На эту тему можно было бы составить отдельный рассказ. Но в любом рассказе должно быть описание природы, окружающей обстакановки, герои и прочая муть. Потом сюжет, что к чему и как… Кому не лень, могут заняться. Я не учитель, не преподаватель ВУЗа но. Скажем так. Наблюдение со стороны и факты.
К чему все это? В 2022 году после ЕГЭ оказалось, что ВУЗы просели в среднем на 100 приемных баллов. Скажем, чтобы поступить на бюджет на биотехнологию, нужно было в среднем (разные ВУЗы разные баллы на прием) 260 баллов. Это слишком много. Но. Эти баллы с трех экзаменов ЕГЭ. Русский, математика, биология или химия. Многие сдавали все 4 экзамена, и предоставляли тот, что был с максимальным баллом. Все как обычно. Естественно, что биология всегда сложнее химии. Русский и профильная математика — это обязательные экзамены ЕГЭ
А вот теперь по порядку что да как. Постараюсь без мата.
Наверно каждый прекрасно знает, что каким бы ученик ни был примерным, умным и так далее, если он не ребенок индиго, не вундеркинд и не робот, то для поступления в ВУЗ требуется нанимать репетитора по тем предметам, которые решили сдавать. Для своего примера беру факультет биотехнологии, куда для поступления надо сдавать вышеперечисленные экзамены. Так вот. Зачем репетиторы? А затем, что после 9 класса в нашей стране школа, можно сказать, заканчивается от слова совсем. Далее начинается хрень. Первое, что сказал классный руководитель своим ученикам: "Вы зачем сюда пришли? Что вы тут делаете? Вы потеряете 2 года впустую. Школа вам ничего не даст".
Интересно то, что это не просто правда, а… слишком слабо озвученная правда. Конечно, все зависит от уровня преподавателей. Но, опять же, беру конкретно известную мне школу. (А насколько знаю, многие школы таковы) Школьная программа попросту отсутствует. Низкий уровень — не то слово. Сама программа не предусматривает дачу знаний. Например. Представьте, что вы ученик и у вас первый урок неорганической химии. Это вроде 8 или 9 класс. Не важно. В класс влетает взъерошенный учитель, всем объявляет, что с сегодняшнего дня начинается урок химии. Всем запрещено трогать все! Потом показывает на таблицу Менделеева, говорит, что это такое, как обозначен водород, кислород и железо. И тут же дает задачу писать уравнение, воздействие соляной кислоты на металлы, добавляя, что вы уже доучились до этого класса, а значит все знаете или должны знать, а у него нет времени объяснять, потому как программа такая. И в таком темпе проходит весь год. Никаких объяснений: что такое валентность, на что влияет, как смотреть атомарную массу. Что такое ряды, казусы со фтором, углеродом и прочее. Почему и от чего. Этого вообще и близко нет. Многие пытаются тупо запомнить непонятные формулы и химические уравнения. Но их много и запомнить не получается. После очередных двоек на контрольных учитель объявляет, что если хотите сдать экзамен, то надо нанимать репетитора и его, учителя, услуги стоят 1000 рублей за час.
И такая картина не по одной химии. Что делать в таком случае? Родитель, кто может, естественно нанимает репетитора, чтобы хоть как-то вытащить свое чадо из болота школьной системы.
И тут начинается самое интересное. Совет начинающим. Кто думает нанимать репетитора, нанимайте так сказать эксперта. Это тот, кто знает как организованы ЕГЭ и что это такое. Простой репетитор может дать знания или подправить школьную программу. Но не сможет подготовить к ЕГЭ. Почему? А потому что ЕГЭ — это лотерея прежде всего И игра в угадайку.
У любого репетитора есть 3 тарифа.
1 — ваш отпрыск полный дебил и не тянет тупую, никому не нужную, гнилую школьную программу. Вам надо кое как доползти до конца этого ада, сдать базовые экзамены, а дальше… Ну там видно будет.
2 — Ваш отпрыск молодец, школьный дебилизм осваивает, но ему надо сдавать ЕГЭ. Школа и ЕГЭ никак между собой не пересекаются! Запомните это, кто не знает. Школа — это одно. ЕГЭ — это совсем другое. Для их сдачи нужен хороший репетитор, который знает всю эту гниль изнутри. Тот, кто имеет доступ и участвовал в проверке результатов экзаменов. Только он. Но это уже другой тариф.
3 — Редкий случай. Нужны знания. Не школа, не ЕГЭ, а именно знания. Это уже другая история. Но имея знания, не факт, что сдадите ЕГЭ. На ЕГЭ знания никому не нужны. А уж школьная программа тут вообще близко не стояла. Точнее не так. Есть предметы, на которых действительно нужны знания. Такие как русский, английский. Там либо знаешь кто что писал, либо не знаешь. Либо знаешь как писать, либо не знаешь. Что касается экзамена по-русскому, а он обязателен, то, можно сказать, это исключение из правил. Но репетитор все равно желателен, так как школьный учитель больше занят наваленными на него левосторонними загрузами по части писанины отчетов и выполнения тупой программы. Учить учителю по факту некогда. А подготовка к ЕГЭ все же вынуждает хоть что-то читать из классиков и размышлять над правилами, коих не счесть в последнее время.
Теперь о ЕГЭ. В принципе ЕГЭ это форма сдачи экзамена и ничего особенного в нем нет. Однако. Любой их сдавший подтвердит, что это лотерея. А точнее карточная игра с шулерами. Например. ЕГЭ 2022 года. В экзамен входят тесты и задачи. В тестах есть вопросы и даны ответы. Вопросы с переподвыпердом. Читая вопрос, надо понять и догадаться, что имеется в виду, и знать как отвечать. (да, знания все же нужны) Но как отвечать? Для этого и нужен репетитор. Скрытого смысла полно. Без репетитора не надейтесь на большой балл. Есть тесты. Это вопрос и даны несколько ответов. Нужно выбрать правильный ответ. Казалось бы все просто. А нет! Что делать, если из 4 ответов правильных 2, а нужно выбрать только один? Так было на экзамене по математике. Для простоты примера скажем так:
Как получить число 5? Ответы: 3+3; 0+6; 2+3; 1+4
Ну и какой вы выберите? Третий или четвертый? Наверно любой из них. Скажем 3-й. И будет неправильно, потому как устроители экзамена вложили правильный ответ №4. И доказывать что-либо бесполезно. Это и есть та самая лотерея, о которой говорилось выше. И знания тут… да что знания. Тут и сам репетитор ни к чему. Увы, но с 2022 года на всех ЕГЭ будет так.
Второй мухлеж устроителей. Пример экзамен химии. Как оказалось по результатам фенол и бензол — это два одинаковых вещества. Спросите как это возможно? Да очень просто. Возмущению результатам не было предела. Составилась апелляция в Москву с запросом: "вы что, охренели"? Ответа нет. А время на апелляцию ограничено. Надо быстрее. Тогда звонки знающих людей туда, исправлять ситуацию. Ну, типа, ошибка. А когда на том конце взяли трубку, им обозначили, мол извините, но тут опечаточка у вас… Каков ответ? Почти дословно: "Вы кто? И где вы вообще? Где вы и где мы? Мы Москва! Это два одинаковых вещества"! После этого трубка на том конце была небрежно кинута и далее… абонент вне зоны доступа.
Третий мухлеж — экзамен русского языка. Тут сделали проще. Сократили экзамен на 30 минут. И объявили это уже на самом экзамене, после того как вскрыли вопросы. Ха-ха! Многим пришлось писать сочинение прямо в чистовик из-за нехватки времени на проверку.
И это ладно русский. Математика, химия, биология, физика — эти предметы откровенно имели вопросы далеко не школьного уровня. Там доставали 2 курс ВУЗа! Даже не первый, а второй! Спрашивается, на кой хрен тогда нужен этот ВУЗ? Сдал ЕГЭ — поступай сразу на третий курс… Или тут же давайте диплом хотя бы техника. А что? Или вот еще. В математике есть раздел "базовая математика". Туда входят вопросы платы за электроэнергию, газ. Ладно это больше ОГЭ после 9 класса касается. Но когда надо сделать расчет экономической выгоды перехода с тарифа одного оператора на тариф другого? А расчет ОСАГО? Это на хрен надо? У меня машина, лада Гранта. 6 лет катаюсь. Раз в год делаю ТО у дилера, там же делаю страховку. Однажды страховой агент развел руками, говорит, что компьютер не работает, ничего не может. Прошу прикинуть плату — первые года после получения прав было дорого и надо было рассчитать хватит или нет. Не смог! Даже прикинуть приблизительно. Туда же входит литраж мотора, стаж водителя, аварийность и даже, кажется, марка колес. Смотрю на этого агента и понимаю, что этот явно ни ОГЭ, ни ЕГЭ не сдавал. А если бы сдавал, то знал бы и умел без компьютерной программы все рассчитывать. Ну нахрена это ученикам надо?
И еще вот. Была встреча учителей с этими устроителями из Москвы. Вышел там на трибуну главный, что-то бубнил. А потом типа давайте вопросы. Ему задали, мол зачем все это? Ну, например, экономическая выгода тарифов сотовых операторов. И как думаете каков ответ? Он сделал глазки бантиком, бровки домиком и такой: "Да это для них раз плюнуть! Они все этим только и занимаются. Это же легко"! Вот тут и становится понятно. Глянуть на этого Пегаса на трибуне, и все ясно. У него зарплата за 200к, у его отпрысков карманные расходы больше, чем годовая зарплата среднего учителя в средней полосе. У таких золотая молодежь действительно, от нехрен делать только тем и занимается, как рассчитать более выгодный тариф для своего айфона. И он, глядя на них, считает, что у всех так. А как на счет деревень и сел, где одна школа на 3 села и никакой сотовой связи в радиусе десятка километров. За словосочетание "тариф сотового оператора" могут в морду дать, посчитав за какое-то новое оскорбление. Как им быть?
Спросите почему и зачем все это? А затем, что бы средний балл снизить. Слишком высокий был по прошлым годам. И с этой задачей устроители ЕГЭ справились на отлично. Завалили достаточно много учеников своим мухлежом. Ну надо же! Справились! Провалили средний балл экзамена минимум на 50. Аплодисменты!
Это все к тому, что любой экзамен, какой бы формы он ни был, можно проводить по-разному. Можно завалить ученика на вопросе, можно вытащить. А тут удаленная форма. Все обрабатывает программа, в которую вводят вопросы и ответы заранее. Причем форму вопроса можно извратить так, что понять, что хотят, будет невозможно. Простой формы вопроса нет. И чтобы правильно понять вопрос — нужен репетитор. Школа этому не учит. А самое обидное, что учителю хоть можно задать уточняющий вопрос. Машине никакие вопросы задать не получится. И ответы в компьютер можно внести не совсем правильные, или откровенно неправильные. Потом сделать что-либо будет нельзя, так как времени не будет. Таким образом можно регулировать средний балл сдачи экзамена. Ну а следом за этим идет и регулировка количества поступающих в ВУЗ и отсеивающихся. Своего рода ЕГЭ превратили в способ управления и манипуляции.
Ну ладно. Это была разминка. А теперь про ВУЗ. Сейчас полетим в космос.
И вот вступительные позади, чадо поступило. То, что ВУЗы просели по среднему баллу на 100 единиц — это их проблемы. Из года в год с одной стороны усложняли ЕГЭ, с другой повышали балл поступления на бюджет. У каждого ВУЗа по-раному, но суть одна. Например, для поступления на биотехнологию необходимо было 260 баллов. А стоимость платного — до 300к в год. Кто это себе может позволить? Тот, кто может это же образование за границей получить? Ага. А кому наши сейчас там нужны? Верно. Никому. Поэтому ринулись в наши ВУЗы поступать. Но, многие, глянув на балл для поступления и на свои, в лучшем случае из 3х экзаменов 220 — 250 поняли, что делать нечего и пошли, повесив голову, в колледжи. Мать твою, ненавижу это слово! В техникумы. Но были и такие, что решили пробовать. Была не была, так сказать. И к их удивлению они прошли, поскольку желающих испытывать судьбу было не так много. А когда толпа распределилась по своим ВУЗам, а каждый подавал в 5 ВУЗОв, то оказалось, что и толпы-то нет. И ВУЗ не набрал 1/3 студентов. И началась паника. Как так? Ай-я-яй! И давай собирать всех, у кого хотя бы 200 из тех самых техникумов/колледжей мать их! Да только поезд ушел и не вернулся даже на негласную вторую волну. (не стану объяснять что это такое, но было)
Далее самое интересное. Далеко не последний ВУЗ в стране. Много разных специальностей, среди них биотехнология — будущее, передовое и так далее. Пристегнитесь.
Первое, с чем столкнулись студенты — это получение учебников и покупка за свой счет методичек. Учебников оказалось один на пятерых! Больше нет. А учебник по физике, так всего три на всех. На всех — это имеется в виду 60 (шестьдесят) человек. Хотя ВУЗ должен был набрать 3 группы по 30 человек, он набрал только две. Так бы еще круче было.
Методички купили все. Их получилось около десятка, по 150 рублей в среднем. Тоже не мало. Но ладно.
Далее началась учеба. И вот тут, господа, кто хочет поступать, минуту внимания.
Лекции читают быстро и не каждый успевает записывать. Но записывают, тупо, решительно, старательно. Кто-то даже диктофон использует, хотя, как показала практика, потом нет времени, искать 2 часа на прослушивание этого диктофона. Да и ни к чему. Лекция лекцией, а есть еще и практика. Практические занятия вообще и близко с лекциями не срастаются. Спрашивается зачем и о чем тогда лекции? Да ни о чем. Потом увидите. Студентов, биотехнологов будущих, грузят такими предметами как техника безопасности. Что можно по технике безопасности изучать целый семестр, писать контрольные и самостоятельные, делать коллоквиумы и хрен знает что еще? О чем? А это история всех законов, их изменения, ГОСТЫ, ТУ, ФЗ и всего не перечислить. В конце семестра — на секундочку за неделю с лишним до первого экзамена, скажем по математике, на тему техники безопасности надо будет написать сочинение на 20 листов. А еще по истории провести круглые столы и рефератами. Блин. Псевдонаука. Она за последние 10 лет раза два переписывалась и сейчас еще раз готовятся переписать. Но и это не все.
В ВУЗах бальная система. Посещение лекции — это балл плюс. Решение тестов на добровольной основе, через сайт (аля удалёнка) это еще баллы плюс. Но в тестах, как выяснилось, заложено 50% ошибок! Не меньше. А в методичках, что надо вдоль и поперек до дыр зарешать в ночное время суток, так и того больше! С ответами не сходится до 60% как ни крути. Опечатки, откровенные ошибки, полная неразбериха, казусы и прочие прелести — вот что такое будет методичка. Это я про химию, математику, физику. Объемы домашнего задания несоизмеримы с реальностью. Студенты создают группы по 5 человек и каждый делает 1/5 часть задания, после чего сливают в одну группу и переписывают друг у друга. Иначе не выжить никак! Вообще не реально. Учить время нет. Существуют еще лекции на удаленке. С одной стороны хорошо, но с другой… Если посмотреть по часам, то это неделю надо на прослушку таковых. Многие научились слушать на х2 и это прекрасно. Прослушанная лекция на удаленке это плюс балл. Многие включают кучу вкладок и на прослушку ставят х2 сразу по 5 лекций, чтобы там отметилось. Это лекции по черчению, например. В это же время письменно делают химию или лабораторную по физике.
На счет лабораторных. Тут все еще круче. Класс разбивают на группы по 3-5 человек. Но оборудования в ВУЗе не хватает. Поэтому, пока одни делают замеры и собирают схемы, другие бьют баклуши или читают теорию. Последняя группа может сделать замеры уже в конце пары. Оформление лабораторных идет как домашнее задание. Но их много. Не одна, две, а десятки! А еще надо подготовиться к контрольным по технике безопасности, писать сочинение по физкультуре, подготовить реферат по истории и хрен знает чему еще. Только не основные предметы.
Вы спросите что это за баллы такие? В конце сессии подводят итог и считают сколько набрано. Если ниже плинтуса (прогулы лекций, плохо написаны лабораторные), то извини, до экзамена не допущен. И потом еще. Допустим минимум пройден, студент заимел по предмету 350 баллов. Лекции все, тесты все и отвечал у доски. Хорошо. Но экзамен прошел лишь на минимум проходного 200. В сумме получается 550, а это, не смотря на то, что экзамен на 3 по пятибальной шкале, итоговая 4. В общем как-то так. Принцип, думаю, ясен
Теперь немного по качеству. Если преподаватель читает лекцию в виде перечисления названий глав и разделов учебника, которого нет, это еще пол беды. Есть практика, которая с этими лекциями вообще не сочетается. Например лекция о термодинамике, а лабораторная по электроцепям. Но это еще ладно. Возьмем химию. Законы бог знает кого, и о чем, гидролизы и так далее. Преподаватель — молодой парень лет двадцать семь, прямо говорит, что ему бы надо бы рассказать тему, но у него Тик-Ток пришел и ему не до студентов. Потом все наблюдают, как он сидит полчаса ржет в телефон. А за полчаса до конца пары уходит и больше не возвращается. Ну и в случае долгов такому преподу, попробуй его найти или поймать. Да не в жизнь!
Теперь еще круче. Приближается сессия. Эту даже делать не планируют. Выясняется, что, например, по математике экзамен будет среди лекций. Сегодня экзамен, завтра лекция на тему, что была на экзамене. Как тебе такое, Илон Маск?
За пару недель до начала экзаменов начинается загруз по физкультуре и сдача всевозможных зачетов по всем предметам ради допуска к экзаменам. С физрой вообще отдельная история. Мало того, что нормативы в ВУЗе химфарм, явно с института Лесгафта (министерство спорта РФ, готовит преподавателей физкультуры и спортсменов)… Например 100 метровку за 10 секунд. Да кто ее хоть за 15-то пробежит, если только медведь гнаться не будет? А спортивная ходьба за олимпийские тарифы-нормативы? В общем готовят биороботов, а не биотехнологов. Далее хуже. Сочинение на эту тему будьте любезны. Листов так на цать. И еще, чтобы не занимались предметом, который сдавать через несколько дней, сходите на урок информатики, там вам прочтут лекцию как надо подключаться к интернету и пользоваться поисковиком. "Вы серьезно"??? Да, вполне. И еще на концерт телепузиков под Новый год, развлекитесь. Явка обязательна. "Серьезно? Не шутите? У нас экзамен через пять дней"! Не важно. И еще собрание декан делает. Всем быть. "Но у нас в это время консультация по экзамену"! Не обсуждается.
Понятное дело, что это проходят все без исключения. Но тут особый случай. Когда выдали вопросы по экзамену, стало ясно для чего лекции. Они нужны для того, чтобы сдавать экзамен. И вот тут-то и выясняется, что лекция состоит, грубо говоря, из названий разделов науки. Типа предложение — это учите там параграф. Следующее предложение — типа есть еще и такая глава, там посмотрите, учите самостоятельно. Еще абзац — это небольшой пример, а там сами разберетесь что к чему. (целый раздел как бы дисциплины) И так далее.
И вот тут-то и выясняется, что объем не то что непомерный, а он просто невообразимый. Студенты начинают думать как быть. Разделение на группы уже не работает. Кто может — бежит искать репетитора. "Тетя помоги. С физикой завал". Но. Надо дать должное физикам. Эти хитрые. Они понимали что творится и придумали подушку безопасности — 12 задач по термодинамике. Надо решить одну из них и рассказать как делал. В принципе отрепетировать можно, но…Однако условия те еще. Тетя смотрит, и понимает, что это не ее уровень. Первый вопрос: "Вы где учитесь? Что за факультет"? Выясняется, что первый курс биотеха первый семестр. Тетя делает звонок другу: "Выручай, тут такое"! Друг занимается профессионально физикой и репетиторством на всех уровнях. "Давай" — говорит. Пересылка студента другу-репетитору. Тот день вникает в вопросы и потом выносит вердикт: "Да это невозможно! Все задачи в термодинамике завальные! Вопросы… Да один вопрос диполи на физмате семестр учат! Как могли эту жесть за 3 месяца дать? Как тут что можно за 3 оставшихся дня»? Да это невозможно"!
А тетя тем временем бьется с математикой. Задачи на экзамен, что будет через пару дней. И по времени, отводимое на сдачу вопросов и решение примера выясняет, что пример (на минуту это дифференциальные уравнения второго уровня с синусами, косинусами и т.д.) нужно решить на экзамене за 15 минут в среднем. Уровня тети не хватает, чтобы решить это за 30 минут. На физмате это делают за 40-50 минут. Сама тетя, будь всегда занята только этими уравнениями, может быть, с большим опытом, и смогла бы минут за 20, но 15 — это уже плиз к компьютерной программе. Ну точно биороботов делают, а не биотехнологов. А с другой стороны — они же точно не физмат. Может они и решают подобный уровень за 15 минут?
Но и это еще не все. К экзамену по химии. Первый семестр биотеха. Первый вопрос из трех в билете посвящен квантовой механике. Ядерная физика, орбитали, постоянная Планка и задачи с задействованием квантовых чисел… Фенита, бля, комедия! Занавес!
Почему так? А потому, что за 3 месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь и часть декабря, в голову студента биофака всаживается программа физмата за 3 семестра обучения! Та же история повторяется и с математикой. 3 семестра физмата за 3 месяца биофака! Ну, в принципе, правильно. Это физматики такие, что им надо все разжевывать по отдельности. А биофак не физмат же, эти справятся и за 3 месяца. Все верно.
Твою-то мать! Как оказалось в последствии, та же история по всем специальным и основным предметам только на факультете биотехнологии. Например, химики технологи учатся по нормальной программе. Та же школьная, но расширенная. Без выкрутасов пятилетку за три дня. Все остальные того же ВУЗа тоже по нормальной программе. Но только биотехнология имеет программу обучения, составленную пациентами психоневрологического диспансера и при этом у них нет ни дополнительных занятий, ни учебников, ни нормальных методичек. Ни-че-го. От слова СОВСЕМ! Как тебе такое, Илон Маск?
А кого интересует второй семестр, то самая крутая программа у тех же биотехнологов — биороботов. Физкультура — 18 занятий, в отличии от всех остальных факультетов, где 9 занятий. Одно занятие за две недели. Математика — преподавание теории вероятности в сложном исполнении. Английский — на втором месте после физкультуры. Специальные предметы… Да когда их преподавать, когда философия и социология гораздо важнее.
Можно целую диссертацию написать на тему как надо вымогать взятки. Например физики — эти умные и хитрые. Надо купить учебник, написанный преподавателем. А учебник стоит 5к. Потом этот учебник показать на экзамене, взять автограф… Положительная оценка обеспечена. И это правильно. Да. Учебник на 700 страниц. Нехилая работа, надо сказать. И написан довольно хорошо, не то, что лекции, прыгающие с одного раздела на другой. С электрики на динамику, с динамики на термодинамику и возврат к электричеству в конце лекции. При этом интонация господина покойного Ельцина. О чем вообще? Камеди Клаб отдыхает в сторонке.
В итоге, как и должно было быть, завал 50%. Треть после сессии имеет минимум один несданный экзамен. Средний балл экзаменов 3.0 ВУЗ спецом вышибает стипендиатов, чтобы не платить. Оно и понятно. Да такую программу вообще никто не освоит и не охватит. Понимают ли это преподаватели ВУЗа? Конечно понимают. Но сделать ничего не могут. Откуда ноги растут — тоже ясно. Лично мне ясно. Кому нет — поясню.
США заплатили большие деньги за развал всего образования. Заплатили министерству образования и выдали список какие специальности в РФ надо уничтожить. Среди них естественно передовая — биотехнология. А как же иначе? Наверняка этот список очень большой. Туда должны входить все, что касается нано, микро, аэро и так далее. Министерство образования бьет сразу на два фронта. Школа — ЕГЭ, которые усложняются из года в год и выворачиваются наизнанку, учителей загрузить на 100% ненужной работой по письму макулатуры в виде отчетов, чтобы тем некогда было не то что проверять домашние задания, а вообще учить, плюс отсутствие программы обучения и практически полное отсутствие финансирования. С другой — ВУЗы. Сделать студентам передовых специальностей невыносимые условия, под видом экспериментов и реформ. И все. Ну а что касается стипендий, то с ними проще. Достаточно сказать ректору, что со второго курса, если будут таковые, то он будет платить им их стипендию сам, со своего кармана. Элементарно.
Обидно то, что сами ВУЗы объясняют все несколько иначе. Делают квадратные глазки с бровками домиком и, разводя руками, тянут: "А что мы можем? Пришли ученики с низким баллом ЕГЭ" А нахрена вы таких набрали? Хочется спросить. А уж если набрали, так меняйте свою программу, адаптируйте ее, рассчитанную на детей индиго и вундеркиндов, под простых смертных, со средним баллом не 310 из 300 возможных, а 200 из желаемых вами 250. Мать вашу! Но систему не сломать.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.