Художественная галерея при университете имени Гумбольдта. Берлин. Восточный зал.
На стене висит рисунок. Подпись: «Тис на горе. Техника: акварель, карандаш. Автор: Ануш Мнацикян. Армения.»
… Из лекции в Ереванской академии искуства:
«Тис на горе. Одинокое дерево как символ. Маленькое и хрупое дерево на краю скалы, гнется под напором стихии. Вы видите на переднем плане, просто кусок скалы, из которого растет одинокое деревце. Далее, зритель видит, как с левой стороны неба надвигаются темные силы в образе грозовых туч. Как гнется и, кажется, готово вот-вот сломаться под напором стихии маленькое хрупкое деревце. Но, это кажущаяся хрупкость. Незаметными штрихами автор картины сумел передать гибкость молодого деревца на краю бездны. Оно гнется, сгибается под напором стихии. Однако посмотрите, как молодо выглядит его зелень, как деревце пластично и как оно крепко держится своими корнями. Эти мощные корни врастают в камень, в едва заметные трещины гранита, уходят вглубь и, словно мускулы борца, удерживают это дерево и не дают ему сорваться в пропасть…
А этот штрих, едва намеченный в предгрозовом небе, эта изломанная линия, силуэт великой горы Арарат, ясно дает нам понять, о чем идет речь. Наша маленькая родина Армения, страна гор и садов, как этот одинокий тис на скале, стояла и выстояла в невзгодах».
Маленькое горное село Автона, Арагоцотн марз (область Арагоцотн). Республика Армения.
Средних размеров каменный дом на самом краю села. Ануш стоит и задумчиво глядит на запад. Сегодня день ясный и хорошо видно Арарат, точнее его заснеженную вершину.
— Велик и спокоен, и в этом наша сила! — не удержалась она и сбившись с патетического тона, повернулась ко мне, — вон смотри облако запуталось в камнях у вершины.
Пара небольших облачков, пытались обернуть собою вершину знаменитого Арарата, но им это не очень — то удалось.
Ануш, тридцать лет, невысокая и сильно прихрамывает на правую ногу. На ногах джинсы, и мягкие полусапожки. Одета в теплую кофточку и, поверх, меховую безрукавку. Сшитую из белоснежных бараньих шкурок, мехом наружу. Что придает молодой художнице весьма современный вид, в стиле кантри.
— Когда я была маленькая, мы жили недалеко от Спитака, мои братья, я и родители. Потом произошло это страшное землетрясение, родители погибли сразу. А меня с моими братьями, немногим позже, отыскал и забрал к себе дядя Геворк, родом из этих мест. Здесь и закончила школу. Дядя уже был старенький и умер в прошлом году, а братья мои поженились и разъехались кто куда. Хотя свою сестричку Ануш они не забывают. Часто приезжают в гости с племянниками. Подарки привозят, да и так помогают. Я даже смогла немного поучиться на историографа, в Ереванском университете, но после все бросила и вернулась сюда. А несколько лет назад стала рисовать.
— Работы свои покажешь? — Спрашиваю я, — если конечно не секрет?
— Да какое там, — машет рукой Ануш, — весной приезжал профессор Баркисян из Ереванской Академии искусств. Просил к ним приехать. Ну, куда я брошу свой дом? Да и хозяйство кое-какое имеется. — Девушка обвела рукой двор, — так и уехал, правда отобрал целый пакет моих работ, сказал, что на выставку отправит. А рисунки мои вот, еще есть, целый альбом.
Я осторожно раскладываю на большом деревянном столе альбом для работ. Открыв картонную папку я смотрю на первый рисунок:
«На фоне, грубо прорисованных каменных блоков, тонкими нереальными силуэтами вычерчены дома, башенки, крепостная стена неведомого призрачного города. Люди стоят или спешат по своим делам, купцы, рабочие, бродяги и просто люд, разномастный и призрачный народ, давно исчезнувшего города. Отдельно прорисованы каменные столбы и странная карта, в виде концентических кругов, штрихов и непонятных надписей, вырезанных в камне призрачного города...»
— Что это? — Я не могу оторвать взгляд от реальных камней и призрачного города,
— Мецамор, — и видя мое непонимающее лицо, Ануш делает изумленные глаза, — ты не знаешь, что такое Мецамор? Ну, ты даешь, — и весело хихикает. — Мецамор, это древнейший город, примерно с десятого века до нашей эры. Пока по Европе бегали дикари и ели друг друга, у нас здесь, — тут Ануш ткнула пальцем в рисунок, уже была просвещенная цивилизация, люди плавили медь и железо, вовсю торговали с вами же русскими и далекой Азией. Рисовали карты звездного неба. А ты говоришь: «Что такое Мецамор»?
— Прости, не знал об этом факте истории. Ну вы молодцы, — улыбаюсь я и открываю новый рисунок Ануш,
— О, а это, что за лихой усач в папахе. Да, еще и Георгиевский российский крест на шее. Важный дедок.
— Николай, это вам не дедок. А сам генерал Андраник, национальный герой Армении. Боролся с турками, потом учавствовал в Балканской войне и всюду бил турок. Мы должны знать свою историю, — тут художница фыркнула и недовольно сморщила свой носик.
— Ну ладно, не буду больше. Это ваше высокогорье, так и обязывает немного подзакусить? А, Ануш-джаным?
Ануш внимательно и изумленно смотрит на меня. Потом складывает свои бумаги и убирает их со стола, — по-армянски вернее будет сказать: «Ануш-джан».
— А у нас, по-казахски говорят так. И кстати очень похоже.
— Ну ладно, Коля-джан, — и она лукаво улыбается, — насчет подзакусить, есть каурма. Правда ее надо разогреть. Еще лаваш и зелень с овощами, немного. Ты какой чай любишь больше: зеленый или черный?
— Черный.
— Ну вот и договорились, немного мне дров наруби, вон там топор, — Ануш показала мне место, где рубить дрова, — а я пока разогрею. До вечера продержимся, там старший брат Тигран с женой Анаис и племянниками должны подьехать. Вот тогда и попируем,
— Договорились...
Николай Кузнецов aka kraft-cola 15.12.13
Tags: Armenia, Ararat, Армения, Арарат, генерал Андраник, Мецамор, general Andranik, Metcamor, любовь к родине,
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.