегии и программы, и осознания места культуры в жизни общества.
С культурой произошло то же самое, что и с отечественным спортом. Как только спорт стал делом кучки профессионалов и коммерсантов, наши футболисты и хоккеисты стали проигрывать везде и всем. А зачем им играть, напрягаться, если замены им нет, если они единственные. И вообще могут перебраться в какой-нибудь заграничный клуб. Как только спорт из массового явления стал профессиональным, элитным, уровень его сразу упал. Вот то же самое произошло и с культурой. Есть группа профессионалов, которая представляет отечественную культуру перед всем миром. И поэтому вроде культура есть. А что там достается низам, массам, это верхам неинтересно.
Роль, место и функции библиотеки должны кардинально измениться. Библиотеки не должны ждать посетителей. Они не придут. А пока ждут их, уйдут и последние. Они должны идти в массы, искать читателей, готовить и воспитывать их. Тут могут быть всевозможные формы работы. Ведь по большей части наши дети, ученики даже и не подозревают о том, какие есть великолепные книги, какая восхитительная художественная литература! А справочники? А энциклопедии? А детские журналы? Им никто не говорит об этих книгах, не показывает их, не дает подержать, полистать.
Но ведь не только библиотеки и, может быть, даже и не столько библиотеки… А СМИ! Где-нибудь на многочисленных телевизионных каналах вы найдете программу, посвященную книге? Где-нибудь в рекламе, которая сейчас везде и в самых чудовищных количествах, вы видели рекламу книги, пользы чтения? Последняя передача, тихо скончавшаяся, это был, кажется, «Книжный магазин». Но и его содержание оказалось неприбыльным для телехозяев… Герои сериалов дерутся, убивают, пьют, занимаются любовью, но ни одного из них вы не увидите с книгой, в библиотеке. И порой закрадывается сомнение: умеют ли они читать?
Конечно, коммерсанты будут рекламировать то, что приносит прибыль. Пиво, жвачку, фанту… А книга им, как они сами бы выразились, «по барабану». Это может делать в нынешних условиях только государство. Но видно и там не находится людей, читающих книг.
Теперь третий круг — книготорговля. Книжных магазинов стало гораздо меньше. В небольших населенных пунктов их вообще нет. В некоторых магазинах открыты книжные отделы, но один взгляд на цены отобьет всякую охоту покупать их. Самая тонкая и невзрачная книга от трехсот рублей и выше. Толстые и богато иллюстрированные фолианты тянут уже на тысячи.
Конечно, это не для большинства российских семей, а для людей состоятельных или для них же, как подарок, предмет интерьера своим знакомым. Хотя и это вряд ли. Потому что книги уже не дарят. Дешевых книг нет. А те, что есть, могут потянуть на стоимость утюга или другого так необходимого в домашнем хозяйстве предмета.
«Ребята! — так и хочется спросить книгоиздателей. — Конечно же, вы молодцы, что издаете такие великолепные книги, большие, хорошо иллюстрированные, на прекрасной бумаге, с чудесным переплетом! Но для кого всё это? Понятно, что не для работающей уборщицы, доярки или водителя автокара. Неужели вы верите в то, что она выложит чуть ли не треть месячной зарплаты за книгу для любимого чада, обрекая его тем самым на то, что не один день он будет сидеть на хлебе и воде. А покупку теплой куртки придется снова отложить. Но ничего! Пусть еще недельку-другую подрожит в стареньком!»
В России в XIX веке купец, предприниматель, коммерсант Сытин основал копеечную книжную серию, веря тем самым, что простые люди «Некрасова и Гоголя с базара понесут». Книги были не на мелованной бумаге и без шикарных иллюстраций, и размер, и объем их был невелик. Но они были очень дешевы, не дороже сахарного петушка или кружки кваса. И любой ребенок, любовь взрослый, у кого в кармане звенела медная мелочь, мог купить такую книжечку. «Новый русский» уже в XIX веке думал и пёкся о книжном чтении для народа. И делал это в ущерб собственной мошне, ибо предприятие было, конечно, убыточным. А государство в XXI веке отвернулось от нужд народа, отдало книгоиздательство на откуп лихоимцам. Нужна государственная программа «Дешевая (или доступная) книга для народа». Чтобы любая семья с самым скромным достатком могла купить классическое произведение, популярную, справочную литературу, учебники. Печатайте их на дешевой бумаге, на отечественных машинах, а не за границей, но сделайте эти книги доступными любой российской семье!
А когда-нибудь вам доводилось слышать о «книжных распродажах»? В вашем городке, кроме сельскохозяйственных и промышленных ярмарок, когда-нибудь проводились книжные ярмарки, где бы вы могли увидеть развалы книг по самым доступным ценам?
«Книга-почтой» вроде бы еще живет. Но многие ли пользуются ее услугами, тем паче, что стоимость доставки выше стоимости самой книги?
Четвертая сфера. Творчество. Нужно дать детям возможность самим создавать книги. Благо технические возможности позволяют это делать везде. Вот вам, дети, на школу, на детскую организацию мини-типография! Давайте издавать собственную газету, журнал, книги, буклеты и прочую самую разнообразную печатную продукцию! Конечно, не все дети побегут в типографию, потому что труд это творческий и требующий много времени и усилий. Но интересный, захватывающий, развивающий и полезный обществу. Не все станут журналистами, писателями, издателями, но навыки, приобретенные в школьной типографии-издательстве, всегда будут востребованы жизнью.
ВОСКОВЫЕ ТАБЛИЧКИ
Латинское tabulae cepatae— деревянные таблички, внутренняя сторона которых покрыта пчелиным воском, тонким, окрашенным в черный или другой цвет, слоем.
В Помпеях в 1875 г. был обнаружен сундук со 150 табличками, которые представляли собой долговые расписки, взятые Луцием Цецилием Секундом. Восковые таблички состояли из складывающихся вместе двух или трех частей (диптих или триптих). Надписи наносились на воск при помощи острого предмета — стилуса. Они использовались для составления частных и государственных документов, для занятий письмом в школе.
Восковые таблички, найденные в Египте, Греции, римских городах Помпеях и Геркулануме, Дакии и в других местах античного мира.
В Дакии в районе рудников найдены таблички с договорами о купле и продаже рабов и надписи вольноотпущенников, содержащие данные о ценах на рабов и на труд наемных рабочих.
ДИПТИХ (греч. Δίπτυχος — вдвое сложенный складень, лат. diptychus) — у древних греков и римлян две соединенные вместе с помощью шнурка дощечки, покрытые воском, для письма.
Диптих играл роль записной книжки. Когда такая записная книжка состоит из трех дощечек, она называется триптихом. Диптихом или триптихом называют картину, состоящую из двух или трех частей.
КОДЕКС (лат. Codex— изначально ствол, пень, позже — книга) — книга, состоящая из вощенных дощечек, скрепленных тонким ремешком.
Когда листы папируса или пергамента согнули пополам и скрепили посередине, возникла распространенная теперь форма книги. Обычно складывались вместе 4 — 6 таких листов, а позднее и больше. Форматы книги могли быть разными — это зависело от способа письма или величины текста. Материалом для книг служили папирус, пергамент, бумага. Первые кодексы возникли около I в. до н.э. Благодаря своей практичности и дешевизне кодекс постепенно вытеснил свиток. Кодексами также называли собрания указов римских императоров.
ПАПИРУС (греч. Πάπυρυς, лат. papyrus), древний писчий материал, вырабатывался из папируса — травянистого растения семейства осоковых, которое в изобилии росло в болотах Евфрата и Нила), достигая высоты 5 м. Теперь папирус местами встречается у Нила и на Сицилии.
Мягкие части папируса давали сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу. Молодые растения использовали в пищу целиком. Корень папируса служил горючим материалом, использовался при выплавке меди и железа. Из коры растения делали сандалии, из волокон — ткани, которые ценились выше льняных. Из связанных стволов делали челноки для птичьей и рыбной ловли, а также большие суда. Из папируса также делали циновки и хижины.
Особенно важным было использование папируса в качестве письменного материала. Для этого сердцевина стебля толщиной в кисть руки разрезалась на тонкие полосы, складывалась вдоль и соединялась со вторым поперечным слоем при помощи постукивания или прессования.
СКРИПТОРИЙ (лат. scriptorium от scriptorius — писчий) — мастерская рукописных книг в средневековой Европе VI — XII вв. В VI в. в Европе появились первые монастыри при ордене бенедиктинцев (Монтекассино и др.), одним из положений устава которых было собирание и переписывание книг. Организованное производство книг в монастырях началось в конце VIII в. Работа монахов-переписчиков отличалась единообразием во всех монастырях. Книги писались пером и чернилами из смеси чернильных орешков с камедью. Во избежание пожаров разрешалось работать только на протяжении светового дня. Во время работы строго запрещалось разговаривать, а вход в скрипторий разрешался только переписчиками и высшим представителям церковной власти.
Переписчики часто вносили в рукописи собственные замечания и исправления. Поэтому законченную работу проверял и сличал с оригиналом корректор.
Вплоть до XI в. основным писчим материалом был пергамен, особым образом высушенная тонкая кожа, получившая своё название от города Пергам, где было основано ее производство.
К XII в. основными производителями пергамена стали монастыри и цеховые ремесленники.
Большая потребность в материалах для письма наряду с его дороговизной привели к тому, что средневековые переписчики использовали так называемые палимпсесты — античные рукописи, с которых стирали пемзой и смывали губкой старый текст и наносили поверх него новый.
Начиная с эпохи Возрождения, ученые смогли прочесть многие старые соскобленные тексты, восстанавливая их химическими реактивами.
В некоторых странах Европы в начале XI в. появилась бумага — раздавливаемая прессом, а затем просушиваемая масса из размягченного льняного тряпья. В XV в. с изобретением книгопечатания бумага окончательно вытеснила другие материалы, использовавшиеся для изготовления книг.
Библиотеки возникли при больших епископальных церквях.
Читатель с мраморного барельефа. В руках у читающего libellum — том из нескольких листов папируса или пергамента, соединенных наподобие современной книги.
Библиотеки создавались при гимнасиях.
БИБЛИОТЕКА
354 — 430 Августин Блаженный: «Исповедь», «О граде Божьем».
? — после 567. Прокопий Кесарийский: «Тайная история», «История войн Юстиниана», «О постройках».
534. Издание исправленного Кодекса Юстиниана.
Ок. 675 — 749. Святой Иоанн Дамаскин: «Источник знания».
Ок. 752 — 818. Феофан: «Хронография».
870 — 880-е. Создан сборник законов «Эпаногога». Пересмотр Кодекса Юстиниана.
1018 — ок. 1097. Михаил Пселл: «Хронография».
1083 — ок. 1153. Анна Комнина: «Алексиада».
Ок. 1150 — ок. 1215. Никита Хониат «История».
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ
339. 340 — 397. Святой Амвросий Медиоланский, епископ Милана, писатель, гимнограф.
340 (350 — 419) 420. Иероним, церковный писатель, автор латинского перевода Библии (Вульгаты).
354 — 430. Аврелий Августин, крупнейший богослов и писатель.
480 — 525. Боэций, философ, богослов, поэт, автор «Утешения философией», один из предтеч схоластики.
672 (673) — ок. 735. Святой Беда Досточтимый, англо-саксонский писатель, богослов.
Ок. 735 — — 804. Алкуин, крупнейший деятель Каролингского Возрождения, философ, богослов, поэт.
750 — 821. Теодульф, епископ, латинский поэт, богослов, переводчик.
786. Беатус из Лиебаны: «Комментарий из Апокалипсиса».
Ок. 810 — ок. 877.
Книга — кладезь мудрости.
Океан идей.
Но какие трудности
На дороге к ней!
Каждая книга как здание.
Столько в ней труда!
Месяцы требуются для создания,
А порой и года.
Это вроде экзамена.
Не расслабишься ни на миг.
Слово за словом на листах пергамена
Выводят мастера книг.
АЗБУКА (от названия первых двух букв славянского алфавита «аз» и «буки» — 1) то же, что «алфавит». От названия первых двух букв греческого алфавита — «альфа» и «бета», на новогреческом языке — «вита». Система или совокупность графических знаков (букв), расположенных в определенном традиционно установленном порядке и отражающих конкретные звуки языка (поэтому азбучное письмо иначе называют звуковым), 2) книга для начального обучения грамоте, то же, что букварь.
Древнейшей славянской азбукой считается глаголица. В IX в. Кириллом (Константином Философом) была создана древняя азбука — кириллица. Порядок расположения букв и их названия в глаголице и кириллице были одинаковыми. Кроме звукового, буквы имели и цифровое значение.
Одними из древнейших записей славянской азбуки считаются граффити соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде и берестяные грамоты. Представление о расположении букв в славянской азбуке дает «Азбучная молитва», составленная Константином Философом в форме акростиха.
АПОКРИФЫ (греч. «апокрифос» — тайный, скрытый) — произведения, написанные на библейские сюжеты, но не признанные церковью каноническими и не вошедшие в богослужебный канон. Апокрифы делятся на ветхозаветные и новозаветные.
АПОСТОЛ (греч. Послание) — 1) древняя богослужебная книга, 2) одна из первых московских печатных книг. Как богослужебная книга «Апостол» включает деяния апостолов и их послания и читается во время богослужений.
Древнейшими славянскими и русскими списками Апостолов являются Охридский, Слепченский, Хлудовский, Толстовский и Чудовский, приписываемый митрополиту Алексию.
На Московском печатном дворе под управлением Ивана Федорова и Петра Мстиславца в 1563 — 1564 гг. вышел Апостол — первая датированная русская печатная книга. В послесловии к книге Иван Федоров и Петр Мстиславец сообщали: «Начали впервые печатать эти книги Деянии Апостольские в год 7071 (1563), апреля 19-го. Окончены же были в год 7072 (1564) марта 1 день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси». Книгу открывает фронтиспис ксилогравюрой евангелиста Луки. Перед каждый разделом книги заставки на черном фоне (всего 48), отпечатанные с 20 досок. В тексте много оригинальных мастерски гравированных концовок и узорных инициалов — буквиц и украшений.
В орнаменте Апостола использованы образцы растительного стиля Троице-Сергиева монастыря.
Московский Апостол 1564 г. — произведение во многом новаторское. Его оформление — шаг вперед по сравнению с анонимными изданиями, подражавшим рукописным книгам. Новаторством стала и технология двуцветной печати, была усовершенствована графика цветов. Послесловие носило светский характер и считается первым публицистическим произведением в истории русской литературы.
АРСЕНИЙ СУХАНОВ (конец XVI, начало XVII в. — 14.08.1668) — монах, книжник, церковный деятель, дипломат).
Родился, вероятно, в округе города Солова Тульского уезда. Первые достоверные знания об Арсении относятся к 1633 г, когда он будучи архидьяконом служил при патриархе Филарете, исполнял обязанности его секретаря и хранителя патриаршей казны.
В 1634 г. после смерти Филарете Арсений поселился в Чудовом монастыре. В 1637 — 1640 участвовал в посольстве в Грузию, которое решало вопрос о подданстве кахетинского царя Теймураза. Задачей Арсения, как и прочих духовных лиц в посольстве, был сбор сведений об особенностях церковной жизни в Грузии. В 1649 он был отправлен вместе с иерусалимским патриархом Паисием в Иерусалим. Но миссия Арсения была прервана для переговоров с Б. М. Хмельницким о выдаче самозванца Тимофея Анкундинова. В 1651 — 1653 гг. Арсений Суханов продолжил прерванное путешествие в Иерусалим. Он посетил также Константинополь, острова Греческого архипелага, Александрию, Каир, Дамаск, а на обратном пути Грузию. Арсений описал путешествие в «Проскинитарии» («Поклоннике»). В 1653 — 1655 гг. Арсений был келарем Троице-Сергиева монастыря.
АШШУРБАНИПАЛ (Ашшурбанапал, Асурбанипал, Сарданапал. На престоле с 669 г. до н.э., умер в 633 г. до н. э. Старший сын царя Асархаддона.
Больше всего Ашшурбанипал знаменит как создатель библиотеки клинописных текстов, дошедшей до нашего времени. В молодости Ашшурбанипал готовился к жреческой деятельности. Он был, вероятно, первым ассирийским царем, знавшим клинопись. По приказу Ашшурбанипала в Ниневию были свезены десятки тысяч глиняных табличек с религиозными, астрологическими, научными и литературными текстами. Это были либо подлинники, либо их копии. В настоящее время эти тексты находятся в Британском музее.
НИНЕВИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Среди развалин дворца Ашшурбанипала в Ниневии археологи обнаружили несколько комнат, в который, казалось, кто-то нарочно свалил тысячи клинописных табличек. В библиотеке находилось около 30 тысяч глиняных книг. Эта библиотека хранила на глиняных табличках своих книг почти всё, чем богата древняя культура Шумера и Вавилона. Государствам, возникшим в долине Тигра и Евфрата, историей было суждено стать колыбелью человеческой цивилизации. «Глиняные» книги рассказали нам, что мудрые математики Древнего Вавилона не ограничивались четырьмя математическими действиями. Они легко вычисляли проценты, умели измерять площадь разнообразных геометрических фигур, имели сложную таблицу умножения, знали извлечение квадратного корня и возведение в квадратную степень.
Наша семидневная неделя тоже родилась в Междуречье. Там же заложены основы науки о строении небесных тел. На основе тогдашних астрономических наблюдений был создан календарь, который заимствовали некоторые народы Передней Азии. Ассирийцы по праву могли бы претендовать на звание первопечатников. Грозный Ашшур был властелином многих земель. Сколько царских указов, государственных и хозяйственных документов нужно было писать и переписывать, чтобы рассылать их во все концы огромной Ассирийской державы и чтобы сделать это быстро, ассирийцы вырезали на доске нужные записи и делали с нее оттиски на глиняных табличках. А потом рассылали. Чем такая доска не печатный станок?
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ — памятники письменности XI — XV вв. Буквы продавливались на специально подготовленной березовой коре «бересто» острым, хорошо отполированным металлическим или костяным стержнем («писало»).
Первые берестяные грамоты найдены археологической экспедицией в 1951 г. под руководством А.В. Архиховского в Великом Новгороде. В 1952 г. грамоты обнаружены в Смоленске, в 1958 — в Пскове, в 1959 — в Витебске, затем в Рязани, Старой Руссе и других древнерусских городах. Во время новгородской археологической экспедиции 2000 г. найдена тысячная грамота.
Среди авторов берестяных писем мужчины, женщины и дети разного социального положения, что свидетельствует о широком распространении грамотности в Древней Руси. По содержанию берестяные грамоты весьма разнообразны. Большинство представляют собой частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы.
Автор одной из грамот Жизномир сообщает слуге Микуле, что накупленную им рабу предъявляет права княгиня. Она задержала Жизномира и привлекла к ответственности. За Жизномира вступилась дружина. Далее Жизномир рассказывает об особенностях ведения тяжбы. Ученые, исследовавшие текст грамоты, связали ее с постановлением Русской Правды.
БИБЛ, Библос (греч.Βίβλος, лат. Byblos; библейское название — Гевал, Гебал) — финикийский город, один из самых древних на земле.
Находится на берегу Средиземного моря. Известен с IV тыс. В древности был знаменит храмами божества Ваала, а позднее — культом Адониса, распространившегося и в Греции.
БИБЛИОТЕКА (греч. βιβλιοΘηκή от Βιβλιον — книга и Θηκη — шкатулка, хранилище).
Библиотеки существовали при храмах и содержали собрания клинописных глиняных табличек. Первые библиотеки появились на Ближнем Востоке. Наиболее знаменита библиотека, находившаяся в Ниневии во дворце ассирийского царя Ашшурбанипала.
Первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом в Гераклее. Самой большой частной библиотекой считалось собрание древнегреческого философа и ученого Аристотеля.
Во время раскопок в Геркулануме была обнаружена частная библиотека поэта Филодема, которая насчитывала около 1860 свитков.
Самой знаменитой считалась Александрийская библиотека папирусных свитков. Хозяева библиотеки египетские цари Птолемеи приобретали все литературные произведения, которые только существовали, во времена Цезаря она насчитывала около 700 тысяч свитков. К 47 г. до н.э. часть библиотеки сгорела, другая была уничтожена во время столкновения язычников и христиан.
С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей.
Первая римская публичная библиотека была создана по греческим образцам Сезонием Поллионом. Позднее в Римской империи возникли библиотеки, учрежденные императором Августом, Тиберием, Веспасианом, Домицианом, Траяном, византийскими правителями. Самые ранние христианские библиотеки существовали при монастырях.
ЕВАНГЕЛИЕ (греч. Evangelion — добрая весть, благовествование) — название раннехристианских произведений, повествующих о земной жизни Христа.
Четыре книги, Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, признаны каноническими, они включены в Новый Завет. Остальные Евангелия объявлены неканоническими (апокрифы). Первые четыре книги Нового Завета называются Четвероевангелием. Первые три Евангелия, от Матфея, Марка и Луки, называются синоптическими (греч. synopsis, лат. Conspectus, т.е. совместно обозримые). Они близки между собой по структуре и содержанию.
Самым ранним из Евангелий считается Евангелие от Матфея (ок. 50 — 60-х гг.) Евангелие от Марка и Луки созданы до 70-х гг., Евангелие от Иоанна в конце I в.
Евангелие — это книга для чтения и богослужения. Для церковного и монастырского богослужения Евангелие излагается на каждый день года и на Страстную Неделю (Евангелие Апрокос полный) или на праздники и субботу и воскресенье (Евангелие Апрокос краткий).
Существуют также Толковое Евангелие и Евангелие Учительное. Самыми известными толкованиями на Четвероевангелие являются толкования отцов церкви: Иоанна Златоуста и Василия Великого. Древнейший перевод Евангелия на славянский язык был осуществлен Мефодием и Кириллом в 863 г. Древнейший список Евангелия на древнерусском языке, сохранившийся до наших дней, это Реймское Евангелие Анны Ярославны (40-е годы XI в.), созданное в книгописных мастерских Киева.
ГРИГОРИЙ Турский (Gregorius Turonensis; Георгий Флоренций, Georgius Florentius) (ок. 538-594), святой, один из известнейших и популярных в средние века хронистов, автор «Истории франков». Родился в Оверни, в Арвернах (Сivitas Arvernorum, ныне Клермон-Ферран), в римской сенаторской семье, наст. имя — Георгий Флоренций (имя Григорий принял позднее). Его воспитателями в юности были — дядя Св. Галл, епископ Арверн, и Св. Авит, познакомивший его с церковной литературой. По рассказу самого Григория Турского, исцеление, полученное им у гроба Св. Иллидия предопределило его духовное призвание. В 573 его избирают епископом Тура, значительного города в регионе и места паломничества к мощам Св. Мартина Турского.
В междоусобной борьбе внуков Хлодвига Григорию удавалось сохранять равновесие, несмотря на вражду с нейстрийским королевским домом и королем Хильпериком, которого он называет «Нероном нашего времени», и прочные связи с правителями Австразии; хорошие отношения Григорий Турский, искусный дипломат, поддерживал с Гунтранмом Орлеанским, которому достался Тур после смерти Хильперика в 584. Участие как в политике, так и в соборах Церкви, многочисленные путешествия, дипломатические миссии, дружба с одним из образованнейших людей 6 в., поэтом Венанцием Фортунатом, предопределили Григория Турского к тому, чтобы стать историографом своего времени.
Книга Григория Турского — «История франков» («Historia Francorum»; в некоторых рукописях «Церковная история франков» — «Historia ecclesiastica Francorum») — главный источник наших знаний о Галлии 6 в. Задуманная как всемирно-историческая панорама с доминирующей сквозной идеей торжества Церкви и правоверия над ересями и неправдой, уже начиная с IV книги она представляет собой своеобразные мемуары современника. Латинский язык сочинений историка — уже в сильной степени варваризованный и далекий от классической нормы, однако, живой и выразительный. Из других сочинений Григория Турского известны: трактат «О пути звезд» («De cursu stellarum»), «Книга о славе мучеников» («Liber in gloria martyrum»), «Книга о доблестях Св. Юлиана» («Liber de virtutibus s. Juliani»), «О доблестях Св. Мартина» («De virtutibus s/ Martini»), «Жития Св. отцов» («Vitae patrum»), «Книга о славе исповедников» («Liber in gloria confessorum»), перевод на латинский язык «Страстей семи спящих отроков» («Passio septem dormientium»).
ЭТЕЛЬБЕРТ I (Aethelberht) (ум. 24 февраля 616), король Кента (560-616).
Выпустил первый сохранившийся свод англосаксонских законов — кодекс, устанавливавший правовой статус духовенства, многие другие правовые документы. Женитьба Этельберта на христианке Берте, дочери франкского короля Хариберта, возможно, повлияла на тот благосклонный прием, который король оказал св. Августину Кентерберийскому и др. миссионерам, присланным в Кент папой Григорием Великим в 597. Этельберт выделил им для пребывания Кентербери, а позднее и сам принял христианство, хотя и не вынуждал к этому своих подданных. Согласно сообщениям Беды Достопочтенного, королевство Этельберта включало в себя всю Англию к югу от Хамбера (вероятно, только в конце правления). После смерти Этельберта одним из первых был захоронен в главной церкви Кентерберийского аббатства.
Середина VI в. «Рипуарская правда», запись законов рипуарских франков.
673 — 686. Кентская «Правда Хлотаря и Эдрика».
688 — 694. «ПРАВДА ИНЭ». Первая дошедшая до нас запись законов Уэссекса.
УЭССЕКС (англ. Wessex, от др. — англ . West Saxon), одно из королевств англосаксонской Англии, представители правящей династии которого в 972 стали королями всей страны. Первоначально Уэссекс занимал территории современных графств Гемпшир, Дорсет, Уилтшир, Сомерсет и южный Эйвон. Со временем эта земля расширилась на север по течению р. Темзы и включила в себя Девон и Корнуолл.
САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА (лат. Lex Salica), сборник обычного права западных салических франков, одна из т. н. Варварских правд. Первоначальный текст «Салической правды», записанный, по всей вероятности, по приказу Хлодвига или при его жизни в нач. 6 в., до нас не дошел, но сохранился в многочисленных списках 8-9 вв. Основным содержанием «Салической правды» являются тарифы вергельдов — судебных штрафов — и сведения о формах судопроизводства. Из 66 статей, которые считаются более древнего происхождения, 7 статей посвящены семейным отношениям, собственности и наследованию.
«Салическая правда» оказала огромное влияние на позднейшие правды — Рипуарскую, Баварскую. Став законом могущественного Франкского королевства, «Салическая правда» к 11 в. вытеснила нормы всех других правд, кроме Лангобардской, и является важнейшим памятником хозяйственного, общественного и государственного строя, быта и правосознания салических франков. Салическим законом (лат. Lex Salicum) называется постановление «Салической правды» (в главе LIX об аллоде), исключавшее женщину из наследования земельного владения, в некоторых европейских государствах послужившее основанием для устранения женщины от престолонаследия. В этом своем значении Салический закон был принят во Франции в 14 в.
Ок. 810 — ок. 877. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) (810, Ирландия — ок. 877), выдающийся философ Средневековья. Один из ярчайших представителей Каролингского возрождения.
Ирландец по происхождению, в 847 году он был призван ко двору Карла Лысого, где руководил придворной школой. Эриугена был одним из самых образованных людей своего времени, помимо преподавания он занимался переводами на латинский язык сочинений греческих отцов Церкви (Максима Исповедника, Псевдо-Дионисия Ареопагита и др.) Именно во время этой работы он познакомился с идеями неоплатонизма. В своей самой значительной работе «О разделении природы» Эриугена истолковывает христианство с точки зрения неоплатонизма. Он выделяет четыре природы: природу не сотворенную, но творящую (Бог-Творец), сотворенную и творящую [небесные идеи (в формулировке Платона), по которым создается все творение], сотворенную и не творящую (Мир, Вселенная, включая человека) и, наконец, природу не сотворенную и не творящую (Бог как последний предел в возвратном движении, как Конечная Причина). Следуя и дальше неоплатоническим идеям, Эриугена пришел к тому, что творения — это эманация от Бога.
В вопросе о соотношении разума и веры в христианстве Эриугена исходил из постулата, что в религии не может быть ничего не согласующегося с разумом, ведь источник и разума и Священного Писания, лежащего в основании религии, один — божественная мудрость. Следовательно, возможно познание Бога при помощи разума, ведомого верой.
Философское учение Эриугены не нашло отклика у современников во многом из-за того, что его работы находились в стороне от основной линии развития схоластической философии. Фактически «открытие» его произведений приходится на 12 век, но уже в 13 столетии в учении Эриугены были усмотрены элементы пантеизма (отождествление Бога и природы), работа «О разделении природы» была осуждена церковью на поместном соборе в Париже в 1210 году и папой Гонорием III в 1225 году.
IX в. Кирилл (826 — 869) и Мефодий (820 — 885) создают славянскую азбуку и переводят ряд книг на славянский язык (Библия, Кормчая книга, Проглас к Евангелию, Канон к Дмитрию Солунскому).
842. Страсбургская присяга Людовика и Карла, первый дипломатический документ на немецком и французском языках.
863. Начало миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия в Великой Моравии.
890. «Правда короля Альфреда».
X в. Первые памятники латинской письменности в Польше (хроники, жития святых и др.)
Первая библиотека Древней Руси была основана в 1037 г. Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве.
1045 — 1125. «Галл Аноним» — первая из известных польских хроник.
XI в. Появление первых памятников житийной литературы на латинском языке в Венгрии («Житие Святого Иштвана»).
АБЕЛЯР (Abelard, Abailard ) Пьер (Петр) (1079, Палле, близ Нанта — 21 апреля 1142, аббатство Сен-Марсель близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия, ныне Франция), французский мыслитель, один из крупнейших философов Средневековья. Учился у Росцелина и Гильома де Шампо в Париже. Еще во время обучения, проявив необычайные способности в области философии и теологии, открыл собственную школу в Париже. Слава Абеляра быстро распространялась и вскоре его пригласили в школу Нотр-Дам, которая стала впоследствии Французским университетом, где философ в 1114-1118 возглавлял кафедру. Примерно к этому же времени относится история трагической любви Абеляра и Элоизы, описанная им самим в «Истории моих бедствий». Заключенный втайне брак не был признан опекуном Элоизы, который оскопил Абеляра и насильно заставил Элоизу постричься в монахини. Вскоре и Абеляр удалился от мира. Сохранилась переписка влюбленных, а также стихи Абеляра, посвященные Элоизе. Став монахом, Абеляр поселился в монастыре Сен-Дени, где продолжил ученые занятия.
Особый интерес у него вызывала проблема универсалий. Абеляр занял промежуточную между реализмом и номинализмом позицию, получившую название «концептуализма». Он рассматривал универсалии как умственные концепции, которые не существуют отдельно от предметов, но которые в то же время не просто произвольные имена. «Универсалия», такая, например как «лошадь», реальна, это не просто слово, однако она не может существовать отдельно от реальных лошадей. В понимании Абеляра «универсалии» предшествуют конкретным вещам. Бог имел идею лошади, прежде чем начал творение, и эта идея присутствует в каждой конкретной лошади. Эта точка зрения стала преобладающей и завершила спор «номиналистов» и «реалистов», пока Оккам не предложил новый взгляд на универсалии.
В 1122 Абеляр пишет свой главный труд «Да и Нет», в котором разрешить проблемы, связанных с местом и ролью логики и рацио в исследовании божественных истин. Используемый им метод приводит к сомнениям, которые только и могут, по мысли Абеляра, помочь человеку прийти к истине. Сомнение признается философом началом всякого знания. Абеляр стремится понять то, во что верит. Этот подход был прямо противоположен методу Ансельма Кентерберийского — «верую, чтобы понять», признанному официальной церковью, поэтому вызвал резкое неприятие у многих видных клириков. Одним из самых серьезных противников Абеляра в этом вопросе стал Бернар Клервоский. Полемика между мыслителями привела к осуждению идей Абеляра в 1140 на соборе в Сансе. Направляясь с апелляцией к папе, Абеляр делает по пути остановку в монастыре, где его и настигает смерть.
«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ» («Chanson de Roland»), средневековая французская эпическая поэма (наиболее ранняя и совершенная Оксфордская редакция, ок. 1170); историческую основу составляют легенды о походах Карла Великого. Герой поэмы — воплощение рыцарственности и патриотизма. Дошла в списке XIV в.
Ок. 1140. «Песнь о моем Сиде».
Ок. 1150 — 1225. Винцентий Кадшубек «Польские хроники» (на латинском языке).
XII в. «Венгерская геста» («Деяния венгров» ) (на латинском языке).
XIII в. «Надгробное слово», древнейшее произведение на венгерском языке.
ФОМА АКВИНСКИЙ (Thoma Aquinas) (1225 или 1226-1274), итальянский философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т. д.). Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т. п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии» (один из фундаментальных трудов по богословию Западной церкви), «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.
ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», 1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304-07, издание 1529), «Послания» (1304-16). Вершина творчества Данте — поэма «Божественная комедия» (1307-21, издание 1472) в 3-х частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.
1261 — 1270. «Книга ремесел». Первая дошедшая до нас запись уставов парижских цехов.
БОККАЧЧО (Boccaccio) Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) — книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, — многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).
ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (Caterina da Siena, наст. имя Катарина Бенинказа, Catharina Benincasa) (1347-80), монахиня-доминиканка, мистик, святая католической церкви, итальянская поэтесса. Дочь красильщика. Отказавшись от брака, ок. 1362 вступила в сестричество кающихся сестер Святого Доминика. Во время чумы 1374 самоотверженно ухаживала за больными. В легендах о ее видениях ощущается влияние легенд о Екатерине Великомученице: она считала, что обручена с Христом и на пальце носила видимое лишь ей обручальное кольцо. Ее милосердие и видения, аскеза и пророческий дар снискали ей уважение и популярность. Она была горячей сторонницей переноса папского престола обратно в Рим. В 1376, когда папа Григорий XI наложил на Флоренцию интердикт, она поехала в Авиньон, чтобы убедить его примириться с Италией. Проповедовала необходимость крестовых походов. Во время схизмы встала на сторону Урбана VI. Память в Католической церкви 29 апреля. Считается покровительницей Италии.
1349 — 1354. Издание «Законники Стефана Душана», составленного на основе византийского письменного и сербского обычного права.
ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg) Иоганн (Генсфляйш) (между 1394 и 1399, Майнц — 3 февраля 1468, там же), немецкий изобретатель книгопечатания в Европе. Напечатал т. н. 42-строчную Библию — первое полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром раннего книгопечатания.
В XV — XVII вв. значительными книжными собраниями обладала Партиаршия палата, Посольский и Аптекарский приказы в Москве, Троице-Сергиевский монастырь, Соловецкий монастырь и другие, где собирались, переписывались и хранились религиозные книги.
ВИЙОН (Villon) Франсуа (1431 или 1432 — после 1463), французский поэт. В поэмах «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1462), насыщенных автобиографическими намеками, нашли отражение сцены из жизни парижских низов; мотивы смерти сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироническим отрицанием аскетизма и ханжества.
1470. Начало книгопечатания во Франции.
ЭТЬЕНЫ, Эстеньенны (франц. Etienne, Estiennes; лат. Stephanus) — семья французских типографов и издателей, сыгравшая значительную роль в распространении гуманистической литературы. Работали в Париже, Лионе, Женеве
Предприятие Этьенов было основано в Париже в 1502 г. Анри-Этьеном Старшим I(ок. 1460 — 1520), издавшим ок. 130 книг.
ГЛАГОЛИЦА (старослав. «глагол» — слово) — одна из двух наряду с кириллицей славянских азбук. Возможна создана на основе греческого письма. По поводу времени и авторства создания глаголического алфавита существует несколько точек зрения. Сторонники одной считают, что она создана Кириллом (Константином Философом) в IX в., другие считают, что она возникла в V — VI вв. У юго-западных славян существует легенда о создании у них алфавита в V в. христианским проповедником Иеронимом, умершим в 420 г. Согласно гипотезе, выдвинутой в середине XIX в. чешским ученым И. Добровским, развитой И.И. Срезневским и Е. Ф. Карским, глаголица развивалась как тайнопись в период преследования католичеством книг, написанных кириллицей. Исследования, проведенные Т.Л. Мироновой, показали, что глаголица в своем развитии прошла несколько этапов: протоглаголица (архаическая глаголица) — основная форма славянского письма; древнейшая глаголица, доработанная братьями Кириллом и Мефодием; позднейшая глаголица, развитая с учетом кириллицы учениками Кирилла и Мефодия.
Известный в настоящее время глаголический алфавит состоит из 40 букв. 39 букв служили для передачи тех же звуков, что и буквы кириллица, а буква «дервь», отсутствовавшая в кириллице, предназначалась для передачи мягкого согласного «г» (ангел). В глаголице отсутствовали буквы, аналогичные кирилловским «пси», «кси», а также передавшие йотированные «э» и «о».
В первоначальном составе глаголицы имеется только один «малый юс», служивший для обозначения как йотированного, так и нейотированного носового гласного звука «э».
ГОЛУБИНАЯ КНИГА. Произведение древнерусской литературы, в которой содержались ответы на вопросы о происхождении мира и человека.
Народное название «Голубиная» получила под влиянием известного изображения Святого Духа, каким в христианской традиции считался голубь. Другое название «Глубинная» возникла из-за того, что по мнению древнерусских читателей в книге заключена вся глубина христианской премудрости.
Во введении рассказывается о выпадении с небес книги огромных размеров и о собрании вокруг этой книги 40 царей, 40 князей и других.
Главную часть стиха составляют вопросы царя Волота Волотовича (в ряде вариантов — Волотоман Волотомонович, Володимир Володимирович, Малодушар Малодушарович) и ответы на них премудрого Давида.
В форме вопросов и ответов в книге рассматриваются события от начала человечества до конца мира и сошествия Антихриста. Давид отвечает на вопросы, касающиеся происхождения мира, человека, сословий. Самая сложная группа вопросов связана с выяснением сути элементов мира: «которая земля землям мати», «который царь над царями царь», «которая церковь над церквами мать», «который у нас камень камням отец и другие».
ДОМОСТРОЙ. «Книга, глаголемая Домострой». Памятник русской литературы середины XVI в. Автором «Домостроя» традиционно считается священник Благовещенского монастыря Московского Кремля Сильвестр.
1559. Начало издания католической церковью «Индекса запрещенных книг».
1595. Издание «Атласа» Г. Меркатора.
1613. Первое издание Словаря Академии дела Круска, первого научного словаря.
1618 — 1790. Деятельность французского католического ордена Святого Мавра (мавристы). Многие мавристы (Ж. Мобильон, Б. де Монфокон и др.) сыграли большую роль в сборе и публикации западноевропейских средневековых рукописей, положили начало ряду исторических дисциплин.
1694. Первое издание Словаря Французской академии.
В начале XVIII в. в связи с реформами Петра I возникли библиотеки с научной и светской литературой. Составленная в 1714 г. коллекция в связи с созданием в 1725 г. Академии наук была передана ей и составила основу академической библиотеки (ныне библиотека Академии наук Российской Федерации).
1751 — 1772. «Энциклопедия» Д. Дидро.
В конце XVIII в. появились публичные платные библиотеки. Просветитель Н.И. Новиков открыл первую бесплатную библиотеку-читальню в Москве.
В 1795 г. учреждена и в 1814 г. открыта публичная библиотека в Петербурге, ставшая национальным книгохранилищем (ныне Государственная публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина).
В 1862 г. в Москве была основана библиотека Румянцевского музея (ныне Государственная библиотека Российской Федерации имени В.И. Ленина).
Во 2-й половине XIX в. усилиями общественности, земств были открыты губернские, уездные и городские библиотеки, главным образом, в экономически развитых регионах страны.
В 70-х гг. возникают нелегальные библиотеки (при «Южнороссийском рабочем союзе», при «Северном союзе рабочих»).
В годы революции в 1905 — 1907 гг. несколько увеличилось число библиотек для народа, но многие районы России оставались лишены библиотечного обслуживания.
В 1913 насчитывается всего 14 тыс. публичных библиотек.
Постановления «О постановке библиотечного дела» (1918), декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ» (1918), «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920) и др. Постановление ЦК партии «О деревенских библиотеках и о популярной литературе для снабжения библиотек».
ЖИТИЯ СВЯТЫХ.
ИЗБОРНИК 1073.
ИЗБОРНИК 1076.
КАРИОН ИСТОМИН.
КАРПОВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ.
КАТОШИХИН ГРИГОРИЙ КАРПОВИЧ.
КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ.
КИРИЛЛИЦА.
«КНИГА БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ».
КОРМЧИЕ КНИГИ.
КОСМОГРАФИИ.
ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ.
ЛИХУДЫ, БРАТЬЯ ИОАННИЙ, СОФРОНИЙ.
ЛИЦЕВОЙ СВОД.
ЛУКА ЖИДЯТА.
МАКСИМ ГРЕК.
МЕРИЛО ПРАВЕДНОЕ.
МИНЕИ.
МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР.
НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ.
НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ.
«НОВЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ».
ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ
ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ
ПАЛЕЯ.
ПАТЕРИКИ.
ПАХОМИЙ СЕРБ.
ПЕРЕСВЕТОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ.
ПЕТР МСТИСЛАВЕЦ.
ПИСЦОВЫЕ КНИГИ.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ».
«ПОВЕСТЬ О БЕЛОМ КЛОБУКЕ».
«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
РАДЗИВИЛОВСКАЯ (КЕНИГСБЕРГСКАЯ) ЛЕТОПИСЬ.
РАДИШЕВСКИЙ АНИСИМ МИХАЙЛОВИЧ.
РАЗРЯДНЫЕ КНИГИ.
РУНЫ.
РУССКАЯ ПРАВДА.
свод древнерусского права; дошел в списках 13-18 веков в трех редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной. Списки Русской правды входят в состав Кормчих книг, «Мерила праведного», сборников законов и летописей. Основой Русской правды послужило обычное право, княжеское законодательство, судебная практика.
Краткую редакцию Русской правды составляют Правда Ярослава Мудрого («Древнейшая Правда»), Правда Ярославичей. В тексте Русской правды отразилась эволюция общественных отношений на Древней Руси 11-13 веков. Правда Ярослава Мудрого включала и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. При сыновьях и внуках Ярослава нормы Русской правды получили свое дальнейшее развитие и совершенствование. Ряд постановлений Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле (1068-1071). Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, тиунов, старост, отроков, совершенных на ее территории; предусматривала тяжелые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 года в Русскую правду был включен устав о процентах (резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщичество. Русская правда отразила на протяжении 11-13 веков усиление зависимости смердов, закупов, холопов.
В тексте Пространной редакции Русской правды закупам и холопам посвящены специальные уставы. В Русской правде отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Русская правда сужает сферу ее применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать помощь убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье).
Русская правда защищала здоровье и честь свободных людей, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В ней детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений. Большое внимание было уделено упорядочению долговых отношений. Специальный устав был посвящен наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий, клятвы (рота). Розыск преступников проводился по свидетельским показаниям или по следам; наметились первичные элементы судебной экспертизы. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклеп). Нормы Русской правды действовали до конца 15 века (до введения Судебника 1497 года), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.
БИБЛИОТЕКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ
Государство
Город
Библиотека
Год основания
Количество книг (млн тт)
Австрия
Вена
Австрийская национальная библиотека
1526
2,4
Бельгия
Брюссель
Королевская библиотека
1837
3
Ватикан
Рим
Ватиканская библиотека
XV
0,9
Великобритания
Лондон
Британская библиотека
1972
10,3
Венгрия
Будапешт
Государственная библиотека имени Сечиньи
1802
2,2
Германия
Берлин
Немецкая государственная библиотека
1661
6,5
Лейпциг
Немецкая библиотека
1912
7,5
Мюнхен
Баварская государственная библиотека
1558
Св. 5
Дания
Копенгаген
Королевская библиотека
1673
2,5
Индия
Калькутта
Национальная библиотека
1902
1,8
Испания
Мадрид
Национальная библиотека
1712
Италия
Флоренция
Национальная библиотека
1747
Канада
Торонто
Университетская библиотека
1842
Китай
Пекин
Национальная библиотека
1912
Нидерланды
Амстердам
Университетская бибилиотека
1578
Норвегия
Осло
Университетская библиотека
1811
Польша
Варшава
Национальная библиотека
1928
Румыния
Бухарест
Центральная государственная библиотек
1955
США
Вашингтон
Библиотека Конгресса
1800
Кембридж
Библиотека Гарвардского университета
1638
Финляндия
Хельсинки
Университетская библиотека
1640
Франция
Париж
Национальная библиотека
1368
Чехия
Прага
Чешская государственная библиотека
1958
Швеция
Лунд
Университетская библиотека
1671
Япония
Токио
Национальная библиотека
1948
По данным “ Nhe World of Learning” 1984 /85
РОССИЙСКИЕ И СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Государство
Город
Библиотека
Год основания
Количество книг (млн тт)
Россия
Москва
Имени В.И. Ленина
Публичная научно-техническая библиотека РФ
Библиотека иностранной литературы
Азербайджан
Баку
Библиотека имени М.Ф. Ахундова
Армения
Ереван
Библиотека имени А. Ф. Мясникяна
Белоруссия
Минск
Библиотека
Грузия
Тбилиси
Библиотека
Казахстан
Алма-Аты
Библиотека
Кыргызстан
Бишкек
Библиотека
Латвия
Рига
Библиотека
Литва
Вильнюс
Республиканская библиотека
Молдова
Кишинев
Библиотека
Таджикистан
Душанбе
Библиотека имени А. Фирдоуси
Туркмения
Ашхабад
Библиотека
Узбекистан
Ташкент
Библиотека имени А. Навои
Украина
Киев
Библиотека
Эстония
Таллинн
Научная библиотека Академии наук
Библиотека имени Р.Д. Крейцвальда
Тарту
Научная библиотека ТГУ
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.