ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. НАСЛЕДИЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Французская армия до этого несчастного года считалась сильнейшей в мире. А поднимающаяся Пруссия за считанный месяц устроила ей полный разгром. Сами французы назовут это величайшим позором.
Железный канцлер, который объединил Германию «кровью и железом», Отто фон Бисмарк, по этому поводу по этому поводу сделал удивительное заявление: «В этой войне победил прусский учитель». Как так, не солдаты, не генералы, не правительство, а учитель?
О чем он? О том, что немецкая школа готовила будущих воинов, мужественных, дисциплинированных, инициативных, готовых проливать кровь за веикую Германию, немецкий народ.
Еще один показательный урок, уже из нашей истории. Нарвская баталия, с которой началась долгая Северная война. Русская армия, которая штурмовала Нарву, частью бежала, частью уничтожена. Произошло это за считанные часы. Шведу еще раз показали себя непобедимыми воинами, а юного Карла XIIбудут называть новым Александром Македонским. Наши историки причиной этого позорного поражения назовут внезапность нападения шведов. Но не это было главной причиной. А то, что еще до того как разгорелось сражение весь генералитет русской армии перебежал на сторону противника. Потому что все ти генералы были не русскими. А в России они оказались ради щедрого жалования и всяческих почестей. А проливать кровь за Россию, к тому же которую они в душе презирали и считали варварской страной, это уж извиняйте.
Молодой царь Петр, а он был прилежным учеником, прерасно усвоил этот урок. Он не только создает армию нового образца, но и создает офицерский корпус преимущественно из русских. Сначала их будут посылать за границу набираться ума-разума. Но это не выход. Нужны свои школы, где свои бы россияне учили и готовили бы воинов для русской армии. Открываются солдатские и навигацкие школы, закладывается система массового образования, поскольку нужды армии и зарождающейся промышленности требуют все больше и больше грамотных специалистов.
Армия сильна не только оружием и талантливыми военачальниками, но и своим моральным духом. Петр как никто понимал это. В новую столицу Санкт-Петербург переносят прах Александра Невского. Символический акт! Дух великого полководца поселился в северной столице. Еще этот акт подчеркивал, что Санкт-Петербург — это русский город и Росси никогда не уйдет с побережья Балтики.
Русские воины шли в сражение под лозунгом «За Бога, за Царя, за Отечество!» Перед началом Полтавской битвы Петр обращается к русскому воинству со словами, что они идут в бой не за него, Петра, а за Отечество. Отечество превыше всего. Православная церковь благословляла воинов, которые защищали свою страну от неприятеля.
Петр был православным человеком, несмотря на его шутейные потехи, которые церковь, конечно, осуждала. Он осознавал великую роль церкви в духовной подготовке воспитанников. Поэтому религиозное просвещение в создававшейся системе образования заняло достойное место. Закон Божий, Священная История стали непременными элементами образования.
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую» — «Я ученик и нуждаюсь в учителях»
Без сомнения, первый Российский император Пётр, названный Великим, заслужил благодарную память потомков. Российский флот, северная столица, славные победы в Северной войне, развитие российской науки — вот что подарил Пётр I России.
Все славные дела императора, как бы их не оценивали современники и последующие историки, говорили об одном — о его горячей любви к России. Эту любовь не смогли угасить ни увлечения европейской модой, ни соблазны европейской философской мысли.
Несмотря на то, что император Петр I «в Европу прорубил окно», он навсегда остался русским и православным при всём своём критическом отношении к современной ему религиозной жизни, где было всякое. Иерархи Церкви, монахи, тем более раскольники старообрядцы, не любили Петра, и он про это знал. Тем не менее, отеческой вере он не изменил.
Пётр не стал католиком, потому что ещё свежа была память о нашествии поляков. Не стал протестантом, хотя и скопировал немецкую протестантскую модель церковного устройства. Не стал атеистом, хотя атеизм в это время уже становился модным в среде европейской интеллигенции.
При нём молодёжь едет учиться за границу с одной целью — получив образование, вернуться обратно в Россию и послужить Родине. Духовный стержень Петра не был сломлен. Этот стержень — православная вера и любовь к Родине.
Поэтому, когда мы говорим сейчас о патриотическом воспитании в свете проблем, соблазнов и духовных вызовов нашего времени, нам важно обратиться к памяти императора Петра I. Он дал достойный ответ вызовам времени, но аналогичные вызовы стоят и перед нами, и ответ наших современников на них — далеко не похож на ответ Петра I.
Так модным сейчас стало покидать родную страну и уезжать за границу, по меньшей мере — покинуть свою малую родину в поисках лучшей жизни. Люди стремятся комфортно устроится. Благородное жертвенное служение Родине нивелируется.
Иное было в эпоху Петра. Сам император брался за топор, когда строил флот, сам разделял с солдатами и матросами тяготы и лишения военной службы. Даже последняя болезнь и смерть Петра показательны в этом отношении.
Пётр I поддерживал всех искренних, любящих Россию людей, из кого бы сословия они не происходили. Поэтому «зелёный свет» получали промышленники, купцы, учёные, военные. Эпоха Петра не была застоем и породила целую плеяду незаурядных личностей, которые объединяло одно — горение сердца и любовь к России. Пётр ценил искренность.
Именно так он смотрел и на Церковь. Сейчас много говорят об атеизме Петра I, вспоминают «всешутейшие и всепьянейшие соборы», церковную реформу. Да, у Петра хватало греховных падений, но он всегда ценил подлинную святость.
Так, не уважая современных ему архиереев и монахов, он глубоко уважал, ценил и слушался святителя Митрофана Воронежского. Когда старец-епископ преставился, Пётр сам нёс его гроб до места погребения, долго плакал и говорил — «не осталось у меня другого такого святого старца»
В порыве гнева, он мог обидеть праведника, о чём потом сам глубоко жалел. Именно так вышло с преподобным Иовом Анзерским, который был духовником Петра, но по ложному обвинению был сослан на Соловки. Спустя время, Пётр I поймёт, какого друга и человека он потерял, попытается вернуть отца Иова обратно, да только смиренный монах откажется от царской милости и останется молиться на Соловках за царя и всю Русскую землю, потому что Богом ему было открыто, что ждёт дальше Россию.
Пророчество преподобного Иова Анзерского соловецкие монахи вспомнят и поймут в XX веке, когда вся страна, соблазнившись безбожием, покроется сетью сталинских лагерей. От этого гибельного пути безбожия и предостерегал преподобный Иов Петра I в своё время. Императора уберёг, а вот его окружение, оклеветавшее старца, уберечь было невозможно.
Воспитывая современников, Пётр I торжественно переносит в новую столицу мощи святого благоверного князя Александра Невского в новый монастырь — Александро-Невскую лавру. Князь Александр Невский был для императора примером жертвенного служения.
Мы сейчас говорим о духовно-нравственном воспитании. Но, говоря о нём, мы не затрагиваем глубины духовной жизни, коренящиеся в религии. Бог есть любовь, а значит, человек, верующий в Бога не может любить только себя, потому что любовь Божия — жертвенная любовь. И высшим выражением этой жертвенной любви является Крест — символ христианства.
Император Пётр I не только носил крест на груди. Он нёс крест жертвенного служения Родине. И это главное. Поэтому сейчас, когда мы вспоминаем подвиги императора Петра Великого, важно детям говорить не только о флоте, Полтаве и Петербурге, но и задеть эти живые струны сердца и воспитать сердце.
Молитва, вера, примеры подлинной святости — всё это воспитало не только императора Петра I, но и многих выдающихся русских людей на протяжении столетий. Живая вера облагораживает человека. Неверие и эгоизм убивают душу. Важно сейчас найти этот родник живой воды, оживляющей наши души. Особенно это важно при воспитании детей.
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за их грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют»
Так охарактеризовал Петра Великого один из классиков.
Петр Великий провел серию реформ, направленных на модернизацию страны, ее экономической и политической жизни. Главными из них стали указ о единонаследии 1714 г., «Табель о рангах» 1722 г., создание Сената, упразднение патриаршества, введение рекрутских наборов и основание русского флота. Общеизвестны кардинальные преобразования Петра в области культуры и быта.
Во внешней политике главной задачей своего царствования Петр считал обеспечение выхода России к незамерзающим морям. Этому посвящены его Азовские походы (1695 и 1696 гг.), а также длительная Северная война (1700-1721 гг.), в ходе которой Россия впервые заявила о себе как о великой европейской державе и получила значительную часть балтийского побережья. Итогом Северной войны стало и провозглашение России империей, а Петра I — первым российским императором и «Отцом Отечества». В 1703 г. он начал строительство Петербурга, а в 1713 г. перенес туда столицу.
В период деятельности Петра I патриотизм становится выше всех ценностей и добродетелей. Целью воспитания в данной модели является формирование личности «истинных сынов Отечества», людей верных, честных, скромных, образованных; задачами — руководство жизнью детей; профессионально-трудовое воспитание, опирающееся на принципы воспитывающего обучения; передача опыта социальных отношений и социальной иерархии; формирование нравственного и религиозного мировоззрения детей.
Принципами данной модели являются служение государю и своему Отечеству; связь жизни и труда; воспитывающее обучение; повиновение старшим (родителям, начальникам и т.п.). Методами воспитания становятся наказание и поощрение, пример, наставление, упражнение, принуждение (требование, приказ, контроль, запрет).
Поощрения тоже были не редкостью. Лучших учеников могли наградить медалями, денежными премиями, возможностью продолжать обучение за границей, получить определенный чин и т.п. Метод примера также неслучаен. Ведь такой пример для подражания демонстрировал своим сподвижникам и подданным сам царь Петр, который служил своему Отечеству, ставил государственные интересы выше личных (родного сына не пожалел ради «пользы государственной»), не гнушался никакой работой, стремился к овладению науками и различными ремеслами.
Образ родителей как воспитателей в данной модели затмевается образом государства и государя как воспитателей, в какой-то мере превосходящих отца и мать (недаром императора именовали отцом Отечества). Можно предположить, что родной отец как воспитатель соотносится в данной модели с образом царя и самого Отечества, а мать — с образом Родины.
Необходимо также вспомнить и имена великих полководцев (Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и др.), которые самоотверженно защищали свою Родину.
Начинается формирование национальной идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, и в этот период особую роль начинает играть русская православная Церковь, особенно в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество. Православие отражало такие ярко выраженные черты национального характера, как терпимость, добролюбие, незлобивость, уживчивость, милосердие.
Какие же уроки петровской эпохи остаются актуальными и для нашего времени?
- 1. Со времен Петра I важным средством патриотического воспитания становится личный пример главы государства. Впечатливший все общество облик царя-труженика, который лично строил корабли и бесстрашно вел армию в неравный бой, не просто воспитывал общество собственным примером безграничного служения Отечеству, но и имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие. Не случайно М. В. Ломоносов писал о первом императоре: «Он Бог твой, Россия!» Петр I любил Россию больше самого себя, отдавал ей все свои незаурядные способности, постоянно служил на благо Отечества, вплоть до последнего дня своей жизни: «… О пользе государства пещись надлежит неусыпно, доколе силы есть». Подобное стремление посвятить себя службе Отечеству были характерны и для многих преемников Петра I. Так, Екатерина II писала: «Мои правила: что полезно, всегда не отрекусь сделать, лишь бы сходно было с честыо и достоинством империи».
- 2. В имперскую эпоху меняется содержание и само значение категории «патриотизм». Сам термин «патриот» получает распространение в России именно в это время, когда вице-канцлер барон П. П. Шафиров, описывая Северную войну, впервые применил его со значением «сын Отечества». Первый император совершил крутой переворот в политической культуре всего государства, при нем начинается рост национального самосознания российского общества. Вместо священной особы самодержца всероссийского перед обществом явился «первый гражданин» этого общества, гражданин властный, но энергичный, тянущий в гору за десятерых, как точно сказал о нем И. Т. Посошков, в то время как под гору тянули миллионы. Если ранее патриотизм был неразрывно связан с воинской доблестью, подвигом и самопожертвованием во благо Отечества, то Петр продемонстрировал, каких выдающихся успехов можно достичь, если всерьез заботиться о благе Отечества, ежедневно внося определенный вклад в его развитие.
Патриотизм поставлен выше всех ценностей и добродетелей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных объявляются главной добродетелью и закрепляются в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, наград и званий.
И. Б. Орлов отмечает, что именно в петровскую эпоху патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество». Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий подчеркивал, что сражаются они за государство, свой род и православную веру. Проблема формирования гражданственности и патриотизма становится государственной задачей. В знаменитом нравоучительном трактате «Юности честное зерцало», составленном по распоряжению Петра I, речь шла о том, как воспитать настоящего гражданина, истинного патриота, благородного человека.
- 3. Происходят изменения и в восприятии патриотизма российским обществом. В XVIII в. понятия «император» и «Отечество» по-прежнему отождествляются в общественном сознании. «Всякий благородный… имеет право доискиваться места… где бы мог он употребить дарованья свои ко славе государя и к пользе Отечества...» — утверждалось в нравоучительной литературе. «Будь сын Отечества и государю верен!» — призывал дворянина А. К. Сумароков.
- 4. В конце XVII — начале XVIII вв. в период создания регулярной армии в России зарождается самобытная система воспитания в военных школах и кадетских корпусах. Наиглавнейший завет Петра I «В службе — честь», ставший девизом русского офицерства на века, становится основой воспитательной работы.
В России первые военные школы появляются в конце XVII — начале XVIII в. В 1698 г. была основана военно-инженерная школа в Москве, в 1701 г. — школа математических и навигацких наук. В 1715 г. навигаторские классы школы переводятся в Петербург, и на их основе создается Морская академия.
Кадетские корпуса не случайно называли «рассадниками патриотизма». В них уделялось особое внимание именно нравственному совершенствованию воспитанников, которым с ранних лет прививали понятия о кадетской чести, любви к Родине, мужской дружбе, воинской доблести и отваге. Система патриотического воспитания занимала центральное место в подготовке кадетов. Настоящий патриот должен быть человеком высоконравственным, поэтому в кадетских корпусах очень много внимания уделялось религиозному воспитанию. Кадетское воспитание должно было развивать «физические и душевные силы, правильно образовывать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданнический долг».
5. Значительное влияние на формирование патриотических убеждений в эпоху Просвещения начинают оказывать представители различных направлений общественно-политической мысли.
Несмотря на ряд кардинальных изменений, которые произошли в патриотическом воспитании в России имперского периода, оно сохраняло и ряд традиционных черт.
1. Мощное воспитательное воздействие на процесс формирования патриотических убеждений россиян оказывала художественная литература и публицистика. Особую роль здесь по-прежнему играли произведения, созданные в жанре поучений. Так, публицист и известный русский экономист И. Т. Посошков (1652-1726 гг.) в «Отеческом завещательном поучении посланному для обучения в дальние страны юному сыну», наставлял юношу избрать «путь благий, и бегати пути погибели», дабы сохранить «в душе любовь, милосердие, незлобие, кротость, чистоту, душевные добродетели». Особое внимание он уделил качествам, необходимым будущему офицеру, который должен «шпагою и нистолетомъ владати, на коне благочинно и твердо сидеть, съ коня различными ружьемъ владеть».
Антиох Кантемир (1708-1744 гг.) посвящает анализу человеческих нравов свои сатиры «К уму своему», «На зависть и гордость дворян злонравных», «О различии страстей человеческих», «О воспитании». Цель воспитания он видит в том, «чтоб сердце, страсти изгнав… в добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен сын… был Отечеству». Большое внимание А. Кантемир уделял формированию гражданственности, рассматривая разные виды деятельности, в том числе, собственное литературное творчество, как гражданский долг: «Все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
- 2. Активная внешнеполитическая деятельность России, множество войн, которые ей пришлось перенести в имперский период, привели к появлению новых героических образов, мужественных и бесстрашных, ведущих войско за собой и готовых пожертвовать жизнью за Отечество. На смену былинным богатырям пришли выдающиеся русские полководцы и флотоводцы Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Петр Нахимов и другие.
- 3. Несмотря на очевидные светские тенденции в русской культуре конца XVIII и особенно XIX в., формирование патриотических убеждений было по-прежнему неразрывно связано с православными ценностями. Христианское мировоззрение отличало практически каждого известного военачальника (в этом отношении показателен пример Ф. Ф. Ушакова). Только усердно помолившись, отправлялись в бой и российские рядовые солдаты.
Литература
1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2009. — 175с.
2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». — М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. — 186 с.
3. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. — СПб: КАРО, 2009.
4.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов. Народное образование, 2002. — № 4. — С.183-189.
5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. — сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2003. — (Развитие и воспитание дошкольника).
6. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2005.
7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. — Москва: Учитель, 2008.
8. Статья Т. А. Касимовой в журнале «Дети, техника, творчество» 2010 год № 3. Рубрика «Патриотическое воспитание»Т. А. Касимова, директор Дворца творчества детей и молодежи «Истоки». Почетный работник общего образования РФ, Московская область.
9. «Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления» под ред.А.Н.Вырщикова. Волгоград, 2008 г.Размещено на Allbest.ru






Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.