Девушка живёт в услужении в доме художника. Художник не может оторвать взгляд от очаровательной служанки. Их разделяет слишком большая пропасть, это два человека, различные по положению, возрасту и опыту. Девушка не может стать женой прославленного мастера. Он смотрит на неё, как на великолепную ожившую картину. Художник дарит девушке жемчужные серёжки.
В мастерской художника девушка расчёсывает волосы. Её волосы светлые и золотистые, как солнце. Но девушка не должна показывать красоту своих волос никому, кроме хозяина. Она собирает волосы в золотистый жгут, а потом заворачивает их в голубую ткань. Свет, идущий от волос девушки, закрыт голубым тюрбаном.
В доме художника девушка считалась самой нежной и трепетной из служанок, как будто на самом деле она родилась аристократкой и по ошибке оказалась среди прислуги. Художник влюбился в девушку и написал её портрет. Девушка считала его любовь постоянной и не думала ни о чём, кроме возлюбленного. Но художник недолго увлекался моделью. Его любовь к девушке прошла. Даже став несчастной, девушка продолжала останавливать на себе восхищённые взгляды.
Девушка ушла от художника и поступила служить в другой аристократический дом. Внезапно в её жизни произошли перемены. Новый хозяин девушки видел её портрет, выставленный художником. Он влюбился в изображение девушки, а теперь увидел земное воплощение портрета. Хозяин объяснился служанке в любви. Он думал о том, чтобы жениться на девушке, несмотря на её незнатное происхождение. Девушка могла бы пользоваться большими привилегиями благодаря впечатлению, произведённому её портретом. Но, когда она позировала для живописного полотна, она мечтала совсем не о таком успехе.
Девушка пришла на берег реки. Она думает о том, чтобы утопиться. Возможно, речное дно не даст девушке счастья, но даст забвение и безразличие. Жемчужные серёжки девушки блестят, отражаясь в воде, как будто это жемчужины, лежащие на дне реки. Девушка вглядывается в воду и видит там другую такую же девушку.
Девушка, живущая в воде, смотрит на земную девушку. Жемчужные серёжки водяной девушки сияют, повторяя игру света жемчужных серёжек земной девушки. «Не надо бросаться в воду, — предостерегает водяная девушка. — В подводном мире нет ничего, что не случилось бы в земной жизни».
***
Художница происходила из аристократического рода, но всё же училась искусству живописи. Отчасти потому, что её всегда интересовали отношения цвета, света и тени. Отчасти потому, что художница допускала мысль о том, что в её жизни может наступить время, когда ей придётся зарабатывать деньги самой. Но сейчас живопись оставалась для художницы только праздником, изобилующим всё новыми, неожиданными радостями. Её человеческая судьба тоже наполнялась счастьем. Среди круга художников она нашла любимого человека, такого же вдохновенного и смелого творца, заинтересованного во всём, что касалось колорита и композиции, готового и брать классическую основу, и воплощать свежие идеи. Влюблённые готовились к свадьбе.
Художник, влюблённый в художницу, рассказывал ей о своём друге. Друг художника обладал большим талантом, но сейчас он впал в отчаяние и с трудом писал картины. Постепенно его слава сошла на нет, гения, потерявшего творческий взгляд, стали забывать. Мало кто был заинтересован в том, чтобы покупать его картины. Отчаявшийся гений запутался в долгах. Скоро ему придётся продавать дом, чтобы вернуть долги, если в лучшем случае ему удастся вернуть всё. Что делать, живописцы средней руки, к каким относились жених и невеста, разумно распределяют мастерство и вдохновение, пишут картины и для души, и для практических соображений. А великий талант способен отобразить на холсте только то, что протрясло его до глубины души, и становится бессильным, когда нужно написать картину для продажи, отвечающую вкусам заказчика. Жених художницы беспокоился о том, как пойдёт дальше жизнь его друга. Гению стало бы легче, если бы он написал великолепную картину, заворожившись какой-то интересной натурой, не виденной им ранее. Такой шедевр можно было бы продать и жить на вырученные деньги. Есть надежда, что публика, глядя на новую картину, очаровалась бы гением заново. Художник попросил невесту о помощи — что, если бы она стала героиней картины непризнанного гения, ведь она не только талантлива, но и привлекательна каким-то самобытным, неизречённым обаянием? Художница с восторгом приняла это предложение. Она не только поможет нуждающемуся единомышленнику, но и увидит своё изображение, выполненное кистью гения.
Художница тщательно продумала свой живописный образ. Для того, чтобы перевернуть сознание публики, требовалось что-то причудливое, привлекающее внимание. Художница оделась в костюм служанки, спрятала волосы под тюрбаном, как в восточных сказках. В качестве украшения она выбрала серьги с жемчужинами, свадебный подарок жениха, в которых собиралась идти под венец. Такое облачение показалось бы диковинным в среде, из которой происходила художница, но её жених с восхищением наблюдал за ролью, которую выбрала для себя невеста. Создать столь фантастическую модель дано не каждому мужчине-живописцу.
Друг художника показался художнице печальным, лишённым жизненных сил. Когда жених и невеста пришли в дом гения, удивительный облик художницы вызвал у гения интерес, его взгляд становился всё более внимательным. Жених и невеста сидели вдвоём в мастерской гения. Гений писал портрет художницы, глядя только на неё. Художница мечтала о том, чтобы на портрете как можно лучше получились её жемчужные серёжки, напоминающие о чистоте её любви. Гений, работая над картиной, становился всё радостнее, разгорался огнём вдохновения. Он закончил картину почти в экстазе. Наконец невеста и жених могли увидеть получившуюся работу. Жених художницы высказал много комплиментов работе гения. Но, кажется, жених художницы благосклонно принимал всё, что делал гений, и его восхищение было слишком неразборчивым и поспешным. Невесту несколько разочаровал портрет, вернувший гению веру в себя. Она ожидала увидеть собственное лицо анфас и что при этом пара серёжек будет двумя точками света, переливающимися одинаково гармоничным сочетанием оттенков. Результат получился иным, даже слишком неожиданным. Из густой темноты фона вполоборота просматривалось лицо художницы, изображённое с левой стороны, в три четверти. Ракурс был каким-то странным, неровным, как будто изломанным. На картине запечатлелась только одна жемчужная серёжка из двух, другую просто не стало видно с такой точки зрения. Художница с досадой подумала, что мужчина не смог оценить самой красивой детали её костюма. Может быть такой портрет привлечёт внимание ценителей искусства, но, по мнению художницы, в нём недостаточно красоты и приятности.
Художник и художница попрощались с гением. Из головы художницы никак не выходила мысль о второй жемчужной серёжке, не попавшей в картину. Творческая идея гения требовала какого-то более верного направления, понятного женскому вкусу. Художница видела в воображении ещё неясный замысел автопортрета в обеих жемчужных серёжках. Но тут же усилилась обида на гения, который так искусно выписал левую серёжку художницы и не обратил ни малейшего внимания на правую. Художница решила умышленно не обратить внимания на серёжку, замеченную гением, и написать автопортрет, где её лицо будет видно с правой стороны и где будет видна вторая жемчужная серёжка. Тогда облик художницы можно считать запечатлённым полностью. Художница с азартом предвкушала работу над изображением второй жемчужины, замеченной женским взглядом и не замеченной мужским.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.