Ученик / Хрипков Николай Иванович
 

Ученик

0.00
 
Хрипков Николай Иванович
Ученик
Обложка произведения 'Ученик'
Ученик
Всякое знание относительно

8

Привыкший к тому, что его дома будили очень рано, Иоганн проснулся с рассветом, как только утреннее солнце прошлось теплым лучом по его лицу. Сказался вчерашний напряженный день, кардинальная смена обстановки, и потому его сон был очень глубок, и когда он проснулся, то некоторое время лежал, мучительно соображая, где он и что с ним, как это происходит с человеком, проснувшимся после буйной попойки. Но память быстро высветила всё и расставила по местам. Он тяжело вздохнул. Новая полоса жизни отнюдь не сулила ему ничего приятного. Он затаил дыхание и стал прислушиваться. В доме царила полная тишина. И приглушенный стук часов за стеною отмеривал ее ход. Это был его промах. Нужно было вчера еще расспросить Учителя о распорядке дня. Порой сущая мелочь ставит человека в очень неловкое положение. В бюргерской жизни регламентирование — это почти всё. День расписан не по часам, а по минутам. Любое нарушение привычного хода вещей могло быть вызвано только чрезвычайными обстоятельствами. Пожар там, война, смерть близкого или визитом короля.

Что же ему теперь делать? Продолжать оставаться в постели или всё-таки подняться? А может быть, кашлем подать сигнал о своем пробуждении? Но в том случае, если здесь поднимаются позже, тогда его поведение будет расценено как грубость. Хорошенькая перспектива: с первого же дня прослыть грубияном! И как долго ему придется затем отмывать это грязное пятно и доказывать, что он не верблюд. Лучше всего подождать. Как только он услышит какое-нибудь движение в доме, так сразу и поднимется.

Ждать пришлось довольно долго. И Иоганн даже несколько заскучал от затянувшегося утреннего лежания. У них дома в это время уже во всю кипела жизнь.

«А взять, да и удариться в бега! — неожиданно подумал он. — Пойти наемником в королевскую армию. Там постоянная нехватка. Королю всегда нужны новые солдаты. И на военной службе можно сделать великолепную карьеру. Можно так прославиться — ого-го!» Он начал фантазировать, несколько раз погружаясь в полудрему и опять возвращаясь в реальность…

Когда он вышел из своей комнаты, то чуть ли не нос носом столкнулся с рыхлой грузной женщиной и догадался, что это и есть прислуга, о которой вчера упомянул Учитель.

— Я уже собиралась будить молодого господина. Видно он большой любитель подремать по утрам, — сказала она.

Иоганн смутился.

— Простите меня! — прошептал он. — Но Учитель мне ничего не рассказал о распорядке. Я чувствовал себя так неудобно. Я боялся, что потревожу его, если он еще спит. Совершенно нелепое положение!

— Ты правильно поступил. В этом доме встают очень поздно. И всё из-за того, что очень поздно ложатся спать. Ну, а сейчас к столу! Через несколько минут подойдет и сам господин философ, который сейчас фыркает в ванне.

Иоганн следом за прислугой прошел на кухню. Вскоре туда вошел и Учитель, который был, как и вчера, в халате, но сейчас это уже не смущало Иоганна, хотя в бюргерских домах было принято выходить к столу лишь в приличной одежде.

— Грэта уже успела передать мне вашу жалобу на меня, что я не успел сообщить вам распорядок, — сказал Учитель. — В чем я и раскаиваюсь!

Иоганн покраснел. И вовсе он не жаловался. Его слова были переданы превратно. И снова Грэта, Грэтхен…Странное совпадение, хотя одна отличается от другой, как земля от неба.

— Я прошу прощения! Просто я хотел у фрау Грэты…

— Не оправдывайся, Иоганн! Виноват же я! Да, я встаю поздно. И не только потому, что поздно ложусь, в то время, когда уже все обыватели мирно почивают. Утреннее время, пожалуй, единственное, когда можно без спешки и даже без особого напряжения думать о том, о чем тебе хочется думать. Для размышления это самые благоприятные часы. К тому же самые лучшие мысли ко мне приходят в лежачем положении. И мне легче записывать их, когда я лежу. За это некоторые меня, как Грэта, например, считают лежебокой и бездельником. Но всё, что я сделал достойного, я сделал это во время утреннего валянья. Дневные часы мне требуются лишь для оформления того, что я надумал за утро. Однако ты, Иоганн, можешь вставать, когда тебе это угодно. Если тебе нравится встречать утреннюю зарю, встречай ее, дружок!

Грэта поставила перед ними тарелки со шницелями, дышащими жаром, и жареной капустой, и Иоганн жадно набросился на еду. Он был голоден. Дома он завтракал значительно раньше. И его желудок не мог с первого же дня перестроиться на новое расписание.

— Прошу простить меня, Учитель! Может быть, я тороплюсь, но мне хотелось бы узнать, как будут проходить занятия, — проговорил Иоганн, разделавшись со шницелем.

— Если ты подумал, что всё будет так, как в школе, то ты, к своему счастью, ошибаешься.

Голос у Учителя был веселый.

— Я уже говорил тебе о том, что философия это не наука, а образ жизни. Ее нельзя изучать так, как изучают арифметику или каких-нибудь глистов…

Грэта возмущенно фыркнула:

— Господин философ!

Но Учитель не обратил на нее никакого внимания.

— … с восьми утра и до шести вечера. А потом помыть руки и пойти в ближайшую пивнушку поболтать с дружками или отправиться в оперу, или на свидание со своей подружкой, полностью выкинув из головы то, чем занимался в течение дня. Философией, Иоганн, не занимаются от и до такого-то времени. Ей живут. Это воздух, вода и пища. Это всё! Философ везде и всегда остается таковым. Даже, извини, Грэта, когда он сидит в нужнике. Иначе он не философ.

Грэта подала фаршированные блинчики. Всё-таки Учитель вчера оказался не прав, говоря об ее кулинарных способностях. Иоганн уминал один блин за другим, и Грэта с умилением глядела на него, в то время, как Учитель ел мало, вяло и с полным равнодушием к еде.

— Куда бы ни занесло философа, он постоянно размышляет, старается проникнуть в сущность явлений и предметов. Созерцание нового наталкивает его на новые мысли. И в этом-то заключается его отличительная черта, то, что отделяет его от подавляющего большинства людей, которые не утруждают себя размышлениями, если, конечно, это не касается чего-либо конкретного. Таким образом, философ — это человек, который постоянно думает.

— Но думают все! — осмелился Иоганн. — Человек — существо разумное.

— Ты не прав, юный друг. По большей части те, кого ты назвал «всеми» не думают, а пребывают в состоянии сна разума. Их мысль, как бабочка, порхает с одного цветка на другой, не оплодотворяя ни одного из них. Потухшим взором глядят они в окно; а если куда-то идут, то думают только об одном: поскорей бы добраться до цели своего маршрута. А ведь прогулка — это очень хорошее время для размышления. Если они сидят за столом, то тупо уставятся в содержимое своих тарелок и прислушиваются лишь к своему желудку. Я уже не говорю о бесконечной бессодержательной болтовне, чтении глупейших книжек и многих других занятиях, которым сами же люди, по их признанию, предаются для того, чтобы убить время. Но даже и в том случае, когда люди думают, это нельзя назвать думаньем. Это бесконечное пережевывание конкретной реальности: кто что сказал, кто что сделал, кто куда пошел, кто с кем и как…Большинство людей не могут оторваться от поверхности земли и воспарить, говоря высокопарно, в небесные дали. У людей на ногах стопудовые гири, а вместо крыльев, приспособления для хватанья. Люди по большей части — существа внешние, поэтому им нужны какие-то события, соседи, друзья и недруги, чтобы что-то происходило в их жизни, то, что давало бы им возможность почувствовать себя существами живущими. Поэтому они очень много суетятся. Если бы люди думали по-настоящему хотя бы минут пятнадцать в сутки, уверяю тебя, жизнь была бы совершенно иной, потому что иными были бы люди. Однако не считай, что я осуждаю людей…Доля мозга в человеческой массе также невелика. Хотя больше, чем у других животных. Но гораздо большее место в общей массе тела занимает желудок, который в данное время ты слушаешь гораздо внимательней, чем голос разума.

Иоганн чуть было не поперхнулся пирожком с вареньем. Грэта снова осуждающе поглядела на Учителя. Но он уже привык к подобным взглядам и нисколько не обращал на них внимания.

— Вот когда ты хорошо поешь, твои жизненные ценности переместятся. Ты уже не будешь думать о том, как утолить чувство голода. Твои мысли будут вращаться вокруг того, что неплохо было бы сейчас развлечься, познакомиться с какой-нибудь юной фурией.

— Фи!

Грэта демонстративно загремела тарелками, изредка кидая негодующие взгляды на Учителя.

— Пей, Иоганн, морс! Ты даже не допил второго стакана!.. Так вот, главным твоим занятием отныне станет размышление.

— Но как же так, Учитель! Вы только что сейчас сказали, что абсолютное большинство людей не способно к размышлению. Скорей всего к этому абсолютному большинству отношусь и я.

Иоганн почувствовал, что разгорячился. И тут же умолк. Он потянулся за стаканом с морсом. Приподнял его над столом и повертел.

— Вот стакан с морсом. Что о нем можно размышлять? На какие глубокие мысли он может натолкнуть? Первая мысль, которая приходит на ум, то, что стакан стеклянный. Морс мутного цвета. На дне стакана разварившиеся ягодки. На вкус морс кисловато-сладкий. Этот морс сварила фрау Грэта. Ну, что еще? Больше ничего и не приходит на ум.

— Отлично, Иоганн! А теперь я беру стакан с морсом.

Учитель отхлебнул глоток и поставил стакан на стол.

— Не скажешь ли, Иоганн, что я сейчас сделал?

— Отпили глоток.

— Извини, Грэта!

Учитель повернулся к прислуге. Он взял стакан и вылил морс на пол.

— А сейчас что я сделал?

— Вылили морс на пол.

— Есть ли что-то общее между двумя моими действиями?

— Морса в стакане стало меньше, после того, как часть его вы вылили на пол.

— Совершенно верно! Но в первый раз я использовал морс по его прямому назначению. А его прямое назначение — утолять жажду. Поэтому я пил морс. А во втором случае я использовал его не по назначению: лил на пол. Морс варят не для того, чтобы лить его на пол. Если, конечно, это не произошло случайно.

— И что же из того?

Иоганн недоуменно пожал плечами. Что всем этим хотел сказать Учитель?

— Как же «что из того»? Вот тебе и толчок для размышлений о целесообразности и нецелесообразности наших действий.

— Погодите! Погодите, Учитель! Да так же можно что угодно пристегнуть для рассуждений!

К концу завтрака у Иоганна родилось смутное подозрение, что Учитель разыгрывает его. Он решил посмеяться над ним. Видно, это тоже входит в план обучения.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль