ПОД ПАПСКОЙ ТИАРОЙ
Опыт альтернативной истории
ВЫБОР СДЕЛАН
Великий князь прекрасно понимал, что он должен сделать для страны судьбоносный выбор. Дело не в том, как на Руси будут называть Бога и как ему молиться. Нет! \то будущий путь страны на долгие годы, на века. Поэтому он колебался. Никогда Киев не видел столько посольств, говоривших на разных непонятных русскому люду языках. Никогда столько самых знатных, самых толковых мужей не отправлялось в ближние и дальние страны. Он слушал послов, донесения от своих дипломатов, беседовал с паломниками, мудрецами, выслушивал даже простолюдинов. И всё не мог сделать выбор. Потому что от того, каков этот будет выбор, зависела и его будущность, когда он уже сойдет в могилу. Будут ли его почитать как великого дальновидного правителя или проклянут как глупца, ввергшего страну в унижение и разорение.
Он начал с того, что стал отсеивать верования, которые были неприемлемы для его народа, вызвали бы раздражение и сопротивление людей. Иудаизм? Ну, и где этот богоизбранный народ? Рассеян, разбросан по разным странам и народам, не имеет своей державности и служит чужим правителям. Магометанство с его запретом на веселящие напитки, многоженством, чуждым и непонятным, и совершенно далеким языком, на котором читались молитвы Богу, разве смогут принять русские люди7
Оставалось христианство, которое вроде было бы единым, на самом же деле уже разделилось на две ветви двумя пастырями и различиями в обрядах. Поэтому и здесь возникал вопрос о выборе. Пойти ли к византийскому патриарху и признать его власть или наследникам апостола Петра, которые правят паствой из Рима.
Доводы в пользу того или иного выбора звучали убедительно. Посланцы папы и патриарха красноречиво расписывали, какие блага обретет русская земля, если сделает выбор в их пользу. Чаша весов с клонилась в пользу Рима только благодаря одному доводу. Патриарх константинопольский ходит под властью императорской. Кто знает, кто может оказаться на императорском престоле. И тогда патриарх будет плясать под его дудочку. Римский же папа никому не подчинен, он единственный судия и вершитель судеб христианских народов. Да и папой может стать любой христианин: итальянец, германец, славянин. Кто знает, может быть, и русский священнослужитель займет когда-нибудь папский престол.
В 988 году на Русь прибыла многочисленная делегация папских посланников, которые крестили Владимира, его дружину, бояр, а затем и всех простолюдинов. Русь признала власть папы и с тала католической страной.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЫБИРАЕТ СОЮЗНИКОВ
В IX веке вспыхнул нешуточный конфликт из-за Балкан, Болгарии и Южной Италии. Конфликт зашел так далеко, что папа римский Николай I объявил, что константинопольский патриарх Фотий был избран незаконно. Папа отлучил Фотия от церкви. Фотий в свою очередь предал анафеме Николая и с ним вместе и всю римскую церковь. Первое отлучение произошло в 863 году, второе — в 867 году. «Фотиева схизма» не стала окончательным расколом, но контакты двух церквей с этого времени прекращаются.
Константинополь и Рим с этого времени начинают автономное существование. Одним из его факторов становится привлечение в свое лоно новых сынов. Киев, Новгород и другие города Древней Руси естественным образом попали в сферу влияния Византии. Здесь часто бывали греческие священнослужители. Считается доказанным фактом, что христианство восточного образца приняли Аскольд и Дир, правившие в Киеве. Христианство принимали и люди некняжеского происхождения. В могильниках дохристианского происхождения часто находят нательные кресты. В этой ситуации можно сказать, что выбор был сделан задолго до Владимира. Тому оставалось только принять очевидное. Дело было вовсе не в религии. Князь искал союзников. И вопрос перед ним стоял политический.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
После падения Византии православные храмы приходят в упадок и заключают унию с Римом, тем самым вернувшись в лоно единой западно-христианской церкви. Наметившийся раскол был преодолен.
Русь вместе с Западом принимает участие в крестовых походах. Русские люди приобщаются к восточной культуре.
Подобные храмы и крепости строились бы по всей России. Архитектурный облик старинных городов России был бы похож на западноевропейский.
РУССКАЯ РЕКОНКИСТА
Отвоевание русских земель похоже на освободительные походы пиренейских народов (реконкисту) против арабов. Это движение сплачивали религиозные лозунги, поскольку и сама верхушка завоевателей и подвластные им народы приняли ислам.
Начинаются монгольские завоевания. Русские княжества падают под кривыми саблями кочевников одно за другим. Однако иго пало гораздо раньше. Русь централизуется и усиливается, в то время как в Орде усиливаются междоусобицы, и от нее откалывается один кусок за другим.
Русские армии получают постоянный поток рыцарей и добровольце со всей Европы. Для них это продолжение крестовых походов. Они исполняют не только свой религиозный долг, но и получают прекрасную возможность разбогатеть и подняться по социальной лестнице. Беспрерывные наступательные войны подтачивают мощь Золотой Орды, и вся ее территория входит в состав русского государства еще в XIV веке. Русское государство становится самым обширным и могущественным в Европе. Монголы и другие кочевые народы на его территории становятся католиками. Для детей открываются школы, где преподавание ведется на русском языке и на латыни. Русские конкистадоры проходят всю Сибирь до Тихого океана, перебираются на Аляску и начинают двигаться на юг американского континента. И продвижение это продолжается до тех пор, пока они не доходят до испанских владений.
КАТОЛИЧЕСКАЯ РОССИЯ
Католическая Россия осталась такой, как и сейчас со всеми ее достижениями и пробелами. Надежды апологетов католицизма на то, что страна будет совершенно иной, похожей чуть ли не во всем на страны Западной Европы, развеялись как дым. Изменились лишь представления о законности и правах человека, поскольку западная правовая система начала бы утверждаться еще в средневековой Руси. Несколько выше был бы и уровень жизни россиян, потому что западные технологии легче и быстрее укоренялись на российской почве.
Российская католическая церковь получила автономию. Россия — слишком обширная страна для того, чтобы ею можно было эффективно управлять из Рима. Россия никогда не теряла связи с европейскими странами, поддерживая с ними культурные и экономические контакты. Но о полноценном участии России в европейском союзе в западных политических кругах даже никогда не заходило речи.
Принятие христианства западного толка не сделала Русь/Россию полноправной сестрой европейского союза. Когда монгольские орды хлынут на Русь, ни один европейский монарх не пошлет на помощь свои военные отряды. Зато немецкие, датские и шведские крестоносцы не преминут воспользоваться слабостью русских княжеств, чтобы урвать лакомый кусочек. Но получат по зубам.
Во времена Смуты католическая Польша будет поддерживать самозванцев и сделает попытку присоединить Россию. Когда разразится восточный кризис христианская Европа поддержит Османскую Турцию и пошлет свои войска для войны с Россией. Во времена гражданской войны ни одно христианское государство не удержится от соблазна пограбить Россию.
Новый двадцать первый век ничего не изменил в отношении Запада к России. Братья по вере не стали братьями, по-прежнему оставаясь врагами. Огромные пространства, сказочные ресурсы по-прежнему притягивают алчные взгляды Запада. Да и русские католики для них какие-то неполноценные, второсортные католики. Они так непохожи на людей западной цивилизацией. Они никак не могут принять новых ценностей западной цивилизации. И это пугает, и вызывает ненависть.
И как тут русским людям не задуматься в который раз: а правильный ли выбор сделал великий князь Владимир в далеком 988 году, когда поверил байкам и россказням многочисленных прелатов папы римского.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.