Жизнь без черновика / Хрипков Николай Иванович
 

Жизнь без черновика

0.00
 
Хрипков Николай Иванович
Жизнь без черновика
Обложка произведения 'Жизнь без черновика'
Жизнь без черновика913

Хрипков Николай

8-913-712-02-73

62832 Новосибирская обл.,

Карасукский р-н,

С. Калиновка,

Ул. Молодежная, 21/2

 

 

 

 

 

 

Жизнь без черновика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ПОСТНОВ

ЛЮБОВЬ К ТЕАТРУ И НАУКЕ

Он производил впечатление. Высокий, стройный, в строгом черном костюме. Лицо как у римского императора. Он поставил кожаный портфель. Достал из него листочки. Видно, это были конспекты лекций. Потом огляделся, увидел кафедру. И перешел к ней. Кафедрой пользовались не все.

Он продолжал удивлять первокурсников-филологов дальше. Это был оратор, цицерон. Как позднее узнали, действительно, на каких-то конкурсах ораторского искусства Юрий Сергеевич занимал непременно первые места. Он был актер. Каждый жест выверен и, наверно, отрепетирован не раз. Мимика, взгляд, содержательные паузы… Театр одного актера. Кому-то это казалось претенциозным, поскольку им нравилась простота, естественность, без всяких изысков и театральных жестов.

Лекции он читал четко, внятно, выделяя главное. Указывал, что нужно обязательно записать. Не допускал скороговорки, слов-паразитов, зависаний. Но порой делал лирические отступления. Они никак не были связаны с ним самим. О себе он почти ничего не говорил. Кроме одного случая. Но о нем позже. Это были философские отступления, всегда яркие и образные. Например: «Жизнь — это не черновик. Ее не перепишешь заново».

«Некоторые поэты кричат: «А чем я хуже Есенина? Я пью так же, как и он!» Нет! ты даже пьешь не так, как Есенин!»

«Говорить кое-как, значит, и мыслить кое-как».

Кто-то записывал его философские максимы. Думаю, что из них можно было бы собрать небольшую книжку, которая оказалась бы весьма увлекательной и полезной.

Юрий Сергеевич был скромным человеком, хотя знал себе цену. Но о себе ничего не говорил. И в общем-то о нем довелось узнать только после его преждевременной смерти.

 

Значительное влияние в воспитании маленького Юры с пяти лет оказал второй муж матери — Борис Владимирович Дидковский. Герой гражданской войны, бывший заместитель председателя Уральского областного Совета рабочих и крестьянских депутатов, председатель комиссии по созданию Уральского университета и его первый ректор (1920 г.), начальник Уральского геологического управления и председатель Уральской плановой комиссии, погибший в 1938 г., Борис Владимирович — кумир студентов университета и любимый человек Юры. Годы спустя, вместе с матерью, Марией Николаевной Букиной, он написал о своем отчиме биографический очерк под названием «Большевик-ленинец».

С 1937 г., после ареста матери, мальчик воспитывался у бабушки в Куйбышевской области. В 1942 г. окончил Тимашевскую среднюю школу и поступил на юридический факультет, но ушел со второго семестра: ему хотелось учиться на литературном факультете пединститута. В 1943 г. Юрий был призван в армию и служил в противотанковом полку, поступил в пехотное училище. Заметив филологические наклонности курсанта, его направили учиться в Военный институт иностранных языков Красной армии в Москве. В конце 1944 г. со 2-го курса Юрий добровольцем ушел на фронт. Принимал участие в боях на территории Польши и Германии (военный переводчик танкового корпуса), награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

В Новосибирск, где проживали мать и младший брат, Ю. С. Постнов приехал в 1946 г. Здесь он экстерном за 2 года окончил филологический факультет Новосибирского педагогического института и работал на кафедре литературы в должности ассистента по специальности «Зарубежная литература». Одновременно с преподаванием готовил кандидатскую диссертацию «Реалистические романы Т. Драйзера 1900-1915 годов» и защитил ее в 1956 г.

 

Ю. С. Постнов — прекрасный лектор: он не просто делился со студентами своими знаниями, но учил их формировать собственные убеждения; умеет зажечь и увлечь — на занятия к нему стекались студенты и с других факультетов. Он устраивал обсуждения прочитанного, дискуссии, которым придавались разные формы: к примеру, при изучении Фейхвангера проводился «Суд совести» над братьями Лаутензак.

Юрий Сергеевич установил тесную связь с Новосибирским отделением Всесоюзного театрального общества, Домом актера, драматическими театрами города. Более 10 лет Ю. С. Постнов руководил секцией молодых любителей театра при Новосибирском Доме актера, пробовал свои силы в драматургии. Писал пьесы, ставил их в театральном кружке НГПИ; позднее такой же кружок он вел и в НИИВТе. Пьеса Постнова «В одном институте» опубликована в 1956 г. в «Сибирских огнях». Разносторонне одаренный, он был автором обстоятельных и ярких рецензий на фильмы, на постановки новосибирских театров, теоретических статей на театральные темы, творческих портретов актеров. Среди этих работ: «Недостатки одного спектакля» (1954), «Страница жизни» (1954), «Режиссеры, актеры, зрители» (1960), «Сцена и время» (1961), «Этапы пути» (1962), «Следуя за Львом Толстым» (1966), «Душа надобна!», «Испытание на прочность» (1974).

Из письма к матери: «Кружок наш гремит. Анна Зегерс прислала нам письмо: она одобряет нашу работу. А в Красноярске опубликовали статью и рекомендуют этот опыт для школ и педвузов. Если хочешь знать, мама, какой я «подвижник», прочитай «Театр» № 11, год 1959». А в 1968 г. вышла книга Ю. С. Постнова «Когда театр волнует». Некоторое время Юрий Сергеевич даже руководил литературной частью театра «Красный факел».

В 1961 г. Ю. С. Постнов был приглашен в отдел гуманитарных исследований Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. Вскоре отдел преобразовали в Институт истории, филологии и философии СО АН СССР и Юрий Сергеевич работал в нем старшим научным сотрудником, а чуть позже — заведующим сектором русской и советской литературы. Он активно занимался историей сибирской литературы, изучал современный процесс ее развития. В этот период для многотомного издания «История Сибири» им написаны разделы и параграфы, посвященные становлению литературы и искусства Сибири после 1917 г.

Как только открылся историко-филологический факультет НГУ, Ю. С. Постнов вел там большую научно-педагогическую работу: читал лекционный курс по зарубежной литературе разных эпох, осуществлял научное руководство аспирантами и т. д.

Юрий Сергеевич был разносторонне одаренным человеком, его вклад в изучение культуры и литературы Сибири разнообразен и значителен. За свою так рано оборвавшуюся жизнь он написал много по вопросам искусства.

Он был драматургом, театральным и литературным критиком, литературоведом и организатором литературоведческих сил вокруг нескольких выпусков сборников по истории литературы Сибири и двухтомного издания «Очерков русской литературы Сибири», в котором он выступал и автором статей, и редактором. Ю. Постнов, немало занимавшийся английской литературой и театром, быстро вырос в видного деятеля сибирского литературоведения. К Юрию Сергеевичу нельзя было относиться как-то средненько, с холодком, потому что в деле своем он всегда горел, был отличным лектором и увлекающимся полемистом, и этим горением, этой увлеченностью заражал других, своих слушателей и оппонентов.

 

В 1970 г. вышла монография Ю. С. Постнова «Русская литература Сибири первой половины XIX века» — первый научный труд, воссоздающий картину литературной жизни Сибирского края в этот период. Монография воскрешала творчество многих незаслуженно забытых сибирских писателей, представляла читателю огромный материал, выявленный в архивах и по малодоступным изданиям. Книга легла в основу докторской диссертации, которую он защитил в 1975 г. в Институте мировой литературы (Пушкинский дом).

Это исследование, из которого так или иначе вытекают многие его статьи и книги, примечательно тем, что в нем задолго до выхода двухтомника «Очерков» подводился итог изучения литературы Сибири избранного периода, и делалось это на современном уровне наших исторических и теоретических знаний.

Принципиально значимым для концепции Постнова явилось то, что он рассматривал не просто место сибирской темы в русской (общерусской) литературе, но и сибирский литературный процесс с присущей только ему спецификой, обусловленной особым восприятием, характерным для внутреннего мира сибиряков.

Он любил Сибирь, хотел увековечить имена тех «хороших честных людей», которые внесли свой вклад в ее культуру. Работы Постнова о Г. Н. Потанине и Н. М. Ядринцеве стали одними из первых советских литературоведческих исследований, посвященных этим крупным ученым и общественным деятелям. В рукописи осталась его историческая повесть о П. А. Словцове.

 

Он многое начинал впервые, словно хотел в своей исследовательской деятельности охватить как можно больше. Это прекрасно прослеживается в письмах Юрия Сергеевича к матери. Вот некоторые выдержки из них: «Хочу 9 апреля 1972 г. поехать на месяц в Иркутск, поработать в тамошних архивах и библиотеках. Мне нужно написать статью «Писатели Сибири в период революции и гражданской войны». Пока это белое пятно, и мне придется отовсюду собирать по крупице...».

В письме (из Иркутска) от 5 мая 1972 г.: «Хочу затеять огромное дело — сфотографировать старинные дома и целые ансамбли домов… Хочу поднять краеведов — ведь старина исчезнет».

В письме того периода, когда еще работал в Новосибирском пединституте (5 мая 1956 г.): «С моей студенческой группой начал подбирать материалы по культуре дореволюционного Новониколаевска».

В письме от 7 апреля 1971 г.: «Из наших современников меня интересует Покрышкин: ведь он новосибирец».

Письмо от 22 сентября 1976 г.: «Посылаю тебе свою книжку о декабристах и однотомник Гарина-Михайловского с моим предисловием. Я придаю этому предисловию очень большое значение: это моя тема… Какой хороший писатель и человек!..».

Библиографическая работа тоже не уходила из сферы научных интересов Ю. С. Постнова. Под его руководством вышли два выпуска объемного, ценного и во многом уникального библиографического указателя «Русская литература Сибири»; он — научный редактор периодического информационного бюллетеня по науке, литературе и искусству Сибири, издаваемого ГПНТБ СО АН СССР.

Ю. С. Постнов — один из организаторов работы большого коллектива сибирских литературоведов по изданию двухтомных «Очерков русской литературы Сибири» (1982 г.). Это первый в советском литературоведении фундаментальный обобщающий труд, посвященный литературной жизни края с древних времен до 70-х годов ХХ века, в котором рассмотрены важнейшие этапы становления и развития литературы Сибири, отражены ее важнейшие направления, тематика и жанры. «Авторский коллектив считает своим долгом отметить особую роль доктора филологических наук Ю. С. Постнова, выступившего с инициативой и теоретическим обоснованием данного труда, положившего много сил на его создание», — говорится в предисловии к «Очеркам...».

Всего за свою короткую жизнь (Юрий Сергеевич умер на 53-м году жизни 20 февраля 1978 г. от болезни сердца) он создал 90 научных работ, в том числе 5 монографий. Все его творческие работы пронизаны горением сердца, несут отпечаток его незаурядной личности. Личный фонд замечательного человека и ученого Юрия (Георгия) Сергеевича Постнова хранится в Государственном архиве Новосибирской области.

Многие наши преподаватели, а учился я в НГУ в 1972 — 1977 годах, были фронтовиками. Но ни от кого из них мы не слышали рассказов о войне. И узнавали об их героическом прошлом от других, порой совершенно случайно и неожиданно для нас. Таким же был и Юрий Сергеевич. Только однажды он рассказал единственный эпизод из своей военной биографии. Но какой! Позднее я сделал стихотворное переложение его рассказа. Вот оно!

НАМ РАССКАЗЫВАЛ ПРОФЕССОР

 

Убивать, конечно, должно,

Если враг перед тобой.

На курок нажать несложно.

Вот и всё. он не живой.

 

Ты убил. А это значит,

Жизнь кому-то сохранил,

Чья-та мама не заплачет,

Потому что ты убил.

 

Значит, кто-нибудь в июле

Под родной вернется кров.

Это ты свинцовой пулей

Подарил ему любовь.

 

Как-то лекцию читая,

Поглядел печально в зал

Наш профессор, вспоминая

Свою юность, рассказал.

 

«После курсов краткосрочных

Нас отправили на фронт.

Едем, прыгая на кочках,

До своих взводов и рот.

 

Молодые лейтенанты.

Каждый тот еще храбрец.

Нам еще бы аксельбанты

И на танцы во дворец.

 

Шутим, курим папиросы.

Небо. Солнце. Благодать.

Скоро мы у Барбароссы

Будем бороду щипать.

 

Мы еще учились в школе.

Нас на фронт не стали брать.

Молоды еще мы. Что ли

И войны не увидать?

 

Всё в мгновенье оборвалось,

Словно лопнула струна,

И свистело, и взрывалось…

Вот и 4к нам пришла война.

 

Вот и нас она настигла,

Даже не предупредив…

Неожиданно всё стихло.

Есть убитые. Я жив.

 

Вот он. Только что смеялся.

А теперь он не живой.

Круг кровавый расплывался

У него под головой.

 

Не успел достать нагана.

Даже и не закричал.

И пускай была бы рана,

А то сразу наповал.

 

Хоть бы одного фашиста

На тот свет отправил он.

Но нелепо, как-то быстро

Пулей вражеской сражен.

 

И лежит себе в сторонке.

Даже не повоевал.

А напишут в похоронке,

Что геройской смертью пал.

 

Я шагаю вдоль колонны.

Вот еще. А вот другой.

Этот вот лежит зеленый,

А не просто молодой.

 

Он стоял в конце колонны,

Нервно дергая затвор.

Видно, кончились патроны.

Озирался, словно вор.

 

Почему же он не скрылся?

Почему не убежал?

Я за кобуру схватился

И оружие достал.

 

Прямо в голову я целил.

Разделяли метры нас.

Ну, а он смотрел, не верил,

Что убьют его сейчас.

 

Автомат упал на ногу,

Он не ойкнул даже. Но

Руки тянет понемногу,

Как в замедленном кино.

 

Я его глаза увидел.

Отступил назад на шаг.

Я его не ненавидел,

Хоть и знал, что это враг.

 

Почему-то захотелось

Взять его и отпустить.

Ну, какая ж это смелость —

Безоружного убить?

 

Я нажал курок. Качнулся,

Опустился он и лег.

Изо лба его тянулся

Тонкий красный ручеек.

 

Он совсем еще мальчишка.

Уши тонкие торчат

И коротенькая стрижка,

Словно стригся час назад.

 

Я пошел. И тут прорвало.

Думал, вылезут кишки.

Ели всё же что попало,

Даже с поля колоски.

 

О своей войне профессор

Никогда не вспоминал

Почему же — интересно —

Этот случай рассказал?

 

У него же есть медали,

Даже орден есть один…

Мы же так и не узнали,

Как он в мае брал Берлин.

 

О своих друзьях по роте,

О боях не вспоминал…

Он рассказывал о Гёте

И стихи его читал.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ПОСТНОВ Ю. С. Литературные очерки. — Новосибирск: Зап. — Сиб. кн. изд-во, 1985. — 224 с.: портр.

ЯКИМОВА Л. Просветитель // Якимова Л. Литература и литераторы Сибири. — Новосибирск, 1988. — С. 158-175; То же: Сиб. огни. — 1985. — № 5. — С. 161-167.

ПОРТНЫХ И. Свет далекой звезды: [К 20-летию со дня смерти] // Сов. Сибирь. — 1999. — 20 авг. — С. 19.

ЛЕВЧЕНКО Н. И. Постнов Юрий Сергеевич // Новосибирск: Энцикл. — Новосибирск, 2003. — С. 691-692: портр. — Лит.: (7 назв.).

ПОСТНОВ Юрий Сергеевич // Яновский Н. Н. Русские писатели Сибири XX века: Материалы к словарю. — Новосибирск, 1997. — С. 135.

СИБИРСКИЕ огни: Лит. — худож. и обществ. — полит. журн.: Указ. содерж. — Новосибирск, 1982-2002.

[Вып.] 1922-1964 гг. — 1967. — 131 с.

[Вып.] 1965-1980 гг. — 1982. — 215 с.

[Вып.] 1981-2000 гг. — 2002. — 224 с.

Мамонтова Е.А. 80 лет со дня рождения Юрия (Георгия) Сергеевича Постнова […] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль